Напоминание

Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"


Автор: Босенко Светлана Федоровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: БПОУ "Русско - Полянский аграрный техникум"
Населённый пункт: рп Руссая Поляна Омской области
Наименование материала: Роль мастера производственного обучения в формировании профессиональной компетентности обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"
Тема: Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной

практики по профессии «Повар, кондитер»

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку

квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями

общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в

углублении

и

расширении

образования выступает

профессиональная

компетентность,

компетентностный

подход

в

профессиональном

образовании,

его

ориентация

на

формирование

профессиональных

компетенций .

Современная

профессиональная

школа

испытывает

острую

необходимость в обосновании и разработке с теоретико-методологических

аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития

творческого

потенциала

личности,

как

фактора

ее

успешной

социально-

производственной интеграции, ресурсы профессиональной мобильности и

конкурентноспособности. Речь идет об овладении обучающимися целостной

профессиональной деятельностью от целеполагания до самоанализа.

Именно

перечень

профессиональных

компетенций

для

конкретной

профессии или специальности отражен в новом макете ФГОС СПО.

Например,

при

разработке

структуры

п р о ф е с с и о н а льн о й

образовательной

программы

СПО

для

работников

индустрии

питания

определено,

что

в

соответствии

с

требованиями

профессионального

стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, во-

первых, планировать, организовывать и контролировать производственные

процессы на отдельных участках (подразделениях) предприятия питания и,

во-вторых, готовить и оформлять сложные блюда, хлебобулочные и мучные

кондитерские изделия с учетом требований качества и безопасности процесса

приготовления и готовой продукции для различных категорий потребителей.

Для

освоения

этих профессиональных

компетенций

в

структуру

образовательной программы включены модули обучения, направленные на

формирование

готовности

к

выполнению

набора

конкретных

трудовых

функций.

2. Теоретические основы профессиональной компетентности

Необходимо

подчеркнуть,

что

каждый

модуль

предусматривает

формирование как

профессиональных,

так

и

общих

компетенций,

включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений,

использованию интерпретации информации и т. д.

Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых

для

выполнения

трудовых

функций

и

составляющих

модули

обучения,

становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре

образовательного

стандарта

профессиональные

модули,

включающие

обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого

для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют

традиционные специальные дисциплины.

Модульный

подход

к

обучению,

базирующийся на

компетенциях,

предусматривает разработку модульной профессиональной образовательной

программы на основе отражения требований профессионального стандарта в

целях

и

содержании

образовательной

программы,

что

предполагает

изменение

целей,

содержания

обучения

и

способов

управления

деятельностью по освоению компетенций.

Реализация

модульных

образовательных

программ,

основанных

на

компетенциях,

требует

принципиально

иного

подхода

к

организации

учебного

процесса,

основной

особенностью

которого

становится

практикоориентированное обучение и самостоятельная работа обучающихся.

2.1

Самостоятельная

работа

обучающихся

в

модульных

программах

Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы,

которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая

уровень

подготовленности

к

самостоятельной

работе,

стимулировала

бы

творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние

познавательные

мотивы

учения,

способствовала

бы

развитию

навыков

самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Конкурентоспособный

выпускник

должен

быть самостоятельным,

мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения

в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера - это профессиональное становление

и

развитие личности, основными показателями которой является:

- профессиональная самостоятельность;

- профессиональная мобильность;

- способность работать в коллективе.

Под

самостоятельной

учебной

работой

следует

понимать

любую

организованную

мастером

производственного

обучения

активную

деятельность

обучающихся,

направленную

на

выполнение

поставленных

целей

в

специально

отведённое

для

этого

время:

поиск

знаний,

их

осмысление,

закрепление,

формирование

и

развитие

умений

и

навыков,

обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная

работа

как

дидактическое

явление

представляет

собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения

определённых

целей.

С

другой

стороны

форму

проявления

соответствующей

познавательной

деятельности:

памяти,

мышления,

творческого воображения при выполнении студентами задания на учебной

практике,

которое,

в

конечном

счёте,

приводит

его

либо

к

получению

совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и

расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения,

которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной

цели и задаче;

- формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний,

навыков

и

умений

для

решения

определённых

познавательных

задач

на

каждом этапе его движения от незнания к знанию;

-

вырабатывает

у

студентов

психологическую

установку

на

самостоятельное

систематическое

пополнение

своих

знаний

и

выработку

умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при

решении новых познавательных и профессиональных задач;

Самостоятельная

работа обучающихся

-

составная

часть обучения,

деятельность обучающихся в процессе обучения, выполняемая по заданию

мастера

п/о, но без непосредственного его участия. Самостоятельнаяработа

имеет

целью

проработку

пройденного

материалаво

время учебной

практики.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся,

особенно

на

первом

курсе,

когда необходимо

научить

обучающихся

правильно

ставить

учебные

цели.

Обучающимся

необходимо

научиться

запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания,

повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и

функции понимания, осмысливания, нового на базе старого. Например, они

знают

теоретические

основы

приготовления

блюда,

а

практическому

приготовлению их нужно научить.

В

виду

того,

что

самостоятельная

работа

является важнейшей

формой

учебного

процесса,

мастеру

п/о

следует

акцентировать

ее

преимуще ства

по

формированию

п а р а м е т р о в квалификационной

характеристики.

Самостоятельная

внеаудиторная

работа учащихся на современном

этапе

развития

педагогики

выступает

как

важнее

средство

повышения

профессионально-познавательной

и

творческой

активности

будущих

специалистов.

Именно

в

ней

проявляется

мотивация учащихся,

его

целенаправленность,

самостоятельность,

самовоспитание

и

другие

значимые

характеристики.

Все

эти

характеристики

соответствуют

требованиям,

которые

выдвигают

работодатели:

умение

работать

с

и н фо рма ц и е й ,

уме н и е

с а мо с тоя т е л ь н о

д о б ы ват ь

зн а н и я

и

систематизировать

их;

профессиональная

компетентность;

высокая

ответственность и организаторские и коммуникативные способности.

Н е о б х о д и м о

о т м е т и т ь ,

ч т о

п о д «профессиональными

компетенциями» понимается способность применять знания, умения для

успешной деятельности: способность работать самостоятельно, способность

брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути

их решения, умение анализировать новые ситуации и применять знания для

такого

анализа.Однако

следует

отметить

наличие

многообразных

определений понятия профессиональной компетенции»:

2.2 Определения понятия «профессиональная компетенция»

Автор

понятия:

Определения:

А.В.Хуторской[16]: «включает

совокупность

взаимосвязанных

качеств

личности, задаваемых по отношению к определенному

кругу

предметов

и

процессов,

и

необходимых

для

качественной продуктивной деятельности по отношению

к ним;

В.Байденко[2]:

«—

это

готовность

и

способность

целесообразно

действовать

в

соответствии

с

требованиями

дела,

методически

организованно

и

самостоятельно

решать

задачи

и

проблемы,

а

так

также

самооценивать

результаты своей деятельности»;

И.А.Зимняя[7]:

«—

это

внутренние,

потенциальные,

сокрытые

психологические

новообразования

действий,

системы

ценностей и отношений) выявляются в компетентностях

человека»;

Т.Ю.Базаров[1]:

«—

это

т ребования

успешной

д е я т е л ь н о с т и ,

сформулированные

в

терминах

интегральных

качеств

индивидуального или коллективного субъекта»;

Б.И.Беспалов[4]:

«—

это

требования

профессии

и

система

профессиональных

задач,

которые

должен

или

может

решать человек (задачи, входящие в его компетенцию)»;

В.Д.Шадриков[12]:

«служат

для

обозначения

интегрированных

характеристик качества подготовки специалиста»;

Г.В.Безюлева[3]:

«— это понятие, характеризующее разные сферы

деятельности

человека,

и

представляющее

собой

обобщенные

способы

действий,

обеспечивающих

продуктивное выполнение профессиональной или иной

деятельности»;

Освоение профессиональных

компетенций

у

обучающихся

по

профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих

условий:

правильно подобранных методов обучения, таких как:

репродуктивных демонстрациях;

проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных

задач);

имитационных

методов

(анализ

конкретных

производственных

ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе

практики; обсуждение разработанных вариантов).

необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию

достижение

целей,

(например,

наличие

учебных

пособий

по

ФГОС,

профессия

«Повар,

кондитер»,

документация,

необходимая

для

уроков

учебной практики, инструкционные карты, тесты);

материально-технического обеспечения уроков учебной практики

по профессии «Повар, кондитер».

Материально-техническая база профессионального образования имеет

перво степенно е

значение

для

ф о р м и р о в а н и я профессиональных

компетенций выпускников, востребованным работодателем. Так, в учебном

кулинарном цехе рабочие места обучающихся отвечают требованиям правил

безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и

систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам

профессионального

модуля.

При

прохождении

учебной

практики

все

обучающиеся

обеспечиваются

индивидуальными

рабочими

местами.

Учебный

кулинарный

цех

укомплектован

необходимым

оборудованием,

инструментами,

посудой,

инвентарем:

электрическими

печами,

электрическими

плитами,

холодильным

оборудованием,

весовым

оборудованием и т. д. Наличие продуктов в соответствии с перечнем учебных

работ

для

отработки

трудовых

приемов.

Учебный

кулинарный

цех

укомплектован

специальной

поварской

мебелью:

шкафами,

столами,

мойками. Оснащенность рабочих мест для проведения учебной практики

предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и

навыков в соответствии с профессиональными компетенциями.

Прохождение учебной практики;

Организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях

учебной практики;

Компетентность мастера производственного обучения.

Только

мастер

производственного

обучения

может

обеспечить

формирование данных компетенций на достаточном уровне. В связи с этим

особое значение имеет компетентностная модель мастера производственного

обучения профессии «Повар, кондитер», включающая следующие уровни:

на

1 уровне

задаются

составляющие

ценностного

потенциала

личности мастера п/о, он готов научить всем умениям;

2 уровень

п р е д с т а в л е н профессиональными

и

общими

компетенциями мастера производственного обучения:

ориентация на профессиональную деятельность;

самообразование, повышение квалификации;

мотивационно-организаторская

направленность

взаимодействия

мастера с обучающимися.

3 уровень модели необходим для реализации профессиональной

деятельности

Организация учебно-производственного процесса;

Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и

внеурочной деятельности;

Методическое обеспечение учебно-производственного процесса;

Участие

в

организации

производственной

деятельности.

Участвовать

в

разработке

и

внедрении

технологических

процессов,

разрабатывать и оформлять технологическую документацию.

Выполнение работ по профессии «Повар, кондитер».

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно прийти к

следующему выводу:

среди педагогического сообщества отсутствует единое мнение на

вопрос о понятии профессиональных компетенций;

основными

условиями

формирования

профессиональных

компетенций являются: правильно подобранные методы обучения, средства

обучения, материально-техническое обеспечение уроков учебной практики.

3.Практические

основы

формирования

профессиональной

компетентности

Становлению профессиональной компетентности по профессии,

на

производственной

практике

в

течение

3-х

лет

обучения,

другими

словами,

это

любые

формы

обучения,

связанные

с

вовлечением

обучающихся в производственную деятельность.

Обучающиеся

нашего

техникума

во

главе

с

мастерами

производственного обучения организуют работу техникумовского буфета,

для

этого

нужно

рано

утром

приготовить

различные

виды

теста

(дрожжевое, бисквитное, песочное), приготовить разнообразные начинки

(капуста, картофель, рис с фаршем, повидло), сформовать изделия, дать

расстояться

и

выпечь

в

жарочном

шкафу

эти

изделия.

На

плечи

обучающихся также ложится реализация всей выпеченной продукции. В

процессе

такой

производственной

деятельности

обучающиеся

очень

хорошо ориентируются во всех образовательных услугах: хорошо знают

технологию приготовления различных видов теста, аккуратно формуют

изделия из дрожжевого теста, знают температурные режимы выпекания

дрожжевых

изделий,

бисквитного

теста,

песочного

теста,

проявляют

гибкость и конкурентоспособность

После

окончания

техникума

наши

выпускники

самостоятельно

работают на предприятиях по выпеканию хлебобулочных изделий:

на предприятиях Сурского района;

на предприятиях Ульяновской области;

за пределами области;

Профессиональная самостоятельность – способность разбираться в

требованиях,

предъявляемых

к

деятельности

по

профессии,

умение

самостоятельно

планировать,

выполнять,

принимать

решения

и

контролировать выполненную работу.

Профессиональная

мобильность.А мобильность как

исходное

понятие (от лат. mobiles – «подвижный» означает подвижность, готовность

к быстрому выполнению заданий. Из этого следует, что профессиональная

мобильность

это

готовность

и

способность

к

быстрой

смене

выполняемых функций, а также специальностей в рамках одной профессии

(повар,

кондитер,

составитель

калькуляции

на

блюда,

официант),

способность быстро осваивать новые профессии или изменения в них,

возникающих

под

влиянием

технических

преобразований.

В

психологическом словаре она определяется так же, как способность и

готовность

личности

достаточно

быстро

и

успешно

овладевать

новой

техникой

и

технологией,

приобретать

недостающие

знания

и

умения,

обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных

возможностей

у

обучающихся

имеется

обширная

дополнительная

литература, которая способствует самораскрытию и самореализации:

литература

по

практическому

приготовлению

«Русских

национальных блюд» в цветных иллюстрациях;

литература

по

банкетной

тематической

(юбилей,

новый

год,

торжество,

8

Марта,

детский

стол

и

т.д.)

сервировке

столов.

С

необходимыми скатертями, посудой и столовыми приборами;

фуршетное оформление стола – с посудой, столовыми приборами

и скатертями;

имеется

в

наличии:

стол

круглый,

стол

квадратный,

стол

фуршетный, с удлиненными ножками для сервировки;

развиты способности к сотрудничеству (обучающийся – мастер

производственного

обучения,

обучающийся

обучающийся,

где

обучающиеся учатся друг у друга, перенимают опыт опытных мастеров

п/о).

Что должен уметь обучающийся, работая с мастером

производственного обучения

п/п

1. Профессиональные качества:

1.

Знание всех технологических операций

2.

Умение выполнить технологический процесс

3.

Профессиональная компетентность

4.

Творческая работа

2. Распределение времени:

1.

Планирование времени по операциям

2.

Распределение

времени

на

технологический

процесс

приготовления блюд

3.

Время на творческий поиск

3.Коммуникативные качества

1.

Умение активно работать

2.

Пользоваться рабочей документацией

3.

Устранять неполадки в работе

4.

Добиваться своего признания

5.

Слушать и убеждать в своей правоте

Учебная

практика играет

решающую

роль

в

формировании

профессиональных компетенцийобучающихся, которая заключается в его

специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики,

дидактических

принципов,

организационных

форм,

методов

и

средств

обучения.

приоритетным

для

учебной

практики

является

формирование

профессиональных

умений

обучающихся

перед

формированием

профессиональных знаний;

ведущим методом учебной практики остается упражнение;

о сновным

средством

учебной

практики

я в л я е т с я

производительный труд обучающихся;

осуществляется неразрывная связь теории и практики;

происходит

сочетание

обучения

в

специально-организованных

условиях и в условиях реального производства.

Благодаря

этим

особенностям

происходит

последовательная

реализация целей учебной практики в формировании профессиональных

компетенцийобучающихся:

профессионализм (отработка правильности и точности трудовых

действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие

умений и навыков);

профессиональной самостоятельности;

профессиональной мобильности.

Основной формой организации учебной практики является занятие.

Характерная

особенность

учебной

практики

это

целенаправленная

учебно-производственная деятельность обучающихся на протяжении всего

занятия. Для этого до мельчайших подробностей продумывается весь ход

урока,

разрабатывается

его

план,

подготавливаются

необходимые

приспособления, проверяется комплектность и исправность необходимого

технического

оборудования,

определяется

и

конкретизируется

деятельность

обучающихся

на

каждом

этапе

учебного

занятия.

Целесообразна разработка и применение инструкционно-технологических

карт, тестовых заданий. Эти задания побуждают обучающихся проверить

свои

знания,

приучают

к

самоконтролю,

указывают

им

на

пробелы,

заставляют

обращаться

к

технической

литературе,

к

мастеру

производственного обучения, к более сильному в учебе товарищу.

Практически показываю приемы выполнения заданий в рабочем и

замедленном

темпе,

показ

сопровождаю

исчерпывающим

объяснением.

Рассказывая и показывая, я учу своих воспитанников правильно выполнять

трудовые

приемы

и

операции,

соблюдаю

при

этом

правила

техники

безопасности,

производственной

санитарии,

санитарии

и

гигиены,

знакомлю их с опытом передовиков, с новой техникой, прививаю любовь к

избранной профессии, показываю элементы творческой работы. Понятное,

доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов выполнения

рабочих операций по приготовлению блюд, посильные задания – все это

позволяет

обучающимся

успешно

овладеть

специальными

навыками

и

умениями, приобрести уверенность в собственных силах и возможностях.

Это

имеет

важное

значение

для

хорошего

психологического

и

э м о ц и о н а л ь н о го

с о с т оя н и я

в о с п и т а н н и ко в ,

д л я

р а з в и т и я

самостоятельности, мобильности, творческих способностей. В целом все

это работает на профессиональную компетентность.

Профессия «Повар, кондитер» в настоящее время относится к числу

востребованных

профессий

по

стране,

потому

как

развивается

индивидуальное предпринимательство общественного питания, частный

бизнес,

ресторанный,

придорожный

бизнес,

открывается

большое

количество

точек

общественного

питания:

кафе,

мини-рестораны,

закусочные,

столовые,

пельменные,

пиццерии,

бистро

и

т.д.

Повсюду

нужны

квалифицированные

специалисты

своего

дела,

конкурентно-

способные

на

современном

рынке

труда,

отвечающие

требованиям

работодателей,

быть

мобильными,

коммуникабельными,

умеющими

а д а п т и р о в а т ь с я

в о

в с е х

у с л о в и я х ,

б ы т ь профессионально

компетентными.

Результативная деятельность:

60%

выпускников

устраиваются

на

работу

по

своему

профессиональному назначению;

17%

выпускников

поступают

учиться

дальше

по

своему

профилю;

5%

выпускников

занимаются

частным

индивидуальным

предпринимательством

(открыли

цеха

и

занимаются

выпеканием

и

продажей дрожжевых и кондитерских изделий);

10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;

ежедневно идет выпекание продукции из дрожжевого теста и

кондитерских

изделий

для

буфета,

где

от

продажи

всего

выпеченного

зарабатываются деньги, которые сдаются в кассу бухгалтерии;

Участие в ежегодных конкурсах профессионального мастерства

по профессии «Повар, кондитер», как мастер производственного обучения,

так и обучающийся;

Арт профи слет и т.д.

Управляю

жизнью

ученического

коллектива,

обучающиеся

приобретают

колоссальный

опыт

общения,

исследовательской

поисковой

деятельности,

опыт

творческого

решения

задач,

относящихся

к

профессиональной подготовке, формируют профессиональную культуру и

компетентность.

Для качественного осуществления управленческих функций я владею

практическими умениями профессиональных компетенции

Проблемные

вопросы профессиональной

компетентности,

они

создают фундамент творческого мышления:

Что нужно сделать, если цвет у борща получился не насыщенным,

не ярким?

Если сильно пересолено при приготовлении картофельное пюре?

Если очень пережарены котлеты? И т.д.

Эти влияния обеспечиваются созданием в процессе обучения ситуаций

интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и их разрешения.

Они являются необходимым условием развития мышления обучающихся и

эмоциональным средством в процессе обучения.

Принцип создания проблемных ситуаций:

1. Подведение обучающих к противоречию, с предложением самим

найти

способ

его

разрешения

(если

бисквит

при

выпекании

получился

осевшим, плотным);

2.

Изложение

точек

зрения

на

один

и

тот

же

вопрос

(разведение

бульоном горячей, мучной пассеровки 1 обучающийся медленно разводит, 2

обучающийся разводит быстро и сразу);

3. Предложение обучающим рассмотреть блюдо с различных позиций

(клиент, повар, кондитер, составитель калькуляции, директор кафе);

4. Побуждения обучающих делать сравнения, обобщения, выводы из

сложившихся ситуаций (готовить блюда из качественных продуктов и что

будет если некоторые продукту будут не совсем доброкачественными).

В данном случае уделяется большое внимание на профессиональную

мыслительную деятельность обучающихся.

Существует направленное создание специальных ситуаций на поиск

ошибок. На этой идее построен метод опоры на ошибки.

Ошибки

познавательного

характера

совершаемые

в

процессе

эволюции

знаний,

они

объективно

обусловлены

неполнотой

и

ограниченностью знаний:

Например,

в

инструкционно-технологической

карте

специально

предусмотрена

одна

незначительная

ошибка,

по

ходу

технологического

процесса при приготовлении щей из квашеной капусты не указана закладка

сахара,

обучающиеся

должны

это

заметить

и

по

ходу

деятельности

справиться с этой операцией в нужном месте;

Познавательные ошибки группируются в специальную группу и

используются

в

дальнейшем

в

качестве

одного

из

средств

обучения.

Например,

при

приготовлении

дрожжевого

теста

нельзя

допускать

такие

ошибки:

Чтоб процесс брожения шел более 3,5 – 4 часа;

Нельзя делать в процессе брожения теста 4 – 5 обминок;

Нельзя

добавлять

масло

со

всеми

другими

компонентами

одновременно;

При приготовлении песочного теста тоже имеется целая группа

недопустимых ошибок;

Почему

нельзя

замешивать

тесто

в

помещении

с

высокой

температурой;

Что произойдет, если процесс замеса теста будет идти длительное

время и т.д.

Особый

интерес

среди

ошибок,

вызывают

ошибки,

допущенные

в

профессиональной

деятельности,

разбор

которых

позволяет

организовать

более глубокое и осознанное усвоение профессионального обучения.

3.1.

Творческая

деятельность

обучающихся,

как

главная

форма

профессиональной компетентности

В нашей работе творческое отношение ко всему происходящему, это

неотъемлемая часть учебного процесса.

Творчество должно начинаться с первых уроков учебной практики.

Правильная

нарезка

овощей

это

уже

начало

творчества.

Приучаю

обучающихся видеть разницу:

В правильных и не правильных размерах овощей;

Видеть разваренность овощей;

Внешний вид;

Консистенцию.

Показываю

блюдо

с

правильной

и

неправильной

технологией

приготовления,

делаю

акцент

на

культуру

и

эстетику

приготовления,

обучающиеся видят разницу и что очень важно соглашаются со мной в этом

направлении.

При приготовлении первых блюд учу обучающихся правильности и

соблюдении технологии приготовления, а когда этот процесс будет пройден,

здесь уже можно переходить к творческой инициативе. Для оригинальности и

неповторимости вкуса можно добавить что-то свое, от себя, например,

- корицу, гвоздику;

- щавель, калину;

- дикий лук;

- апельсиновую и лимонную цедру;

- свежие ягоды.

Для фантазии и творчества предлагаю неограниченные возможности,

конечно в рамках разумного того, что можно добавить для приготовления 1

блюд. Делаю акцент на то, что это уже начало вашего творчества, возможно

это будет ваше именное блюдо, возможно ваши друзья и родные смогут

оценить

его

по

достоинству.

Показываю,

как

эстетично

должно

быть

оформлено 1 блюдо – строго в середину тарелки кладется ровным кружочком

сметана,

на

нее

посыпается

аккуратно

нарезанная

зелень,

такое

блюдо

выглядит очень эстетично и аппетитно.

Творчески можно подойти и к приготовлению самого простого блюда.

Суп молочный, многие не едят молочных супов, предлагаю такое творчество

при приготовлении этого супа:

Мелкая

вермишель

подкаливается

на

сковороде

до

слегка

коричневатого оттенка;

Вовремя

варки

ее

в

молоке

вкус

и

аромат

становится

специфическим;

При

подаче

в

середину

кладутся

ягоды

клубники,

малины

или

размягченной кураги.

Это простое молочное блюдо превращается с ягодами в – десертное.

Обучающиеся

в

свою

очередь

предлагают

свои

варианты

приготовления

молочного супа, мне очень нравится такое направление обучающихся, когда

они

становятся

на

творческий

поиск,

это

начало,

но

оно

важное,

оно

постепенно будет переходить в профессионализм и творчество.

3.2. Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере

общественного питания

Анализируя развитие сферы общественного питания, выявлено, что

сегодня

успех

ресторатора

зависит

от

наличия

хорошего

менеджмента,

безукоризненного

сервиса,

интересного

интерьера

и

разумных

цен,

повысились требования к производственному и обслуживающему персоналу

предприятий

общественного

питания,

среди

них

усилилась

конкуренция,

появились новые критерии оценки качества кулинарной продукции. В связи с

этим возникла необходимость постепенно совершенствовать и расширять

знания

о

национальной

кухне,

винах,

способов

приготовления

кофе

и

напитков.

Базовая

теоретическая

и

практическая

подготовка

позволяет

самостоятельно

применять

умения

и

навыки

в

профессиональной

деятельности;

Владение навыками делового общения;

Умение осваивать новые технологии;

Умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;

Проявлять готовность к изменению характера и содержания труда;

Создание

модели

выпускника

образовательного

учреждения

в

соответствии с требованиями работодателя;

Формирование

внутренний

мотивации

профессионального

обучения;

Построение обучения на рефлексивной основе.

4.Заключение

В

исследованиях

А.Л.Жохова,

Н.М.Спирина,

Р.Н.Перловой,

В.В.Темкина

рассматриваются

в

отдельности

такие

диагностические

п о к а з а т е л и профессиональной

компетентности

к а к

в о п р о с ы

формирования

интереса

к

выбранной

профессии,

профессиональной

самостоятельности, коллективизма, толерантности, творческого мышления и

др.

Меня

же

интересует

проблема

развития

в

комплексе,

со

всеми

ее

показателями у обучающихся в соответствии с тем определением, которое

выбрано, как целевой ориентир в деятельности педагогических работников.

На мой взгляд, в условиях рыночной экономики качественное решение

задач

развития профессиональной компетентности будущих рабочих и

специалистов

обеспечит

их

успешную

и

профессиональную

социальную

адаптацию.

Вот

в

чем

вызван

интере с

к

проблеме

р а з в и т и я

профессиональной компетентности обучающихся:

Су щ н о с т ь

и

с т ру кту р а

п о н я т и я

профессиональной

компетентности, дано ее рабочее определение применительно к категории

обучающихся в учреждении среднего профессионального образования;

Описывается

процесс

развития

показателей профессиональной

компетентности:

и н т е р е с а

к

п р о ф е с с и и ,

п р о ф е с с и о н а л и з м а ,

профессиональной самостоятельности и мобильности;

Рассмотрены

организационно-педагогические

условия

формирования профессиональной

компетентности обучающихся

в

образовательных учрежденияхСПО.

Таким

образом,

анализируя

показатели

своей

деятельности

за

5

предыдущих

лет,

можно

сделать

вывод,

что

занятия

учебной

практики

вформировании профессиональной компетентности обучающихся имеют

огромное

значение,

поскольку

на

занятиях

учебной

практики

они

приобретают

практические

навыки,

столь

необходимые

для

конкурентно-

способного профессионала в современных условиях, когда работодателям

выгодно

иметь

в

своем

штате

высококвалифицированного,

мобильного,

воспитанного,

адаптированного

работника,

со

знанием

технологического

процесса, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях, владеющего современными технология.

5.Список используемой литературы

1. БазаровТ.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций

—БайденкоВ. Компетенции в профессиональном образовании БезюлеваГ.В.

Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение

понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии

человека

ГайнеевЭ.Р.

Компонентностный

подход

в

реализации

ФГОС

//Методист. — №8. — 2013. — С.44.

2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ — [Зимняя

И.А.

Ключевые

компетенции

-

новая

парадигма

результата

образования

Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя:

феноменология

понятия

//Вестник

Томского

го суд а рс т ве нного

педагогического

университет.

—Концепция

модернизации

российского

образования на период до 2010 года подход — [Электронный ресурс] —

Режим доступа. — URL: sinncomconten.

3.

Концепция

долгосрочного

социально-экономического

развития

Российской Федерации на период до 2020 года — [Электронный ресурс] —

Режим доступа. — URL

4.

Анфимова

Н.А.,

Татарская

Л.Л.

Кулинария

«повар,

кондитер»

учебник профессионального образования, 2006 г.

5. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления (текст)

Екатеринбург.

6.

Беспалько

В.П.

Слагаемые

педагогической

технологии

(текст)/

Беспалько В.П. – М , Педагогика, 1989 г – 190 с.

Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для

студ. высш. учеб .завед., И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д. Полянов, Н.Л.

Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.

7. Концепция модернизации российского образования до 2020 года, 6.

Новые педагогические исследования (Текст),

8.

Маленкова

Л.И.

Воспитание

в

современной

школе

(Текст)

Педагогическое общество России: Ноосфера,

9. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях

среднего

профессионального

образования,

библиотека

федеральной

программы развития образования, «Издательский дом Новый учебник», 2004

год.



В раздел образования