Автор: Евсеенко Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ № 5 ст-цы Ясенской МО Ейский район
Населённый пункт: станица Ясенская Ейского района Краснодарского края
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Использование проектной деятельности в работе с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад
комбинированного вида № 5 станицы Ясенской муниципального образования
Ейский район
«Использование проектной
деятельности в работе с семьей»
Воспитатель:
Евсеенко Елена Викторовна
Станица Ясенская
2017
Работа
с
родителями
–
одно
из
важнейших
направлений
воспитательно-
образовательной работы в ДОУ.
Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в
формировании
социально
компетентной
личности
дошкольника,
способной
решать
проблемные
задачи
(адекватные
его
возможностям)
и
активно
взаимодействовать с окружающими людьми.
Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей,
родителей
и
педагогов,
мы
искали
такие
формы,
которые
позволили
бы
развивать
у
детей
самостоятельность
в
решении
проблем,
умение
организовывать
свою
деятельность
и
в
то
же
время
помочь
родителям
выстраивать
свои
отношения
с
детьми.
Формы,
которые
бы
не
оставляли
родителей
равнодушными
слушателями,
а
делали
бы
их
равноправными,
заинтересованными участниками. Для того чтобы родители могли раскрыться в
общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать
о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка,
спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию.
И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с
родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая
как раз и позволяет
решить все поставленные задачи.
Использование
проектного
метода
предполагает
развитие
свободной
творческой
личности
ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир,
учится взаимодействовать с ним.
Проектная
деятельность
–
это
такая
форма
взаимодействия
взрослых
(педагоги,
родители)
и
детей,
которая
позволяет
развивать
познавательные
способности,
личность
дошкольника,
а
также
взаимоотношения
со
сверстниками.
В
процессе
организации
проектной
деятельности
выявляются
интересы
ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и
детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Актуальность
проектного
метода заключается
в
поиске
нетрадиционных
подходов к решению проблемы
взаимодействия ДОУ и семьи. Проектная
деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный
вид деятельности направлен
на
актуальную
проблему
с аморазвития
дошкольника.
Основной
целью проектного метода
в
детском
саду
является
развитие свободной творческой личности ребёнка.
Какова же роль родителей в проектной деятельности?
Чтобы
организовать
учебно-воспитательный
процесс
наиболее
эффективно,
необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира
взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему,
как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими
детьми. Неучастие родителей в жизни своего ребёнка, отсутствие какого-либо
представления о том, каким должен быть ''успешный" родитель - и возникает
о п р ед е л е н н а я
п р о бл е ма
в
от н о ш е н и я х
р е бе н ка
и
е го
с е м ь и .
Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено
несколькими причинами:
Во-первых,
в
силу
своих
возрастных
особенностей
дети
не
могут
быть
абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко
распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском
саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе
работы
над
проектом,
но
и
становятся
непосредственными
участниками
образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают
чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений
ребёнка.
Все мы знаем, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни
ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими
бы прекрасными не были наши детские сады, главным воспитателем малышей
являются отец и мать.
Поэтому
задача
воспитателя
заключается
в
правильной
организации
взаимодействия
с
родителями
своих
воспитанников.
Чтобы
общение
воспитателя
с
родителями
не
ограничивалось
взаимными
претензиями,
необходимо
взаимодействие
с
родителями
строить
на
принципах
доверия,
диалога, партнёрства, учёта интересов родителей, и, самое главное, их опыта в
воспитании детей.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является
совместная
проектная
деятельность
воспитателя,
родителей
и
детей.
Как
правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный,
включает в себя блок работы с семьёй. Сюда можно отнести создание плакатов,
выставки,
написание
мини-сочинений,
конкурсы,
экскурсии,
родительские
собрания и клубы, оформление стендов и многое другое.
При работе над проектами мы используем следующие этапы работы:
– ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
– вовлекаем
дошкольников
в
решение
проблемы
(обозначение
детской
цели);
– намечаем
план
движения
к
цели
(поддерживаем
интерес
детей
и
родителей);
– обсуждаем план с семьями;
– все вместе рисуем план-схему проведения проекта;
– собираем информацию, материал;
– проводим образовательную деятельность, игры, наблюдения;
– даём домашние задания родителям и детям;
– переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала,
информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;
– организуем
презентацию
проекта
(праздник,
открытое
мероприятие,
акция, КВН), составляем альбом и т.п.
– подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе»,
родительском собрании и проводим обобщение опыта.
Проект направлен на привлечение родителей к непосредственному участию в
коррекционно-развивающем процессе. Реализация проекта может длиться от
нескольких
недель
до
нескольких
месяцев
и
состоит
из
последовательных
этапов:
ознакомление
родителей
с
целями
и
задачами
проекта,
совместная
деятельность детей и родителей, презентация проекта. Проект, как правило,
включает в себя несколько мероприятий, способствующих его реализации.
Проекты могут быть исследовательскими, а могут быть творческими.
В нашей группе родители вместе с детьми работали над краткосрочными
проектами: «Перелетные птицы» и
«Яблочный
спас». На
примере
которого
я
бы
хотела
рассказать
об
использовании проектной деятельности в с родителями.
Основной целью этого проекта является:
Через праздник "Яблочный Спас» познакомить детей
с обрядами и обычаями русского народа.
Изучения и возрождения народных традиций.
Изучение исторических корней праздника.
Знакомство
с
фольклорными
традициями,
обрядовыми
действиями,
народными играми.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Развитие
творческих
способностей
взрослых
и
детей
в
процессе
совместной деятельности.
Актуальность
Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить
те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником
Яблочный Спас, забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным
праздникам
знакомить
их
с
традициями
родной
земли,
красотой
природы,
умением
наших
предков
жить
в
гармонии
с
окружающим
миром.
Кроме
того,
воздействие
народных
праздников
на
ребенка
является
эффективным средством обогащения его духовной культуры.
Задачи
Дать представление о празднике Яблочный Спас, расширить кругозор детей;
Развивать
навыки
общения,
диалогическую
речь,
стимулировать
познавательный интерес;
Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово,
музыку, фольклор.
Учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому
прошлому русского народа.
Воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.
Предполагаемые результаты
В
результате
работы
над
осуществлением
проекта
воспитанники
должны
овладеть следующими ключевыми компетенциями:
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают
название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умение играть в русские народные подвижные игры.
Этапы работы над проектом
Подготовительный :
-Определена тема проекта;
-Сформулированы цели и задачи;
-Подобрана литература, загадки, пословицы;
-Составлен план мероприятий основного этапа;
-С целью привлечения родителей к участию в проекте им был предложен
раздаточный материал и задания по теме проекта для выполнения с ребенком
дома;
-Были
проведены
консультации
о
необходимости
приобщения
детей
к
православным праздникам.
Основной (поисково – исследовательский, творческий) :
-Тематические беседы;
-Творческие мастерские – выставка поделок;
- Написания сценария праздника «День со вкусом яблока» и его подготовка.
- Конкурс творческих работ детей с родителями на тему:
«Яблочный Спас».
Заключительный
- Проведение праздника.
Длительность проекта: 1 неделя.
Далее моя работа по проекту была следующая…
В
родительские
уголки
была
размещена
информация
о
начале
реализации
проекта «Яблочный спас» в виде приглашения родителей с просьбой принять
активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по
теме
проекта.
Составила
план
работы
в
рамках
проекта.
Разработала
методические материалы для его реализации.
В
начале
работы
над
проектом
на
стенде
для
вас
родители
оформила
информационный
лист
следующего
содержания.
Дорогие
мамы
и
папы,
бабушки и дедушки! Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом
на
тему
«Яблочный
спас»,
чтобы
узнать
как
можно
больше
о
народных
традициях связанными с празднованием Преображения Господня (Яблочного
Спаса, приобщать детей к духовно-нравственным ценностям). Нам очень нужно
всё, что поможет больше узнать о происхождении праздника - энциклопедии с
информацией по теме; произведения художественной литературы; картинки из
журналов
или
Интернета;
настольные
игры
и
раскраски
по
теме;
мультипликационные фильмы по теме; помощь в организации экскурсии храм и
организация ярмарки. Мы очень на вас надеемся! Таким образом, родители
были проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём
материала у них имеется. Перед родителями раскрывается перспектива работы
над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед выясняю у
родителей
более
конкретно,
кто
какую
помощь
из
предложенного
списка
сможет оказать. При этом поощряю проявление родителями инициативы и с
радостью принимаю от них любую помощь.
Во
время
реализации
проектной
деятельности
в
группе
дети
читали
художественную
литературу,
рассматривали
и
беседовали
по
картинам,
разучивали
стихотворения,
отгадывали
загадки,
беседовали
о
народных
приметах, пословицах и поговорках о яблочном спасе, играли в настольные и
сюжетно – ролевые игры, смотрели мультфильмы и презентации, рисовали,
раскрашивали, лепили и делали аппликации по заданной теме. Я старалась
создать
такую
ситуацию,
когда
ребёнок
должен
был
что-то
познать
самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
Во время прогулки дети осуществляли необходимые наблюдения, играли в
подвижные
игры.
Совместно
с
родителями
прошел
праздник-
развлечение
«Спасу
Ореховому,
Медовому,
Яблочному
посвящается..»,
где
родители
приняли активное участие в играх.
19 августа был запланирован поход в храм, куда отправились педагоги,
дети и их родители, взяв с собой яблоки, виноград и мед. Возвращаясь обратно
в детский сад, всю дорогу дети и взрослые вспоминали о священнослужителях
в необычных костюмах, о большом количестве людей пришедших в храм, о
воде, которой были окроплены и все присутствующие и их продукты. Можно
смело сказать, что из храма дети и родители ушли под большим впечатлением.
Результатом данного проекта стала ярмарка.
Родители
в
свою
очередь
решили
организовать
ярмарку
на
высшем
уровне.
Оформили
рисунками
центральный
вход
в
детский
сад
на
тему
«Яблочный спас», возле которого останавливались не только дети и искали свои
рисунки, но и их родители. За ранее пошили детям русские народные костюмы,
для выступления. Подготовили все атрибуты и украшения ярмарки.
Помимо всего этого, хочется также сказать и том, что в этот день были
печеные яблоки, яблочный компот, слойки с яблоками, торты шарлотки. Всё это
яблочное
изобилие
приготовили
родители
вместе
с
детьми
для
ярмарки,
которая прошла на высоком эмоциональном уровне.
Дети были одеты в народные костюмы. Мероприятие прошло весело и задорно:
звучали
народные
песни
и
мелодии,
проводились
народные
игры «Передай
яблочко», «Карусель», «Ручеек» дети читали стихи о «яблочном спасе».
Для родителей подготовила информационные стенды, листы и буклеты с
целью
повышения
компетентности родителей
в
вопросах
православной
культуры.
Говоря о вовлечении родителей в проектную деятельность, следует отметить их
активное участие в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям
открывать
новое,
неизведанное.
Проявляя
свои
творческие
способности,
родители рисовали по теме проекта, придумывали песенки, стихотворения.
Я считаю, что использование проектной деятельности наиболее эффективено
в работе с семьей, так как она позволяет родителям, детям, педагогам не только
принять
участие
в
совместной
деятельности,
но
и
увидеть
результат
совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов,
родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного
чувственного
опыта.
Активное
участие
всех
заинтересованных
родителей
позволило
сделать
вывод
о
том,
что
проектная
деятельность
является
достаточно
эффективной
формой
работы
ДОУ
с
семьей
в
вопросах
использования
педагогических
технологий,
способствующих
повышению
осведомленности родителей.
Сотрудничество с родителями дало следующие положительные результаты: -
создание
детско-взрослого
сообщества;
-
накопление
материалов
по
взаимодействию ДОУ с семьёй; - оказание родителями практической помощи в
создании развивающей среды; - активное участие родителей на праздниках,
открытых мероприятиях, в конкурсах, образовательном процессе.
В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так
как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих
детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские
отношения
с
родителями.
Использование
инновационных
форм
работы
с
родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к
работе
детского
сада
и
воспитанию
детей;
изменился
характер
вопросов
родителей
к
педагогам
детского
сада,
увеличился
рост
их
педагогических
интересов
и
знаний;
родители
овладели
необходимыми
практическими
умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
вырос
рост
посещаемости
родителями
мероприятий
по
педагогическому
просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках;
пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи
детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса
к активному включению в планирование образовательного процесса.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут
педагогам
и
родителям
освоить
методы
воспитания,
основанные
на
взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.