Автор: Селиванова Ольга Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1282
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Восстание Спартака"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
5 класса
Тема «Восстание Спартака»
Подготовила учитель истории
ГБОУ ШКОЛЫ №1282 г. Москвы
Селиванова Ольга Александровна
Апрель 2017 г.
Технологическая карта урока.
1.Ф.И.О учителя: Селиванова Ольга Александровна
2.Класс: 5
3. Предмет: история
4. Тема урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».
Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом
организованном восстании рабов в Древнем мире.
Задачи:
Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с
историческим документом, умения систематизировать информацию.
Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению;
Воспитательная
- акцентировать
внимание
на
воспитании
уважения
к
общечеловеческим
ценностям
–
свободе,
равенству,
достоинству, справедливости;
Оборудование:
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013 г.,
рабочие тетради часть2
карта «Восстание Спартака»
презентация,
контурная карта «Восстание Спартака»
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Личностных результатов:
- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.
- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
2. Метапредметных результатов:
В области регулятивных УУД:
- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)
- осуществлять целеполагание
- планировать пути достижения цели
- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом
учебном материале
- самостоятельно контролировать своё время
- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
В области познавательных УУД:
Общеучебные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- владеть смысловым чтением
- реализовывать исследовательскую деятельность
- искать информацию
- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Логические:
- установливать причинно-следственные связи.
- анализировать
В области коммуникативных УУД:
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В области личностных УУД:
- осуществлять нравственно-этическое оценивание
3. Предметных результатов:
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.
Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая деятельность была построена на методах:
по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации);
- практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии:исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная,
здоровьесберегающая,
С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа,
обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.
Домашнее задание носит творческий характер.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Методы и приёмы
работы
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1. Организационный
момент
Цель:
-содействовать
установлению
нормального рабочего
настроя у школьников
и готовности к
сотрудничеству.
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте ребята! У нас
сегодня на уроке присутствуют
гости, давайте поприветствуем
их.
Я очень рада вас видеть сегодня
на уроке. Мы с вами вновь
отправимся в захватывающее
путешествие по Древнему Риму и
узнаем об одном из самых
значимых событий в истории
этого Великого государства
Древности.
Для меня сейчас важно знать,
насколько вы готовы к работе.
Через палитру настроения
покажите свою готовность к
уроку.
Я вижу, что большинство из вас
готовы к познанию нового.
Приветствуют
учителя и гостей.
Показывают смайлики
настроения.
Личностные УУД:
Смыслообразование
(создание условий, при
которых ребёнок
задумается, зачем ему
изучать данную тему)
2. Актуализация
знаний.
Цели:
-установить
- социальный (работа в
группах).
- словесный (беседа);
Проблемное задание.
Давайте определимся с темой
урока. Для этого давайте
вспомни, что нам уже
Высказывают свои
предположения
(О борьбе рабов за
свободу)
Регулятивные УУД:
Прогнозирование
(предвидение будущих
событий и развития
правильность и
осознанность
выполнения всеми
обучающимися
домашнего задания;
-устранить в ходе
проверки
обнаруженные
пробелы в знаниях,
совершенствуя при
этом ЗУН.
известно:1)Чем был встревожен
Тиберий Гракх, проезжая по
Италии?
2).Что он предпринял, став
народным трибуном?
3)Удалось ли этот закон
исполнить?
Вывод: Разорение
землевладельцев продолжалось,
количество рабов не уменьшалось,
а даже росло,ни в одной стране
мира не было такого числа рабов
и такой жестокой эксплуатации
как в Древнем Риме.
Проблемный вопрос:
подумайте, к какому результату
может привести такое
бесчеловечное отношение к
рабам?
Итак, тема нашего урока:
«Восстание Спартака».
Отвечают на
вопросы: 1) много
рабов;
2). Издал земельный
закон;
3).нет
Высказывают
предположения:
заговорам,
неподчинению,
восстаниям.
процесса)
Коммуникативные УУД:
- организация учебного
сотрудничества со
сверстниками, определение
функций участников,
способов взаимодействия
- участие в коллективном
обсуждении проблем
- умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
- осуществление взаимного
контроля и оказание в
сотрудничестве
необходимой
взаимопомощи.
Познавательные УУД:
Общеучебные: умение
строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме
Логические: установление
причинно-следственных
связей.
3. Целеполагание.
Цели:
-подведение детей к
формулированию
темы, цели и
постановке задач
урока;
-организовать
составление
совместного плана
действий;
- дедуктивный (от
общего к частному).
- познавательный
Совместно с обучающимися
формулирует цель и задачи урока.
Какова цель нашего урока?
Узнать о самом крупном
восстании рабов в Древнем Риме.
Мы знакомимся с первым
восстанием в ходе изучения
истории, для характеристики
восстаний существуют
памятки Карточка А
1.Каковы причины восстания?
2.Где, когда, кто возглавил
восстание?
3. Ход восстания.
4. Итоги восстания.
Для того чтобы добиться цели,
необходимо решить следующие
задачи:
1.
Каковы причины восстания?
2.
Где, когда, кто возглавил
Участвуют в
постановке цели и
задач урока.
Высказывают
предположения
Регулятивные УУД
- осуществление
целеполагания
- планирование путей
достижения цели.
восстание?
3. Ход восстания.
4. Итоги восстания.
4. Открытие нового
знания.
Цели:
- обеспечить
восприятие,
осмысление и
первичное усвоение
обучающимися
изучаемого материала
- содействовать
усвоению
обучающимися
способов, которые
привели к
определённому выводу
(обобщению)
- обеспечить
закрепление в памяти
обучающихся знаний и
способов действий,
которые им
необходимы для
самостоятельной
работы по новому
материалу.
по источнику знаний:
- словесные
(объяснение, беседа);
- наглядные
(демонстрация
презентации);
- практические (работа
с картой, работа с
историческими
документами)
по характеру
познавательной
деятельности:
- объяснительно –
иллюстративный
по принципу
распределения знаний:
- восприятие нового
материала;
по характеру движения
мысли:
- дедуктивный (от
общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные
1.Определяет задачу для
обучающихся и способы её
решения.
1.Причины восстания.
Мы продолжаем работу в
группах. Теперь вы выступите в
роли исследователей и, изучив
исторический документ,
определите причины восстания.
(7 минут)Карточка Б
Физминутка
2.Где, кто когда, кто возглавил?
Карточка Б
3.Ход восстания:
Учитель: Восставшие покинули
город и организовали лагерь на
горе Везувий близ Капуи. Именно
отсюда начинается
захватывающее приключение
Спартака и его сторонников.
Работают с текстом
Плутарх «Марк
Красс», определяют
причины восстания.
Причины восстания:
1. недовольство рабов
своим положением
2. насильное обучение
военному делу
3. несправедливое
отношение хозяина
Работа в группах.
Заполнение
контурных карт после
просмотра
видеофрагмента
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- владение смысловым
чтением
- реализация
исследовательской
деятельности
- поиск информации
- структурирование текста,
умение выделять главное и
второстепенное, главную
идею текста, выстраивать
последовательность
описываемых событий
Логические:
- анализ
- выделение причинно-
следственных связей
Коммуникативные УУД:
- участие в коллективном
обсуждении проблем
- умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
- осуществление взаимного
контроля и оказание в
сотрудничестве
необходимую
(поощрение,
использование ярких
наглядных образов).
- познавательные
(познавательный
интерес, опора на
жизненный опыт).
- социальные (работа в
группах).
Давайте и мы с вами совершим
путешествие теми путями,
которыми прошли восставшие.
Работа с текстом учебника и
контурной картой. Карточка В
Возьмите, пожалуйста,
контурные карты. Ваша задача
заполнить их.
Ваш помощник –
карта в учебнике на стр. 235. (10
минут)
.Ораганизует взаимопроверку.
4. Подводит итоги восстания:
Как вы поняли , чем закончилось
восстание?
Вопрос
Как вы думаете, почему
восставшие потерпели
поражение?
4. Определяет значение
восстания:
Это было крупнейшее в Древнем
мире восстание рабов за свою
свободу.
Римляне, напуганные размахом
восстания, старались смягчить
свое отношение к рабам.
Проверка выполнения
задания другой
группы по вопросам к
контурной карте.
Отвечают на
поставленный вопрос:
Восстание
закончилось
поражением.
Высказывают
предположения
1. Неопытность
воинов армии
Спартака.
2. Отсутствие
чёткого плана
действий
взаимопомощь.
Личностные УУД:
Нравственно-этическое
оценивание
Регулятивные УУД:
- самостоятельный анализ
условий достижения цели,
на основе учёта
выделенных учителем
ориентиров действия в
новом учебном материале
- самостоятельный
контроль своего времени
восставших.
5. Применение
нового знания.
Цели:
-обеспечить усвоение
обучающимися знаний
и способов действий
на уровне применения
их в разнообразных
ситуациях.
- познавательные
(познавательный
интерес, опора на
жизненный опыт).
- социальные (работа в
группах).
Организует работу с Карточкой Г.
Заполняют карточку Г.
Коммуникативные УУД:
- участие в коллективном
обсуждении проблем
- умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
- осуществление взаимного
контроля и оказание в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь.
6. Рефлексия
Цели:
- выявление качества и
уровня усвоения
обучающимися знаний
и способов действий;
-выявить недостатки в
знаниях и способах
действий
обучающихся;
-обеспечить развитие у
школьников
способности к
оценочным действиям.
- эмоциональные
(поощрение,).
Обобщение информации, анализ
деятельности учеников на уроке.
Общая характеристика работы
класса и каждого учащегося,
показать успешность каждого
ученика, выставление оценки за
урок.
Самооценка и
взаимооценка
деятельности групп на
уроке.
Регулятивные УУД:
саморегуляция (адекватно
воспринимать оценку совей
работы учителем,
товарищами)
7. Домашнее задание.
Цель:
Объясняет домашнее задание и
способы его выполнения.
Записывают задание в
дневник.
-обеспечить
понимание
обучающимися цели.
Составить рассказ от имени
участника восстания.