Напоминание

Презентация открытого урока по учебной дисциплине "Основы философии" на тему "Современная философия"


Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Презентация открытого урока по учебной дисциплине "Основы философии" на тему "Современная философия"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТИП УРОКА
: урок изучения нового материала
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
: 2 ЗИО Б.
ВРЕМЯ УРОКА
- 90 мин.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
– Цветикова Т.В.

Тема: «Современная философия»

Цели:

образовательные
– раскрыть основные проблемы философской мысли конца IX - начала XX в.в. на Западе и в России;  сформулировать и сравнить идеи современной философии на Западе и в России и показать их влияние на мировоззрение современных людей.
развивающие
– развить компетенции учащихся по самостоятельной работе с философской литературой и словарями;  научить учащихся делать выводы путем анализа учебного материала.

Требования Госстандарта

СПО

Обучающийся должен:

уметь:
ориентироваться в наиболее общих проблемах познания, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 
знать:
роль философии в жизни человека и общества;  об условиях формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

СТРУКТУРА УРОКА

Организация группы …………………………………………....
3 мин. 
Актуализация опорных знаний……………………… …….
7 мин. 
Подведение итогов актуализации. Мотивация учебной

деятельности…………………… …………………………..........
2 мин. 
Переход к теме урока. Сообщение темы, цели урока
5 мин 
Запись плана урока с экрана………………………............
3 мин 
Выдача задания для самостоятельной работы

учащихся……………………………………………………………..
2 мин 
Самостоятельная работа учащихся по вопросам

плана урока………………………………………………………..
60мин. 
Закрепление изученного материала (работа по

карточкам)…………………………………………………………..
5 мин. 
Подведение итогов урока………………………………... …..
2 мин. 
Домашнее задание………………………………………………
1 мин.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ

ЗНАНИЙ

Перечислите этапы философии, которые мы

изучили.

Укажите основные проблемы, выделяемые в

античной философии.

Назовите название социального института,

игравшего в период средневековья ключевую

роль в философской мысли.

Укажите изменения в различных сферах

существования общества, способствовавшие

развитию общественной мысли в период

Нового времени.

Укажите факторы окружающей

действительности, способствовавшие

формированию философских знаний

современности.


ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ

ЗНАНИЙ

.

Ответ на задание №1:
Античная философия, средневековая философия, философия нового времени; в качестве предъистории формирования философских знаний рассматриваются древнекитайская и древнеиндийская философские системы. 
Ответ на задание № 2:
Познаваемость окружающего мира, природа человека и его место в окружающей действительности; поиск метода для получения достоверного знания. 
Ответ на задание №3:
В средневековье ключевую роль на все сферы жизнедеятельности общества оказывала церковь. Неслучайно философия рассматривалась в качестве служебной дисциплины к богословию, роль которой сводилась в грамотном толковании Священного писания.

Ответ на задание №4
: Развитие научно-технического прогресса привела к совершенствованию представлений о человеке и об окружающем мире. Геоцентрическая модель мира была заменена гелиоцентрической. Кроме внешнего строения человека стал рассматриваться его внутренний мир (сознание, психика). По своей сути философия превращается из антропоцентричной в наукоцентричную. Человек становится хозяином природы. 
Ответ на задание № 5:
В середине 19 века происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. В экономике и политике наблюдается процесс глобализации, послуживший причиной двух мировых войн. В религии наблюдается перелом в форме появления наряду с традиционными религиозными системами модернистских течений, основанных на вере в переселении душ и в возможности общения с умершими предками. В общественной мысли отмечается плюрализм мнений.

ПЛАН

1.

Философские искания XX века.

2. Философская мистика XX века.

3. Основные категории

человеческого бытия в

экзистенциализме.

4. Проблема человека в русском

экзистенциализме.


1 вопрос:
Философские искания XX века.
Метод:
работа с текстом учебника в микрогруппах ( 2-4) ОК2-ОК6 - 15′
Задание:
Выделить основные направления современной западной философии. 1.Ознакомиться с раздаточным материалом по разделу «Современная философия». 2. Распределить обязанности в микрогруппах по изучению глав 3.5.1.-3.5.4. 3. Дать определение каждого направления и выделить его наиболее ярких представителей с опорой на их концепцию. 4. В заключение выполнения задания дать общее представление философских исканий XX века на Западе.

Прагматизм
- последователи учения Чарльз Сандерс Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи; 
Экзистенициализм
- представители: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, К. Ясперс, М. Бубер и т.д.;  «
Пограничная ситуация» -
понятие философской концепции К. Ясперса; 
Психоанализ –
теория З.Фрейда; 
«Коммуникация» -
категория философской концепции К. Ясперса; 
Марксизм
; 
«Абсолютная свобода» -
понятие, введенное Ж.-П. Сартром; 
Отечественная религиозная философия –
течение представленное Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстовым, Н.А. Бердяевым, В.С. Соловьевым.
Основные течения философской мысли ХХ

века и их представители




2 вопрос:
Философская мистика XX века.
Метод:
работа с интернет ресурсом по заданию преподавателя в паре ОК5-ОК6; ОК8; ОК10 - 15′
Задание:
Раскрыть сущность и основные направления мистической философии современности с использованием Интернет- ресурсов. 1. Ознакомиться с докладом, посвященному философскому мистицизму XX века. 2. Выделить основных идеологов этого течения и раскрыть основные положения их учений. 3. Сделать краткий конспект-схему учений философов-мистиков. 4. Сформулировать вывод мистической философии XX века и ее влиянии на другие философские течения.

3 вопрос:
Основные категории человеческого бытия в экзистенциализме.
Метод:
презентация с представлением ОК2-ОК5; ОК7 -
18′

Задание:
Защитить предварительно подготовленную презентацию и выделить из нее экзистенциональные категории. 1.Защита предварительно подготовленного материала с использованием мультимедийной системы. 2. Законспектировать основные положения, относящиеся к экзистенциализму. 3. Озвучить общие выводы по экзистенциональным категориям бытия.

4 вопрос:
Проблема человека в русском экзистенциализме.
Метод:
диспут ОК3-ОК5; ОК7-ОК8 -
12 ′

Задание:
Раскрыть сущность русского экзистенциализма на примерах творчества русских мыслителей XIX - XX вв. 1. Обсуждение проблемы соотношения категорий «счастье» и «нравственность» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». 2. Оценить значимость высказывания героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Радиона Раскольникова: «Кто я: тварь дрожащая или право имею…?» по вопросу о соотношении свободы воли и абсолютной ответственности русского человека.


Закрепление изученного материала.

Метод:
Индивидуальная работа с заданием по карточкам (2 варианта).
Подведение итогов урока
– 1 мин. В завершении нашего урока подведем его итоги. Для этого хотелось бы вам задать следующие вопросы:
Вопрос:
Что удалось на уроке?
Вопрос:
Что понравилось на уроке?
Д/з:
написание эссе по теме: «Основные проблемы философии современности» СПАСИБО ЗА УРОК!


В раздел образования