Автор: Босенко Светлана Федоровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: БПОУ "Русско - Полянский аграрный техникум"
Населённый пункт: рп Руссая Поляна Омской области
Наименование материала: Роль мастера производственного обучения в формировании профессиональной компетентности обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"
Тема: Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной
практики по профессии «Повар, кондитер»
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку
квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями
общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в
углублении
и
расширении
образования выступает
профессиональная
компетентность,
компетентностный
подход
в
профессиональном
образовании,
его
ориентация
на
формирование
профессиональных
компетенций .
Современная
профессиональная
школа
испытывает
острую
необходимость в обосновании и разработке с теоретико-методологических
аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития
творческого
потенциала
личности,
как
фактора
ее
успешной
социально-
производственной интеграции, ресурсы профессиональной мобильности и
конкурентноспособности. Речь идет об овладении обучающимися целостной
профессиональной деятельностью от целеполагания до самоанализа.
Именно
перечень
профессиональных
компетенций
для
конкретной
профессии или специальности отражен в новом макете ФГОС СПО.
Например,
при
разработке
структуры
п р о ф е с с и о н а льн о й
образовательной
программы
СПО
для
работников
индустрии
питания
определено,
что
в
соответствии
с
требованиями
профессионального
стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, во-
первых, планировать, организовывать и контролировать производственные
процессы на отдельных участках (подразделениях) предприятия питания и,
во-вторых, готовить и оформлять сложные блюда, хлебобулочные и мучные
кондитерские изделия с учетом требований качества и безопасности процесса
приготовления и готовой продукции для различных категорий потребителей.
Для
освоения
этих профессиональных
компетенций
в
структуру
образовательной программы включены модули обучения, направленные на
формирование
готовности
к
выполнению
набора
конкретных
трудовых
функций.
2. Теоретические основы профессиональной компетентности
Необходимо
подчеркнуть,
что
каждый
модуль
предусматривает
формирование как
профессиональных,
так
и
общих
компетенций,
включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений,
использованию интерпретации информации и т. д.
Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых
для
выполнения
трудовых
функций
и
составляющих
модули
обучения,
становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре
образовательного
стандарта
профессиональные
модули,
включающие
обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого
для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют
традиционные специальные дисциплины.
Модульный
подход
к
обучению,
базирующийся на
компетенциях,
предусматривает разработку модульной профессиональной образовательной
программы на основе отражения требований профессионального стандарта в
целях
и
содержании
образовательной
программы,
что
предполагает
изменение
целей,
содержания
обучения
и
способов
управления
деятельностью по освоению компетенций.
Реализация
модульных
образовательных
программ,
основанных
на
компетенциях,
требует
принципиально
иного
подхода
к
организации
учебного
процесса,
основной
особенностью
которого
становится
практикоориентированное обучение и самостоятельная работа обучающихся.
2.1
Самостоятельная
работа
обучающихся
в
модульных
программах
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы,
которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая
уровень
подготовленности
к
самостоятельной
работе,
стимулировала
бы
творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние
познавательные
мотивы
учения,
способствовала
бы
развитию
навыков
самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Конкурентоспособный
выпускник
должен
быть самостоятельным,
мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения
в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.
Профессиональная карьера - это профессиональное становление
и
развитие личности, основными показателями которой является:
- профессиональная самостоятельность;
- профессиональная мобильность;
- способность работать в коллективе.
Под
самостоятельной
учебной
работой
следует
понимать
любую
организованную
мастером
производственного
обучения
активную
деятельность
обучающихся,
направленную
на
выполнение
поставленных
целей
в
специально
отведённое
для
этого
время:
поиск
знаний,
их
осмысление,
закрепление,
формирование
и
развитие
умений
и
навыков,
обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная
работа
как
дидактическое
явление
представляет
собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения
определённых
целей.
С
другой
стороны
–
форму
проявления
соответствующей
познавательной
деятельности:
памяти,
мышления,
творческого воображения при выполнении студентами задания на учебной
практике,
которое,
в
конечном
счёте,
приводит
его
либо
к
получению
совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и
расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения,
которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной
цели и задаче;
- формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний,
навыков
и
умений
для
решения
определённых
познавательных
задач
на
каждом этапе его движения от незнания к знанию;
-
вырабатывает
у
студентов
психологическую
установку
на
самостоятельное
систематическое
пополнение
своих
знаний
и
выработку
умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при
решении новых познавательных и профессиональных задач;
Самостоятельная
работа обучающихся
-
составная
часть обучения,
деятельность обучающихся в процессе обучения, выполняемая по заданию
мастера
п/о, но без непосредственного его участия. Самостоятельнаяработа
имеет
целью
проработку
пройденного
материалаво
время учебной
практики.
Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся,
особенно
на
первом
курсе,
когда необходимо
научить
обучающихся
правильно
ставить
учебные
цели.
Обучающимся
необходимо
научиться
запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания,
повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и
функции понимания, осмысливания, нового на базе старого. Например, они
знают
теоретические
основы
приготовления
блюда,
а
практическому
приготовлению их нужно научить.
В
виду
того,
что
самостоятельная
работа
является важнейшей
формой
учебного
процесса,
мастеру
п/о
следует
акцентировать
ее
преимуще ства
по
формированию
п а р а м е т р о в квалификационной
характеристики.
Самостоятельная
внеаудиторная
работа учащихся на современном
этапе
развития
педагогики
выступает
как
важнее
средство
повышения
профессионально-познавательной
и
творческой
активности
будущих
специалистов.
Именно
в
ней
проявляется
мотивация учащихся,
его
целенаправленность,
самостоятельность,
самовоспитание
и
другие
значимые
характеристики.
Все
эти
характеристики
соответствуют
требованиям,
которые
выдвигают
работодатели:
умение
работать
с
и н фо рма ц и е й ,
уме н и е
с а мо с тоя т е л ь н о
д о б ы ват ь
зн а н и я
и
систематизировать
их;
профессиональная
компетентность;
высокая
ответственность и организаторские и коммуникативные способности.
Н е о б х о д и м о
о т м е т и т ь ,
ч т о
п о д «профессиональными
компетенциями» понимается способность применять знания, умения для
успешной деятельности: способность работать самостоятельно, способность
брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути
их решения, умение анализировать новые ситуации и применять знания для
такого
анализа.Однако
следует
отметить
наличие
многообразных
определений понятия профессиональной компетенции»:
2.2 Определения понятия «профессиональная компетенция»
Автор
понятия:
Определения:
А.В.Хуторской[16]: «включает
совокупность
взаимосвязанных
качеств
личности, задаваемых по отношению к определенному
кругу
предметов
и
процессов,
и
необходимых
для
качественной продуктивной деятельности по отношению
к ним;
В.Байденко[2]:
«—
это
готовность
и
способность
целесообразно
действовать
в
соответствии
с
требованиями
дела,
методически
организованно
и
самостоятельно
решать
задачи
и
проблемы,
а
так
также
самооценивать
результаты своей деятельности»;
И.А.Зимняя[7]:
«—
это
внутренние,
потенциальные,
сокрытые
психологические
новообразования
действий,
системы
ценностей и отношений) выявляются в компетентностях
человека»;
Т.Ю.Базаров[1]:
«—
это
т ребования
успешной
д е я т е л ь н о с т и ,
сформулированные
в
терминах
интегральных
качеств
индивидуального или коллективного субъекта»;
Б.И.Беспалов[4]:
«—
это
требования
профессии
и
система
профессиональных
задач,
которые
должен
или
может
решать человек (задачи, входящие в его компетенцию)»;
В.Д.Шадриков[12]:
«служат
для
обозначения
интегрированных
характеристик качества подготовки специалиста»;
Г.В.Безюлева[3]:
«— это понятие, характеризующее разные сферы
деятельности
человека,
и
представляющее
собой
обобщенные
способы
действий,
обеспечивающих
продуктивное выполнение профессиональной или иной
деятельности»;
Освоение профессиональных
компетенций
у
обучающихся
по
профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих
условий:
правильно подобранных методов обучения, таких как:
репродуктивных демонстрациях;
проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных
задач);
имитационных
методов
(анализ
конкретных
производственных
ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе
практики; обсуждение разработанных вариантов).
необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию
достижение
целей,
(например,
наличие
учебных
пособий
по
ФГОС,
профессия
«Повар,
кондитер»,
документация,
необходимая
для
уроков
учебной практики, инструкционные карты, тесты);
материально-технического обеспечения уроков учебной практики
по профессии «Повар, кондитер».
Материально-техническая база профессионального образования имеет
перво степенно е
значение
для
ф о р м и р о в а н и я профессиональных
компетенций выпускников, востребованным работодателем. Так, в учебном
кулинарном цехе рабочие места обучающихся отвечают требованиям правил
безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и
систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам
профессионального
модуля.
При
прохождении
учебной
практики
все
обучающиеся
обеспечиваются
индивидуальными
рабочими
местами.
Учебный
кулинарный
цех
укомплектован
необходимым
оборудованием,
инструментами,
посудой,
инвентарем:
электрическими
печами,
электрическими
плитами,
холодильным
оборудованием,
весовым
оборудованием и т. д. Наличие продуктов в соответствии с перечнем учебных
работ
для
отработки
трудовых
приемов.
Учебный
кулинарный
цех
укомплектован
специальной
поварской
мебелью:
шкафами,
столами,
мойками. Оснащенность рабочих мест для проведения учебной практики
предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и
навыков в соответствии с профессиональными компетенциями.
Прохождение учебной практики;
Организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях
учебной практики;
Компетентность мастера производственного обучения.
Только
мастер
производственного
обучения
может
обеспечить
формирование данных компетенций на достаточном уровне. В связи с этим
особое значение имеет компетентностная модель мастера производственного
обучения профессии «Повар, кондитер», включающая следующие уровни:
на
1 уровне
задаются
составляющие
ценностного
потенциала
личности мастера п/о, он готов научить всем умениям;
2 уровень
п р е д с т а в л е н профессиональными
и
общими
компетенциями мастера производственного обучения:
ориентация на профессиональную деятельность;
самообразование, повышение квалификации;
мотивационно-организаторская
направленность
взаимодействия
мастера с обучающимися.
3 уровень модели необходим для реализации профессиональной
деятельности
Организация учебно-производственного процесса;
Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и
внеурочной деятельности;
Методическое обеспечение учебно-производственного процесса;
Участие
в
организации
производственной
деятельности.
Участвовать
в
разработке
и
внедрении
технологических
процессов,
разрабатывать и оформлять технологическую документацию.
Выполнение работ по профессии «Повар, кондитер».
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно прийти к
следующему выводу:
среди педагогического сообщества отсутствует единое мнение на
вопрос о понятии профессиональных компетенций;
основными
условиями
формирования
профессиональных
компетенций являются: правильно подобранные методы обучения, средства
обучения, материально-техническое обеспечение уроков учебной практики.
3.Практические
основы
формирования
профессиональной
компетентности
Становлению профессиональной компетентности по профессии,
на
производственной
практике
в
течение
3-х
лет
обучения,
другими
словами,
это
любые
формы
обучения,
связанные
с
вовлечением
обучающихся в производственную деятельность.
Обучающиеся
нашего
техникума
во
главе
с
мастерами
производственного обучения организуют работу техникумовского буфета,
для
этого
нужно
рано
утром
приготовить
различные
виды
теста
(дрожжевое, бисквитное, песочное), приготовить разнообразные начинки
(капуста, картофель, рис с фаршем, повидло), сформовать изделия, дать
расстояться
и
выпечь
в
жарочном
шкафу
эти
изделия.
На
плечи
обучающихся также ложится реализация всей выпеченной продукции. В
процессе
такой
производственной
деятельности
обучающиеся
очень
хорошо ориентируются во всех образовательных услугах: хорошо знают
технологию приготовления различных видов теста, аккуратно формуют
изделия из дрожжевого теста, знают температурные режимы выпекания
дрожжевых
изделий,
бисквитного
теста,
песочного
теста,
проявляют
гибкость и конкурентоспособность
После
окончания
техникума
наши
выпускники
самостоятельно
работают на предприятиях по выпеканию хлебобулочных изделий:
на предприятиях Сурского района;
на предприятиях Ульяновской области;
за пределами области;
Профессиональная самостоятельность – способность разбираться в
требованиях,
предъявляемых
к
деятельности
по
профессии,
умение
самостоятельно
планировать,
выполнять,
принимать
решения
и
контролировать выполненную работу.
Профессиональная
мобильность.А мобильность как
исходное
понятие (от лат. mobiles – «подвижный» означает подвижность, готовность
к быстрому выполнению заданий. Из этого следует, что профессиональная
мобильность
–
это
готовность
и
способность
к
быстрой
смене
выполняемых функций, а также специальностей в рамках одной профессии
(повар,
кондитер,
составитель
калькуляции
на
блюда,
официант),
способность быстро осваивать новые профессии или изменения в них,
возникающих
под
влиянием
технических
преобразований.
В
психологическом словаре она определяется так же, как способность и
готовность
личности
достаточно
быстро
и
успешно
овладевать
новой
техникой
и
технологией,
приобретать
недостающие
знания
и
умения,
обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.
Для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных
возможностей
у
обучающихся
имеется
обширная
дополнительная
литература, которая способствует самораскрытию и самореализации:
литература
по
практическому
приготовлению
«Русских
национальных блюд» в цветных иллюстрациях;
литература
по
банкетной
тематической
(юбилей,
новый
год,
торжество,
8
Марта,
детский
стол
и
т.д.)
сервировке
столов.
С
необходимыми скатертями, посудой и столовыми приборами;
фуршетное оформление стола – с посудой, столовыми приборами
и скатертями;
имеется
в
наличии:
стол
круглый,
стол
квадратный,
стол
фуршетный, с удлиненными ножками для сервировки;
развиты способности к сотрудничеству (обучающийся – мастер
производственного
обучения,
обучающийся
–
обучающийся,
где
обучающиеся учатся друг у друга, перенимают опыт опытных мастеров
п/о).
Что должен уметь обучающийся, работая с мастером
производственного обучения
№
п/п
1. Профессиональные качества:
1.
Знание всех технологических операций
2.
Умение выполнить технологический процесс
3.
Профессиональная компетентность
4.
Творческая работа
2. Распределение времени:
1.
Планирование времени по операциям
2.
Распределение
времени
на
технологический
процесс
приготовления блюд
3.
Время на творческий поиск
3.Коммуникативные качества
1.
Умение активно работать
2.
Пользоваться рабочей документацией
3.
Устранять неполадки в работе
4.
Добиваться своего признания
5.
Слушать и убеждать в своей правоте
Учебная
практика играет
решающую
роль
в
формировании
профессиональных компетенцийобучающихся, которая заключается в его
специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики,
дидактических
принципов,
организационных
форм,
методов
и
средств
обучения.
приоритетным
для
учебной
практики
является
формирование
профессиональных
умений
обучающихся
перед
формированием
профессиональных знаний;
ведущим методом учебной практики остается упражнение;
о сновным
средством
учебной
практики
я в л я е т с я
производительный труд обучающихся;
осуществляется неразрывная связь теории и практики;
происходит
сочетание
обучения
в
специально-организованных
условиях и в условиях реального производства.
Благодаря
этим
особенностям
происходит
последовательная
реализация целей учебной практики в формировании профессиональных
компетенцийобучающихся:
профессионализм (отработка правильности и точности трудовых
действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие
умений и навыков);
профессиональной самостоятельности;
профессиональной мобильности.
Основной формой организации учебной практики является занятие.
Характерная
особенность
учебной
практики
–
это
целенаправленная
учебно-производственная деятельность обучающихся на протяжении всего
занятия. Для этого до мельчайших подробностей продумывается весь ход
урока,
разрабатывается
его
план,
подготавливаются
необходимые
приспособления, проверяется комплектность и исправность необходимого
технического
оборудования,
определяется
и
конкретизируется
деятельность
обучающихся
на
каждом
этапе
учебного
занятия.
Целесообразна разработка и применение инструкционно-технологических
карт, тестовых заданий. Эти задания побуждают обучающихся проверить
свои
знания,
приучают
к
самоконтролю,
указывают
им
на
пробелы,
заставляют
обращаться
к
технической
литературе,
к
мастеру
производственного обучения, к более сильному в учебе товарищу.
Практически показываю приемы выполнения заданий в рабочем и
замедленном
темпе,
показ
сопровождаю
исчерпывающим
объяснением.
Рассказывая и показывая, я учу своих воспитанников правильно выполнять
трудовые
приемы
и
операции,
соблюдаю
при
этом
правила
техники
безопасности,
производственной
санитарии,
санитарии
и
гигиены,
знакомлю их с опытом передовиков, с новой техникой, прививаю любовь к
избранной профессии, показываю элементы творческой работы. Понятное,
доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов выполнения
рабочих операций по приготовлению блюд, посильные задания – все это
позволяет
обучающимся
успешно
овладеть
специальными
навыками
и
умениями, приобрести уверенность в собственных силах и возможностях.
Это
имеет
важное
значение
для
хорошего
психологического
и
э м о ц и о н а л ь н о го
с о с т оя н и я
в о с п и т а н н и ко в ,
д л я
р а з в и т и я
самостоятельности, мобильности, творческих способностей. В целом все
это работает на профессиональную компетентность.
Профессия «Повар, кондитер» в настоящее время относится к числу
востребованных
профессий
по
стране,
потому
как
развивается
индивидуальное предпринимательство общественного питания, частный
бизнес,
ресторанный,
придорожный
бизнес,
открывается
большое
количество
точек
общественного
питания:
кафе,
мини-рестораны,
закусочные,
столовые,
пельменные,
пиццерии,
бистро
и
т.д.
Повсюду
нужны
квалифицированные
специалисты
своего
дела,
конкурентно-
способные
на
современном
рынке
труда,
отвечающие
требованиям
работодателей,
быть
мобильными,
коммуникабельными,
умеющими
а д а п т и р о в а т ь с я
в о
в с е х
у с л о в и я х ,
б ы т ь профессионально
компетентными.
Результативная деятельность:
60%
выпускников
устраиваются
на
работу
по
своему
профессиональному назначению;
17%
выпускников
поступают
учиться
дальше
по
своему
профилю;
5%
выпускников
занимаются
частным
индивидуальным
предпринимательством
(открыли
цеха
и
занимаются
выпеканием
и
продажей дрожжевых и кондитерских изделий);
10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;
ежедневно идет выпекание продукции из дрожжевого теста и
кондитерских
изделий
для
буфета,
где
от
продажи
всего
выпеченного
зарабатываются деньги, которые сдаются в кассу бухгалтерии;
Участие в ежегодных конкурсах профессионального мастерства
по профессии «Повар, кондитер», как мастер производственного обучения,
так и обучающийся;
Арт профи слет и т.д.
Управляю
жизнью
ученического
коллектива,
обучающиеся
приобретают
колоссальный
опыт
общения,
исследовательской
поисковой
деятельности,
опыт
творческого
решения
задач,
относящихся
к
профессиональной подготовке, формируют профессиональную культуру и
компетентность.
Для качественного осуществления управленческих функций я владею
практическими умениями профессиональных компетенции
Проблемные
вопросы профессиональной
компетентности,
они
создают фундамент творческого мышления:
Что нужно сделать, если цвет у борща получился не насыщенным,
не ярким?
Если сильно пересолено при приготовлении картофельное пюре?
Если очень пережарены котлеты? И т.д.
Эти влияния обеспечиваются созданием в процессе обучения ситуаций
интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и их разрешения.
Они являются необходимым условием развития мышления обучающихся и
эмоциональным средством в процессе обучения.
Принцип создания проблемных ситуаций:
1. Подведение обучающих к противоречию, с предложением самим
найти
способ
его
разрешения
(если
бисквит
при
выпекании
получился
осевшим, плотным);
2.
Изложение
точек
зрения
на
один
и
тот
же
вопрос
(разведение
бульоном горячей, мучной пассеровки 1 обучающийся медленно разводит, 2
обучающийся разводит быстро и сразу);
3. Предложение обучающим рассмотреть блюдо с различных позиций
(клиент, повар, кондитер, составитель калькуляции, директор кафе);
4. Побуждения обучающих делать сравнения, обобщения, выводы из
сложившихся ситуаций (готовить блюда из качественных продуктов и что
будет если некоторые продукту будут не совсем доброкачественными).
В данном случае уделяется большое внимание на профессиональную
мыслительную деятельность обучающихся.
Существует направленное создание специальных ситуаций на поиск
ошибок. На этой идее построен метод опоры на ошибки.
Ошибки
познавательного
характера
совершаемые
в
процессе
эволюции
знаний,
они
объективно
обусловлены
неполнотой
и
ограниченностью знаний:
Например,
в
инструкционно-технологической
карте
специально
предусмотрена
одна
незначительная
ошибка,
по
ходу
технологического
процесса при приготовлении щей из квашеной капусты не указана закладка
сахара,
обучающиеся
должны
это
заметить
и
по
ходу
деятельности
справиться с этой операцией в нужном месте;
Познавательные ошибки группируются в специальную группу и
используются
в
дальнейшем
в
качестве
одного
из
средств
обучения.
Например,
при
приготовлении
дрожжевого
теста
нельзя
допускать
такие
ошибки:
Чтоб процесс брожения шел более 3,5 – 4 часа;
Нельзя делать в процессе брожения теста 4 – 5 обминок;
Нельзя
добавлять
масло
со
всеми
другими
компонентами
одновременно;
При приготовлении песочного теста тоже имеется целая группа
недопустимых ошибок;
Почему
нельзя
замешивать
тесто
в
помещении
с
высокой
температурой;
Что произойдет, если процесс замеса теста будет идти длительное
время и т.д.
Особый
интерес
среди
ошибок,
вызывают
ошибки,
допущенные
в
профессиональной
деятельности,
разбор
которых
позволяет
организовать
более глубокое и осознанное усвоение профессионального обучения.
3.1.
Творческая
деятельность
обучающихся,
как
главная
форма
профессиональной компетентности
В нашей работе творческое отношение ко всему происходящему, это
неотъемлемая часть учебного процесса.
Творчество должно начинаться с первых уроков учебной практики.
Правильная
нарезка
овощей
это
уже
начало
творчества.
Приучаю
обучающихся видеть разницу:
В правильных и не правильных размерах овощей;
Видеть разваренность овощей;
Внешний вид;
Консистенцию.
Показываю
блюдо
с
правильной
и
неправильной
технологией
приготовления,
делаю
акцент
на
культуру
и
эстетику
приготовления,
обучающиеся видят разницу и что очень важно соглашаются со мной в этом
направлении.
При приготовлении первых блюд учу обучающихся правильности и
соблюдении технологии приготовления, а когда этот процесс будет пройден,
здесь уже можно переходить к творческой инициативе. Для оригинальности и
неповторимости вкуса можно добавить что-то свое, от себя, например,
- корицу, гвоздику;
- щавель, калину;
- дикий лук;
- апельсиновую и лимонную цедру;
- свежие ягоды.
Для фантазии и творчества предлагаю неограниченные возможности,
конечно в рамках разумного того, что можно добавить для приготовления 1
блюд. Делаю акцент на то, что это уже начало вашего творчества, возможно
это будет ваше именное блюдо, возможно ваши друзья и родные смогут
оценить
его
по
достоинству.
Показываю,
как
эстетично
должно
быть
оформлено 1 блюдо – строго в середину тарелки кладется ровным кружочком
сметана,
на
нее
посыпается
аккуратно
нарезанная
зелень,
такое
блюдо
выглядит очень эстетично и аппетитно.
Творчески можно подойти и к приготовлению самого простого блюда.
Суп молочный, многие не едят молочных супов, предлагаю такое творчество
при приготовлении этого супа:
Мелкая
вермишель
подкаливается
на
сковороде
до
слегка
коричневатого оттенка;
Вовремя
варки
ее
в
молоке
вкус
и
аромат
становится
специфическим;
При
подаче
в
середину
кладутся
ягоды
клубники,
малины
или
размягченной кураги.
Это простое молочное блюдо превращается с ягодами в – десертное.
Обучающиеся
в
свою
очередь
предлагают
свои
варианты
приготовления
молочного супа, мне очень нравится такое направление обучающихся, когда
они
становятся
на
творческий
поиск,
это
начало,
но
оно
важное,
оно
постепенно будет переходить в профессионализм и творчество.
3.2. Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере
общественного питания
Анализируя развитие сферы общественного питания, выявлено, что
сегодня
успех
ресторатора
зависит
от
наличия
хорошего
менеджмента,
безукоризненного
сервиса,
интересного
интерьера
и
разумных
цен,
повысились требования к производственному и обслуживающему персоналу
предприятий
общественного
питания,
среди
них
усилилась
конкуренция,
появились новые критерии оценки качества кулинарной продукции. В связи с
этим возникла необходимость постепенно совершенствовать и расширять
знания
о
национальной
кухне,
винах,
способов
приготовления
кофе
и
напитков.
Базовая
теоретическая
и
практическая
подготовка
позволяет
самостоятельно
применять
умения
и
навыки
в
профессиональной
деятельности;
Владение навыками делового общения;
Умение осваивать новые технологии;
Умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;
Проявлять готовность к изменению характера и содержания труда;
Создание
модели
выпускника
образовательного
учреждения
в
соответствии с требованиями работодателя;
Формирование
внутренний
мотивации
профессионального
обучения;
Построение обучения на рефлексивной основе.
4.Заключение
В
исследованиях
А.Л.Жохова,
Н.М.Спирина,
Р.Н.Перловой,
В.В.Темкина
рассматриваются
в
отдельности
такие
диагностические
п о к а з а т е л и профессиональной
компетентности
к а к
в о п р о с ы
формирования
интереса
к
выбранной
профессии,
профессиональной
самостоятельности, коллективизма, толерантности, творческого мышления и
др.
Меня
же
интересует
проблема
развития
в
комплексе,
со
всеми
ее
показателями у обучающихся в соответствии с тем определением, которое
выбрано, как целевой ориентир в деятельности педагогических работников.
На мой взгляд, в условиях рыночной экономики качественное решение
задач
развития профессиональной компетентности будущих рабочих и
специалистов
обеспечит
их
успешную
и
профессиональную
социальную
адаптацию.
Вот
в
чем
вызван
интере с
к
проблеме
р а з в и т и я
профессиональной компетентности обучающихся:
Су щ н о с т ь
и
с т ру кту р а
п о н я т и я
профессиональной
компетентности, дано ее рабочее определение применительно к категории
обучающихся в учреждении среднего профессионального образования;
Описывается
процесс
развития
показателей профессиональной
компетентности:
и н т е р е с а
к
п р о ф е с с и и ,
п р о ф е с с и о н а л и з м а ,
профессиональной самостоятельности и мобильности;
Рассмотрены
организационно-педагогические
условия
формирования профессиональной
компетентности обучающихся
в
образовательных учрежденияхСПО.
Таким
образом,
анализируя
показатели
своей
деятельности
за
5
предыдущих
лет,
можно
сделать
вывод,
что
занятия
учебной
практики
вформировании профессиональной компетентности обучающихся имеют
огромное
значение,
поскольку
на
занятиях
учебной
практики
они
приобретают
практические
навыки,
столь
необходимые
для
конкурентно-
способного профессионала в современных условиях, когда работодателям
выгодно
иметь
в
своем
штате
высококвалифицированного,
мобильного,
воспитанного,
адаптированного
работника,
со
знанием
технологического
процесса, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях, владеющего современными технология.
5.Список используемой литературы
1. БазаровТ.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций
—БайденкоВ. Компетенции в профессиональном образовании БезюлеваГ.В.
Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение
понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии
человека
ГайнеевЭ.Р.
Компонентностный
подход
в
реализации
ФГОС
//Методист. — №8. — 2013. — С.44.
2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ — [Зимняя
И.А.
Ключевые
компетенции
-
новая
парадигма
результата
образования
Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя:
феноменология
понятия
//Вестник
Томского
го суд а рс т ве нного
педагогического
университет.
—Концепция
модернизации
российского
образования на период до 2010 года подход — [Электронный ресурс] —
Режим доступа. — URL: sinncomconten.
3.
Концепция
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской Федерации на период до 2020 года — [Электронный ресурс] —
Режим доступа. — URL
4.
Анфимова
Н.А.,
Татарская
Л.Л.
Кулинария
«повар,
кондитер»
учебник профессионального образования, 2006 г.
5. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления (текст)
Екатеринбург.
6.
Беспалько
В.П.
Слагаемые
педагогической
технологии
(текст)/
Беспалько В.П. – М , Педагогика, 1989 г – 190 с.
Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для
студ. высш. учеб .завед., И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д. Полянов, Н.Л.
Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.
7. Концепция модернизации российского образования до 2020 года, 6.
Новые педагогические исследования (Текст),
8.
Маленкова
Л.И.
Воспитание
в
современной
школе
(Текст)
–
Педагогическое общество России: Ноосфера,
9. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях
среднего
профессионального
образования,
библиотека
федеральной
программы развития образования, «Издательский дом Новый учебник», 2004
год.