Автор: Сергеева Татьяна Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ - Центр развития ребенка - детский сад №29 Населённый пункт: г. Жуковский Наименование материала: Доклад Тема: Толерантность Раздел: дошкольное образование
концепция
)
Сергеева Т.В.
Нормой жизни каждого человека, взрослого и ребенка,
должна
быть
ТОЛЕРАНТНОСТЬ,
и
заключенные
в
этом
понятии
идеи
конструирования
социальной
идеологии,
способной
«помочь
разным
по
своему
мировоззрению,
непохожим людям жить рядом друг с другом».
С
серьезными
рассуждениями
об
этой
проблеме
выступил
в
своей
статье
А.Г.
Асмолов
–
доктор
психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии
личности психологического факультета МГУ «Мы обречены
на
толерантность»
(«Семья
и
школа»
№11-12,
2001
г.).
Правительством
России
принята
Федеральная
программа
«Формирование
установок
толерантного
и
профилактики
экстремизма в российском обществе».
Ответ на вопрос, какой должна быть толерантная личность , дают
переводы этого слова с языков народов мира.
В английском языке толерантность означает «готовность или
способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли,
поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать,
проявлять великодушие в отношении других».
В арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание,
благосклонность, терпение, расположение к другим».
В персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к
примирению».
Эти положения, на мой взгляд, могут служить основополагающими
установками формирования толерантного сознания и поведения, которые
должны начинаться с дошкольного возраста.
Для решения этих задач выдвигаю следующие концептуальные идеи :
- обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших
направлений гуманистического воспитания;
- формирование понятия «толерантность» как новой социальной идеологии
о личности, семье, гражданственности (активной жизненной позиции),
обществе;
- развитие понятия «толерантность» как средства глобального
человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждения
конфликтов, правонарушений, проявления экстремизма и насилия.
Видение у детей толерантного поведения, предпосылки формирования
толерантного сознания.
В основе содержания этой деятельности лежит:
1. формирование представлений ребенка о себе как человеке, осознание
своей уникальности, самоценности, неповторимости личности;
2. развитие представления о других людях на основе сопоставления,
выделения сходства и различий;
3. сообщение знаний об окружающем мире, явлениях окружающей
действительности в соответствии с базисной программой (быт, уклад,
традиции, особенности жизни семей разных народов), культура, героика
подвигов;
4. воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки
умения удовлетворять их не в ущерб другим;
- осознания ребенком своих возможностей; воспитания умения поступать в
соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознание своих достоинств и недостатков; проявления критичности, осознания
ребенком своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; умения
отстаивать свои права, считаться с правами других; способности к проявлению
терпимости, уважению традиций, культуры; определения вместе с детьми правил и
норм «человеческого общежития» наряду со знакомством с понятиями: «Правила»,
«Закон», «Норма», «Требования», «Традиции»;
- умения давать оценку своим действиям, поступкам; поступкам других;
- способности к самореализации; принятию собственного выбора, решения; умения
прислушиваться к мнению других;
- умения мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- понимания значимости и самоценности жизни каждого человека;
- побуждения интереса к жизни других людей, средствам их общения между собой.
Средства воспитания толерантного поведения:
- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в
условиях обогащенной гуманистической среды, создание атмосферы добра и
взаимопонимания;
- гармонизация отношений в социуме (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый,
детский сад-семья, семья-ребенок-школа, социум) с целью постижения детьми
сложной науки – жить среди людей;
- через игру, удовлетворяя естественную детскую потребность,
культивирование другой точки зрения;
- концентрация внимания детей в процессе знакомства с художественной
литературой, устным и художественным творчеством людей разных народов на
общность культур;
- использование благородных заповедей всех мировых религий в воспитании
добра и милосердия;
- сотрудничество, взаимодействие детского сада с семьей на основе
разработки индивидуальных программ помощи ребенку для каждой семьи.
«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое,
она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на
котором мы только и можем понять друг друга… Доброта
избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных
обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще
вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек
становится Человеком только благодаря другому человеку…»
Виктор Розов, драматург