Презентация открытого урока по учебной дисциплине "Основы философии" на тему "Современная философия"
Автор: Цветикова Татьяна Викторовна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства" Населённый пункт: Калуга Наименование материала: методическая разработка Тема: Презентация открытого урока по учебной дисциплине "Основы философии" на тему "Современная философия" Раздел: среднее профессиональное
ТИП УРОКА
: урок изучения нового материала
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
: объяснительно-
иллюстративный, частично-поисковый.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
: 2 ЗИО Б.
ВРЕМЯ УРОКА -
90 мин.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
– Цветикова Т.В.
Тема: «Современная философия»
Цели:
образовательные – раскрыть основные
проблемы философской мысли конца IX -
начала XX в.в. на Западе и в России;
сформулировать и сравнить идеи
современной философии на Западе и в
России и показать их влияние на
мировоззрение современных людей.
развивающие – развить компетенции
учащихся по самостоятельной работе с
философской литературой и словарями;
научить учащихся делать выводы путем
анализа учебного материала.
Требования Госстандарта
СПО
Обучающийся должен:
уметь: ориентироваться в наиболее
общих проблемах познания, свободы и
смысла жизни, как основы
формирования культуры гражданина и
будущего специалиста.
знать: роль философии в жизни
человека и общества;
об условиях формирования личности,
свободы и ответственности за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды.
СТРУКТУРА УРОКА
Организация группы ………………………………………….... 3 мин.
Актуализация опорных знаний……………………… ……. 7 мин.
Подведение итогов актуализации. Мотивация учебной
деятельности…………………… ………………………….......... 2 мин.
Переход к теме урока. Сообщение темы, цели урока 5 мин
Запись плана урока с экрана………………………............ 3 мин
Выдача задания для самостоятельной работы
учащихся…………………………………………………………….. 2 мин
Самостоятельная работа учащихся по вопросам
плана урока……………………………………………………….. 60мин.
Закрепление изученного материала (работа по
изучили.
Укажите основные проблемы, выделяемые в
античной философии.
Назовите название социального института,
игравшего в период средневековья ключевую
роль в философской мысли.
Укажите изменения в различных сферах
существования общества, способствовавшие
развитию общественной мысли в период
Нового времени.
Укажите факторы окружающей
действительности, способствовавшие
формированию философских знаний
современности.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ
ЗНАНИЙ
.
Ответ на задание №1: Античная философия,
средневековая философия, философия нового времени; в
качестве предъистории формирования философских знаний
рассматриваются древнекитайская и древнеиндийская
философские системы.
Ответ на задание № 2: Познаваемость окружающего
мира, природа человека и его место в окружающей
действительности; поиск метода для получения
достоверного знания.
Ответ на задание №3: В средневековье ключевую роль
на все сферы жизнедеятельности общества оказывала
церковь. Неслучайно философия рассматривалась в
качестве служебной дисциплины к богословию, роль
которой сводилась в грамотном толковании Священного
писания.
Ответ на задание №4 : Развитие научно-технического
прогресса привела к совершенствованию представлений о
человеке и об окружающем мире. Геоцентрическая модель
мира была заменена гелиоцентрической. Кроме внешнего
строения человека стал рассматриваться его внутренний
мир (сознание, психика). По своей сути философия
превращается из антропоцентричной в наукоцентричную.
Человек становится хозяином природы.
Ответ на задание № 5: В середине 19 века происходят
изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. В
экономике и политике наблюдается процесс глобализации,
послуживший причиной двух мировых войн. В религии
наблюдается перелом в форме появления наряду с
традиционными религиозными системами модернистских
течений, основанных на вере в переселении душ и в
возможности общения с умершими предками. В
общественной мысли отмечается плюрализм мнений.
ПЛАН
1.
Философские искания XX века.
2. Философская мистика XX века.
3. Основные категории
человеческого бытия в
экзистенциализме.
4. Проблема человека в русском
экзистенциализме.
1 вопрос: Философские искания XX века.
Метод: работа с текстом учебника в микрогруппах ( 2-4) ОК2-ОК6 - 15′
Задание: Выделить основные направления
современной западной философии.
1.Ознакомиться с раздаточным материалом по разделу
«Современная философия».
2. Распределить обязанности в микрогруппах по
изучению глав 3.5.1.-3.5.4.
3. Дать определение каждого направления и выделить
его наиболее ярких представителей с опорой на их
концепцию.
4. В заключение выполнения задания дать общее
представление философских исканий XX века на
Западе.
Прагматизм - последователи учения Чарльз Сандерс Пирс, У.
Джеймс, Дж. Дьюи;
Экзистенициализм - представители: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, К.
Ясперс, М. Бубер и т.д.;
« Пограничная ситуация» - понятие философской концепции К.
Ясперса;
Психоанализ – теория З.Фрейда;
«Коммуникация» - категория философской концепции К. Ясперса;
Марксизм ;
«Абсолютная свобода» - понятие, введенное Ж.-П. Сартром;
Отечественная религиозная философия – течение
представленное Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстовым, Н.А.
Бердяевым, В.С. Соловьевым.
Основные течения философской мысли ХХ
века и их представители
2 вопрос: Философская мистика XX века.
Метод: работа с интернет ресурсом по заданию преподавателя в паре
ОК5-ОК6; ОК8; ОК10 - 15′
Задание: Раскрыть сущность и основные
направления мистической философии
современности с использованием Интернет-
ресурсов.
1. Ознакомиться с докладом, посвященному
философскому мистицизму XX века.
2. Выделить основных идеологов этого течения и
раскрыть основные положения их учений.
3. Сделать краткий конспект-схему учений
философов-мистиков.
4. Сформулировать вывод мистической
философии XX века и ее влиянии на другие
философские течения.
3 вопрос: Основные категории человеческого
бытия в экзистенциализме.
Метод: презентация с представлением ОК2-ОК5; ОК7 - 18′
Задание: Защитить предварительно
подготовленную презентацию и выделить из
нее экзистенциональные категории.
1.Защита предварительно подготовленного
материала с использованием мультимедийной
системы.
2. Законспектировать основные положения,
относящиеся к экзистенциализму.
3. Озвучить общие выводы по
экзистенциональным категориям бытия.
4 вопрос: Проблема человека в русском
экзистенциализме.
Метод: диспут ОК3-ОК5; ОК7-ОК8 - 12 ′
Задание: Раскрыть сущность русского
экзистенциализма на примерах творчества
русских мыслителей XIX - XX вв.
1. Обсуждение проблемы соотношения категорий
«счастье» и «нравственность» в романе Л.Н.
Толстого «Анна Каренина».
2. Оценить значимость высказывания героя
романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» Радиона Раскольникова: «Кто я:
тварь дрожащая или право имею…?» по
вопросу о соотношении свободы воли и
абсолютной ответственности русского
человека.
Закрепление изученного материала.
Метод: Индивидуальная работа с заданием по
карточкам (2 варианта).
Подведение итогов урока – 1 мин.
В завершении нашего урока подведем его итоги. Для
этого хотелось бы вам задать следующие вопросы:
Вопрос: Что удалось на уроке?
Вопрос: Что понравилось на уроке?
Д/з: написание эссе по теме: «Основные проблемы
философии современности»
СПАСИБО ЗА УРОК!