Напоминание

"Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"


Автор: Петренко Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ССОШ № 2 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Сертолово Ленинградской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов №2"

Обобщенный педагогический опыт воспитателя

Петренко Светланы Владимировны

Тема опыта:

«Использование технологии ТРИЗ

в речевом развитии дошкольников»

г. Сертолово

2017

1.

Актуальность, значимость опыта:

XXI

век

по

праву

можно

считать

веком

расцвета

инновационных

технологий,

которые

активно

внедряются

в

самые

разнообразные

сферы

человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится

одной из самых значительных.

Возросшие

требования

к

технологичности

образовательного

процесса

обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и

перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса

— развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни —

требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных

педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта

деятельности

это

его

самостоятельность,

активность,

инициативность,

проявление

творчества

в

познании,

общении,

игре

и

посильном

труде.

Поэтому

проблема

овладения

современными

технологиями

организации

педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными

проблемами современного дошкольного образования.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу

педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте

проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и

мой опыт педагогической деятельности.

Актуальность

использования

технологии

ТРИЗ

несомненна.

Среди

проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все

большее

значение

приобретают

те,

которые

связаны

с

поисками

путей

повышения

качества

и

эффективности

целенаправленного

воспитания

в

условиях

современной

кризисной

ситуации

в

экономике,

духовной

и

культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых

средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые,

во-первых,

многофункциональны

по

своему

характеру;

во-вторых,

способствуют

самореализации,

самовыражению

личности;

в-третьих,

интересны

детям;

в-четвертых,

органически

вписываются

в

современные

учебно-воспитательные

системы.

Таким

развивающим

средством

является

технология ТРИЗ. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую,

диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

Считаю, что технология ТРИЗ актуальна при решении следующих задач:

воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;

осуществление

системного

подхода

при

ознакомлении

детей

с

человеком и миром, формирование системного мышления;

развитие у ребенка умения знать и любить себя;

развитие творческого воображения, любознательности, фантазии

дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

развитие у детей способностей грамотно действовать во всех

сферах

человеческой

деятельности:

в

семье,

в

обществе,

во

взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;

развитие

у

ребенка

чувства

уверенности,

базирующегося

на

сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и

недостатков в себе самом и в окружающих.

Таким образом, видно, что данная технология актуальна в настоящие

дни. Использование ТРИЗ является весьма интересным, познавательным и

эффективным

направлением

не

только

в

развитии

детей,

но

и

в

совершенствовании возможностей взрослых. Исследование и изучение данных

ТРИЗ

своевременно,

целесообразно

и

значимы

в

современном

мире

педагогике и образования.

2.

Содержание опыта:

Использование технологии ТРИЗ в моей работе занимает важное место.

Как

показывает

опыт,

уровень

развития

творческого

мышления

у

детей

недостаточно

высок.

Об

успешности

развития

у

детей

творческой

деятельности

свидетельствуют

увлеченность,

способность

переноса

приобретенных

знаний

и

умений

в

практическую

деятельность,

развитое

критическое,

творческое,

системное

мышление,

фантазия

и

воображение,

способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения

творческих

задач.

Низкая

логическая

«вооруженность»,

низкий

уровень

видения

объектов

окружающего

мира

в

системе

проявляется

в

неумении

самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить

системно, с пониманием происходящих процессов.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас,

развиваются творческие способности.

-

ТРИЗ

помогает

формировать

диалектику

и

логику,

способствует

преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится

отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно

находить оригинальные решения.

-

ТРИЗ

способствует

развитию

наглядно-образного,

причинного,

эвристического

мышления;

памяти,

воображения,

воздействует

на

другие

психические процессы.

Как можно использовать ТРИЗ:

в воспитании у детей качеств творческой личности;

в коррекции правильного звукопроизношения;

в формировании словаря;

в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

в развитии элементарных математических представлений;

в развитии конструктивной деятельности.

Я использую много дидактических игр (здесь дети не только получают

новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы

умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в

решении

поставленной

задачи).

Я

начала

такую

работу

с

простых

игр

и

упражнений, предлагаемых Л. А. Венгер «На что похожи?», «Волшебные

картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки». Большое внимание уделяла

систематичности

проведения

игр

и

упражнений:

«Дорисуй»,

«Какая

игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки,

которые

способствовали

преодолению

инерции

мышления

и

являлись

гимнастикой для ума.

Также

использую

метод

«эмпатии»,

который

основан

в

полном

отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: например, мы собрались

мыть руки, я спрашиваю детей,

о чём сейчас думает мыло, если дети

затруднялись,

то

первые

варианты

давала

я

сама

-

боится,

что

мы

его

испачкаем

своими

руками,

радуется

тому,

что

оно

поможет

сделать

руки

чистыми и т.д./, потом предлагаю взять образ цветочка на клумбе, образ

муравья ползущего по асфальту и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и

представляли очень интересные варианты ответов.

Элементы

ТРИЗ

я

применяю

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим миром, развитию речи, изодеятельности

и в математическом

развитии ребенка. Формируя элементарные математические представления у

воспитанников подготовительной группы на основе этой системы, убедилась в

том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не

только формируются математические представления, но и развивается речь,

формируются

способности

к

изобразительной

деятельности,

происходит

и

познавательное развитие ребёнка).

Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных

моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке

и

в

игровой

деятельности.

Успешно

вписывается

ТРИЗ

и

в

проектной

деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети

находят

выход

из

проблемной

ситуации,

составляют

план

её

решения,

продумывают

продукты

проекта,

а

потом

их

реализуют

в

практической

деятельности.

Заметив результативность использования элементов ТРИЗ и интерес к

ним детей мною разработана программа по ТРИЗ, основанная на методике

С. Гин. ( Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов

дошкольных учреждений, Минск, 2008.)

Итак, все общеобразовательные программы дошкольного образования

включают в себя развитие общих и специальных способностей детей, но не

дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ -

это

система

методов

и

приемов,

которые

можно

использовать

во

всех

образовательных

областях

дошкольного

образования,

то

она

максимально

увеличивает

эффективность

любой

программы.

Технология

ТРИЗ

способствует

внесению

новых

идей

в

разработку

содержания

и

методов

умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста.

3.

Адресная направленность опыта.

Данный

опыт

может

использоваться

творческими

педагогами

с

младшего дошкольного возраста

для развития

у детей нестандартного

мышления. Комплекс приёмов, направленный

на развитие

творческих и

умственных

способностей,

поможет

воспитателям

стимулировать

познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет

положительное влияние на уровень развития творческого воображения.

4.

Трудоемкость опыта.

Педагогу, работающему по данным технологиям необходимо обладать

нестандартным

мышлением,

теоретическими

знаниями

и

практическим

опытом.

5.

Результативность педагогического опыта.

Использование методов ТРИЗ позволяет мне повысить уровень развития

связной

речи

у

детей

и

одновременно

решить

задачи,

направленные

на

развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в

достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Выбрав

тему

педагогического

опыта

и

начав

работу

с

ребятами,

предполагались следующие результаты в отношении детей:

• систематизация знаний детей по лексическим

темам, закрепление

знаний об окружающем мире;

• умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью

растений и животных;

• пополнение и активизация словарного запаса детей;

развитие

логического

и

образного

мышления,

совершенствование

связной речи;

• формирование целостности окружающего мира;

• умение договариваться и работать слажено;

• умение обратиться к взрослому с вопросом;

• умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов

необходимых для исследований по определенной тематике;

• умение обрабатывать собранный материал;

в отношении родителей:

• повышение компетентности в вопросах организации и проведения

совместной творческой и речевой деятельности;

• повышение активности родителей в воспитательно-образовательном

процессе.

О

результатах

моей

деятельности

можно

судить

по

проведенному

мониторингу. Сравнительная диагностика развития связной речи детей группы

в период с сентября 2015г. по апрель 2017г. Диагностика проводилась на

основе знаний и умений детей по развитию речи. По наблюдениям за детьми в

общении со сверстниками и взрослыми. Практика показывает, что постепенно

память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они

запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

н

а

ч

а

л

о

2

0

1

3

-

2

0

1

4

у

ч

.

г

о

д

а

к

о

н

е

ц

2

0

1

4

-

2

0

1

5

у

ч

.

г

о

д

а

0

10

20

30

40

50

60

70

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

проценты

По результатам стартовой диагностики в средней группе было выявлено:

высокий уровень показали 0% детей, средний – 33,4% детей низкий - 66,6%

детей.

По результатам итоговой диагностики старшей группы было выявлено: в

конце. года низкий уровень – 0; средний уровень в конце года – 52,3 %; высокий

уровень в конце года – 47,6%.

Итоговая

диагностика

показала,

что

уровень

развития

речи

вырос

значительно, видна положительная динамика.

Вывод:

таким

образом,

диагностика

уровня

развития

связной

речи

воспитанников показала следующие результаты:

у

детей

появилось

желание

пересказывать

сказки,

тексты,

придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной

жизни;

• расширился круг знаний об окружающем мире;

• расширился активный и пассивный словарный запас;

• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.

Полученные результаты

подтверждают

важность использования

данных технологий с дошкольниками. Методы ТРИЗ позволили мне успешно

решить задачи речевого и интеллектуального развития дошкольников.

Список литературы:

o

Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно

думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления

дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с.

o

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.

o

Гин

А.А.

Приемы

педагогической

техники:

Пособие

для

учителей.-

Гомель: ИПП "Сож", 1999г.- 88с.

o

Гин С.И.

Занятия по ТРИЗ в детском саду.: Пособие для педагогов

дошкольных учреждений, Минск, 2008.

o

Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном

возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.

o

Гуткович

И.Я.

Приемы

РТВ

в

обучении

составлению

сказок

дошкольников.

//

Тезисы

докладов

Региональной

научно

-

практической

конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и

младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15.

o

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников– М., 1985 — с.92



В раздел образования