Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования
Автор: Рахмясова Илида Ильдусовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Статья Тема: Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Раздел: полное образование
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
низкая речевая культура;
частые коммуникативные неудачи
учащихся;
невысокая социализация личности
ребенка;
недостаточная мотивация познавательной
деятельности;
недостаточное проявление творческих
способностей учащихся как результат
невысокой познавательной активности.
ФГОС: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
«Общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и
навыков, а также самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, т.е. ключевые
компетенции, определяющие
современное качество образования».
ОТЛИЧИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОТ
ДРУГИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
Компетентность
ЧТО ТАКОЕ “КОМПЕТЕНЦИЯ” И
“КОМПЕТЕНТНОСТЬ”?
Компетенция –
1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо
осведомлен, обладает авторитетностью,
познанием, опытом;
2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный –
1) знающий, осведомленный; авторитетный в
определенной отрасли;
2) специалист, владеющий компетентностью
Компетенция —
это «знание в действии»,
способность человека
устанавливать связи между
знанием и реальной ситуацией,
осуществлять принятие решения
в условиях неопределенности
и вырабатывать алгоритм
действий по его реализации.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
ключевые
общепредметные
предметные
относятся к общему
(метапредметному)
содержанию
образования
относятся к
определенному
кругу учебных
предметов и
образовательных
областей
частные по
отношению к двум
предыдущим
компетенциям,
имеющие
конкретное
описание и
возможность
формирования в
рамках учебных
предметов
К КЛЮЧЕВЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
ОТНОСЯТСЯ:
Социальная компетенция –
способность действовать в
социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетенция –
способность вступать в
коммуникацию с целью быть понятым.
Личностная компетенция –
способность анализировать и
действовать с позиции отдельных областей человеческой
культуры.
Информационная компетенция –
способность владеть
информационными технологиями, работать со всеми видами
информации.
Нравственная компетенция –
готовность, способность жить
по традиционным нравственным законам
.
Для методики современного урока русского языка
актуальными являются:
практическая ориентированность;
достижение результатов на предметном и метапредметном
уровне;
направленность на формирование различных способов
деятельности;
формирование функциональной грамотности;
компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая,
культуроведческая).
Критерии овладения лингвистической компетенцией:
умение анализировать особенности употребления основных
единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения
соблюдения норм и требований выразительности речи;
овладение основными языковыми нормами русского
литературного языка в устных и письменных высказываниях;
овладение приёмами редактирования текста;
овладение умением передавать содержание текста посредством
конспектирования, цитирования, составления плана, через
сообщение, доклад;
овладение умением анализировать текст с точки зрения
содержания, структуры, стилевых особенностей.
коммуникативная
культуроведческая
лингвистическая
стандарт
МОЗАИКА ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ
Этап урока
Начало урока: «введение», «разогрев» класса,
включающий эмоциональную и
интеллектуальную разминку
Контрольно-подготовительный этап: опрос по
предыдущим темам
Постановка учебной цели, «вызов»,
обеспечивающий интерес к поставленной
цели, мобилизацию сил, знаний.
Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий
всех участников
Педагогические приемы
«Отсроченная отгадка»,
«Погружение», «Эпиграф»
«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд»,
«Согласен – не
согласен»
«Цель и цели», «Вопросы к тексту»,
«Знаю – не знаю»
«Итоги», «Возврат к началу»,
«Три уровня домашнего
задания», «Эссе»,
«Синквейн» и другие.
Рефлексивный этап: осмысление результатов
работы, оценивание,
участие в разработке домашнего задания
Деловые игры,
театрализация,
«Кластер» и другие
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ
СИТУАЦИЙ
1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае
пишется НАПИШЕТЕ , а в другом
НАПИШИТЕ ?
2) НАПИСАТЬ – I спряжения
3) НАПИШЕТЕ – будущее время
4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм
глагола:
напи´ш - ЕТЕ
напиш – и´- ТЕ
ИНСЕРТ (
ЧТЕНИЕ С
ПОМЕТАМИ)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда
учащиеся значками отмечают на полях то, что известно,
что противоречит их представлениям, что является
интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется
узнать более подробно. Маркировка производится с
помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
КЛАСТЕР
Кластер – это графический
систематизатор, который показывает
несколько различных типов связей между
объектами и явлениями. Кластер
охватывает большее количество
информации, чем при обычной
письменной работе, помогает
систематизировать информацию в виде
заголовков смысловых блоков.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА
На уроке литературы в 7 классе во время изучения повести
М.Горького «Детство» создается такой кластер:
Алеша
Жизнь в
Н.Новгороде
Описание
жизни в
Астрахани
Покраска
скатерти
Дружба с
Иваном
Цыганком
Взаимоотношения
дедушкой
Взаимоотношения
с бабушкой
СИНКВЕЙН
Один из приемов активизации познавательной
активности учащихся на уроке.
Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение,
написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо
отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово,
понятие, тема синквейна, выраженное в форме
существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
СИНКВЕЙН
Проанализировав образ Алеши, семиклассники
могут составить такой синквейн:
Алеша
добрый, человечный
заботится, любит, работает
Страдания сделали его сильнее
Человек
РОЛЬ ПЕЙЗАЖНЫХ ЗАРИСОВОК В РАССКАЗЕ
И.А.БУНИНА «КАВКАЗ»
Как московская пейзажная
зарисовка помогает понять
состояние героев в начале
произведения?
Подберите заголовок к
иллюстрации,
используя произведение
И.А.Бунина
Счастливы ли герои
Бунина на Кавказе?
Побег из Москвы - воплощений в жизнь мечтаний о счастье?
РАБОТА С ТЕКСТОМ
«Чтение с остановками» открывает возможности
целостного видения произведения.
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии
героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие
ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы
его закончили?
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Структурный анализ текста –
исследование текста как знаковой
системы во всех уровнях ее проявления.
В тексте изучаются и рассматриваются
слова, знаки препинания, звуки, образы.
Предметом осмысления может быть
интонация, структура предложения,
части речи в предложениях, части слова
и т.п.
23
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
В стихотворении И. Северянина строки:
В парке плакала девочка:
Посмотрите-ка, папочка,
У хорошенькой ласточки
Переломана лапочка… –
Обилие уменьшительно-ласкательных
суффиксов создает образ детства.
ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА
Учитель всю свою жизнь был счастливым,
улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его
жизнь была пропитана ароматом праздника!
Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
— Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего
произошло?
Учитель ответил:
— Просто это мой выбор. Каждое утро, когда
я открываю глаза, я спрашиваю себя, что
выбрать сегодня: блаженство или страдание,
радость или недовольство? И так случается,
что я выбираю блаженство.
Пример культуроведческого анализа
Добро
Радость
Веселье
От улыбки
стало
всем
светлей…
Недовольство
Угрюмость
зло
…улыбка никогда
не сходила
с его лица
Ласковая
улыбка
Добрая улыбка
Красивая улыбка
Любовь
Забота
внимание
Улыбка
ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕКСТА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ
СЛОВА
Какие слова-антонимы были приведены в анализе
слова «улыбка»?
Добро – зло.
Какое из этих слов соотносится со словом
«улыбка»?
Добро.
Что является этической нормой: добро или зло?
Добро.
Можно ли улыбку тоже считать этической нормой?
Почему?
Что бы вы хотели встречать на лицах людей,
которые с вами разговаривают или просто
здороваются?
26
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА
Контекст - это информационное
пространство, окружающее текст. Контекст
может быть биографический, исторический,
культурный, социальный, политический,
эстетический, идеологический,
литературный и др.
КОНТЕКСТ > ТЕКСТ
Текст = автор + читатель
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
(С.Я. Маршак.)
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА
Какое пожелание высказывает автор своим
читателям?
Здоровья, ума, доброты.
Как вы понимаете строчки «Пусть добрым будет ум
у вас, а сердце умным будет»?
Что значат последние строчки в стихотворении:
«А всё хорошее, друзья,
даётся нам недёшево!»?
Какой смысл вкладывает автор в слово
«недешево»? Как вы это понимаете? А что это
значит для вас? Какие примеры из своей жизни вы
могли бы привести, чтобы это проиллюстрировать?
личный опыт
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
Саморазвитие
Самовоспитание
Самоорганизация
Самореализация
Самооценка
Школа, ориентированная исключительно на
академические и энциклопедические
познания выпускника, с точки зрения новых
запросов рынка труда, на данный момент
устарела.
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи
образования, говорит о ключевых
компетенциях, которые формулируются как
ответ системы образования на требования
«мира труда».
Спасибо за
внимание!
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11. Предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего
образования с учётом общих требований Стандарта и
специфики изучаемых предметов, входящих в состав
предметных областей, должны обеспечивать
успешное обучение на следующей ступени общего
образования.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
РУССКИЙ ЯЗЫК
1) совершенствование видов речевой
деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих
эффективное овладение разными учебными
предметами и взаимодействие с людьми;
2) понимание определяющей роли языка в
развитии интеллектуальных и творческих
способностей в процессе образования и
самообразования;
3) использование коммуникативно-
эстетических возможностей русского и
родного языков;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4) расширение и систематизацию научных знаний о
языке ; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов
анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального
словарного запаса , грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств адекватно
ситуации и стилю общения;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
РУССКИЙ ЯЗЫК
7) овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую
культуру как общечеловеческую ценность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИТЕРАТУРА
1) осознание значимости чтения и изучения
литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных
национальнокультурных ценностей народа , как
особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации ,
осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры,
культуры своего народа, мировой культуры;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИТЕРАТУРА
4) воспитание квалифицированного читателя со
сформированным эстетическим вкусом ,
способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать
развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать
своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции ;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИТЕРАТУРА
6) овладение процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.
п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отражённую
в литературном про изведении, на уровне не
только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Архипова Е.А. Основы методики развития речи
учащихся. – М., 2004.
2.
Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в
преподавании родного языка // РЯШ. - 1996.- №1.
3.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика
обучения. – М., 1991.
4.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под
ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.