Напоминание

Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования


Автор: Рахмясова Илида Ильдусовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования
Раздел: полное образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Рахмясова Илида Ильдусовна, учитель

русского языка и литературы МБОУ

«Гимназия №5»

Норильск, 2015


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
 низкая речевая культура;  частые коммуникативные неудачи учащихся;  невысокая социализация личности ребенка;  недостаточная мотивация познавательной деятельности;  недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.

ФГОС: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
 «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
ОТЛИЧИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОТ ДРУГИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Компетентность


ЧТО ТАКОЕ “КОМПЕТЕНЦИЯ” И

“КОМПЕТЕНТНОСТЬ”?

Компетенция
– 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2) круг чьих-то полномочий, прав. 
Компетентный
– 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью
Компетенция — это «знание в действии», способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
ключевые общепредметные предметные относятся к общему (метапредметному) содержанию образования относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов

К КЛЮЧЕВЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

ОТНОСЯТСЯ:
 Социальная компетенция – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.  Коммуникативная компетенция – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.  Личностная компетенция – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.  Информационная компетенция – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.  Нравственная компетенция – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам .
Для методики современного урока русского языка актуальными являются:  практическая ориентированность;  достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;  направленность на формирование различных способов деятельности;  формирование функциональной грамотности;  компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).

Критерии овладения лингвистической компетенцией:
 умение анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;  овладение основными языковыми нормами русского литературного языка в устных и письменных высказываниях;  овладение приёмами редактирования текста;  овладение умением передавать содержание текста посредством конспектирования, цитирования, составления плана, через сообщение, доклад;  овладение умением анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей.

коммуникативная

культуроведческая

лингвистическая

стандарт


МОЗАИКА ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ

Этап урока

Начало урока: «введение», «разогрев» класса,

включающий эмоциональную и

интеллектуальную разминку

Контрольно-подготовительный этап: опрос по

предыдущим темам

Постановка учебной цели, «вызов»,

обеспечивающий интерес к поставленной

цели, мобилизацию сил, знаний.

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий

всех участников

Педагогические приемы

«Отсроченная отгадка»,

«Погружение», «Эпиграф»

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд»,

«Согласен – не

согласен»

«Цель и цели», «Вопросы к тексту»,

«Знаю – не знаю»

«Итоги», «Возврат к началу»,

«Три уровня домашнего

задания», «Эссе»,

«Синквейн» и другие.

Рефлексивный этап: осмысление результатов

работы, оценивание,

участие в разработке домашнего задания

Деловые игры,

театрализация,

«Кластер» и другие


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ

СИТУАЦИЙ
1) Почему глагол
НАПИСАТЬ
в одном случае пишется
НАПИШЕТЕ
, а в другом
НАПИШИТЕ
? 2)
НАПИСАТЬ
– I спряжения 3)
НАПИШЕТЕ
– будущее время 4)
НАПИШИТЕ
– приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола:
напи´ш - ЕТЕ

напиш – и´- ТЕ


ИНСЕРТ (

ЧТЕНИЕ С

ПОМЕТАМИ)

Инсерт
– это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: 
«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.


КЛАСТЕР

Кластер
– это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА
 На уроке литературы в 7 классе во время изучения повести М.Горького «Детство» создается такой кластер:
Алеша
Жизнь в Н.Новгороде Описание жизни в Астрахани Покраска скатерти Дружба с Иваном Цыганком Взаимоотношения дедушкой Взаимоотношения с бабушкой

СИНКВЕЙН

Один из приемов активизации познавательной

активности учащихся на уроке.

Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение,

написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо

отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово,

понятие, тема синквейна, выраженное в форме

существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


СИНКВЕЙН
Проанализировав образ Алеши, семиклассники могут составить такой синквейн:  Алеша  добрый, человечный  заботится, любит, работает  Страдания сделали его сильнее  Человек

РОЛЬ ПЕЙЗАЖНЫХ ЗАРИСОВОК В РАССКАЗЕ

И.А.БУНИНА «КАВКАЗ»

Как московская пейзажная

зарисовка помогает понять

состояние героев в начале

произведения?

Подберите заголовок к

иллюстрации,

используя произведение

И.А.Бунина


Счастливы ли герои

Бунина на Кавказе?
Побег из Москвы - воплощений в жизнь мечтаний о счастье?

РАБОТА С ТЕКСТОМ

«Чтение с остановками»
открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?  Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА  Структурный анализ текста – исследование текста как знаковой системы во всех уровнях ее проявления.  В тексте изучаются и рассматриваются слова, знаки препинания, звуки, образы.  Предметом осмысления может быть интонация, структура предложения, части речи в предложениях, части слова и т.п.

23
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА  В стихотворении И. Северянина строки: В парке плакала девочка: Посмотрите-ка, папочка, У хорошенькой ласточки Переломана лапочка… – Обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов создает образ детства.
ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил: — Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло? Учитель ответил: — Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.
Пример культуроведческого анализа Добро Радость Веселье От улыбки стало всем светлей… Недовольство Угрюмость зло …улыбка никогда не сходила с его лица Ласковая улыбка Добрая улыбка Красивая улыбка Любовь Забота внимание Улыбка
ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕКСТА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ СЛОВА  Какие слова-антонимы были приведены в анализе слова «улыбка»?  Добро – зло.  Какое из этих слов соотносится со словом «улыбка»?  Добро.  Что является этической нормой: добро или зло?  Добро.  Можно ли улыбку тоже считать этической нормой? Почему?  Что бы вы хотели встречать на лицах людей, которые с вами разговаривают или просто здороваются?
26

ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА 
Контекст
- это информационное пространство, окружающее текст. Контекст может быть биографический, исторический, культурный, социальный, политический, эстетический, идеологический, литературный и др. КОНТЕКСТ > ТЕКСТ
Текст = автор + читатель

ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА  Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути — Главнейшее условье.  Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.  Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево! (С.Я. Маршак.)
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА  Какое пожелание высказывает автор своим читателям?  Здоровья, ума, доброты.  Как вы понимаете строчки «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»?  Что значат последние строчки в стихотворении: «А всё хорошее, друзья, даётся нам недёшево!»?  Какой смысл вкладывает автор в слово «недешево»? Как вы это понимаете? А что это значит для вас? Какие примеры из своей жизни вы могли бы привести, чтобы это проиллюстрировать?

личный опыт

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Саморазвитие

Самовоспитание

Самоорганизация

Самореализация

Самооценка

 Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, на данный момент устарела.  Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетенциях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».

Спасибо за

внимание!


ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ  11.
Предметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны
обеспечивать

успешное обучение
на следующей ступени общего образования.

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ: РУССКИЙ ЯЗЫК 1)
совершенствование видов речевой

деятельности
(аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с людьми; 2)
понимание определяющей роли языка
в развитии интеллектуальных и творческих способностей в процессе образования и самообразования; 3)
использование коммуникативно-

эстетических возможностей
русского и родного языков;

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ: РУССКИЙ ЯЗЫК 4)
расширение и систематизацию научных знаний о

языке
; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов
анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6)
обогащение активного и потенциального

словарного запаса
,
грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ: РУССКИЙ ЯЗЫК 7) овладение
основными стилистическими

ресурсами
лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8)
формирование ответственности за языковую

культуру
как общечеловеческую ценность.

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИТЕРАТУРА 1) осознание
значимости чтения
и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2)
понимание литературы как одной из основных

национальнокультурных ценностей народа
, как особого способа познания жизни; 3)
обеспечение культурной самоидентификации
, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИТЕРАТУРА 4) воспитание
квалифицированного читателя со

сформированным эстетическим вкусом
, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие способности
понимать литературные

художественные произведения,
отражающие
разные этнокультурные традиции
;

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИТЕРАТУРА 6) овладение процедурами
смыслового и

эстетического анализа текста
на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном про изведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Архипова Е.А. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004. 2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ. - 1996.- №1. 3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991. 4. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.


В раздел образования