Напоминание

Изобразительная деятельность - как средство коррекции психофизических недостатков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуалными нарушениями)


Автор: Карнаущенко Наталия Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат"
Населённый пункт: Свердловская область, гКраснотурьинск
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительная деятельность - как средство коррекции психофизических недостатков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуалными нарушениями)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Изобразительная деятельность - как средство коррекции

психофизических недостатков обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуалными нарушениями)

Н.Б. Карнаущенко

Учитель первой квалификационной категории

ГКОУ СО «Краснотурьинская школа интернат, реализующая адаптированные

основные образовательные программы», г. Краснотурьинск.

Анатация

Взаимосвязь

изобразительной

деятельности

с

общим

психическим

развитием

детей

позволила широко использовать ее

в дефектологии в качестве, действенного средства

коррекции недостатков психики аномального ребенка.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В.Берестов

Изобразительное искусство - (рисование) как учебный предмет, так и внеурочная

деятельность в данном направлении имеет важное коррекционно - развивающее значение.

Уроки изобразительного искусства и внеурочные занятия при правильной их постановке

оказывают

существенное

воздействие

на

интеллектуальную,

эмоциональную

и

двигательную

сферы

умственно

отсталого

ребёнка,

способствуют

формированию

личности, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

В

процессе

занитий

рисованием

происходит

активное

накопление

и

совершенствование

представлений

о

предметах

и

явлениях,

развивает ся

наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус.

Продукты изобразительной деятельности ребенка (рисунки, поделки и др.) - это

изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные

переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в

частности; отражает состояние его интеллекта, его работоспособность, уровень развития

психических процессов, настроение.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств

коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания

и обучения детей с нарушениями в развитии.

На

важную

роль

искусства

в

коррекционной

работе

указывали

представители

зарубежной

педагогики

Э.

Сеген,

Ж.

Демор,

а

также

отечественные

ученые

Л.

С.

Выготский, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей

обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону

их

продуктивной

деятельности,

способствует

развитию

восприятия,

произвольного

внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, и коммуникации в целом.

Особенности

изобразительной

деятельности

детей

с

умственной

отсталостью

обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на

формирование навыков изображения в рисовании.

При умственной отсталости наблюдается нарушенние цветоразличения (узнавание

промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность,

избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не

обеспечивают

полноценную

изобразительную

деятельность

детей.

Нарушение

пространственных ориентировок сказывается на рисовании: предметов, человека и их

расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и

предметное

рисование.

Несформированность

самоконтроля

не

позволяет

уточнять

и

сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей

и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами

изобразительной деятельности (кистью, простым карандашом, цветными карандашами,

мелками и другими материалами).

Коррекционные

возможности

изодеятельности

по

отношению

к

ребенку

с

нарушениями

связаны,

прежде

всего

с

тем,

что

она

является

источником

новых

позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их

удовлетворения,

развивают

познавательные

процессы.

А

активация

потенциальных

возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация

социально-педагогической функции искусства.

В

последние

годы

использование

изобразительной

деятельности

все

больше

включается

в

коррекционно-развивающий

педагогический

процесс

в

специальных

образовательных учреждениях и дает положительные результаты.

Сама изобразительная деятельность умственно отсталых обучающихся

подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий

мир, посредством линий, цвета, красок, формы. Дети знакомятся с разными видами и

жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в

процессе изображения предметов, образов.

Большую

роль

творческая

деятельность

может

сыграть

в

развитии

ребенка

с

проблемами по причине своей доступности. Занятия рисованием - интересны для ребенка

с нарушением интеллекта. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок он может

подарить маме, бабушке, близким, друзьям, украсить класс или свою комнату, а также

использовать в игре.

Обучающихся нашей школы принимают активное участие в (конкурсах разного

уровня), международных, всероссийских, в том числе интерактивных, получая высокую

оценку

конкурсного жюри награждаются дипломами 1, 2, 3 степени за творческий

потенциал, матерство и фантазию. За текуший учебный год обучающиеся с которыми я

провожу работу, а это учащиеся 2 -го, 5-х, 7, 7 а кл, 8 кл. получили за свои творческие

испехи

более

120

дипломов.

Дети

видять

результаты

своей

деятельности,

чувстуют

важность и ценность своих работ. Огромную поддержку в конкурсной работе оказывают

родители, которые выступают спонсорами своих детей и не ограничивают их творческий

потенциал

запретами

на

платное

участие.

Дети

стали

старательнее,

усидчевее,

терпеливее, доводят начатое дело до конца.

Занятие

творчеством,

так

увлекло

ребят,

что

свободное

время

тратят

не

на

баловство и компьютерные игры, а просят задания, спрашиват темы новых рисунков.

Проводимые на уроках и занятиях по рисованию многочисленные упражнения в

значительной мере развивают глаз и руку умственно отсталого ребёнка, приучают пальцы

руки

к

точным,

целенопраленным

движениям,

способствуют

развитию

зрительно

-

двигательной

координации.

В

результате

создаются

благоприятные

условия

для

формирования у детей навыков письма, чтения, развития речи и других психических

функций.

И

поэтому,

занятия

изобразительной

деятельностью

занимают

особое

место

в

коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых

дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А

это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности,

активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени

элементарной

подготовленности

детей

в

изобразительной

деятельности

зависит

своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

Таким

образом,

учитывая

психофизические

особенности

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

средствами

изобразительной

деятельности решаются следующие коррекционные задачи:

-

рисование

способствовует:

коррекции

недостатков

познавательной

деятельности

школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них

правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения

в пространстве;

-

формирует

способность

находить

в

изображаемом,

существенные

признаки,

устанавливать сходство и различие;

-содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умению

сравнивать, обобщать;

-

развивает способность ориентироваться в задании и планировать свою работу,

намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправляет и развивает

недостатки моторики и совершенствует зрительно-

двигательную

координацию

путем

использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного

материала;

-даёт учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формирует

навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-

прикладного и народного творчества, воспитывает активное эмоционально-эстетическое

отношение к ним;

-развивает

у

учащихся

речь,

художественный

вкус,

интерес

и

любовь

к

изобразительной деятельности.

Изобразительная

деятельность

предоставляет

большие

возможности

для

умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития

умственно – отсталого

ребенка, для совершенствования и коррекции психических функций.

Список литературы.

1.

Дефектология:

Словарь-справочник/Авт.-сост.

С.С.Степанов;

Под

ред.

Б.П.Пузанова. — М.: Новая шк., 1996. – 77 с.

2.

Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)

школе VIII вида. — М.: Академия, 2002.

3.

Екжанова

Е.

А.

Изобразительная

деятельность

в

обучении

и

воспитании

дошкольников с отклонениями в развитии. //Дефектология. — 2003. — №6. — С.

51-54.

4.

Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении// Детская

патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд.,

испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 14-18.

5.

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для

учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

— М.: Просвещение, 2005.



В раздел образования