Напоминание

Формы организации деятельности обучающихся по формированию самостоятельности на уроках специальных дисциплин по профессии Швея


Автор: Кузнецова Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГК ПОУ 18
Населённый пункт: г. Комсомольск на Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Формы организации деятельности обучающихся по формированию самостоятельности на уроках специальных дисциплин по профессии Швея
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формы организации деятельности обучающихся по

формированию самостоятельности на уроках специальных

дисциплин по профессии Швея

Кузнецова Наталья Сергеевна, преподаватель

e – mail: radka68@mail

Краевое государственное казенное профессиональное образовательное

учреждение № 18 г. Комсомольска – на Амуре

Под

организацией

формой

обучения

следует

понимать

специально

организованную деятельность преподавателя и обучающихся, протекающую по

установленному порядку в определенном режиме.

Основной формой организации обучения специальным и общетехническим

предметам

в

нашем

образовательном

учреждении

является

урок.

При

подготовке урока в сложной взаимосвязи аккумулируются цели, содержание,

формы, методы, средства обучения. Уроки во многом отличаются друг от друга

до содержанию, целям, структуре, методам проведения, зависящим от личных

качеств преподавателя.

И в зависимости от основных дидактических целей уроки различают пяти

основных типов:

повторительно - обобщающие уроки;

контрольно - проверочные уроки;

комбинированные уроки;

уроки усвоения новых знаний;

уроки закрепления и совершенствования знаний и умений.

Такое деление уроков носит в известной степени условный характер. Уроки

определенного типа "в чистом виде" встречаются редко. В реальном учебном

процессе почти на каждом уроке решается ряд дидактических задач, т.е. чаще

всего проводятся комбинированные уроки, которые опираются прежде всего на

репродуктивные методы обучения.

Для этого мной разработан большой дидактический материал: презентации,

видеоролики, натуральные образцы, макеты, таблицы, плакаты, схемы.

Многое из дидактического материала изготовлено руками обучающихся

под

моим

руководством.

Применение

репродуктивных

методов

обучения

обеспечивает ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту

формирования практических умений и навыков. Но вместе с тем эти методы не

реализуют задачи формирования творческой самостоятельности обучающихся,

слабо способствуют развитию мышления.

При преимущественном применении они ведут к формальному усвоению

знаний, а порой к зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно

успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий

подход к делу, самостоятельность. Наряду с этими методами используются

активные

и

нестандартные

методы

обучения.

В

процессе

обучения,

для

развития самостоятельности обучающихся, можно использовать различные

обучающие карточки и карточки контроля. Можно использовать различные

виды кроссвордов, вопросов - загадок, производственных ситуаций, которые

позволяют не только закреплять знания по пройденному материалу, но и

развивать у обучающихся профессиональное мышление, память, внимание,

наблюдательность, т.е. основные ПВК (профессионально важные качества).

Ю.П. Азаров в своей книге "Радость учить и учиться" пишет:

-

И технология и отношение, и развитие личности - все в педагогическом

мастерстве должно быть пронизано игрой.

Игра снимает усталость, создает обстановку раскованности, защищенности

и утверждает демократизм общения, ведет к свободе действий.

При учебной деятельности процесс запоминания и выполнения каких-либо

действий происходит незаметно, при трудовой деятельности – на виду, а при

игре происходит одновременно и то и другое. В игровой деятельности действия

обучающегося

во

многом

происходят

самостоятельно,

без

подсказки

преподавателя

или

товарищей.

Ему

приходится

самостоятельно

выбирать

вариант решения ситуации. При этом он понимает важность правильного

решения, особенно если от этого зависят результаты работы его товарищей по

команде.

При

обучений

профессии

"Швея"

стали

часто

обращаться

к

игровой

деятельности как

к процессу,

позволяющему

развивать самостоятельность

обучающихся в работе. Игры могут быть различными: обучающими, деловыми,

ролевыми.

Они

могут

занимать

весь

урок

или

его

часть.

Очень

часто

применяются тренинговые игры, которые помогают развивать творческое и

техническое

мышление

обучающихся,

например

ЛОТО.

На

уроках

материаловедения применяется лото при изучении свойств волокон. Веселая

игра, заставляющая обучающихся мыслить и работать самостоятельно. При

изучении свойств волокон на одной карточке обозначается символ свойства, к

которому необходимо подобрать цифровое обозначение.

Цель

игры:

создание

технического

образа,

самостоятельное получение

информации, увлекательность.

Очень увлекают игры по типу "старт - финиш”, "Кто быстрее?”, "Пик

знаний". На втором курсе обучения для проявления самостоятельности

и

активности на уроках применяются ролевые и деловые игры. Это могут быть

мини-ателье, где группам выдаются задания для самостоятельного их решения.

Например:

конструкторам

- разработать

модель

изделия,

технологам

-

выбрать

способы

обработки

узла,

механикам

-подобрать

оборудование,

подготовительному отделу - описать свойства тканей.

Все бригады должны обосновать

свои действия, проанализировать

их,

сделать вывод и заключение, как они их оценивают.

Преимущества деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную

роль,

обучающихся

вступают

во

взаимоотношения

друг

с

другом,

что

способствует развитию не только самостоятельности, но и культуре общения,

умению уважать мнение других и отстаивать свое собственное. В ходе игры

кроме этого проявляются эрудированность, решительность, оперативность,

инициативность, что очень важно в ходе игры т.к. интересы участников игры

могут не совпадать.

Очень

четко

прослеживается

процесс

активизации

самостоятельной

деятельности обучающихся на уроках - дискуссиях, где создается какая-то

проблемная ситуация. Например, выбрать способ обработки узла или обсудить

варианты появления дефекта. Здесь обучающихся проявляют инициативу и

интеллект.

Очень

важным

моментом

формирования

самостоятельности

на

уроке

является работа со справочным материалом и технической литературой, а еще

лучше

с

инструкционными

картами,

которые

помогают

разобраться

в

правилах

обработки

того

или

иного

узла.

Самый

лучший

вариант,

если

обучающихся сами принимают участие в создании таких карт.

На каждом уроке в зависимости от дидактической цели можно использовать

самостоятельную

работу:

изучать

материал

по

заранее

разработанным

инструкциям или планам. Например, составить характеристику ткани или

выполнить сравнительный анализ, составить конспект, отвечая на вопросы

инструкции. Например, при проведении урока - конференции по ассортименту

х/б тканей изложение материала проводится в форме докладов - сообщений.

Обучающихся получают карту - план характеристики тканей, которую они

заполняют по мере чтения докладов. В конце конференции они имеют общую

характеристику

всех

тканей

данного

ассортимента.

В

целях

закрепления

материала можно использовать практические задания по определению вида

ткани и кроссворды, позволяющие более полно запомнить ассортимент тканей.

Очень

важным

элементом

формирования

самостоятельности

являются

уроки лабораторно - практические работы, где предлагается процесс овладения

умениями и навыками при дальнейшей трудовой деятельности.

Лабораторно

-

практические

работы

включают

элементы

анализа,

исследования.

Это

наиболее

эффективный

способ

организации

самостоятельной работы обучающихся.

После изучения какой-либо темы можно проводить контрольный урок или

зачет. Организовать его можно по-разному, можно оформить задание в форме

тестов, игровых ситуаций, задач.

Одной из самых интересных форм проведения зачетов является самозачет

или взаимозачет, где оценки выставляются не только преподавателями, но и

обучающихся.

Большую роль в формировании самостоятельности обучающихся играют

такие формы организации деятельности, как оформление рефератов, докладов,

сообщений, которые потом доводятся до сведения остальных.

Эта работа способствует расширению кругозора, развивает память, речь,

умение анализировать и кооперировать материал.

Самостоятельная

работа

обучающихся

-

одна

из

важнейших

форм

активизации

процесса

обучения.

Выполнение

обучающихся

заданий

способствует

сознательному

усвоению

учебного

материала,

приводит

к

прочному усвоению знаний и умений, ведет к формированию одного из самых

важных профессионально важных качеств - самостоятельности.



В раздел образования