Автор: Петренко Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ССОШ № 2 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Сертолово Ленинградской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных предметов №2"
Обобщенный педагогический опыт воспитателя
Петренко Светланы Владимировны
Тема опыта:
«Использование технологии ТРИЗ
в речевом развитии дошкольников»
г. Сертолово
2017
1.
Актуальность, значимость опыта:
XXI
век
по
праву
можно
считать
веком
расцвета
инновационных
технологий,
которые
активно
внедряются
в
самые
разнообразные
сферы
человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится
одной из самых значительных.
Возросшие
требования
к
технологичности
образовательного
процесса
обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и
перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса
— развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни —
требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных
педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта
деятельности
—
это
его
самостоятельность,
активность,
инициативность,
проявление
творчества
в
познании,
общении,
игре
и
посильном
труде.
Поэтому
проблема
овладения
современными
технологиями
организации
педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными
проблемами современного дошкольного образования.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу
педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте
проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и
мой опыт педагогической деятельности.
Актуальность
использования
технологии
ТРИЗ
несомненна.
Среди
проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все
большее
значение
приобретают
те,
которые
связаны
с
поисками
путей
повышения
качества
и
эффективности
целенаправленного
воспитания
в
условиях
современной
кризисной
ситуации
в
экономике,
духовной
и
культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых
средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые,
во-первых,
многофункциональны
по
своему
характеру;
во-вторых,
способствуют
самореализации,
самовыражению
личности;
в-третьих,
интересны
детям;
в-четвертых,
органически
вписываются
в
современные
учебно-воспитательные
системы.
Таким
развивающим
средством
является
технология ТРИЗ. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую,
диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.
Считаю, что технология ТРИЗ актуальна при решении следующих задач:
воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;
осуществление
системного
подхода
при
ознакомлении
детей
с
человеком и миром, формирование системного мышления;
развитие у ребенка умения знать и любить себя;
развитие творческого воображения, любознательности, фантазии
дошкольников в процессе разнообразной деятельности;
развитие у детей способностей грамотно действовать во всех
сферах
человеческой
деятельности:
в
семье,
в
обществе,
во
взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;
развитие
у
ребенка
чувства
уверенности,
базирующегося
на
сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и
недостатков в себе самом и в окружающих.
Таким образом, видно, что данная технология актуальна в настоящие
дни. Использование ТРИЗ является весьма интересным, познавательным и
эффективным
направлением
не
только
в
развитии
детей,
но
и
в
совершенствовании возможностей взрослых. Исследование и изучение данных
ТРИЗ
своевременно,
целесообразно
и
значимы
в
современном
мире
педагогике и образования.
2.
Содержание опыта:
Использование технологии ТРИЗ в моей работе занимает важное место.
Как
показывает
опыт,
уровень
развития
творческого
мышления
у
детей
недостаточно
высок.
Об
успешности
развития
у
детей
творческой
деятельности
свидетельствуют
увлеченность,
способность
переноса
приобретенных
знаний
и
умений
в
практическую
деятельность,
развитое
критическое,
творческое,
системное
мышление,
фантазия
и
воображение,
способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения
творческих
задач.
Низкая
логическая
«вооруженность»,
низкий
уровень
видения
объектов
окружающего
мира
в
системе
проявляется
в
неумении
самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов.
В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас,
развиваются творческие способности.
-
ТРИЗ
помогает
формировать
диалектику
и
логику,
способствует
преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится
отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно
находить оригинальные решения.
-
ТРИЗ
способствует
развитию
наглядно-образного,
причинного,
эвристического
мышления;
памяти,
воображения,
воздействует
на
другие
психические процессы.
Как можно использовать ТРИЗ:
в воспитании у детей качеств творческой личности;
в коррекции правильного звукопроизношения;
в формировании словаря;
в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;
в развитии элементарных математических представлений;
в развитии конструктивной деятельности.
Я использую много дидактических игр (здесь дети не только получают
новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы
умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в
решении
поставленной
задачи).
Я
начала
такую
работу
с
простых
игр
и
упражнений, предлагаемых Л. А. Венгер «На что похожи?», «Волшебные
картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки». Большое внимание уделяла
систематичности
проведения
игр
и
упражнений:
«Дорисуй»,
«Какая
игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки,
которые
способствовали
преодолению
инерции
мышления
и
являлись
гимнастикой для ума.
Также
использую
метод
«эмпатии»,
который
основан
в
полном
отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: например, мы собрались
мыть руки, я спрашиваю детей,
о чём сейчас думает мыло, если дети
затруднялись,
то
первые
варианты
давала
я
сама
-
боится,
что
мы
его
испачкаем
своими
руками,
радуется
тому,
что
оно
поможет
сделать
руки
чистыми и т.д./, потом предлагаю взять образ цветочка на клумбе, образ
муравья ползущего по асфальту и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и
представляли очень интересные варианты ответов.
Элементы
ТРИЗ
я
применяю
на
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим миром, развитию речи, изодеятельности
и в математическом
развитии ребенка. Формируя элементарные математические представления у
воспитанников подготовительной группы на основе этой системы, убедилась в
том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не
только формируются математические представления, но и развивается речь,
формируются
способности
к
изобразительной
деятельности,
происходит
и
познавательное развитие ребёнка).
Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных
моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке
и
в
игровой
деятельности.
Успешно
вписывается
ТРИЗ
и
в
проектной
деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети
находят
выход
из
проблемной
ситуации,
составляют
план
её
решения,
продумывают
продукты
проекта,
а
потом
их
реализуют
в
практической
деятельности.
Заметив результативность использования элементов ТРИЗ и интерес к
ним детей мною разработана программа по ТРИЗ, основанная на методике
С. Гин. ( Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений, Минск, 2008.)
Итак, все общеобразовательные программы дошкольного образования
включают в себя развитие общих и специальных способностей детей, но не
дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ -
это
система
методов
и
приемов,
которые
можно
использовать
во
всех
образовательных
областях
дошкольного
образования,
то
она
максимально
увеличивает
эффективность
любой
программы.
Технология
ТРИЗ
способствует
внесению
новых
идей
в
разработку
содержания
и
методов
умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста.
3.
Адресная направленность опыта.
Данный
опыт
может
использоваться
творческими
педагогами
с
младшего дошкольного возраста
для развития
у детей нестандартного
мышления. Комплекс приёмов, направленный
на развитие
творческих и
умственных
способностей,
поможет
воспитателям
стимулировать
познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет
положительное влияние на уровень развития творческого воображения.
4.
Трудоемкость опыта.
Педагогу, работающему по данным технологиям необходимо обладать
нестандартным
мышлением,
теоретическими
знаниями
и
практическим
опытом.
5.
Результативность педагогического опыта.
Использование методов ТРИЗ позволяет мне повысить уровень развития
связной
речи
у
детей
и
одновременно
решить
задачи,
направленные
на
развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в
достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав
тему
педагогического
опыта
и
начав
работу
с
ребятами,
предполагались следующие результаты в отношении детей:
• систематизация знаний детей по лексическим
темам, закрепление
знаний об окружающем мире;
• умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью
растений и животных;
• пополнение и активизация словарного запаса детей;
•
развитие
логического
и
образного
мышления,
совершенствование
связной речи;
• формирование целостности окружающего мира;
• умение договариваться и работать слажено;
• умение обратиться к взрослому с вопросом;
• умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов
необходимых для исследований по определенной тематике;
• умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
• повышение компетентности в вопросах организации и проведения
совместной творческой и речевой деятельности;
• повышение активности родителей в воспитательно-образовательном
процессе.
О
результатах
моей
деятельности
можно
судить
по
проведенному
мониторингу. Сравнительная диагностика развития связной речи детей группы
в период с сентября 2015г. по апрель 2017г. Диагностика проводилась на
основе знаний и умений детей по развитию речи. По наблюдениям за детьми в
общении со сверстниками и взрослыми. Практика показывает, что постепенно
память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они
запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
н
а
ч
а
л
о
2
0
1
3
-
2
0
1
4
у
ч
.
г
о
д
а
к
о
н
е
ц
2
0
1
4
-
2
0
1
5
у
ч
.
г
о
д
а
0
10
20
30
40
50
60
70
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
проценты
По результатам стартовой диагностики в средней группе было выявлено:
высокий уровень показали 0% детей, средний – 33,4% детей низкий - 66,6%
детей.
По результатам итоговой диагностики старшей группы было выявлено: в
конце. года низкий уровень – 0; средний уровень в конце года – 52,3 %; высокий
уровень в конце года – 47,6%.
Итоговая
диагностика
показала,
что
уровень
развития
речи
вырос
значительно, видна положительная динамика.
Вывод:
таким
образом,
диагностика
уровня
развития
связной
речи
воспитанников показала следующие результаты:
•
у
детей
появилось
желание
пересказывать
сказки,
тексты,
придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной
жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Полученные результаты
подтверждают
важность использования
данных технологий с дошкольниками. Методы ТРИЗ позволили мне успешно
решить задачи речевого и интеллектуального развития дошкольников.
Список литературы:
o
Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно
думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления
дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с.
o
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
o
Гин
А.А.
Приемы
педагогической
техники:
Пособие
для
учителей.-
Гомель: ИПП "Сож", 1999г.- 88с.
o
Гин С.И.
Занятия по ТРИЗ в детском саду.: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений, Минск, 2008.
o
Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном
возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.
o
Гуткович
И.Я.
Приемы
РТВ
в
обучении
составлению
сказок
дошкольников.
//
Тезисы
докладов
Региональной
научно
-
практической
конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и
младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15.
o
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников– М., 1985 — с.92