Напоминание

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК


Автор: Мавлютова Сания Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Большечирклейская сш
Населённый пункт: с.Большой Чирклей
Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК
Раздел: начальное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК

учителя МБОУБольшечирклейской СШ

МО «Николаевский район»

Мавлютовой Сании Фаритовны

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава

1.

Теоретические

и

методические

основы

влияния

исследовательской

деятельности

на

формирование

познавательных

универсальных

учебных

действий

младших

школьников

на

уроках

русского языка……………………………………………………………..

4

1.1.Особенности

исследовательской

деятельности

младших

школьников………………………………………………………………… 5

1.2.

Понятие

о

познавательных

универсальных

учебных

действиях

младших школьников……………………………………………………

7

Глава

2.

Опытно-экспериментальная

работа

по

изучению

влияния

исследовательской

деятельности

на

формирование

познавательных

универсальных

учебных

действий

младших

школьников

на

уроках

русского языка……………………………………………………………..

9

2.1. Диагностика сформированности познавательных универсальных

учебных действий младших школьников………………………………

12

2.2. Методика проведения учебных исследований младших школьников

на уроках русского языка…………………………………

13

Заключение………………………………………………………………..

19

Библиографический список использованной литературы…………….

20

Приложения………………………………………………………………..

21

Введение

Актуальность исследования

2

Н е с мот р я

н а

оч е в и д н у ю

н е о бход и мо с т ь

и с п о л ь з о в а н и я

исследовательской

деятельности

в

обучении,

по-прежнему

традиционное

обучение,

в

особенности

в

нашей

стране,

строится

не

на

методах

самостоятельного,

творческого

исследовательского

поиска,

а

на

репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-

то

добытых

истин.

Итогом

становится

потеря

любознательности,

способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует

исследовательскую

активность

ребёнка,

делая

в

итоге

практически

невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и

саморазвития.

Обучение

путем

исследования

в

современной

образовательной

практике

рассматривается

как

один

из

эффективных

способов

познания

окружающего мира. С началом 21 века становится все более очевидным, что

умения

и

навыки

исследовательского

поиска

в

обязательном

порядке

требуются не только тем, чья жизнь связана или будет связана с научной

работой, они необходимы каждому человеку.

Проблемой

исследовательской

деятельности

учащихся

занимаются

следующие педагоги, психологи, методисты: А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова,

К.Н. Поливанова, А.Н. Поддъяков, М.Р. Львов и др.

Проблема исследования:

каковы

педагогические

методы

и

приемы

успешного

формирования

познавательных

УУД

младших

школьников

в

процессе организации исследовательской деятельности на уроках русского

языка?

Цель исследования – решить данную проблему.

Нами

была

сформулирована

гипотеза исследования:

формирование

познавательных

УУД

младших

школьников

на

уроках

русского

языка в

процессе

организации

исследовательской

деятельности будет

успешным,

если:

использовать разнообразные методы и приемы поисковой активности

младших школьников;

в процесс обучения включать творческие проекты;

использовать

самостоятельную

исследовательскую

практику

младших

школьников.

Для

реализации

намеченной

цели

и

подтверждения

выдвинутой

гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1.

Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую

литературу по теме исследования.

2.

Теоретически выявить и практически обосновать методы и приемы

поисковой активности младших школьников в процессе организации

исследовательской деятельности на уроках русского языка.

3.

Прове сти

диагно стиче скую

работу

по

изучению

у р о в н я

сформированности познавательных УУД младших школьников.

База исследования. Ульяновская область, МБОУ Большечирклейская

СШ МО «Николаевский район», 2 -3класс, 16человек.

3

Практическая значимость исследования: представленный материал в

педагогическом проекте и сделанные теоретические и практические выводы

окажут

помощь

учителям

начальных

классов,

студентам

педагогических

вузов,

воспитателям

и

родителям

в

организации

исследовательской

деятельности младших школьников с целью формирования познавательных

УУД.

Структура педагогического проекта.

Педагогический проект состоит из введения, двух глав, заключения,

библиографического списка использованной литературы (19 наименование),

приложений.

Глава

1.

Теоретиче ские

и

методиче ские

основы

вл и я н и я

исследовательской

деятельности

на

формирование

познавательных

универсальных

учебных

действий

младших

школьников

на

уроках

русского языка

1.1.Особенности исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательская

работа

в

начальной

школе

особенно

актуальна,

поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и

определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся

личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в

дальнейшем

усвоение

системы

научных

знаний,

творческое

развитие

личности. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной

ориентации не только в учебе, но и в жизни. Исследовательская деятельность

расширяет

кругозор

в

предметных

областях,

способствует

саморазвитию,

самоанализу,

самоорганизации,

самоконтролю;

повышает

самооценку,

способствует

непроизвольному

запоминанию

учебного

материала,

наилучшим образом развивает креативность, речь учащихся.

А.И.

Савенков

считает,

что

проектирование

это

не

творчество

в

полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых

рамках. В то время как исследование – это творчество в чистом виде. В

отличие

от

проектирования

исследовательская

деятельность

изначально

должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо

внешними установками. В идеале, по мнению А.И. Савенкова, ее не должны

ограничивать рамки самых смелых гипотез, потому она значительно более

гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Принципиальное

отличие

исследования

от

проектирования

(по

направленности, смыслу и содержанию):

исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого

объекта, а проектирование изначально задает предел, глубину решения

проблемы;

4

проектирование

предполагает

составление

четкого

плана

проводимой

работы,

своего

рода

алгоритм

или

схему

действия,

при

этом

исследовательская деятельность так же предполагает этапы работы;

исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний;

исследование один из видов познавательной деятельности;

исследование – поиск истины (А.И. Савенков), проектирование – решение

определенной, ясно осознаваемой задачи.

Этапы исследовательской деятельности [7]:

1)

видеть проблемы;

2)

задавать вопросы;

3)

выдвигать гипотезы («Если…, то…»);

4)

давать определение понятиям;

5)

классифицировать;

6)

наблюдения;

7)

проведение экспериментов;

8)

обобщения, умозаключения, выводы;

9)

структурирование материала;

10)

работа с текстом;

11)

доказательство и защита своей идеи.

А.И.

Савенков

выделяет

основные

требования

к

исследовательской

деятельности:

совершенствование

познавательных

потребностей

(наблюдения

за

динамикой детского отношения к процессу познания, рост успешности

основной учебной деятельности);

развитие

познавательных

способностей

(изменение

характера

познавательной

деятельности

в

сторону

повышения

степени

самостоятельности);

о бу ч е н и е

д е т е й

с п е ц и а л ь н ы м

з н а н и я м ,

н е о бход и м ы м

в

исследовательском

поиске

(критерии

успешности

обучения:

а)

способности

детей

оперировать

такими

понятиями,

как

проблема,

гипотеза,

наблюдение,

эксперимент,

умозаключение,

вывод

и

т.п.;

б)

степень овладения детьми такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство,

общность,

совместимость,

несовместимость,

во зможно с т ь,

невозможность и др.);

формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского

поиска (проявление у детей таких умений, как видеть проблему, ставить

вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и

эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,

аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;

формирование

у

учащихся

и

их

наставников

представлений

об

исследовательском обучении как ведущем способе ученой деятельности

(преодоление барьера боязни проведения самостоятельных творческих

5

изысканий

в

любых

сферах

деятельности

и

прежде

всего

в

сфере

учебных занятий).

А.И.

Савенков

считает,

что

«исследовательское

обучение

в

современном

мире

должно

рассматриваться

как

доминирующий

способ

обучения, а исследование – как стиль жизни» [19].

При

организации

исследовательской

деятельности

учащихся

необходимо учитывать, что выбор темы исследования, ее формулировка и

содержание должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности;

практическую ориентацию целей, задач и содержание работы;

предметно-объективный принцип исследования;

практическую значимость результатов проекта.

А.Н. Поддьяков (2006) выделяет два основных вида ориентировочно-

исследовательской (поисковой) деятельности. Первый характеризуется тем,

что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка.

Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою

деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.

Второй

вид

ориентировочно-исследовательской

д е я т е л ь н о с т и

характеризуется

тем,

что

она

организуется

взрослым,

который

выделяет

существенные

элементы

ситуации,

обучает

ребенка

определенному

алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее

определены взрослым. Очевидно, что в начальной школе второй вид более

приемлем.

Темы

для

исследовательской

работы

детей

можно

объединить

в

группы:

фантастиче ские

темы,

ориентированные

на

р а з р а б от ку

несуществующих объектов и явлений;

эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие

проведение наблюдений, экспериментов;

теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению

фактов,

материалов,

содержащихся

в

различных

теоретических

источниках.

Виды учебных исследований в начальной школе.

По количеству участников:

а) индивидуальные (самостоятельные);

б) групповые;

в) коллективные.

II. По месту проявления:

а) урочные;

б) внеурочные.

III. По времени:

а) краткосрочные;

б) долговременные.

IV. По теме:

а) предметные;

6

б) свободные.

Анализ литературы показывает, что под общими исследовательскими

умениями понимаются следующие:

умение видеть проблемы;

умение задавать вопросы;

умение выдвигать гипотезы;

умение давать определение понятиям;

умение классифицировать;

умение

и

навыки

наблюдения

(особое

значение

в

исследованиях

младших школьников отводится умению вести наблюдения);

умение и навыки проведения экспериментов;

умение делать выводы и умозаключения;

умения и навыки структурирования материала;

умения и навыки работать с текстом;

умение доказывать и защищать свои идеи.

Таким

образом,

возможности

использования

методов

проведения

самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих

проектов в основном обучение (урочная деятельность) ограничено не только

временными рамками теоретическими и методическими ресурсами, но и

действующими

образовательно-культурными

традициями

(особенно

это

характерно

для

начальной

школы,

где

преобладает

объяснительно-

иллюстративный

вид

обучения).

Исследовательская

работа

младшего

школьника интенсивно развивается в сфере дополнительного образования, во

внеурочной деятельности.

1.2.

Понятие

о

познавательных

универсальных

учебных

действиях

младших школьников

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

-

способность

субъекта

к

саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,

обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и

умений,

включая

организацию

этого

процесса

(глоссарий

ФГОС

второго

поколения).

Познавательные УУД характеризуются умением младшего школьника

учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не

только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией,

моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез,

сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

7

Часто

интерес

младшего

школьника

к

учебе

возникает

при

исследовании какой-либо темы. Учащийся как бы превращается в маленького

ученого,

перед

которым

стоит

задача

самостоятельно

собрать

нужные

сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить

собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как

правило, ослабевает у младших школьников в период обучения в школе, у

ученика развивается способность объективно относится к результатам своего

труда.

Очень

помогает

в

исследовательской

деятельности

составление

учащимися собственного портфолио. Что же представляет собой портфолио

ученика?

Первые странички портфолио посвящены информации о его владельце.

На них размещены фотографии его и его друзей, родственников, а также

рассказ о себе, своих хобби и др.

Далее

ученик

берет

интересующую

его

тему

и

на

последующих

страницах как можно шире раскрывает ее. Как раз в процессе этого у ребенка

и развивается интерес к исследованию, и, разумеется, к знаниям. Именно

работая с портфолио, школьник учится работать с информацией, ищет пути,

как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы и

др.

Так

из

ученика,

который

лишь

механически

запоминает

школьный

материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая

смысла, младший школьник постепенно превращается в активного человека,

саморазвивающуюся личность.

Познавательные УУД включают в себя следующие умения:

умение строить высказывания;

умение формулировать проблему;

умение моделировать;

умение осуществлять поиск нужной информации;

умение структурировать знания;

умение осуществлять рефлексивную деятельность;

умение осуществлять смысловое чтение.

Таким

образом,

формирование

познавательных

УУД

развивает

наглядно-образное

мышление,

свойственное

детям

младшего

школьного

возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину

мира,

основанную

на

фактах,

явлениях,

образах

и

простых

понятиях.

Развитие

интеллектуальных

умений

осуществляется

под

руководством

учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики

учатся

решать

самостоятельно.

К

концу

начальной

школы

становление

абстрактного

мышления

позволяет

начинать

достройку

картины

мира

фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук).

8

Глава

2.

Опытно-экспериментальная

работа

по

изучению

влияния

исследовательской

деятельности

на

формирование

познавательных

универсальных

учебных

действий

младших

школьников

на

уроках

русского языка

2.1.

Диагностика

сформированности

познавательных

универсальных

учебных действий младших школьников

Целью

исследования

являлось

выявить

уровень

сформированности

познавательных

УУД

младших

школьников

в

начале

исследовательского

обучения и после его проведения.

Базой

исследования

явилась

МБОУ

Большечирклейская

СШ

МО

«Николаевский район», 2 класс, количество учащихся 16человек.

Любая

деятельность

зависит

от

отношения

к

ней

субъекта.

Важно

уметь

оценить

отношение

учащихся

к

исследовательской

деятельности.

Поэтому в качестве диагностического инструментария мы использовали в

исследовании методику «Изучение познавательных потребностей ученика»

(Приложение 1), анкету «Что нам интересно?» (Приложение 2), а так же

метод экспертных оценок.

Важным

становится

не

столько

результат,

сколько

процесс

работы

ребенка в ходе исследовательского обучения, соответственно, и оценивается

не

только

то,

какого

результата

добился

ребенок,

а

то,

как

он

думает,

рассуждает.

Поэтому

мы

выделили

такие

показатели

исследовательской

деятельности младших школьников как:

отношение учащихся к исследовательской деятельности;

целеполагание;

планирование деятельности;

процесс ее реализации;

рефлексия.

С целью диагностики сформированности познавательных УУД в ходе

исследовательского обучения нами были выделены соответствующие уровни:

высокий, средний и низкий. За основу взяли сводные данные о возрастной

динамике

формирования

навыков

всех

этапов

исследования

(по

А.И.

Ивановой)

[3].

Исследовательская

деятельность

в

п р о ц е с с е

экспериментирования

каждого

ребенка

оценивались

с

помощью

метода

экспертных оценок по следующим показателям (по десятибалльной системе):

положительное отношение к экспериментированию;

проявление инициативы, самостоятельности;

исследовательские умения;

проявление любознательности;

умения задавать вопросы.

В

качестве

экспертов

выступали

учитель,

педагог

дополнительного

образования и родители. Полученные данные отражены в таблице 1.

9

Уровни сформированности познавательных УУД младших школьников

расположены в следующих диапазонах:

Низкий уровень – от 0 до 20 балла.

Средний уровень – от 21 до 32 баллов.

Высокий уровень – от 33 до 50 баллов.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни сформированности познавательных УУД младших школьников

в процессе организации исследовательской деятельности

на уроках русского языка

10

Уровни

В начале исследования

В конце исследования

Чел.

%

Чел.

%

низкий

10

62,5

5

31,25

средний

6

37,5

8

50

высокий

-

-

3

18,75

Таблица 1.

Показатели

уровня

сформированности

познавательных

УУД

младших

школьников в процессе организации исследовательской деятельности

Отношение

к

исследователь

ской

деятельности

Целеполагани

е

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий уровень

Познавательн

ое

отношение

устойчиво.

Учащийся

проявляет

инициативу

и

творчество

в

решении

исследователь

ских задач.

Самостоятель

н о

в и д и т

проблему.

Активно

высказывает

предположени

я.

Выдвигает

гипотезы,

предположени

я ,

ш и р о к о

пользуясь

аргументацие

й

и

доказательств

ами.

Самостоятель

но

планирует

предстоящую

деятельность.

Осознанно

выбирает

предметы

и

материалы для

самостоятельн

ой

деятельности

в

соответствии

с

и х

качествами,

свойствами,

назначениями

Действует

планомерно.

П о м н и т

о

цели работы

на

протяжении

всей

деятельност

и. В диалоге

со взрослым

поясняет

ход

деятельност

и.

Доводит

д е л о

д о

конца.

Формулирует

в

речи:

достигнут

результат

или

нет,

з а м еч а е т

неполное

соответствие

полученного

результата

гипотезе.

Способен

устанавливать

разнообразные

временные,

последовательн

ые

причинные

связи.

Д е ла е т

выводы.

Средний уровень

11

В большинстве

случаев

учащийся

проявляет

активный

познавательны

й интерес

Видит

проблему

иногда

самостоятельн

о ,

и н о гд а

с

небольшой

подсказкой

взрослого.

Учащийся

высказывает

предположени

я, выстраивает

гипотезу

самостоятельн

о

и л и

с

небольшой

помощью

других

(сверстников

или взрослого)

Принимает

активное

участие

п р и

планировании

деятельности

совместно

со

взрослым.

Самостоятел

ьно

готовит

материал для

эксперимент

ирования,

исходя из их

к а ч е с т в

и

свойств.

Проявляет

настойчивос

т ь

в

достижении

результатов,

помня о цели

работы.

Может

формулировать

выводы

самостоятельно

и л и

п о

наводящим

вопросам.

Аргументирует

свои суждения и

пользуется

доказательствам

и

с

помощью

взрослого.

Низкий уровень

Познавательны

й

и н т е р е с

неустойчив,

слабо

выражен.

Н е

в с е г д а

понимает

проблему.

Малоактивен в

выдвижении

и д е й

п о

решению

проблемы.

С

трудом

понимает

выдвинутые

другими

детьми

гипотезы.

Стремление

к

самостоятельн

о с т и

н е

выражено.

Допускает

ошибки

п р и

выборе

материалов

для

самостоятельн

ой

деятельности

из-за

недостаточног

о осознания их

к а ч е с т в

и

свойств.

Забывает

о

цели,

увлекаясь

процессом.

Тяготеет

к

однообразны

м,

примитивны

м действиям,

манипулируя

предметами.

Ошибается в

установлени

и

связей

и

последовате

льностей

(что сначала,

что потом).

Затрудняется

сделать

вывод

даже с помощью

других.

Рассуждения

формальные,

псевдологически

е ,

у ч а щ и й с я

ориентируется

н а

в н е ш н и е ,

несущественные

особенности

м а т е р и а л а ,

с

к о т о р ы м

о н

действует,

н е

в н и ка я

в

е г о

подлинное

содержание.

В виде столбчатой гистограммы показана динамика сформированности

познавательных

УУД

младших

школьников

до

начала

исследовательской

деятельности и после ее проведения (рис. 1).

12

Рис. 1. Динамика сформированности познавательных УУД младших

школьников

в

процессе

организации

исследовательской

деятельности

на

уроках русского языка.

Анализ результатов исследования показывает, что после проведения

исследовательской

деятельности

снизилось

количество

учащихся,

находящихся

на

низком

уровне

сформированности

познавательных

УУД

(начало 62,5%, после 31,25%). На начало исследовательской деятельности в

классе не было детей, кого бы можно было отнести к высокому уровню

сформированности

познавательных

УУД,

после

же

завершения

исследовательского обучения, таких детей в классе стало 3 человека. Все это

говорит об успешности проведенной работы.

Таким

образом,

зафиксированная

положительная

динамика

уровня

сформированности познавательных УУД детей младшего школьного возраста

указывает на эффективность использования исследовательского обучения в

педагогическом

процессе.

Следовательно,

гипотеза

в

ходе

эмпирического

исследования нашла свое подтверждение.

2.2. Методика проведения учебных исследований младших школьников

на уроках русского языка

Приобщение

младших

школьников

к

началам

исследовательской

деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов и

рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного

исследования

представляет

собой

поэтапное,

с

учетом

возрастных

о собенно стей,

целенаправленно е

формирование

вс ех

э т а п о в

исследовательской культуры младшего школьника:

анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация;

определение и объяснение понятий; доказательство;

умений

и

навыков

работы

с

книгой

и

другими

источниками

информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых

и среди сверстников.

13

В процессе исследовательской деятельности младшие школьники

учатся:

видеть и выделять проблему;

принимать и ставить цель;

решать проблемы;

анализировать объект и явление;

выделять существенные признаки и связи;

сопоставлять различные факты;

выдвигать гипотезы, предположения;

отбирать материалы для самостоятельной деятельности;

осуществлять эксперимент;

делать выводы;

творчески отображать результаты исследований [13].

Любое

исследование

включает

в

себя

следующие

этапы

и

их

содержание

1.

Подготовительный этап:

формулировка темы и её осмысление;

установление мотивации к действию;

выявление объекта и предмета исследования;

формулировка гипотезы исследования.

2.

Этап планирования:

о п р ед е л е н и е

н ап р а вл е н и й

р а б от ы

д л я

р е а л и з а ц и и

исследовательской задачи;

составление программы исследования;

определение источников информации и способов её сбора;

определение способов представления результатов;

определение методов исследования.

3.

Этап исследования (экспериментальный):

предполагает

обязательное

использование

о сновных

инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа

литературы, статистических и опытных данных.

4.

Результативно- аналитический этап:

анализ собранной информации;

формулирование выводов.

5.

Отчётно-презентационный этап:

выполнение отчёта;

презентация результатов проекта.

В

своей

работе

мы

использовали

методику

о р га н и за ц и и

исследовательского

обучения

младших

школьников,

предложенную

А.И.

Савенковым [19].

Развитие

исследовательских

умений

младших

школьников

осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной

школе.

14

1 этап – соответствует 1 классу. А.И. Савенков (2005), Е.В. Кривобок и О.Ю.

Саранюк (2009) считают, что развитие исследовательских умений необходимо

начинать

с

тренинга,

который

является

пропедевтикой

к

проведению

исследований в последующих классах. Также в 1 классе на уроках возможно

включение

заданий,

направленных

на

анализ,

синтез,

классификацию,

сравнение,

обобщение.

С

целью

активизации

п о з н а ват е л ь н о й

исследовательской

деятельности

учащихся

рекомендуется

использование:

загадок,

ребусов,

шарад,

задач-шуток,

логических

заданий

и

заданий

на

развитие

творческих

способностей;

игровых

моментов,

связанных

с

введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить,

рассмотреть, исследовать, описать и т.д.).

На

2

этапе

во

2

классе

работа

осуществляется

по

следующим

направлениям:

1.Знакомство

с

теоретическими

понятиями

исследовательской

деятельности такими как: исследование, проблема, цели, задачи, гипотеза,

методы.

2.

Осуществление

коллективных

исследований

по

определенному

плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

3.

На

различных

уроках

используются

проблемные

и

поисковые

методы, работа со словарями и другими источниками информации.

4.На

занятиях

предлагаются

задания,

направленные

на

выявление

различных свойств и действий предметов, множества предметов, составление

последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов,

предлагаются

логические

задачи.

Продолжается

обучение

приемам

наблюдения.

На 3 этапе – в 3 классе :

1.Учащиеся продолжают знакомиться теорией исследования.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему.

3. Осуществляются учащимися самостоятельные

кратковременные

исследования с применением имеющихся знаний и умений

На 4 этапе – в 4 классе:

1.

Большое

внимание

уделяется

умению

работать

с

источником

информации,

с

самой

информацией,

обрабатывать

тексты,

представлять

результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

2.

Осуществляется

подготовка

и

проведение

самостоятельного

долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Защита

проектов результатов исследования.

Приведу в качестве примера исследовательские задания, направленные

формирование

познавательных

УУД,

которые

я

использовала

в

ходе

проведения

опытно-экспериментальной

работы

с

учащимися

2

класса

на

уроках русского языка.

Исследование значение слова

Исследование иностранных слов

Исследование старинных слов

Исследование словообразования

15

Как образуются поэтические слова?

Слова-загадки и их разгадки

Исследовательские задания (например, как правильно назвать жителей

городов, местностей?)

Исследование русских фамилий, имен

Исследуем, как построен язык

Исследуем, как говорит ребенок

Исследуем разные говоры.

Задания для умения видеть проблемы.

1. «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Представьте,

что

вы

на

какое-то

время

стали

столом

в

классной

комнате,

камешком

на

дороге,

животным,

человеком

определённой

профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.

2. Составьте рассказ, используя данную концовку

Учитель читает концовку рассказа и предлагает рассказать о том, что

было в начале и почему всё закончилось именно так. «…Нам так и не удалось

выехать на дачу». «…Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал».

3. «Сколько значений у предмета».

Детям

предлагается

хорошо

знакомый

предмет.

Это

может

быть

кирпич,

газета,

мел,

карандаш,

картонная

коробка.

Задание

найти

как

можно

больше

вариантов

нетрадиционного,

но

при

этом

реального

использования этого предмета.

4. «Назовите как можно больше признаков предмета».

Называется какой-либо предмет (стол, дом, самолёт, книга, кувшин и

др.). Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого

предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым,

высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др.

Задания для развития способностей выдвигать гипотезы.

1. «Найди возможную причину события». Звонят колокола; трава во

дворе пожелтела; друзья поссорились.

Задания для развития умения задавать вопросы.

1. «Найди загаданное слово».

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете,

начинающиеся

со

слов

«что»,

«как»,

«почему»,

«зачем».

Обязательное

правило

в

вопросе

должна

быть

невидимая

явно

связь.

Например,

в

вопросах

об

апельсине

звучит

не

«Что

это

за

фрукт?»,

а

«Что

это

за

предмет?»

Самостоятельная исследовательская практика школьников.

Основными этапами данной исследовательской работы являются:

1.

Актуализация

проблемы

(выявить

проблему

и

определить

направление будущего исследования).

2.

Определение

сферы

исследования

(сформулировать

основные

вопросы, ответы на которые нужно найти).

3.

Выбор

темы

исследования

(попытаться,

как

можно

строже

обозначить границы исследования).

16

4.

Выработка

гипотезы

(разработать

гипотезы,

в

том

числе

и

провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы

исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8.

Анализ

и

обобщение

полученных

материалов

(структурировать

полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9.

Подготовка

отчёта

(дать

определения

основным

понятиям,

подготовить сообщение по результатам исследования).

10.

Доклад

(защитить

результаты

публично

перед

сверстниками

и

взрослыми, ответить на вопросы).

В

зависимости

от

темы

и

ряда

условий

какой-то

из

моментов

доминировал, какой-то несколько сворачивался.

В помощь учащимся была подготовлена памятка.

1.

Записываем проблему.

2.

Формируем нашу гипотезу.

3.

Рассказываем о работе с информацией.

4.

Рассказываем о наших исследованиях.

5.

Подтверждаем или отвергаем первоначальную гипотезу.

Важно выделить условия формирования познавательных УУД младших

школьников в ходе организации исследовательского обучения.

1.

Мотивированность.

2.

Целенаправленность и систематичность.

3.

Творческая среда.

4.

Психологический комфорт.

5.

Личность педагога.

6.

Учет возрастных особенностей.

Типовые задания на формирование познавательных УУД на уроках

русского языка.

1.

«Составь

самостоятельно

инструкцию

(алгоритм)

«Как

нужно

действовать,

чтобы

правильно

поставить

запятые

в

сложном

предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. Если … 4.

Найти

границы

5.

Выделить

6.

Поставить

Сравни

свою

инструкцию с той, которая дана в учебнике. Пользуйся инструкцией при

выполнении следующих упражнений».

2.

Правила,

определения

и

т.п.

в

виде

графических

схем,

таблиц,

алгоритмов,

разного

рода

визуальных

подсказок

и

ключей,

«иллюстративного»

визуального

ряда

(даны

в

учебнике

или

составляются детьми). Например, «Что ты можешь рассказать о словах

…? Тебе поможет схема»;

3.

Приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными

текстами. Например, итог открытия знаний по теме «Простые и сложные

предложения». После определений простого и сложного предложения

даётся задание: «1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких

17

частей он состоит? 2. На какой вопрос отвечает каждая часть? 3. Запиши

эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста. 4. Перескажи

этот текст по плану».

4.

Система работы с различными словарями. Например, «Прочитай слова.

Объясни

значение

каждого

слова.

Воспользуйся

толковым

словарём,

словарём

иностранных

слов»;

«

….

Запиши

слова

в

нужной

последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова»; «… В каких

книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают

эти слова?».

Итак,

исследовательская

деятельность

младших

школьников

это

деятельность учащихся под руководством учителя. Она связанна с решением

учащимися

творческой

исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным

решением

и

предполагает

наличие

основных

этапов,

характерных

для

научного исследования. Главное в учебном исследовании – не овладение

новыми фактами, а на учение алгоритму ведения исследования.

Я

бы

хотела

дать

следующие

рекомендации

по

организации

исследовательской деятельности учащихся:

1.

Тема работы должна быть актуальной и вызывать у детей интерес.

2.

Определяется

цель

работы,

которая

в

общих

чертах

соответствует

формулировке темы исследования и может уточнять ее.

3.

Задачи исследования конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее

на составляющие; могут определять спектр действий исследователя

при движении к поставленной цели.

4.

Гипотеза

есть

научно

обоснованное

предположение

о

возможных

результатах исследовательской работы.

5.

Обязательна

работа

школьников

с

литературными

источниками,

в

библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.

6.

Методика

проведения

исследования

представляет

собой

подробное

описание всех действий, связанных с получением результатов.

В

школьной

исследовательской

деятельности

роль

учителя

должна

представлять собой именно руководство: выбор темы, формулировка цели и

задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за

ходом

работы,

оказание

помощи

в

случае

возникновения

каких-либо

затруднений,

рекомендация

первоисточников,

обсуждение

полученных

результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное

необходимо проводить совместно с учащимися.

Заключение

18

Исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм

обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и

развивать

как

интеллектуальные,

так

и

потенциальные

творческие

способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует

мыслительный

процесс,

направленный

на

поиск

и

решение

проблемы,

требует

привлечения

для

этих

целей

знаний

из

разных

областей.

Исследовательская

работа

может

проводиться

как

индивидуально,

так

и

коллективно.

Выбор

формы

проведения

исследований

определяется

склонностью

учащихся,

а

также

самой

задачей,

требующей

терпения.

Учитель начальных классов должен всегда помнить – работа должна быть

посильна для учащихся, и при ее выборе необходимо учитывать возможности

именно школы, а так же самих учащихся.

Опытно-экспериментальная

работа

показала,

что

уровень

сформированности

познавательных

УУД

младших

школьников

имеет

положительную динамику только в том случае, если в процессе организации

исследовательского

обучения

на

уроках

русского

языка,

я

использую

разнообразные

методы

и

приемы

поисковой

активности

младших

школьников; включаю в процесс обучения творческие проекты; использую

самостоятельную исследовательскую практику младших школьников.

Я

уверена,

что

организация

исследовательской

деятельности

перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение

научным,

качественным

и

творческим

необходимо

включить

исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы.

Библиографический список использованной литературы

19

1.

Ануфриева С.Р. Использование компьютера при создании проектов //

Начальная школа. 2010. № 7.С. 53-55.

2.

Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей.

М.: Наука, 1994. 343 с.

3.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений в

детском саду. М.: Просвещение, 2004. 153 с.

4.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного

метода в начальной школе // Начальная школа. 2004. № 2. С. 96 – 101.

5.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.:

Питер, 2009. 448 с.

6.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.:

Просвещение, 2008. 151 с.

7.

Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: КНОРУС, 2010. 744 с.

8.

Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная

школа: пособие для учителя. Ростов н / Дону: Феникс, 2003. 448 с.

9.

Львов М.Р. Школа творческого мышления. М: Дидакт, 1993. 183 с.

10.Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования / под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия, 2000. 272 с.

11.Планируемые результаты начального общего образования / под ред.

Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 120 с.

12.Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания,

помощь, противодействие, конфликт. М.: МГУ, 2000. 266 с.

13.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. М.: Просвещение, 1998. 190 с.

14.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для

учителя. М.: Просвещение, 2008. 192 с.

15.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.

Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б.

Воронцова. М.: Просвещение, 2010. 176 с.

16.Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред.

Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011. 157 с.

17.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших

школьников. Самара: Учебная литература, 2006. 208 с.

18.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2.

М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

19.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических

коллективов. М.: Просвещение, 1988. 207 с.

20

21

Приложения

Приложение 1.

Методика «Изучение познавательных потребностей ученика» [21, с. 98]

Цель:

установить

интенсивность

познавательной

потребности

как

существенного мотива учения школьников.

Порядок проведения. На основе наблюдений за учеником, бесед с

родителями

школьника

следует

выбрать

ответы

на

вопросы

следующей

анкеты:

Вопросы

Возможные ответы

Баллы

1.

Как

часто

ученик

подолгу

з а н и м а е т с я

к а ко й - н и б уд ь

умственной

работой

( д л я

младшего школьника 1-1,5ч.)?

А) Часто

Б) Иногда

В) Очень редко

5

3

1

2. Что предпочитает школьник,

к о г д а

з а д а н

в о п р о с

н а

сообразительность?

А) Помучиться, но самому найти

ответ

Б) Когда как

В)

Получить

готовый

ответ

от

других

5

3

1

3.

Много

ли

читает

школьник

дополнительной литературы?

А) Постоянно, много

Б) Неровно. Иногда много, иногда

ничего не читает

В)

Мало

или

совсем

ничего

не

читает

5

3

1

4.

Насколько

эмоционально

у ч е н и к

о т н о с и т ь с я

к

интересному для него занятию,

связанному

с

ум с т в е н н о й

работой?

А) Очень эмоционально

Б) Когда как

В)

Эмоции

ярко

не

выражены

(здесь

надо

учитывать

общую

эмоциональность школьника)

5

3

1

5. Часто ли задает вопросы?

А) Часто

Б) Иногда

В) Очень редко

5

3

1

Обработка

полученных

данных.

Сумму

баллов,

полученных

при

ответе ученика на все вопросы, следует разделить на 5 (число вопросов).

Полученный

показатель

показатель

интенсивности

познавательной

потребности I.

Анализ данных. Если 3,5 < I

< 5 или = 5, то можно считать, что у

данного ученика сильно выражена познавательная потребность; если 2,5< I <

3,5 или =3,5, то она выражена умеренно, а если I

< 2,5 или =2,5, то она

выражена слабо.

22

Приложение 2.

Анкета «Что нам интересно?» [21, c. 100]

Цель:

установить

характер

и

особенности

учебных

интересов

и

склонностей учеников.

Порядок

проведения.

Ученикам

предлагается

ответить

на

вопросы

следующей анкеты:

1.

Что больше всего привлекает вас в школе? а) общение с товарищами, б)

получение отметок, в) сам процесс учения, г) узнавание нового, д)

самостоятельная работа, е) общественная работа, ж) другое (укажите,

что именно).

2.

Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (Назовите его

и. если можно, объясните, в чем именно заключается трудность).

3.

Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным? (Назовите

его и укажите, в чем именно состоит ваш интерес к этому предмету, что

больше всего вас интересует в этом предмете).

4.

Какой учебный предмет вы считаете полезным для своей подготовки к

жизни

после

окончания

школы?

(Назовите

его

и

укажите,

почему

именно этот предмет вам наиболее полезен).

5.

Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы не

изучать и почему?

6.

Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить

в обучение и почему?

Обработка

полученных

данных. Анализ

содержания

ответов

позволяет

установить

характер

учебно-познавательных

мотивов

ученика,

наличие у него определенных склонностей.

Приложение 3.

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения

по образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе

Классы

Извлекать

информацию.

Ориентироваться в

с в о е й

с и с т е м е

з н а н и й

и

осознавать

необходимость

нового знания.

Делать

предварительный

о т б о р источников

информации

д л я

п о и с к а

н о в о г о

Перерабатывать

информацию

для

получения

необходимого

результата,

в

том

ч и с л е

и

д л я

с о зд а н и я

н о в о г о

продукта

Преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

д р у г у ю

и

выбирать

наиболее удобную

для себя форму

23

знания.

Д о б ы в а т ь новые

знания

(информацию)

из

различных

и с т о ч н и к о в

и

разными способами

1 класс –

необходимый

уровень

Отличать

новое

от

уже

известного

с

помощью учителя.

Ориентироваться

в

у ч е б н и к е

( н а

р а з в о р о т е ,

в

о г л а в л е н и и ,

в

словаре).

Находить ответы на

вопросы,

используя

у ч е б н и к ,

с в о й

жизненный

опыт

и

информацию,

п о л у ч е н н у ю

н а

уроке

Делать

выводы

в

результате

совместной

работы

всего класса.

С р а в н и в а т ь

и

группировать

предметы.

Находить

закономерно сти

в

расположении

фигур

по

значению

одного

признака.

Называть

последовательность

простых

знакомых

действий,

находить

пропущенное

действие

в

знакомой

последовательности

Подробно

пересказывать

небольшие

тексты,

называть

их тему

24

2 класс –

необходимый

уровень

(для 1 класса –

это

повышенный

уровень)

П о н и м а т ь ,

ч т о

нужна

дополнительная

информация

( з н а н и я )

д л я

решения

учебной

задачи в один шаг.

Понимать,

в

каких

источниках

можно

найти необходимую

информацию

д ля

решения

учебной

задачи.

Находить

необходимую

информацию

как

в

учебнике,

так

и

в

предложенных

учителем

словарях

и энциклопедиях

С р а в н и в а т ь

и

группировать

п р е д м е т ы

п о

нескольким

основаниям.

Находить

закономерно сти

в

расположении

фигур

по

значению

двух

и

более признаков.

Приводить

примеры

последовательности

действий

в

быту,

в

сказках.

Отличать

в ы с к а з ы в а н и я

о т

других

предложений,

приводить

примеры

высказываний,

определять истинные

и

л о ж н ы е

высказывания.

Наблюдать

и

делать

самостоятельные

выводы

Составлять

п р о с т о й

п л а н

небольшого

текста-

повествования

25

3-4 классы

необходимый

уровень

(для 2 класса –

это

повышенный

уровень)

Самостоятельно

предполагать,

какая

информация

нужна

д л я

р е ш е н и я

учебной

задачи

в

один шаг.

Отбирать

необходимые

для

решения

учебной

задачи

источники

информации

среди

предложенных

учителем

словарей,

энциклопедий,

справочников.

Извлекать

информацию,

представленную

в

р а з н ы х

ф о р м а х

( т е кс т,

т а б л и ц а ,

схема,

иллюстрация

и др.)

С р а в н и в а т ь

и

группировать

факты

и явления.

Относить

объекты

к

известным понятиям.

Определять

с о с т а в н ы е

ч а с т и

объектов,

а

также

с о с т а в

э т и х

составных частей.

Определять

причины

явлений,

событий.

Делать

выводы

на

основе

обобщения

знаний.

Решать

задачи

по

аналогии.

Строить

аналогичные

закономерности.

Создавать

модели

с

выделением

существенных

характеристик

о б ъ е к т а

и

представлением их в

пространственно-

г р а ф и ч е с ко й

и л и

знаково-

символической

форме

Представлять

и н ф о р м а ц и ю

в

в и д е

т е к с т а ,

таблицы, схемы, в

т о м

ч и с л е

с

помощью ИКТ

26

Повышенный

уровень

3–4 класса

( д л я

5 – 6

класса

это

необходимый

уровень)

Самостоятельно

предполагать,

какая

информация

нужна

д л я

р е ш е н и я

предметной учебной

задачи,

состоящей

и з

н е с к о л ь к и х

шагов.

Самостоятельно

о т б и р а т ь

д л я

решения

предметных

у ч е б н ы х

з а д а ч

необходимые

словари,

энциклопедии,

справочники,

электронные диски.

С о п о с т а в л я т ь

и

отбирать

информацию,

п о л у ч е н н у ю

и з

различных

источников

(словари,

энциклопедии,

справочники,

электронные

диски,

сеть Интернет)

Анализировать,

сравнивать,

классифицировать

и

обобщать

факты

и

явления.

Выявлять

причины и следствия

простых явлений.

Записывать выводы в

виде правил «если …,

то

…»;

по

заданной

ситуации

составлять

короткие

цепочки

правил

«если

…,

то

…».

Преобразовывать

м о д е л и

с

ц е л ь ю

выявления

общих

законов,

определяющих

данную

предметную

область.

Использовать

полученную

и н ф о р м а ц и ю

в

проектной

деятельно сти

п од

руководством

учителя-консультанта

Представлять

и н ф о р м а ц и ю

в

виде таблиц, схем,

опорного

конспекта,

в

том

числе

с

помощью

ИКТ.

Составлять

с л о ж н ы й

п л а н

текста.

Уметь

передавать

с о д е р ж а н и е

в

сжатом,

выборочном

или

развёрнутом виде

27



В раздел образования