Автор: Вашкевич Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1905
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО КАЧЕСТВО И КРИТЕРИИ.
Раздел: начальное образование
классификатор УДК 373.1 или 373.3
СОВРЕМЕННОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО
КАЧЕСТВО И КРИТЕРИИ.
Вашкевич Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов
ГБОУ Школы №1905, Москва
yulia.vc@yandex
Аннотация.
В
рамках
данной
статьи
рассматривается
актуальность
качества
образования
в
РФ,
его
целевое
направление,
составляющие
компоненты,
факторы,
влияющие
на
повышение
качества
образования.
Рассмотрены возможные показатели качественного образования на уровне
начального
общего
образования
в
общеобразовательной
организации.
Акцентировано
внимание
на
необходимости
создания
формы
критерия
оценивания внеурочной деятельности.
Ключевые
слова:
качество
образования;
образовательная
программа;
внеурочная деятельность.
CURRENT PRIMARY GENERAL EDUCATION, ITS QUALITY AND
CRITERIA.
Vashkevich Julia S.
Primary school teacher
GBOU School №1905, Moscow
yulia.vc@yandex
Annotation. As part of this article examines the relevance of quality of
education in the Russian Federation, its target direction, component parts, the
factors affecting the increase in quality of education. Possible indicators of quality
education at the level of primary education in the educational organization. It
stressed the need to create a form of evaluation criteria extracurricular activities.
Keywords: education quality; educational program; extracurricular activities.
Проблема оценки качества образования на сегодняшний день занимает
одно
из
приоритетных
мест
во
всем
мире. Важное
место
качество
образования
и
его
повышение
занимают
и
в
направлениях
развития
образовательной системы РФ. От качественного образования, от эффективной
слаженной
деятельности
образовательный
организаций
зависит
политическое,
экономическое,
культурное
будущее
страны.
Созданная
национальная региональная система независимого мониторинга и оценки
качества образования на всех его уровнях предполагает обеспечить создание
новых
инструментов
и
оценочных
процедур
(включая
международные
исследования качества) как в общем, так и в профессиональном образовании.
Не
так
давно
термин
«качество
образования»
в
нашей
педагогике
отсутствовал.
Учитывали
знания
учащегося,
степень
воспитанности,
прилежание. Применяемые
до
недавнего
времени
формы
и
методы
государственного
контроля
качества
образования
и
его
оценки
были
направлены
в
основном
на
обеспечение
процессов
функционирования
образовательных организаций. Однако оценочные процедуры, проводимые
один раз в пять лет, не позволяли своевременно и в полной мере выявлять
имеющиеся
в
образовательных
организациях
проблемы
и
затруднения,
осуществлять
консультационно-методическую
поддержку
для
разработки
процессов
совершенствования
и
повышения
качества
образовательной
деятельности.
На
сегодняшний
день
о
качественной
стороне
образования
высказываются политики, ученые, привлекаются педагогические работники,
организовываются новые экспериментальные площадки. Обсуждается само
понятие «качество образования» и его критерии.
Федеральный закон от 29
декабря
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
определяет качество
образования
как
комплексную
характеристику
образовательной
деятельности
и
подготовки
обучающихся
к
дальнейшей
социализации.
Качество
образования,
подготовки
и
совершенствования
деятельности
складывается
из:
качества
преподавания,
качества
кадров,
качества
образовательных
программ,
качества
ресурсов
материально-
технической базы, качества подготовки учащихся, качества управлений.
В связи с этим измерение качества образования должно осуществляться
не только со стороны образовательных структур, но и со стороны общества, и
со стороны независимых оценочных организаций.
Процесс образования нельзя назвать индивидуальным по своей сути, он
многомерный
и
многосторонний,
поэтому
повышения
качества
можно
достигнуть
в
том
случае,
если
все
участники
этого
процесса
будут
заинтересованы.
Поэтому
перед
руководителями
образовательных
организаций
на
сегодняшний
день
стоит
необходимость
организации
качественной взаимосвязи всех участников образовательного процесса. И
педагоги в этой цепи несут ведущую роль. Поэтому повышение качества
образования
на
уровне
учителя
предполагает
хорошее
представление
о
предстоящей работе (урок в системе уроков, предмет в системе предметов).
Чётко знать, что хочет добиться от учащегося и обратить особое внимание на
определение того, как пройдут путь к предполагаемому результату учащиеся
с
различными
уровнями
учебной
успешности,
какие
возможны
у
них
затруднения
и
как
их
можно
будет
преодолеть.
Качество
достижения
конечного
результата
у
преподавателей
зависит
от
физиологического,
психического и нравственного здоровья, образованности, общекультурной
грамотности, профессиональной подготовки. Таким образом, опыт, знания
психологии, умение анализировать и прогнозировать - это ещё один важный
фактор повышения качества образования.
Сейчас
системный,
разноплановый,
доступный
подход
выдвигает
на
первый план непрерывный процесс совершенствования и развития. При этом
важнейшим
параметром
качества
образования
становится
качественная
работа
школ
и
степень
участия
родителей
и
общественности
в
ее
деятельности.
Учителя,
руководители,
родители
учащихся,
представители
бизнеса
ученые,
деятели
культуры,
общественные
деятели,
они
вместе
соуправляют
школой,
принимая
решения
по
всем
важным
вопросам
жизнедеятельности
образовательной
организации.
Родители,
которые
заинтересованы
в
успехе
своего
ребёнка
всегда
будут
заинтересованы
в
успехе
школы
и
встанут
на
её
защиту
в
определённых
ситуациях
взаимоотношений
с
внешним
миром.
Открытость,
доверие,
доступность
является важным фактором повышения качества в образовании.
Таких факторов на сегодня достаточно, поэтому возникает вопрос: что
взять
в
качестве
критерия
качества
образования?
Чем
именно
повысить
уровень
образования?
Система
критериев
качества
образования
сейчас
находится на стадии активного поиска, разработок, апробации.
Поэтому
последние
годы
стала
актуальной
проблема
качества
образования,
вызванная
возрастанием
требований
учащихся
и
запросом
семьи,
общества
и
государства
к
результатам
образования,
где
ведущим
компонентом в структуре Стандарта становятся Требования к результатам
освоения основной образовательной программы начального образования.
В
качестве
примера
рассмотрим
какие
показатели
могут
обеспечить
оценку
качественного,
удовлетворительного
образования
на
уровне
начального общего образования в общеобразовательной организации.
Начальное
общее
образование
важная
ступень
в
системе
школьного
образования.
Данный
этап
характеризуется
становлением
учебной
деятельности
как
ведущей.
И
от
того,
как
будет
сформирована
опорная
система
знаний,
предметных
и
универсальных
способов
действий,
обеспечивает возможность продолжения образования по всем его ступеням,
желание
и
умение
совершенствовать
свое
образование
всю
жизнь.
На
основании
Федерального
закона
от
29
декабря
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации» система внешней оценки качества
образования
строится
на
основе
оценки
образовательных
результатов,
структуры
образовательной
программы
и
условий
осуществления
образовательной деятельности.
Поэтому
ведущим
объектом
исследования
будет
образовательная
программа её содержание, полнота и сроки реализации.
Критериями качества могут быть следующие:
наличие
разделов
программы
и
их
полнота
(целевой,
содержательный, организационный), содержание и система оценки
достижения планируемых результатов.
срок реализации программы
наличие учебного плана и отражение в нём углублённого изучения
отдельных предметов и этнокультурного компонента.
наличие программы внеурочной деятельности, содержание, сроки
реализации и планируемые результаты.
наличие нормативно- правовой документации
наличие программы коррекционной деятельности, программ для
детей с ограниченными возможностями и адаптивных программ.
наличие
и
соответствие
санитарно-
гигиеническим
нормам
календарного учебного графика
организация внутришкольного контроля.
уровень материально – технической базы
учебные
пособия
и
учебники,
используемые
при
реализации
образовательной программы.
условия реализации программы (уровень преподавания предмета)
Рассматривая данные критерии хотелось бы остановиться на внеурочной
деятельности. Оценка внеурочной деятельности в настоящее время не имеет
своего
качественного
отображения
в
открытой
системе
образовательной
организации. Тем не мене, внеурочная деятельность занимает важную роль в
развитии
личности
ученика
начальной
ступени
образования,
в
его
дальнейшем ориентировании в образовательном процессе. Поэтому считаю
необходимым в ближайшее время сформировать форму результативности
реализации программ внеурочной деятельности, как неотъемлемую часть
основной образовательной программы, которую можно было бы представить
в открытом доступе на официальных сайтах школ. Также это может быть
открытый
опросник
для
законных
представителей
обучающихся.
Это
позволит
объективно
оценить
качество
реализации
программ
внеурочной
деятельности и выработать стратегию дальнейшего развития.
В
соответствии
с
законом
РФ
«Об
образовании»
государственная
политика в области образования строится на основе Федеральной программы
развития
образования.
Целью
программы
обозначено
«развитие
системы
образования
в
интересах
формирования
гармонично
развитой,
социально
активной,
творческой
личности».
Эту
цель
планируется
достичь
путем
решения
задач
в
областях:
социальной,
управления
образованием,
содержания образования, образовательных технологий, а также материально-
технического,
финансового,
правового
и
кадрового
обеспечения
системы
образования. Многие представители науки, образования, политики работают
на
реализацию
этой
цели.
И
управление
качеством
образования
в
этом
процессе имеет важную роль.
Литература
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"//СПС «Консультант Плюс».
2.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты от1 марта 2012
года.
3.
Бахмутский А.E. Оценка качества школьного образования. Дис. д-ра пед.
Наук. СПб., 2004.- 343 c.
4. Педынина Е. И. Внешний аудит как средство оценки качества
образовательной деятельности (на примере организаций среднего
профессионального образования) Дисс. на соиск. ученой степени к.пед.н.
Улан-Удэ, 2015.