Автор: Кривошапкина Александра Герасимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова"
Населённый пункт: с.Чурапча Чурапчинского р-на Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: Басни И.А.Крылова
Раздел: начальное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Басни И. А. Крылова. Обобщение.
1.
ФИО Кривошапкина А.Г.
2.
Место работы МБОУ «ЧСОШ им.И.М.Павлова»
3.
Должность учитель начальных классов
4.
Предмет литературное чтение
5.
Класс 3 класс
6.
Тема урока Басни И. А. Крылова. Обобщение.
7.
Базовый учебник «Литературное чтение» 3 класс
8.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о творчестве писателя, баснях;
9. Задачи:
- обучающие обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знание биографии И. А. Крылова;
- развивающие развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения
и чтения по ролям;
- воспитательные воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное
отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
10.Тип урока обобщение.
11.Необходимое оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, раздаточный материал, презентация,
проектор, экран.
12.Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых технологий
Время
(в мин.)
IV
Обобщение.
1. Технология развития критического мышления. Этап
осмысления.Приём «Кластер».
2. Учебная ситуация.
Приём «Поклей-ка». Работа в группах
3. Технология развития критического мышления.
Художественная форма письменной рефлексии. Работа в парах.
15 минут
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний. (Слайд 2)
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
О ком эти замечательные строки?
Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца И. А. Крылова. Вам предоставляется возможность
вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
III.
Вступительное слово учителя.
Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а
детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать
с 14 лет. Он написал около 200 басен.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были
опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году,
когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя,
которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтёте это имя справа налево (задом наперёд), сразу все
поймёте. (Слайд 3)
В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со
всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту –
баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и
художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко
задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. (Слайд 4)
Басни И.А. Крылова обладают чудодейственной силой.
- А в чём эта сила? (Слайд 5)
IV. Обобщение.
1.
Обобщающая беседа.
- Ребята, что же такое басня?
- Подберите слова, характеризующие жанр «Басня». (Слайд 6)
(Технология развития критического мышления.
Этап осмысления. Приём «Кластер».)(Слайд 7)
виноград
дуб
очки
деревья
мартышка
зеркало
вещи
лиса
животные
ворона
БАСНЯ
ОБЫЧНО В СТИХАХ
НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ
глупость
ложь
хитрость
ГЕРОИ
ПОРОКИ
- Что высмеивают, обличают басни Крылова? (Слайд 8)
Физминутка(Слайд 9)
Изобразите движения героев басни:
- стрекоза летает,
- муравей колет дрова,
- стрекоза пляшет.
2. Литературная викторина «Знатоки басен» (Слайд 10)
(Учебная ситуация. «Поклей-ка». Работа в группах.)
-Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.
Для этого делимся на группы.
- У каждой группы конверт. Откройте его, достаньте листы, прочитайте, что на них написано.
У вас листы разного цвета:
- жёлтый – отрывок из басни;
- красный – заголовок;
- зелёный – пословица;
Вы должны прочитать отрывок из басни, подобрать к нему заголовок, пословицу. (Всё приклеивают на лист бумаги)
1 группа – «Лебедь, Рак и Щука»
2 группа – «Мартышка и Очки»
3 группа – «Зеркало и Обезьяна»
4 группа – «Ворона и Лисица»
(Каждая группа защищает свою работу)
«Крылатые выражения» (Слайд 11)
- Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана
Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи.
Вы должны отгадать, из какой басни то или иное выражение:
1. «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»)(Слайд 12)
2. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)(Слайд 13)
3. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак и Щука») (Слайд 14)
4. «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица») (Слайд 15)
5. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и Петух») (Слайд 16)
«Продолжи отрывок из басни» (Слайд 17, 18)
*
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг … (сырный дух Лису остановил).
* Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).
* Мартышка тут с досады и печали
О камень … (так хватила их,
Что только брызги засверкали).
* Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза … (уж не поёт).
* Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши слона … (ну на него метаться).
* Однажды Лебедь, Рак и Щука …
(Везти с поклажей воз взялись…)
Игра «Брейн-ринг» (Слайд 19-21)
1.
Назовите героя, который «слушает да ест».
(Кот Васька, басня «Кот и Повар»)
2. Кто так говорил:
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час, Так, что голову вскружило?»
(Стрекоза, басня «Стрекоза и Муравей»)
3. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый
Мишка, басня «Квартет»)
4. Внимание, «чёрный ящик»!
С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа?»
- Что это за предмет? (Зеркало, басня «Зеркало и обезьяна»)
5. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? («Кукушка и Петух»)
6. Куда попал «Волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню, басня «Волк на псарне»)
7. Внимание, «чёрный ящик»!
В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала».
(Очки, басня «Мартышка и Очки»)
(Технология развития критического мышления.Художественная форма письменной рефлексии. Работа в
парах. )
«Сочини стихотворение». (Слайд 22)
Работа в парах.
- Сочините стих из 5 строчек на любого героя из басен И. А Крылова.
V. Итог урока.
- Интересно было читать басни И.А. Крылова?
- Нужна басня сегодня?
- Чему вас научили басни И. А. Крылова?
- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. (Слайд 23)
- Спасибо всем, кто читал басни внимательно и работал старательно! (Слайд 25)
VI. Домашнее задание.(Слайд 24)
- выразительное чтение басни наизусть (по выбору);
- нарисовать иллюстрацию к басне +.