Автор: Мамиева Залина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 45
Населённый пункт: город Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: конспект урока математики
Тема: "Доли"
Раздел: начальное образование
Тема: « Доли».
Класс: 3.
УМК: «Школа-2100».
Авторы учебника: Т. Е. Демидова,С. А. Козлова, А. П. Тонких.
Учитель: Мамиева З. С.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: научить учащихся записывать и читать доли.
Задачи: обучающие-
создать
условия
для
формирования
понятия
о
доле
числа,
о
составных частях доли числа;
развивающие- учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать;
развивать активность
и коммуникабельность и навыки культуры
труда(организация, планирование) ;
воспитывающие- развивать умение работать в паре.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
включение
в
учебную
деятельность
на
личностно
-
значимом
уровне, умение
самостоятельно определять познавательную цель, предполагать свои действия.
Метапредметные УУД:
Познавательные: перерабатывать и обобщать полученную информацию; находить ответы
на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
на
основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и в учебнике; уметь
сравнивать цель и результат;
делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные: организовывать
свою
деятельность; определять и формулировать цель
деятельности;
осуществлять
самоконтроль;
оценивать
результаты
своей
деятельности;
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с
выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
Коммуникативные:
соблюдать
простейшие
нормы
этикета:
договариваться
с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей
позиции;
сотрудничать,
договариваться
о
последовательности
действий
и
результате,
учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять,
называть и записывать доли.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.
-Сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь, улыбнитесь.
-Запишите в тетрадях дату.
-Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы на уроке сделать для себя
открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь
поддерживать товарища.)
II.
Мотивация к учебной деятельности.
На доске:
5
10
12
21
увеличь на 3
увеличь в 3 раза
4
24
40
56
уменьши на 4
уменьши в4раза
Сравни:
a : a * a : 1 4дм 5см * 46см
b - b * b : b 1м * 100см
c : 7 * c : 8 2дм * 10см
35 : d * 30 : d 1кв.дм * 10кв.см
Решите задачи.
-Бобр может откусывать от ствола щепки, длина которых в 3 раза больше, чем 5
см.Какова длина этих щепок?
-Ствол толщиной 12 см Сева может перепилить за 3 мин. Ствол какой толщины он
может перепилить за 6 мин?
-У Миши х марок, а у Кости у марок. Ск. всего марок у мальчиков? На ск. марок у
Миши больше, чем у Кости? Во ск. раз у Миши марок больше, чем у Кости?
-За а заколок Лена заплатила b рублей. Ск. таких заколок можно купить за с рублей?
Самопроверка по образцу на доске.
Решите ещё одну задачу.
-У Севы и Кости было 40 орехов. Пятую долю орехов мальчики съели. Ск. орехов
съели?
-Можем решить задачу?
-Почему?
III.
Определение темы урока.
-Теперь подумайте и скажите, чем будем заниматься на уроке?
-Какая будет тема урока?
-Тема нашего урока «Доли».
-Какую задачу перед собой поставим? (Узнать, что такое доля. Научиться читать,
записывать доли.)
IV.Работа над новым материалом.
-Какие фрукты, овощи можно без ножа разделить на равные части?
(Мандарин, апельсин, чеснок.)
-Как называется каждая из их равных частей?
(Доля.)
-А как можно разделить на доли другой фрукт или овощ? (Воспользоваться ножом.)
-Любые части будут называться долями? Какое условие непременно должно
соблюдаться? (Части должны быть равными.)
-Только съедобные предметы можно делить на доли?
1.
Практическая работа с геометрическим материалом.
а)-Возьмите круг. Разделите его сгибанием на две равные части .Разорвите по линии
сгиба. Возьмите одну из двух равных частей. Как она называется? (Доля, половина.)
-По-другому эта доля называется одна вторая и записывается так.
Запись учителем на доске и детьми в тетрадях:
½.
-Что в записи обозначает число 2?
(Целый круг разделили на две равные части.)
-А что обозначает число 1?
(Взяли одну из этих равных частей.)
*-Сколько вторых долей (половин) у целого круга?
б) Деление прямоугольника на 3 равные части.
-Как называется каждая из частей? (Треть.)
-По-другому эта доля называется одна третья и записывается так:
1/3.
Запись на доске и в тетрадях.
-Что в этой записи обозначает число 3?
(Целую фигуру разделили на 3 равные части.)
-Что обозначает число 1?
(Взяли одну из этих равных частей.)
*-Заштрихуем две части из трёх.
-Как назовём такую долю?
(Две третьи.)
-Как запишем?
(2/3)
-Что в записи обозначает число 3?
(Целое разделили на три равные части.)
-Что обозначает число 2?
(Взяли две из этих равных частей.
*-Ск. всего третьих долей в целом прямоугольнике?
*-Какая доля больше: 1/3 или 2/3?
в) Деление квадрата на 4 равные доли тремя способами.
-Как назовём каждую из долей?
(Четверть.)
-Как запишем?
Запись на доске и в тетрадях: ¼.
-Что в записи обозначает число 4?
-Что обозначает число 1?
*-Какую геометрическую фигуру представляет из себя ¼ доля квадрата в каждом из
случаев?
(Квадрат, прямоугольник, треугольник.)
*-Ск. всего четвёртых долей в целом квадрате?
2.
Работа с учебником (с. 76).
а) №1.
б) Работа над правилом.
-Если целое разделим на n частей и возьмём одну часть, то как назовём такую долю?
-Совпали наши предположения с тем, что говорят авторы учебника?
Вывод:
в записи доли нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей)
разделили целое, а верхняя- сколько таких долей взяли.
V.
Физминутка. «Молчанка»
-На доске записаны доли.
Если показываю ½- приседаете,
если 1/3- маршируете,
если ¼- наклоны в стороны,
если 1/5- прыжки на месте,
если 1/6- руки вверх.
VI.
Первичное закрепление.
-Применим новые знания.
а) №3, с. 77.
-Что обозначает в записи каждое число?
б) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по образцу.
№4.
-Все выполнили работу?
-Оцените работу друг друга.
в) Задача на смекалку.
-Как разрезать головку сыра на 8 частей, сделав только 3 разреза?
-Какая часть осталась на блюде?
VII.
Рефлексия.
а) Решение «проблемной» задачи.
-Как же узнать, сколько орехов съели мальчики?
(Все орехи, т.е. целое, разделить на 5 равных частей и взять одну часть.)
б) Повторение сведений о долях.
-Какую задачу ставили на уроке?
-Выполнили её?
-Что показывает число под чертой? (Число над чертой?)
в) Осознание учащимися своей учебной деятельности.
-Где вам пригодятся ваши знания?
VIII.
Домашнее задание.
Задание по выбору:
№6- указать доли, решить примеры;
№7-указать доли подобрать числа так, чтобы получились верные равенства.