Автор: Карнаущенко Наталия Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат"
Населённый пункт: Свердловская область, гКраснотурьинск
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительная деятельность - как средство коррекции психофизических недостатков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуалными нарушениями)
Раздел: среднее профессиональное
Изобразительная деятельность - как средство коррекции
психофизических недостатков обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуалными нарушениями)
Н.Б. Карнаущенко
Учитель первой квалификационной категории
ГКОУ СО «Краснотурьинская школа интернат, реализующая адаптированные
основные образовательные программы», г. Краснотурьинск.
Анатация
Взаимосвязь
изобразительной
деятельности
с
общим
психическим
развитием
детей
позволила широко использовать ее
в дефектологии в качестве, действенного средства
коррекции недостатков психики аномального ребенка.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В.Берестов
Изобразительное искусство - (рисование) как учебный предмет, так и внеурочная
деятельность в данном направлении имеет важное коррекционно - развивающее значение.
Уроки изобразительного искусства и внеурочные занятия при правильной их постановке
оказывают
существенное
воздействие
на
интеллектуальную,
эмоциональную
и
двигательную
сферы
умственно
отсталого
ребёнка,
способствуют
формированию
личности, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
В
процессе
занитий
рисованием
происходит
активное
накопление
и
совершенствование
представлений
о
предметах
и
явлениях,
развивает ся
наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус.
Продукты изобразительной деятельности ребенка (рисунки, поделки и др.) - это
изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные
переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в
частности; отражает состояние его интеллекта, его работоспособность, уровень развития
психических процессов, настроение.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств
коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания
и обучения детей с нарушениями в развитии.
На
важную
роль
искусства
в
коррекционной
работе
указывали
представители
зарубежной
педагогики
Э.
Сеген,
Ж.
Демор,
а
также
отечественные
ученые
Л.
С.
Выготский, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей
обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону
их
продуктивной
деятельности,
способствует
развитию
восприятия,
произвольного
внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, и коммуникации в целом.
Особенности
изобразительной
деятельности
детей
с
умственной
отсталостью
обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на
формирование навыков изображения в рисовании.
При умственной отсталости наблюдается нарушенние цветоразличения (узнавание
промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность,
избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не
обеспечивают
полноценную
изобразительную
деятельность
детей.
Нарушение
пространственных ориентировок сказывается на рисовании: предметов, человека и их
расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и
предметное
рисование.
Несформированность
самоконтроля
не
позволяет
уточнять
и
сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей
и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами
изобразительной деятельности (кистью, простым карандашом, цветными карандашами,
мелками и другими материалами).
Коррекционные
возможности
изодеятельности
по
отношению
к
ребенку
с
нарушениями
связаны,
прежде
всего
с
тем,
что
она
является
источником
новых
позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их
удовлетворения,
развивают
познавательные
процессы.
А
активация
потенциальных
возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация
социально-педагогической функции искусства.
В
последние
годы
использование
изобразительной
деятельности
все
больше
включается
в
коррекционно-развивающий
педагогический
процесс
в
специальных
образовательных учреждениях и дает положительные результаты.
Сама изобразительная деятельность умственно отсталых обучающихся
подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий
мир, посредством линий, цвета, красок, формы. Дети знакомятся с разными видами и
жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в
процессе изображения предметов, образов.
Большую
роль
творческая
деятельность
может
сыграть
в
развитии
ребенка
с
проблемами по причине своей доступности. Занятия рисованием - интересны для ребенка
с нарушением интеллекта. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок он может
подарить маме, бабушке, близким, друзьям, украсить класс или свою комнату, а также
использовать в игре.
Обучающихся нашей школы принимают активное участие в (конкурсах разного
уровня), международных, всероссийских, в том числе интерактивных, получая высокую
оценку
конкурсного жюри награждаются дипломами 1, 2, 3 степени за творческий
потенциал, матерство и фантазию. За текуший учебный год обучающиеся с которыми я
провожу работу, а это учащиеся 2 -го, 5-х, 7, 7 а кл, 8 кл. получили за свои творческие
испехи
более
120
дипломов.
Дети
видять
результаты
своей
деятельности,
чувстуют
важность и ценность своих работ. Огромную поддержку в конкурсной работе оказывают
родители, которые выступают спонсорами своих детей и не ограничивают их творческий
потенциал
запретами
на
платное
участие.
Дети
стали
старательнее,
усидчевее,
терпеливее, доводят начатое дело до конца.
Занятие
творчеством,
так
увлекло
ребят,
что
свободное
время
тратят
не
на
баловство и компьютерные игры, а просят задания, спрашиват темы новых рисунков.
Проводимые на уроках и занятиях по рисованию многочисленные упражнения в
значительной мере развивают глаз и руку умственно отсталого ребёнка, приучают пальцы
руки
к
точным,
целенопраленным
движениям,
способствуют
развитию
зрительно
-
двигательной
координации.
В
результате
создаются
благоприятные
условия
для
формирования у детей навыков письма, чтения, развития речи и других психических
функций.
И
поэтому,
занятия
изобразительной
деятельностью
занимают
особое
место
в
коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых
дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А
это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности,
активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени
элементарной
подготовленности
детей
в
изобразительной
деятельности
зависит
своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.
Таким
образом,
учитывая
психофизические
особенности
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
средствами
изобразительной
деятельности решаются следующие коррекционные задачи:
-
рисование
способствовует:
коррекции
недостатков
познавательной
деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения
в пространстве;
-
формирует
способность
находить
в
изображаемом,
существенные
признаки,
устанавливать сходство и различие;
-содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умению
сравнивать, обобщать;
-
развивает способность ориентироваться в задании и планировать свою работу,
намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправляет и развивает
недостатки моторики и совершенствует зрительно-
двигательную
координацию
путем
использования
вариативных
и
многократно
повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного
материала;
-даёт учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формирует
навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-
прикладного и народного творчества, воспитывает активное эмоционально-эстетическое
отношение к ним;
-развивает
у
учащихся
речь,
художественный
вкус,
интерес
и
любовь
к
изобразительной деятельности.
Изобразительная
деятельность
предоставляет
большие
возможности
для
умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития
умственно – отсталого
ребенка, для совершенствования и коррекции психических функций.
Список литературы.
1.
Дефектология:
Словарь-справочник/Авт.-сост.
С.С.Степанов;
Под
ред.
Б.П.Пузанова. — М.: Новая шк., 1996. – 77 с.
2.
Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. — М.: Академия, 2002.
3.
Екжанова
Е.
А.
Изобразительная
деятельность
в
обучении
и
воспитании
дошкольников с отклонениями в развитии. //Дефектология. — 2003. — №6. — С.
51-54.
4.
Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении// Детская
патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд.,
испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 14-18.
5.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для
учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
— М.: Просвещение, 2005.