Автор: Жукова Оксана Беонидовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1400
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Школа для родителей
Тема: "Начальные этапы развития словесной коммуникации"
Раздел: дошкольное образование
Начальные этапы развития словесной коммуникации
Речь ребёнка формируется постепенно, вместе с его развитием, т.к. не является
врождённой способностью.
«Овладение речью – является одной из самых сложных и таинственных
проблем детской психологии, которая происходит в раннем возрасте, это
производит целую революцию в психической жизни ребенка, т.к. речь служит не
только основным средством общения людей, но и является необходимой основой
мышления.
Речь и мышление развиваются независимо друг от друга. Мышление в форме
манипуляций, а речь в форме лепета. И только примерно в 2 года, они
пересекаются ». (Л.С.Выготский)
«Слово» – это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение,
включая не просто конкретный предмет, а мысль, образ, понятие.
Рассмотрим этапы развития понимания речи:
1 этап. Развитие эмоционального общения со взрослыми.
Ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослого, адекватно реагирует на
интонацию, узнает знакомые голоса (3-6 месяцев). Обязательным условием для
всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Это является
стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в
подготовительный период развития речи — на первом году жизни. Ребенок
отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый
разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого
(улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса). Это эмоциональное общение, а не
речевое. В нем закладываются основы будущей речи, его будущего общения с
помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
2 этап. Основой содержания этого этапа являются 2 события: возникает
понимание речи окружающих, появляются первые вербализации. Этот период
продолжается приблизительно до конца первого года жизни.
Ребенок начинает понимать простые инструкции и подчиняется некоторым
словесным командам – поцелуй маму, дай ручку, нельзя (6-10 месяцев).
Когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его
взаимоотношения с окружающими людьми, усложняются движения и действия,
расширяются возможности познания окружающего мира. Теперь пора начинать
говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это
сделать иногда очень трудно, а чаще просто невозможно. Нужен язык слов и
речевое общение со взрослым.
3 этап. Является началом автономной детской речи.
Ребенок уже понимает названия отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает
не только их изображения (12-14 месяцев), но и узнает их на сюжетных картинках
(15-18 месяцев).
Появляется элементарное речевое общение, но неполное, потому что говорит
взрослый, а ребенок отвечает ему только мимикой, жестом, движением, действием.
Этот уровень понимания уже достаточен для того, чтобы малыш мог осмысленно
реагировать на замечания, просьбы и требования в обыденных, хорошо знакомых
ему ситуациях. Вместе с тем развивается и инициативное обращение малыша к
взрослым: он привлекает их внимание к себе, к какому-нибудь предмету, что-то
просит с помощью, жестов, звуков.
Произнесение звуков при инициативном обращении имеет особенно значение
для развития речевого общения. Столь же важно подражание звукам и
звукосочетаниям, которые произносит ребёнку взрослый. Оно способствует
формированию речевого слуха, а без него невозможно подражание целым словам,
которые ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих его людей. Первые
осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно к концу первого года.
Однако их недостаточно — всего около 10 (мама, папа, ням-ням, би-би и т. п.),
малыш ещё очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине
второго года жизни в развитии речи ребенка происходит значительный сдвиг
(резкий, скачкообразный рост детского словаря): он начинает активно использовать
свой накопленный словарь в целях обращения к взрослому. Ребенок переходит от
пассивного к активному увеличению словаря. Появляются первые предложения.
Характерная особенность этих предложений состоит в том, что входящие в них
слова могут употребляться на своеобразном детском языке: исё мака (еще молока),
па (упала), ка (каша), бобо (больно).
Даже такая несовершенная по своей форме речь сразу значительно расширяет
возможности речевого общения ребенка со взрослым. Малыш не только понимает
обращенную к нему речь, но и сам уже может к кому-то обратиться или высказать
свои мысли, желания, просьбы. Всё это приводит к значительному обогащению
словаря, так как ребенок уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным
словам, хорошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в
предложении вновь усвоенные слова со словами, усвоенными ранее.
К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к
двум годам словарь увеличивается — до 300 слов и более. Индивидуальные
различия в развитии речи ребёнка бывают очень большими, и приведенные данные
являются приблизительными. Главное событие в развитии речи в этот период (к
концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что
слова малыш уже использует в своих предложениях.
Сначала это простые фразы из 2-З-х слов, постепенно они начинают
усложняться.
4 этап. Ребенок уже хорошо понимает обозначения действий в различных
ситуациях (покажи, подай и др.); сложную инструкцию (пойди в кухню и принеси
чашку); значение предлогов в конкретной привычной ситуации (на чем ты
сидишь?). Постепенно ребёнку становится доступно установление причинно-
следственных связей (2 года 6 месяцев).
В состав словаря ребёнка входят уже все части речи: существительное, глагол,
прилагательное, местоимение, числительное, наречие. А также служебные слова
(предлоги, союзы, частицы), междометия. Активный словарь достигает примерно
800-1000 слов, и речь становится для ребенка полноценным средством общения.
Нередко к началу четвертого года жизни усваиваются и все звуки родного
языка, включая р, л, ш, ч, ж, щ, ц.
Что же такое задержка речевого развития, каковы причины её возникновения?
Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание речевого развития ребенка
от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.
Причины возникновения задержки можно разделить на две большие группы:
биологического характера и социально – психологического характера.
К причинам биологического характера относятся:
- различные варианты патологии беременности
(тяжелые интоксикации, резус - конфликт и т.д.);
- недоношенность ребенка;
- родовые травмы;
- различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит,
хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром
нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
- нетяжелые мозговые травмы.
Причинами социально-психологического характера являются:
- ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях
социальной депривации;
- дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной,
игровой, общение со взрослыми и т.д.
- искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же
авторитарный тип воспитания.
При задержке темпов речевого развития у детей отмечаются разнообразные
варианты.
Причинообразующие факторы:
- низкий темп психической активности (корковая незрелость),
- дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур),
- вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу
незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной нервной системы на
фоне социальных, экологических, биологических причин),
- вегетативная незрелость (как биологическая невыносливость организма),
- энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и
другие.
Задержка в развитии речи у детей (независимо от причины её возникновения)
требует обязательной логопедической коррекции. Если у ребенка к 2,5 годам не
появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу.
Занятия важно начинать как можно раньше.
Рассмотрим некоторые речевые трудности и как с ними справляться. Главным
условием (при котором возможна адекватная помощь ребёнку) является выявление
причины задержки или нарушения речи, т. е. правильно поставленный диагноз.
При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье, основной
целью является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.
Однако речевое развитие ребенка раннего возраста неразрывно связано с его
когнитивным развитием, а исследование развития детской речи невозможно без
анализа предметно-практической деятельности (С. Н. Цейтлин, 2000.). Поэтому
обязательным условием адекватной диагностики речевого развития ребенка
является его параллельное обследование у детского психолога. Это необходимо для
сопоставления всех линий развития (двигательного, сенсорного, умственного,
эмоционального, речевого), а также для объективного анализа в соответствии с
возрастом процессов формирования навыков поведения, самообслуживания и
игровой деятельности у ребенка с отклонениями в развитии речи. Только на основе
всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста,
проведенного детским психологом в условиях детской поликлиники, детского
дошкольного учреждения, специализированного психолого-педагогического
центра, логопед и/или дефектолог смогут адекватно оценить индивидуальные
речевые проблемы в развитии детской речи.
Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребёнка в
котором проявилось расстройство и причины, вызвавшие данные отклонения.
Занимаясь с детьми, имеющими ЗРР надо также помнить и о том, что развитие
речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное
одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы
происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические
периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная
неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск
появления нарушений. Критические периоды развития могут быть
самостоятельными или возможно их сочетание с другими неблагоприятными
факторами — генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью
организма, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и т. п. Большинство
детей имеющих речевые расстройства нуждаются в помощи специалистов разного
профиля.
Помним, что только комплексное воздействие дает оптимальные результаты
при устранении любого недуга!
Многие родители пытаются дать ребёнку словесный образец: «Скажи — часы,
скажи — ложка». «Скажи, скажи, скажи...» — без устали обращаются к малышу
взрослые. К сожалению, у детей имеющих задержку речевого развития такие
понукания часто вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают повторять
отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Ребенок не использует эти
слова в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно,
что подражание является непременным условием овладения речью, но чтобы
ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна,
сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении и
взаимодействии со взрослыми, при желании получить что-либо, т. е. когда
необходимо назвать тот или иной конкретный предмет.
Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале
развития их речи: "ма" (мама), "па" (папа), "ба" (баба) или слово мама относят к
отцу и другим лицам. Независимо от того, начал ли ребенок произносить первые
слова целиком или только отдельные части их, необходимо различать "безречевых"
детей по уровням понимания ими чужой речи. У одних детей уровень понимания
речи (т.е. импрессивная речь) включает в себя довольно большой словарный запас
и довольно тонкое понимание значений слов. О таком ребенке родители обычно
говорят, что "он все-все понимает, вот только не говорит". Однако логопедическое
обследование всегда выявит недостатки их импрессивной речи.
Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают — он
капризничает, выражает своё недовольство, и протест плачем, криком, отказом что-
либо делать, все чаще прибегает к жестам. Ни в коем случае не запрещайте ребенку
использовать жесты. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет
общаться, но пока не знает как. Дайте малышу понять, что любое общение с ним
вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать
гораздо меньше.
Часто дети с задержкой речевого развития замкнуты, малоактивны, требуют
дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, и нуждаются в
специальных занятиях. На этих очень важно установить тесный контакт с ребёнком
и поднять его эмоциональное состояние.
Особенности речевого развития ребенка с глубокими нарушениями
зрения
Первые два-три месяца жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по
характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего. Но в отличие от
нормально видящего ребёнка слепому ребёнку примерно до шести месяцев
свойственно звуковое общение. В этом возрасте возникает подражание звукам,
состоящее в повторении именно того звука, который произносит взрослый. Обычно
подражание возникает в ответ на действия только близких ему людей, связанных с
ним положительно окрашенными эмоциональными отношениями. Такая речь
называется «автономной», т.к. в ней ещё не используется сложившаяся система
языка окружающих.
Но уже в девяти - десятимесячном возрасте такой ребёнок может повторить
за взрослым новые звуки, а потом и новые слова, сопровождая ими действия.
В возрасте одного года ребёнок уже имеет от 1 до 20 слов активных слов.
На данном этапе надо помнить, что развитие речи и других сохранных органов
чувств происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, т.к. отсутствует
зрительное восприятие.
Речь взрослого, обращённая к ребёнку, не просто сопровождает действие, а
является необходимым звеном в развитии ребёнка с глубокими нарушениями
зрения. Она привлекает внимание малыша к обследованию предметов, вызывает у
него интерес и тем самым создаёт прочные связи между словом и осязаемым
предметом и расширяет круг понимаемых речевых ситуаций.
Разговаривая с ребёнком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним
разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него
проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему
может быть неприятно или он испугается.
Ещё один момент, на который необходимо обратить внимание: называть
разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно
более конкретно. Таких понятий как «там», «далеко», «тут», малыш не
воспринимает. Определяя для незрячего ребёнка размеры предмета, исходят из
размеров тела малыша.
Например, «это такого же размера, как твоя рука». Формирование слухового
восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает
активность речевой деятельности ребёнка.
Так же во взаимодействиях с ребёнком надо обязательно соблюдать
следующие условия: показывая ребёнку что-либо, взрослые должны управлять его
руками, накладывая на них свои. Одновременно рассказывать, какого цвета
предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо
приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки.
Постепенно слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и
лишь значительно позже – с появлением представлений: ребёнок становится
способным понять слово без наличия предмета.
Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребёнка, и
она начинает развиваться ускоренными темпами.
Именно в это время ребёнок начинает требовать предметы, называя их, т.е.
начинает использовать свою речь для общения. А в полтора-два года речь
становится основным средством общения. Быстро растёт активный словарь,
совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребёнка в этот
период является пока ещё самоцелью и направлено на само общение со взрослым,
поэтому, подражая взрослым, ребёнок овладевает огромным запасом слов и целых
предложений, непонятных ему по содержанию. Это не смущает ребёнка, т.к. в ответ
на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого, что в свою
очередь является стимулом для дальнейшего накопления даже формального
словаря. Который в дальнейшем может употреблять в определённой ситуации и
который, является для него уже средством активного общения. Активное общение
со взрослым в совместной предметной деятельности обеспечивает образование
связи слова с обозначаемым им предметом и действием с ним. Поэтому опора на
активное речевое общение и есть тот обходной путь, который обеспечивает
преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает
продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы
связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов с
развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для
компенсации слепоты в этом возрасте. Сопровождение всех действий речью, т.е.
создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет
впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства моторики,
нарушенной слепотой. Речь взрослого может активно способствовать усвоению
слепым ребенком предметных действий не только за счет привлечения внимания к
предмету и формирования задачи, она позволяет руководить способами
выполнения этой задачи. «Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в
ней этот опыт закреплен и через нее передается». К двум годам у ребёнка начинает
появляться описательная речь.
Т.о. мы видим, что в психическом развитии ребенка речь имеет важное
значение, выполняя три главных функции: коммуникативную, обобщающую,
регулирующую. Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей
психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует
правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-
волевую сферу. Основным фактором, обуславливающим развитие психики и речи
ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в
сенситивный период коррекционное воздействие.