Напоминание

"Использование проектной деятельности в работе с семьей"


Автор: Евсеенко Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ № 5 ст-цы Ясенской МО Ейский район
Населённый пункт: станица Ясенская Ейского района Краснодарского края
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Использование проектной деятельности в работе с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад

комбинированного вида № 5 станицы Ясенской муниципального образования

Ейский район

«Использование проектной

деятельности в работе с семьей»

Воспитатель:

Евсеенко Елена Викторовна

Станица Ясенская

2017

Работа

с

родителями

одно

из

важнейших

направлений

воспитательно-

образовательной работы в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в

формировании

социально

компетентной

личности

дошкольника,

способной

решать

проблемные

задачи

(адекватные

его

возможностям)

и

активно

взаимодействовать с окружающими людьми.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей,

родителей

и

педагогов,

мы

искали

такие

формы,

которые

позволили

бы

развивать

у

детей

самостоятельность

в

решении

проблем,

умение

организовывать

свою

деятельность

и

в

то

же

время

помочь

родителям

выстраивать

свои

отношения

с

детьми.

Формы,

которые

бы

не

оставляли

родителей

равнодушными

слушателями,

а

делали

бы

их

равноправными,

заинтересованными участниками. Для того чтобы родители могли раскрыться в

общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать

о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка,

спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию.

И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с

родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая

как раз и позволяет

решить все поставленные задачи.

Использование

проектного

метода

предполагает

развитие

свободной

творческой

личности

ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир,

учится взаимодействовать с ним.

Проектная

деятельность

это

такая

форма

взаимодействия

взрослых

(педагоги,

родители)

и

детей,

которая

позволяет

развивать

познавательные

способности,

личность

дошкольника,

а

также

взаимоотношения

со

сверстниками.

В

процессе

организации

проектной

деятельности

выявляются

интересы

ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и

детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Актуальность

проектного

метода заключается

в

поиске

нетрадиционных

подходов к решению проблемы

взаимодействия ДОУ и семьи. Проектная

деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный

вид деятельности направлен

на

актуальную

проблему

с аморазвития

дошкольника.

Основной

целью проектного метода

в

детском

саду

является

развитие свободной творческой личности ребёнка.

Какова же роль родителей в проектной деятельности?

Чтобы

организовать

учебно-воспитательный

процесс

наиболее

эффективно,

необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.

Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира

взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему,

как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими

детьми. Неучастие родителей в жизни своего ребёнка, отсутствие какого-либо

представления о том, каким должен быть ''успешный" родитель - и возникает

о п р ед е л е н н а я

п р о бл е ма

в

от н о ш е н и я х

р е бе н ка

и

е го

с е м ь и .

Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено

несколькими причинами:

Во-первых,

в

силу

своих

возрастных

особенностей

дети

не

могут

быть

абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.

Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко

распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском

саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе

работы

над

проектом,

но

и

становятся

непосредственными

участниками

образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают

чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений

ребёнка.

Все мы знаем, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни

ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими

бы прекрасными не были наши детские сады, главным воспитателем малышей

являются отец и мать.

Поэтому

задача

воспитателя

заключается

в

правильной

организации

взаимодействия

с

родителями

своих

воспитанников.

Чтобы

общение

воспитателя

с

родителями

не

ограничивалось

взаимными

претензиями,

необходимо

взаимодействие

с

родителями

строить

на

принципах

доверия,

диалога, партнёрства, учёта интересов родителей, и, самое главное, их опыта в

воспитании детей.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является

совместная

проектная

деятельность

воспитателя,

родителей

и

детей.

Как

правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный,

включает в себя блок работы с семьёй. Сюда можно отнести создание плакатов,

выставки,

написание

мини-сочинений,

конкурсы,

экскурсии,

родительские

собрания и клубы, оформление стендов и многое другое.

При работе над проектами мы используем следующие этапы работы:

– ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;

– вовлекаем

дошкольников

в

решение

проблемы

(обозначение

детской

цели);

– намечаем

план

движения

к

цели

(поддерживаем

интерес

детей

и

родителей);

– обсуждаем план с семьями;

– все вместе рисуем план-схему проведения проекта;

– собираем информацию, материал;

– проводим образовательную деятельность, игры, наблюдения;

– даём домашние задания родителям и детям;

– переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала,

информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;

– организуем

презентацию

проекта

(праздник,

открытое

мероприятие,

акция, КВН), составляем альбом и т.п.

– подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе»,

родительском собрании и проводим обобщение опыта.

Проект направлен на привлечение родителей к непосредственному участию в

коррекционно-развивающем процессе. Реализация проекта может длиться от

нескольких

недель

до

нескольких

месяцев

и

состоит

из

последовательных

этапов:

ознакомление

родителей

с

целями

и

задачами

проекта,

совместная

деятельность детей и родителей, презентация проекта. Проект, как правило,

включает в себя несколько мероприятий, способствующих его реализации.

Проекты могут быть исследовательскими, а могут быть творческими.

В нашей группе родители вместе с детьми работали над краткосрочными

проектами: «Перелетные птицы» и

«Яблочный

спас». На

примере

которого

я

бы

хотела

рассказать

об

использовании проектной деятельности в с родителями.

Основной целью этого проекта является:

Через праздник "Яблочный Спас» познакомить детей

с обрядами и обычаями русского народа.

Изучения и возрождения народных традиций.

Изучение исторических корней праздника.

Знакомство

с

фольклорными

традициями,

обрядовыми

действиями,

народными играми.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Развитие

творческих

способностей

взрослых

и

детей

в

процессе

совместной деятельности.

Актуальность

Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить

те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником

Яблочный Спас, забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным

праздникам

знакомить

их

с

традициями

родной

земли,

красотой

природы,

умением

наших

предков

жить

в

гармонии

с

окружающим

миром.

Кроме

того,

воздействие

народных

праздников

на

ребенка

является

эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Задачи

Дать представление о празднике Яблочный Спас, расширить кругозор детей;

Развивать

навыки

общения,

диалогическую

речь,

стимулировать

познавательный интерес;

Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово,

музыку, фольклор.

Учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому

прошлому русского народа.

Воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.

Предполагаемые результаты

В

результате

работы

над

осуществлением

проекта

воспитанники

должны

овладеть следующими ключевыми компетенциями:

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают

название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умение играть в русские народные подвижные игры.

Этапы работы над проектом

Подготовительный :

-Определена тема проекта;

-Сформулированы цели и задачи;

-Подобрана литература, загадки, пословицы;

-Составлен план мероприятий основного этапа;

-С целью привлечения родителей к участию в проекте им был предложен

раздаточный материал и задания по теме проекта для выполнения с ребенком

дома;

-Были

проведены

консультации

о

необходимости

приобщения

детей

к

православным праздникам.

Основной (поисково – исследовательский, творческий) :

-Тематические беседы;

-Творческие мастерские – выставка поделок;

- Написания сценария праздника «День со вкусом яблока» и его подготовка.

- Конкурс творческих работ детей с родителями на тему:

«Яблочный Спас».

Заключительный

- Проведение праздника.

Длительность проекта: 1 неделя.

Далее моя работа по проекту была следующая…

В

родительские

уголки

была

размещена

информация

о

начале

реализации

проекта «Яблочный спас» в виде приглашения родителей с просьбой принять

активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по

теме

проекта.

Составила

план

работы

в

рамках

проекта.

Разработала

методические материалы для его реализации.

В

начале

работы

над

проектом

на

стенде

для

вас

родители

оформила

информационный

лист

следующего

содержания.

Дорогие

мамы

и

папы,

бабушки и дедушки! Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом

на

тему

«Яблочный

спас»,

чтобы

узнать

как

можно

больше

о

народных

традициях связанными с празднованием Преображения Господня (Яблочного

Спаса, приобщать детей к духовно-нравственным ценностям). Нам очень нужно

всё, что поможет больше узнать о происхождении праздника - энциклопедии с

информацией по теме; произведения художественной литературы; картинки из

журналов

или

Интернета;

настольные

игры

и

раскраски

по

теме;

мультипликационные фильмы по теме; помощь в организации экскурсии храм и

организация ярмарки. Мы очень на вас надеемся! Таким образом, родители

были проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём

материала у них имеется. Перед родителями раскрывается перспектива работы

над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед выясняю у

родителей

более

конкретно,

кто

какую

помощь

из

предложенного

списка

сможет оказать. При этом поощряю проявление родителями инициативы и с

радостью принимаю от них любую помощь.

Во

время

реализации

проектной

деятельности

в

группе

дети

читали

художественную

литературу,

рассматривали

и

беседовали

по

картинам,

разучивали

стихотворения,

отгадывали

загадки,

беседовали

о

народных

приметах, пословицах и поговорках о яблочном спасе, играли в настольные и

сюжетно – ролевые игры, смотрели мультфильмы и презентации, рисовали,

раскрашивали, лепили и делали аппликации по заданной теме. Я старалась

создать

такую

ситуацию,

когда

ребёнок

должен

был

что-то

познать

самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Во время прогулки дети осуществляли необходимые наблюдения, играли в

подвижные

игры.

Совместно

с

родителями

прошел

праздник-

развлечение

«Спасу

Ореховому,

Медовому,

Яблочному

посвящается..»,

где

родители

приняли активное участие в играх.

19 августа был запланирован поход в храм, куда отправились педагоги,

дети и их родители, взяв с собой яблоки, виноград и мед. Возвращаясь обратно

в детский сад, всю дорогу дети и взрослые вспоминали о священнослужителях

в необычных костюмах, о большом количестве людей пришедших в храм, о

воде, которой были окроплены и все присутствующие и их продукты. Можно

смело сказать, что из храма дети и родители ушли под большим впечатлением.

Результатом данного проекта стала ярмарка.

Родители

в

свою

очередь

решили

организовать

ярмарку

на

высшем

уровне.

Оформили

рисунками

центральный

вход

в

детский

сад

на

тему

«Яблочный спас», возле которого останавливались не только дети и искали свои

рисунки, но и их родители. За ранее пошили детям русские народные костюмы,

для выступления. Подготовили все атрибуты и украшения ярмарки.

Помимо всего этого, хочется также сказать и том, что в этот день были

печеные яблоки, яблочный компот, слойки с яблоками, торты шарлотки. Всё это

яблочное

изобилие

приготовили

родители

вместе

с

детьми

для

ярмарки,

которая прошла на высоком эмоциональном уровне.

Дети были одеты в народные костюмы. Мероприятие прошло весело и задорно:

звучали

народные

песни

и

мелодии,

проводились

народные

игры «Передай

яблочко», «Карусель», «Ручеек» дети читали стихи о «яблочном спасе».

Для родителей подготовила информационные стенды, листы и буклеты с

целью

повышения

компетентности родителей

в

вопросах

православной

культуры.

Говоря о вовлечении родителей в проектную деятельность, следует отметить их

активное участие в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям

открывать

новое,

неизведанное.

Проявляя

свои

творческие

способности,

родители рисовали по теме проекта, придумывали песенки, стихотворения.

Я считаю, что использование проектной деятельности наиболее эффективено

в работе с семьей, так как она позволяет родителям, детям, педагогам не только

принять

участие

в

совместной

деятельности,

но

и

увидеть

результат

совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов,

родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного

чувственного

опыта.

Активное

участие

всех

заинтересованных

родителей

позволило

сделать

вывод

о

том,

что

проектная

деятельность

является

достаточно

эффективной

формой

работы

ДОУ

с

семьей

в

вопросах

использования

педагогических

технологий,

способствующих

повышению

осведомленности родителей.

Сотрудничество с родителями дало следующие положительные результаты: -

создание

детско-взрослого

сообщества;

-

накопление

материалов

по

взаимодействию ДОУ с семьёй; - оказание родителями практической помощи в

создании развивающей среды; - активное участие родителей на праздниках,

открытых мероприятиях, в конкурсах, образовательном процессе.

В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так

как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих

детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.

На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские

отношения

с

родителями.

Использование

инновационных

форм

работы

с

родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к

работе

детского

сада

и

воспитанию

детей;

изменился

характер

вопросов

родителей

к

педагогам

детского

сада,

увеличился

рост

их

педагогических

интересов

и

знаний;

родители

овладели

необходимыми

практическими

умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

вырос

рост

посещаемости

родителями

мероприятий

по

педагогическому

просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках;

пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи

детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса

к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут

педагогам

и

родителям

освоить

методы

воспитания,

основанные

на

взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.



В раздел образования