Автор: Кокорина Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 14"
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие предметно-пространственной среды для детей групп компенсирующей направленности
Раздел: дошкольное образование
«Ребенок - это солнце, вокруг которого вращается
весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена,
интересы удовлетворены, способности развиты».
«Воспитание - не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
1.
Психолого-педагогические
особенности
развития
детей
с
задержкой
психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных
форм
психической
патологии
детского
возраста. В
коррекционной
педагогике
понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и
характеризуется,
прежде
всего,
отставанием
в
развитии
психической
деятельности ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа
п с и х и ч е с ко г о
р а з в и т и я ,
ко г д а
о т д ел ь н ы е
п с и х и ч е с к и е
ф у н к ц и и
(память, внимание, мышление, эмоционально-волевая
сфера)
отстают
в
своём
развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Как правило, у детей этой группы наблюдается низкий уровень развития
восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени
для приема и переработки сенсорной информации; ограниченности и неполнота
знаний этих детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов,
находящихся в привычном положении, контурных и схематических изображений.
На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется
неполноценность
тонких
форм
зрительного
и
слухового
восприятия,
недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
В качестве наиболее характерных для детей ЗПР особенностей внимания
многие
исследователи
отмечают
его
неустойчивость,
рассеянность,
низкая
концентрация, трудности переключения.
Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно
проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии
одновременно
действующих
речевых
раздражителей,
имеющих
для
детей
значительное смысловое и эмоциональное содержание.
Недостатки
организации
внимания
обуславливаются
слабым
развитием
интеллектуальной
активности
детей,
несовершенством
навыков
и
умений
самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к
учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития
устойчивости внимания, а также широкий диапазон индивидуальных и возрастных
различий
этого
качества.
Наблюдаются
недостатки
анализа
при
выполнении
заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала.
Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются
отклонения
в
развитии
памяти.
Отмечаются
снижение
продуктивности
запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти
по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной над словесной;
низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение
организовывать
свою
работу;
недостаточная
познавательная
активность
и
целенаправленность
при
запоминании
и
воспроизведении;
слабое
умение
использовать
рациональные
приемы
запоминания;
недостаточный
объем
и
точность запоминания, низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание
механического запоминания над словесно-логическим.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У
детей
данной
категории
наблюдаются
снижение
потребности
в
общении
со
сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех
видах деятельности.
Психическое недоразвитие у детей с ЗПР проявляется, прежде всего, в
снижении
уровня
обучаемости.
Дети
с
ЗПР
обладают
относительно
высокой
обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут
овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.
Познавательная
деятельность
у
детей
данного
типа
ЗПР
значительно
снижена.
Мыслительные
операции
несовершенны.
Знания
усваиваются
фрагментарно,
быстро
забываются,
в
результате
чего
к
концу
первого
года
обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления,
памяти,
внимания,
восприятия,
речи,
эмоционально-волевой
сферы
личности
происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и
познавательных
возможностей
не
позволяют
ребёнку
успешно
справиться
с
задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти
ограничения
впервые
отчётливо
проявляются
и
замечаются
взрослыми,
когда
ребёнок
приходит
в
школу.
Неспособность
к
устойчивой
целенаправленной
деятельности,
преобладание
игровых
интересов
и
игровой
мотивации,
неустойчивость
и
выраженные
трудности
при
переключении
и
распределении
внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении
серьёзных
школьных
заданий,
недоразвитие
произвольных
видов
деятельности
быстро
приводят
к
школьной
неуспеваемости
у
таких
детей
по
одному
или
нескольким предметам.
Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы, как по ходу
её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать
потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. В
случаях, когда по своему психическому состоянию ребёнок не в силах продолжать
выполнять то или иное задание, материал объясняют ему на индивидуальных
занятиях.
Для
предупреждения
быстрой
утомляемости
или
снятия
её,
целесообразно
переключать
детей
с
одного
вида
деятельности
на
другой,
разнообразить
виды
занятий.
Интерес
к
занятиям
и
хороший
эмоциональный
настрой
учащихся
поддерживают
использованием
красочного
дидактического
материала, введением в занятия игровых моментов. Огромное значение имеют
мягкий доброжелательный тон воспитателя, внимание к ребёнку, поощрение его
малейших успехов.
2. Аннотация проекта.
Гипотеза. Если в группе дошкольного образования для детей ЗПР создать
развивающую
предметно-пространственную
среду,
адекватную
реализуемой
программе,
соответствующую
особенностям
педагогического
процесса
и
творческому характеру деятельности каждого ребенка, то это будет эффективно
способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их
индивидуальности.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что в нём практически
реализован
подход
к
организации
целостного
развития
ребенка
дошкольного
возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Новизна заключается в разработке и создании современной развивающей
предметно-пространственной среды в условиях конкретной группы дошкольного
образования
с
использованием
комфортных,
современных,
безопасных,
ярких
пособий
и
оборудования,
позволяющей
привлечь
внимание
ребёнка
в
самостоятельной деятельности согласно направлениям образовательных областей
и их интеграции.
Практическая
значимость. Предлагаемая
организация
развивающей
предметно-пространственной среды рассчитана на стимулирование всех видов
деятельности
ребёнка,
таких
как
социально-коммуникативная,
речевая,
физическая,
познавательная,
художественно-эстетическая,
в
соответствии
с
реализуемой программой дошкольного образования.
Ожидаемый результат. Организация
образовательного
пространства,
удовлетворяющего
потребностям
актуального,
ближайшего
и
перспективного
развития каждого ребенка:
создать вариативный проект современной предметно-развивающей среды в
условия
группы
дошкольного
образования
для
повышения
качества
дошкольного образования в соответствии с ФГОС;
создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по
следующим направлениям:
социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-
эстетическое развитие;
организовать
предметное
окружение
детей
таким
образом,
чтобы
оно
обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие;
оформление центров по разным видам детской деятельности; оптимизация
игрового пространства;
повышение
уровня
собственной
профессиональной
компетентности
в
условиях ФГОС;
систематизация
и
упорядочение
накопленного
материала;
рациональное
размещение оборудования в условиях группы;
проведение открытых занятий, мастер-классов для коллег и родителей.
Участники проекта.
Воспитатели дошкольного образования
Дети
Родители
Тип проекта – долгосрочный 2015 – 2018 г.г. (3 года)
Вид проекта: информационный, вариативный, практикоориентированный.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный (2015 – 2016 г.г.);
II этап – практическая реализация проекта (2016 – 2017 г.г.);
III этап – подведение итогов (2017 – 2018 г.г.).
3. Актуальность проблемы.
развивающая предметно-пространственная среда не отвечает требованиям
ФГОС ДО;
не учитываются принципы её построения;
в группах не в полной мере представлен качественный и количественный
состав необходимых игрушек и пособий;
присутствует
дисбаланс
в
оформлении
и
практическом
применении
оборудования
и
игр,
используемых
детьми
в
образовательной
и
самостоятельной деятельности.
4. Краткое описание учреждения.
Группы дошкольного образования в МАОУ «СОШ № 14» открыты с 3 сентября
2015 года. Детский сад расположен по адресу: Иркутская область, город Усть-
Илимск,
переулок
Южный
- 6.
В
МАО У «СОШ
№
14»
действует
6
групп
дошкольного образования.
5. Цель и задачи проекта.
Цель проекта – организация развивающей предметно-пространственной среды
в ДОУ для детей группы компенсирующей направленности. Повысить уровень своей
компетенции в разработке и организации предметно-развивающей среды согласно
ФГОС ДО.
Задачи проекта:
Удовлетворение потребностей родителей в получении детьми вариативного
образования.
Формирование
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии с ФГОС ДО.
Максимальная
реализация
образовательного
потенциала
пространства
группы.
Создание условий для экспериментирования, исследовательской и поисковой
деятельности детей.
Использование дополнительных возможностей (финансовых, материальных)
для приобретения оборудования.
6. Этапы реализации проекта.
I этап – организационный (2015 – 2016 г.г.)
Изучение
нормативных
документов,
регламентирующих
выбор
учебно-
методических и игровых материалов.
Изучение
современных
научных
разработок
в
области
развивающей
среды
для
детей дошкольного возраста.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного
образования.
Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников
и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
Организация
группового
пространства,
отвечающего
современным
критериям
функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и
социальной деятельности.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными
требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
Определение цели и задач проекта «Развитие предметно-пространственной среды
в ДОУ для детей компенсирующей направленности».
II этап – практическая реализация проекта (2016 – 2017 г.г.)
Написание и оформление проекта.
Проведение педагогического часа на тему: «Предметно-развивающая среда, как
основа развития детей дошкольного возраста».
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая
основа
принципов
построения
предметно-
развивающей
среды
ДОУ
в
соответствии
с
требованиями
к
учебно-
материальному обеспечению»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых
ячейках ДОУ».
Разработка
анкет
для
педагогов
ДОУ
по
изучению
их
отношения
к
необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии
с ФГОС.
Анкетирование педагогов: изучение их отношения кнеобходимости изменений,
в
построении
развивающей
предметно-пространственной
среды,
в
соответствии с ФГОС.
Демонстрация презентации на тему «Созданию развивающей предметно-
пространственной среды в ДОУ».
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий.
Зонирование
групповых
помещений
согласно
рекомендациям
и
принципам
построения развивающей предметно-пространственной среды.
Создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
групповых
комнатах
в
соответствии
с
требованиями
пожарной
безопасности,
санитарно-гигиеническими нормам.
III этап – подведение итогов (2017 – 2018 г.г.).
Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды
педагогами группы.
Написание
протокола
педагогического
совета
«развивающая
предметно-
пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Написание консультация для педагогов:
«Нормативно-правовая
основа
принципов
построения
развивающей
предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группе».
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию
развивающей предметно-пространственной среды в группе.
7. Мероприятия реализации проекта.
I этап – организационный.
Задачи:
1.Разработка проекта «Развитие предметно-пространственной среды в ДОУ для
детей компенсирующей направленности.
2.Подготовка
презентации
эскизов
оформления
помещения
из
опыта
работы
других ДОУ.
3. Выбор оптимально приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты.
4.
Изучение
литературы
на
тему:
«Современные
требования
к
созданию
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
II этап – практическая реализация проекта.
Задачи:
1. Модернизация среды группы, создание компонентов единого образовательного
пространства;
2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по
разным видам детской деятельности;
3.
Подготовка
материалов
для
воспитателей
по
теме
проекта:
создание
материальной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, список
литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала
для работы с родителями).
Практическая часть.
Актуальным в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР является не
формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной
модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в
образовательном
процессе,
для
переноса
полученных
знаний
в
практическую
деятельность, которая позволит успешно адаптироваться, социализироваться, в
обществе сверстников, других взрослых.
В моей работе с детьми в группе для детей с ЗПР основными направлениями
реализации принципов социализации и индивидуализации являются:
Рациональная организация предметно-развивающей среды группы для детей с
ЗПР.
Пересмотр
способов
организации
содержания
образовательной
деятельности. Создание индивидуального маршрута.
Изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка.
Эффективное
взаимодействие
дефектолога,
воспитателя
и
помощника
воспитателя с семьями воспитанников.
Индивидуализация
дошкольного
образования рассматривается,
какпринятие
неповторимости
и
уникальности
личности
каждого
ребенка,поддержка
его
индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса
на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей, как система
дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.
Социализация в процессе образования – это процесс и результат педагогически
организованного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, его совместная с
взрослыми
деятельность,
создающая
условия
для
формирования
у
ребёнка
позитивного социокультурного опыта.
Организация предметно-развивающей среды группы для детей с ЗПР
Предметно-развивающая среда помещений способствует социализации детей и
их родителей. Наше помещение приёмной комнаты – это комната встреч, делового
и бытового общения, рассматривания и обсуждения творческих работ детей в
детском
саду
и
вместе
с
родителями
дома.
Помещение
включает
следующие
творческие находки, реализующие принципы социализации и индивидуализации:
Индивидуальная картинка ребёнка, сопровождающая ребёнка и в группе, и в
спальне и в туалетной комнате.
«Солнышко» с личной фотографией, которое каждое утро встречает, а
вечером провожает ребёнка домой.
Экран личных успехов ребёнка в творческой деятельности с педагогами и
родителями.
«Экран настроения» для фиксирования настроения ребёнка утром, днём и
вечером.
Информационные
стенды,
тетради
рекомендаций
специалистов
для
родителей, индивидуальные папки личных достижений. Сейчас ФГОС ДО
предлагает «Детский календарь», который служит основой образовательной
деятельности в семье.
Фоторамка с коллективной фотографией группы.
Алгоритм «Я одеваюсь!».
Помещение групповой комнаты – это не комната для занятий, а пространство
взаимодействия ребёнка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.
Помещение, в котором дети удовлетворяют главную потребность: потребность в
движении, игре и общении. Именно удовлетворение этих главных потребностей
формирует
социальный
опыт
ребёнка.
Чёткое
зонирование,
вариативность
пространства, учёт стойких детских интересов, также временные отрезки в
режиме
дня
для
свободной
деятельности
по
личному
выбору,
способствуют
объединению детей в любимые игры и занятия. Особенностью общих игр и занятий
наших ребят является объединение их в каком-либо центре:
В центре движения дети осуществляют все спортивно-оздоровительные
потребности.
Центр
оснащён
мячами
различной
величины,
скакалками,
ловишками,
гантелями,
кеглями,
кольцебросам,
крупными
браслетами,
змейкой, гимнастическими тросточками, дорожкой «здоровья», обручами,
мешки для прыжков, мешочками с песком и т.д.;
В литературном центре дети знакомятся с художественной литературой и
их авторами;
В центре детского творчества у детей есть возможность реализовать себя
в таких видах деятельности как аппликация, рисование, лепка и т.д.Центр
включил в себя всю продуктивную деятельность детей. На стеллаже мы
расположили
стаканчики
с
карандашами
и
фломастерами,
лоток
с
пластилином, лоток с красками, альбомы для рисования, трафареты для
рисования,
коврики
для
лепки,
стаканчики
для
воды,
иллюстрационный
материал (образцы) и многое другое для развития творческих способностей
детей;
Короба с конструктором или центр конструирования объединяет детей в
конструктивной деятельности, где содержится:
1. Строительный материал
- Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы
- Комплект больших мягких модулей
- Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных,
людей и т.п.)
2. Конструкторы
3. Детали конструктора
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики,
кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)
4. Плоскостные конструкторы
Коврик-трансформер (мягкий пластик) «Животные»;
Центры экспериментирования и экологии позволяет детям узнать много
нового в области природы и науки. Расположили мы его на стеллаже, где
поместили сухой аквариум с рыбками, комнатные растения и план схемы по
уходу за ними, календарь природы, явления природы, дидактические игры и
лото: «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и
перелётные птицы», «Зоопарк», «Что, где растёт», «Чей детёныш?» и т.д..
Так же в центре имеется иллюстрационный материал: «Рыбы», «Грибы»,
«Деревья и кустарники», «Растения», «Драгоценные камни» и многое другое,
что
способствует
полноценному
развитию
детей.Полное
оснащение
оборудованием и материалами для организации развивающей совместной и
самостоятельной деятельности детей.
Игровой
центр,
здесь
дети
реализуют
самые
различные
ситуации,
взаимодействуя друг с другом.Центр содержит необходимое оборудование и
материалы для таких игр как: «Салон красоты», «Парикмахерская», «Касса
билетов», «Больница», «Аптека» «Санаторий», «Магазин», «Супермаркет»,
«Дом», «Кафе», «Дом моды», «Детский сад», «Школа» и др.
Математический
центр
является
центром
познания
и
приобретения
математических представлений.Центр оснащён магнитной доской, доской
для письма и рисования мелом. Математические и логические игры для детей
разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические
знаки,
набор
геометрических
фигур,
объемные
тела,счетные
палочки,
детский компьютер мольберт. Здесь дети могут производить действия с
цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги и мольберте,
решать логико-математические задачи, составлять целое из частей и т.д.
Музыкальный и театральный центры так же помогают детям развивать в
себе чувство импровизации и экспромта, чувство ритма и такта, здесь дети
ставят
различные
постановки
спектаклей,
музыкальных
и
танцевальных
постановок.Центр «Театра и Музыки» мы организовали интегрировано –
ширма
с
полочками,
куда
поместили
полный
набор
музыкальных
инструментов, иллюстрационный материал «Музыкальные инструменты»,
султанчики, цветные ленточки, театрализованные маски, кукольный театр,
пальчиковый театр, магнитный театр и маленькую магнитную доску;
В центре речевого развития и коррекционной деятельности находятся: план-
схемы
для
составления
описательных
рассказов;
условные
схематические
изображения
предметов,
способствующие
установлению
сходства
и
различия,
классификационных
признаков,
определению
временных
последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями);
дидактические
игры
на
развитие
тактильных
ощущений,
на
познание
и
закрепление
свойств
окружающих
предметов,
зрительного
и
слухового
восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений; аудио и видеозаписи;
картотеки
артикуляционных,
дыхательных
и
голосовых
упражнений
и
стихотворений
для
заучивания
с
детьми;
медиатека
презентаций
и
компьютерных игр по лексическим темам.
1.
Артикуляционная
гимнастика
(моторика):
«Сказка
о
веселом
язычке»;
скороговорки,
чистоговорки,
загадки,
предметные
картинки-опоры;
артикуляционные
уклады
схемы;
артикуляционная
гимнастика
в
альбомах
на
определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные
палочки, ватные диски; картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы
упражнений
для
артикуляции
в
картинках-таблицах.
Т.А.
Куликовская
«Артикуляционная
гимнастика
в
стихах
и
картинках»,
«Артикуляционная
гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная,
пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
2.
Мелкая
моторика:
сухой
бассейн;
массажные
валики,
мячики,
прищепки,
трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв, волчки,
шнуровки,
мозаика,
пазлы,
трафареты
для
штриховки,
внутренней
и
внешней
обводки, карандаши и т.п.;
3.
Речевое
дыхание:
разноцветные
шарики;
султанчики;
бумажные
снежинки;
вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке, дудочки, шары для
надувания,
пузырьки,
игры
на
воздушную
струю;
игры-упражнения:
«Покатай
карандаш», «Листья шелестят», «Загони мяч в ворота», «Ветряная мельница»,
«Подуй на одуванчик», «Насос»; Картотека дыхательных упражнений и т.п.;
4.
Высшие
психические
функции:
разрезные
картинки,
домино,
«Четвертый
лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др;
5. Фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например, «Игры с
парными карточками» З.Т.Бобылевой;
6 . Звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В.
Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков:
«Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови»
и т.д.);
7.
Звукоподражание:
шумовые
инструменты;
звуковые
коробочки;
детские
музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка,
колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания
звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для
твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре
слова;
8. Лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и
предметные);
развивающие
пазлы,
игры:
лото,
«Подбери
пару»,
«Кто
больше
назовет», «Часть и целое» и др.;
9.
Грамматический
строй
речи:
игры
Е.М.
Карповой,
Е.В.
Соловьевой,
В.В.
Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови
ласково», «Чего нет?» и др.;
10.
Связная
речь:
сюжетные
картинки,
«Угадай
по
описанию»,
«Когда
это
бывает?»,
«Играем
в
профессии»,
«Подскажи
словечко»,
«Что
с
начало,
что
потом», «Разрезные картинки», «Составь рассказ», «Подбери слово к схеме», «Две
сестренки», разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
библиотека детских книг и др.;
11. Грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь
предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы, магнитная доска;
наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись
читать»,
«Умные
кубики»,
«Слоговые
кубики»;
альбомы
на
закрепление
обобщающих
понятий,
на
согласование
существительных
с
числительными
и
прилагательными:
«Одежда»,
«Фрукты»,
«Дикие
животные»,
«Домашние
животные», «Времена года», «Настроение человека», «Герои сказок» и др;
12. Автоматизация звуков: мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные
картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические
альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки,
скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова.
Уголок патриотического воспитания расположили на ширме и стеллаже,
куда поместили символику нашей страны, нашего края и города, так же
здесь присутствует глобус, карта нашей земли, иллюстрационный материал
«Народы
мира»,
«Национальные
костюмы»,
«Виды
стратегических
подразделений», «Космос». Так же в группе имеются видеозаписи «Гимн
нашей страны», «Достопримечательности нашей страны, края, города»;
аудиозаписи
о
нашем
крае
и
городе,
созданы
презентации
«Ветераны»,
«Знаменитые
люди»
и
т.д..
Для
участия
в
творческих
выступлений
для
каждого ребёнка приобретены флажки, цветные ленточки.
Уголок
уединения
расположили
в
спальне,
куда
поставили
два
кресла
и
этажерку с полочкой для книг, цветных камушек, карандашей и фломастеров
с
бумагой,
мелких
игрушек
и
т.д.
Здесь
ребёнок
может
уединиться
для
восстановления физического и психологического равновесия.
Для нас это замечательная ситуация формирования опыта взаимодействия
ребят. Именно в общем любимом деле можно показывать и подсказывать детям
способы общения друг с другом. Именно тут можно наблюдать и позитивные и
негативные
моменты
общения
и
поведения.
Желание
отобрать,
выхватить,
поломать
хорошая
школа
выстраивания
партнёрства
детей
и
взрослых.
В
настоящее время дети умеют долгое время сотрудничать друг с другом, делиться
игрушками, просить их, видеть эмоции своих товарищей, переживать ситуацию,
решать её без помощи взрослого. Анализируя это, можно сказать, что не надо
много разных занятий. Нужно интересное занятие одно на всех, которое идёт с
живым участием взрослого, в котором дети учатся чувствовать интересы другого
человека, самостоятельно договориться, уступить или постоять за себя, а затем
переносить этот опыт в другие обстоятельства.
Мини – проектная деятельность с семьями воспитанников моей группы открыла
большие
возможности
в
моделировании
развивающ ей
п р ед м ет н о -
пространственной среды группы.
В прошлом году в нашей группе были реализованы следующие мини – проекты
(акции):
По оснащению речевого центра, центра коррекционной работы: «Любимая
артикуляционная гимнастика», «Семейный логопунк», «Грамота для ума»,
«Копилка
картинок»,
«Строй
речь
правильно»,
«Развивашки»,
«Звук
и
музыка», «Дыхание ребёнка», «Моторное развитие».
По оснащению математического центра: «Моя мозаика», «Фигура и форма»,
«Цифра и цвет», «Незнайка», «Весёлая математика» и т.д.
По
оснащению
центра
экологии,
природы,
науки
иэкспириментирования:
«Юный
исследователь»,
«Я
путешествую»,
«Наши
любимые
растения»,
«Грибники» и т.д.
По оснащению центра театра и музыки: «Султанчики», «Мои любимые
звуки», «Актёр», «Оркестр» и т.д.
Уголок патриота был оснащён с помощью мини – проектов «Моя страна»,
«Мой край», «Мой город».
Уголок безопасности оснащён за счёт проекта «Научим детей…».
Мини – проект «Здоровый ребёнок» мотивировал родителей на оснащение
спортивной зоны, центра движения.
Центр игры родители оснастили за счёт проекта «Всем миром…».
Информационные
и
творческие
проекты
социальной
направленности
«Читательский дневник», «Книжки-малышки», « Я и моя семья», которые мы
ведём вместе с родителями второй год, воспитывают у детей уверенность в себе,
развивают интерес к познавательной деятельности, положительное отношение к
сверстникам и детскому саду, формируют адекватную самооценку. Результатами
семейных
проектов
являются
книжки,
фотоальбомы,
читательские
дневники,
альбомы детских рисунков и фотографий, которые обогащают предметную среду
группы, формируют общее познавательное пространство с домом, расширяют
кругозор ребёнка и родителей.
В своей практике работы с детьми с ЗПР осуществлены следующие проекты:
«Какой сегодня день», «Как я провёл лето», «Новый год дома», «Читаю с мамой» и
т.д.
В этом учебном году мы вместе с дефектологом и музыкальным руководителем
осуществляем проекты по подготовке к праздникам родителей. Были созданы
выставки портретов «Наши замечательные мальчики и папы», «Моя любимая
мама», «Наши папы», «Мама солнышко моё! Я подсолнушек её…». Планируется
дать возможность детям под нашим руководством подготовить сценки, танцы,
песни, стихи, готовим интервью детей «Кто главный в твоей семье», «Домашние
хлопоты
мамы
и
папы».
Такое
содержание
образовательной
деятельности
помогает
детям
увидеть
родителей,
как
носителей
определенных
социальных
ролей, представляющих определенные профессиональные и личностные качества,
гармонизирует
детско-родительские
отношения,
создаёт
общее
комфортное
пространство между родителями, детьми и педагогами.
Создание индивидуального маршрута.
Содержание образовательной деятельности в настоящее время ФГОС– это
пересмотр способов образования и развития детей. Способ выделить те подходы,
которые дадут больший результат, толчок для развития каждой личности.
В
этом
году
стараемся
обогатить
содержание
занятий
коммуникативными
играми, моделирующими ситуации жизни взрослых, разные бытовые и житейские
ситуации.
Также мы стараемся, как можно больше использовать любые бытовые
ситуации
для
взаимодействия
детей
друг
с
другом,
формирования
коммуникативных навыков: во время дежурства по столовой, во время одевания,
раздевания, умывания. Учим мальчиков внимательному отношению к девочкам. У
одних желание, у других умение помочь друг другу: завязать, застегнуть, собрать
игрушки. Поощряем помощь и внимательное отношение детей к взрослым и друг
другу.
В современных условиях
моей работы этосистематические занятия по
кинезиологии (развитие головного мозга через движения, создание предпосылок для
становления
многих
психических
процессов),
с
помощью
которых
у
ребёнка
исчезают
явления
дислексии,
развиваются
межполушарные
связи,
улучшается
память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции
мозга
у
многих
детей
при
этом
наблюдается
значительный
прогресс
в
способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные
упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения
для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Использование
компьютерных
презентаций
по
лексическим
темам,
видеосюжетов из жизни группы, игр-презентаций по ознакомлению с окружающим
и математике. Мы показываем детям записи утренников, фотографии прогулок,
режимных моментов, праздников, игр. Также активно включаемся с детьми в
совместные
детсадовские
мероприятия:
просмотры
спектаклей,
участие
в
массовых
праздниках:
«День
знаний»,
«Мамин
праздник»,
«Новый
год»,
«Масленица»,
«День
защитника
Отечества»,
«День
победы»,
«День
защиты
детей». Такой подход направлен на:
Обогащение эмоциональных представлений об окружающем мире.
Получение практического опыта деятельности.
Обучение
принятию
на
себя
роли:
ведущего,
участника,
рассказчика,
слушателя.
Развитие умения общаться со сверстниками.
В следующем году для детей
нашей
группы
мы
планируем
написать
индивидуальные программы образовательной деятельности, ссодержании которых
будет учитываться их физические и интеллектуальные возможности.
Изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка
В настоящее время дошкольное образование понимается как осуществление
ребенком различных форм активности совместно с взрослым и самостоятельно, в
детском саду и в семье. Характер взаимодействия детей и взрослых личностно-
развивающий и гуманистический. Взрослый должен исполнять роль партнера, а не
учителя!!!
Партнерская позиция заключается в нашей работе с детьми в бытовой
ситуации,
учебной
деятельности,
игры
в
предложении:
«Давайте
сделаем…,
попробуем». Такая позиция предполагает включенность взрослого в деятельность
наравне с детьми.
Индивидуализация в работе может происходить одновременно на нескольких
уровнях:
на всю группу детей
на подгруппы внутри группы
на персональном уровне.
Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других
уровней.
Она
предполагает
разноуровневое
изложение
материал а,
дефференцированые
задания,
дозированная
помощь,
индивидуальный
опрос,
индивидуализация домашних заданий, индивидуализация темпа обучения.
Эффективное
взаимодействие
дефектолога,
воспитателя
и
помощника
воспитателя с семьями воспитанников
Реализацию принципов социализации и индивидуализации можно на основе
эффективного
сотрудничества
всех
участников
педагогического
процесса
в
следующих современных формах взаимодействия:
«Солнечные вечёрки» для детей, родителей и педагогов
Сотовый телефон, смартфон
СМС сообщения, электронная почта
Группа «Родители» в социальной сети
Распространение информации на USB носителе
Выставки
творчества
детей
и
родителей
к
праздникам,
тематическим
неделям.
Создание благоприятных условий для социализации и индивидуализации детей и
родителей в работе будет способствовать:
формированию социальной готовности у детей и родителей к школьному
обучению;
разным формам социальной активности ребенка и его родителей;
передаче
ценностей
и
норм
общества,
способствующих
позитивной
социализации детей.
комфортному пребыванию, общению и развитию для каждого ребёнка и его
родителей.
К концу реализации проекта планируется приобрести оборудование, с помощью
которого можно легко изменить обстановку в группе:
передвигающиеся
пластмассовые
контейнеры
для
конструкторов
и
сюжетно-ролевых игр;
подставки пластмассовые на колесиках для игрушек;
пластмассовый комод на колесах для коллекционных материалов;
стол-трансформер.
III этап - подведение итогов проекта.
Задачи:
1. Завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе,
отвечающей современным требованиям.
2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
3. Оформление материалов по дизайн-проекту.
4.
Изготовление
фотоколлажа
«Было
—
стало»
по
развивающей
предметно-
пространственной среде в группе.
5. Презентация проекта.
8. Выводы:
1. При организации развивающей предметно-пространственной среды мы выделили
многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей,
смысловой целостности пространства.
2.
Все
групповое
пространство
распределено
на
центры,
которые
доступны
детям:
игрушки,
дидактический
материал,
игры
расположены
в
зоне
легкого
доступа для детей.
3.
Трансформация
помещений
обеспечена
раздвижными
лёгкими
ширмами-
перегородками,
стеллажами
на
колесах,
емкостями
для
игрушек
на
колесах,
столом-трансформером, переносным стеллажом-ширмой.
4. Переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей.
Используя
их,
ребенок
может
сделать
комнату
для
игры,
таким
образом,
отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим
простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание
«своего» личного пространства.
Таким
образом,
развивающую
предметно-пространственную
среду
в
группе
с
учетом ФГОС ДО построили так, чтобы дать возможность наиболее эффективно
развивать
индивидуальность
каждого
ребёнка
с
учётом
его
склонностей,
интересов, уровня активности. Обогатили среду элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Динамичное и обновляемое помещение микроцентров групповой комнаты в
соответствии с лексической темой недели формирует и накапливает социальный
опыт
детей,
складывая
индивидуальный
опыт
каждого
воспитанника
нашей
группы.
Опыт
принятия
самостоятельных
решений
в
различных
ситуациях,
в
ситуациях нравственного выбора.
Опыт наблюдения позитивных и негативных образцов поведения.
Опыт успешной самореализации в познавательной, игровой, творческой и
трудовой деятельности.
Опыт
реализации
в
коллективной
деятельности:
опыт
организатора,
активного участника, помощника. Опыт сотрудничества.
Опыт применения полученных в образовательном процессе знаний, умений и
навыков в повседневной жизнедеятельности.
Как складывается этот опыт? Ежедневно и ежеминутно из индивидуальных
реакций:
эмоциональных,
коммуникативных,
поведенческих
взрослых
и
детей.
Разные
дети,
разные
реакции
всех
окружающих,
разные
типы
поведения,
а
результат один – присвоение конструктивного опыта взаимодействия. Одни дети
нуждаются
в
постоянном
одобрении,
поддержке,
другие
в
ласке,
а
третьи
в
постоянном контроле и прямом воспитательном воздействии взрослого. А самое
главное в работе с каждым это обращение к личному позитивному опыту общения
и взаимодействия каждого (помнишь, как утром, вчера), подбадривание в успехе,
подчёркивание
действий
по
инициативе:
ребёнок
сам
предложил
поменяться,
уступил место, стул, попросил о помощи.
9. Нормативно-правовая база проекта
· Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
·
Приказ
Минобразования
России
от
17.10.2013г.
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
·
Письмо
Минобразования
России
от
17.05.1995г.
№
61/19-12
«О
психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
·
Требования
к
созданию
предметной
развивающей
среды,
обеспечивающие
реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(проект)
· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
утв.
Федеральным
координационным
советом
по
общему
образованию
Министерства образования РФ от 17.06.2003
· Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы
В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
· Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г
·
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,содержанию
и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13,
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от
15.05.2013 № 26
· Устав ДОУ
· Годовой план работы ДОУ
· Положение о педагогическом Совете ДОУ
· Положение о родительском комитете ДОУ
10. Список литературы
1.
В.А.
Петровский,
Л.М.
Кларина,
Л.А.
Смывина,
Л.П.
Стрелкова.
Концепция
построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989
3. Закон Российской Федерации « Об образовании»
4.
Концепция
содержания
непрерывного
образования
(дошкольное
и
начальное
звено),
утв.
Федеральным
координационным
советом
по
общему
образованию
Министерства образования РФ от 17.06.2003
5.
Письмо
Минобразования
России
от
17.05.1995г.
№61/19-12
«О
психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. ФГОС ДО
7.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13,
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от
15.05.2013 № 26
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Развитие предметно-пространственной среды
для детей компенсирующей направленности»
Автор проекта: воспитатель группы
компенсирующей направленности
для детей с ЗПР Кокорина С.Ю.
г.Усть-Илимск,
2015 – 2018 г.г.
Содержание.
1. Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР……………………...1
2. Аннотация проекта…………………………………………………………………………….3
3. Актуальность проблемы………………………………………………………………………4
4. Краткое описание учреждения………………………………………………………………4
5. Цель и задачи проекта…………………………………………………………………………5
6. Этапы реализации
проекта…………………………………………………………………...5
7. Мероприятия реализации
проекта…………………………………………………………..7
8.
Выводы…………………………………………………………………………………………...16
7. Нормативно-правовая база проекта………………………………………………………18
8. Список
литературы…………………………………………………………………………...18