Напоминание

Басни И.А.Крылова


Автор: Кривошапкина Александра Герасимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова"
Населённый пункт: с.Чурапча Чурапчинского р-на Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: Басни И.А.Крылова
Раздел: начальное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Басни И. А. Крылова. Обобщение.

1.

ФИО Кривошапкина А.Г.

2.

Место работы МБОУ «ЧСОШ им.И.М.Павлова»

3.

Должность учитель начальных классов

4.

Предмет литературное чтение

5.

Класс 3 класс

6.

Тема урока Басни И. А. Крылова. Обобщение.

7.

Базовый учебник «Литературное чтение» 3 класс

8.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о творчестве писателя, баснях;

9. Задачи:

- обучающие обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знание биографии И. А. Крылова;

- развивающие развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения

и чтения по ролям;

- воспитательные воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное

отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

10.Тип урока обобщение.

11.Необходимое оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, раздаточный материал, презентация,

проектор, экран.

12.Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых технологий

Время

(в мин.)

IV

Обобщение.

1. Технология развития критического мышления. Этап

осмысления.Приём «Кластер».

2. Учебная ситуация.

Приём «Поклей-ка». Работа в группах

3. Технология развития критического мышления.

Художественная форма письменной рефлексии. Работа в парах.

15 минут

I.

Организационный момент.

II.

Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний. (Слайд 2)

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

О ком эти замечательные строки?

Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца И. А. Крылова. Вам предоставляется возможность

вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.

III.

Вступительное слово учителя.

Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а

детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать

с 14 лет. Он написал около 200 басен.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были

опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году,

когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя,

которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтёте это имя справа налево (задом наперёд), сразу все

поймёте. (Слайд 3)

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со

всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту –

баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и

художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко

задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. (Слайд 4)

Басни И.А. Крылова обладают чудодейственной силой.

- А в чём эта сила? (Слайд 5)

IV. Обобщение.

1.

Обобщающая беседа.

- Ребята, что же такое басня?

- Подберите слова, характеризующие жанр «Басня». (Слайд 6)

(Технология развития критического мышления.

Этап осмысления. Приём «Кластер».)(Слайд 7)

виноград

дуб

очки

деревья

мартышка

зеркало

вещи

лиса

животные

ворона

БАСНЯ

ОБЫЧНО В СТИХАХ

НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ

глупость

ложь

хитрость

ГЕРОИ

ПОРОКИ

- Что высмеивают, обличают басни Крылова? (Слайд 8)

Физминутка(Слайд 9)

Изобразите движения героев басни:

- стрекоза летает,

- муравей колет дрова,

- стрекоза пляшет.

2. Литературная викторина «Знатоки басен» (Слайд 10)

(Учебная ситуация. «Поклей-ка». Работа в группах.)

-Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.

Для этого делимся на группы.

- У каждой группы конверт. Откройте его, достаньте листы, прочитайте, что на них написано.

У вас листы разного цвета:

- жёлтый – отрывок из басни;

- красный – заголовок;

- зелёный – пословица;

Вы должны прочитать отрывок из басни, подобрать к нему заголовок, пословицу. (Всё приклеивают на лист бумаги)

1 группа – «Лебедь, Рак и Щука»

2 группа – «Мартышка и Очки»

3 группа – «Зеркало и Обезьяна»

4 группа – «Ворона и Лисица»

(Каждая группа защищает свою работу)

«Крылатые выражения» (Слайд 11)

- Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана

Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи.

Вы должны отгадать, из какой басни то или иное выражение:

1. «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»)(Слайд 12)

2. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)(Слайд 13)

3. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак и Щука») (Слайд 14)

4. «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица») (Слайд 15)

5. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и Петух») (Слайд 16)

«Продолжи отрывок из басни» (Слайд 17, 18)

*

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг … (сырный дух Лису остановил).

* Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).

* Мартышка тут с досады и печали

О камень … (так хватила их,

Что только брызги засверкали).

* Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза … (уж не поёт).

* Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши слона … (ну на него метаться).

* Однажды Лебедь, Рак и Щука …

(Везти с поклажей воз взялись…)

Игра «Брейн-ринг» (Слайд 19-21)

1.

Назовите героя, который «слушает да ест».

(Кот Васька, басня «Кот и Повар»)

2. Кто так говорил:

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час, Так, что голову вскружило?»

(Стрекоза, басня «Стрекоза и Муравей»)

3. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый

Мишка, басня «Квартет»)

4. Внимание, «чёрный ящик»!

С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа?»

- Что это за предмет? (Зеркало, басня «Зеркало и обезьяна»)

5. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? («Кукушка и Петух»)

6. Куда попал «Волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню, басня «Волк на псарне»)

7. Внимание, «чёрный ящик»!

В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала».

(Очки, басня «Мартышка и Очки»)

(Технология развития критического мышления.Художественная форма письменной рефлексии. Работа в

парах. )

«Сочини стихотворение». (Слайд 22)

Работа в парах.

- Сочините стих из 5 строчек на любого героя из басен И. А Крылова.

V. Итог урока.

- Интересно было читать басни И.А. Крылова?

- Нужна басня сегодня?

- Чему вас научили басни И. А. Крылова?

- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. (Слайд 23)

- Спасибо всем, кто читал басни внимательно и работал старательно! (Слайд 25)

VI. Домашнее задание.(Слайд 24)

- выразительное чтение басни наизусть (по выбору);

- нарисовать иллюстрацию к басне +.



В раздел образования