Напоминание

"Дары нашего края"


Автор: Шапкина Марина Аркадьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №12
Населённый пункт: город Урай Тюменская область ХМАО - Югра
Наименование материала: Конспект занятия. Познавательно-исследовательская деятельность (старшая группа)
Тема: "Дары нашего края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия.

Познавательно-исследовательская деятельность

(старшая группа)

Тема: «Дары нашего края»

Задачи:

Образовательные: систематизация знаний о растительном мире родного края - деревьях, ягодах, их

внешнем виде, пользе.

обогащение словаря;

формирование грамматического строя речи.

Развивающие: развитие памяти, мышления, внимания, связной и диалогической речи.

Воспитательные : воспитание интереса к познавательной деятельности, любви и бережного

отношения к природе родного края.

Предварительная работа: дидактические игры, наблюдения на прогулках, рассматривание

иллюстраций и составление, чтение и заучивание художественных произведений, изготовление ягод

морошки из солёного теста, печатание фотографий для альбома «Растительный мир родного края»,

закрашивание раскрасок по теме: деревья, лесные ягоды. Использование электронных

образовательных ресурсов презентации: «Лесные ягоды», «Наш край родной».

Демонстрационный материал: берестяной туесок, иллюстрации с изображением сосны, кедра, ели;

шапочки ягод черники, голубики, брусники; болотные кочки

Раздаточный материал: шишки сосновые, еловые, кедровые; ягоды морошки на кустиках.

Содержание непосредственной образовательной деятельности.

Создание игровой мотивации.

Дети обращают внимание на новый туесок, прикрытый салфеткой

В. – Что это прикрытое салфеткой? Как вы думаете? (ответы детей)

А из чего он сделан?

Это берестяной туесок. Он сделан из бересты- верхнего слоя берёзовой коры. Такие туески делали

ханты и манси для того, чтобы хранить в них продукты питания: орехи, ягоды и т.д. Они украшали

свои изделия узорами, а эти узоры называются орнаменты.

«Хантыйские узоры

Красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи, то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб.»

Микуль Шульгин

В - В этом туеске что то есть. Как вы думаете, что в туеске лежит?

Д.: (высказывают свои предположения)

В. - Я вам загадаю загадку, а вы постараетесь отгадать и тогда мы узнаем. Что в туеске лежит: «На

сосне семян кубышка, что же это?»

Д. - Это … (шишка)

Открываю салфетку, рассматриваем шишки.

В. – Скажите, пожалуйста, все ли шишки в туеске одинаковые?

Д. – Нет.

В. – А какие вы видите шишки?

Д. – Сосновые, еловые, кедровые.

В. – Молодцы! Правильно назвали все шишки. А с каких деревьев эти шишки?

Д. – С сосны, ели, кедра.

В. – Молодцы! Правильно ответили.

На картинках нарисованы деревья (сосна, ель, кедр)

В. – Какие это деревья?

Д. – Это хвойные деревья.

В. – Я предлагаю вам отнести шишки к деревьям, с которых они упали.

Дидактическая игра «С какого дерева упала шишка?».

Дети выполняют задание. Все вместе проверяем.

В. – Молодцы, правильно выполнили задание! Только вот туесок теперь пустой. А что можно еще

положить в туесок?

Д. – Ответы детей.

В. – Мы с вами будем собирать ягоды, а какие вы угадаете сами. Загадка: «Что за ягодка такая, словно

небо – голубая?

Д. – Это голубика.

В. – Кто может рассказать стихотворение про голубику?

Д. – Дети читают стихотворение по ролям.

«Голубая ягодка»

1-й реб.:

Взял Ванюша туесок,

Пошел Ваня во лесок.

Видит: ягодка на кочке

Укрывается листочком.

2-й реб.:

Что за ягодка такая,

Словно небо – голубая

1-й реб.:

Ягодка сказала тихо:

3-й реб.: - Я, Ванюша, голубика / (и подает фото голубики).

В. – А что вы знаете о голубике?

Д - ягоды голубики – это сокровищница витаминов и полезных веществ. В ней есть витамины С и А.

Из голубики готовят сок, варенье, джемы и компоты.

Д. – Ребенок показывает картинку с изображением брусники и спрашивает: - а это что за ягодка?

Д. – Это ягода брусника.

Д. – Ребенок читает стихотворение: «Туесок брусники»

Гибкий стебель повилики

Ствол обвил как поясок.

Алой ягоды брусники

Набрала я туесок.

Хоть она и горьковата,

Но моченая – вкусна!

Мхов и хвои ароматов

Эта ягода полна.

В. – А чем она полезна? И зачем люди ее собирают?

Д. – Из брусники готовят морсы, заваривают брусничный чай из листочков брусники. Она обладает

противомикробными и противовоспалительными свойствами.

В. –Хорошо! Очень много вы знаете о бруснике. Эту полезную ягоду мы положим в свою коллекцию.

А вот еще одна ягодка спешит к нам. Кто узнал ее?

Д. – Это черника!

В. – Правильно, черника. Чем эта ягода полезна?

Д. – Ягоды черники улучшают зрение, излечивают воспалительные процессы.

В. – Очень хорошо. А кто желает рассказать стихотворение?

Д. – Дети рассказывают стихотворение «Черничный компот» по ролям:

1-й реб.:

Я спросил у Васи,

Чем ты губы красил?

У тебя лиловый рот

И усы лиловые

И лиловый сок течет

На рубашку новую.

И ответил Вася:

2-й реб.:

Губы я не красил

Я черничный пил компот,

Вот и стал лиловым рот.

В.

С

каждой

из

этих

ягод

знакомились

и

хорошо

знаем

чем

они

полезны.

Но

сегодня

мы

познакомимся еще с одной вкусной, полезной, красивой ягодкой. А растет она на болоте. Оденем

сапожки, чтобы не промочить ножки. Растет она на болотных кочках, когда созреет она оранжевого

цвета и похожа на малину. А называется – морошка.

В. – Читаю стихотворение «Морошка», автор: Андрей Тарханов.

В июле иду на болото,

Беру с собой туесок.

До нитки болото промокло,

Тут хоженых нету дорог.

Иду я тропинкою – страшно,

И вот расступается бор,

Повсюду, повсюду морошка

Огромный янтарный ковер.

Как яркая звездочка лета

Нарядно морошка одета.

Как радостно тянется к свету

На стройном своем стебельке.

Веселую ягодку эту

Несу я домой в туеске.

В. - я предлагаю вам собрать морошку в ладошки, внимательно рассмотреть её.

Дети собирают морошку, рассматривают. А затем складывают её в туесок.

Полный туесок морошки мы вместе насобирали, а что с ягодами будем делать?

Дети предлагают, высказывают свои пожелания.

Хорошая получилась прогулка в лес, на болото, а что вам больше понравилось, расскажите.

Дети дают самооценку деятельности, которой они занимались.



В раздел образования