Автор: Иванова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с комбинированного вида № 64
Населённый пункт: Белгородская область, город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Играя, обучаем!"
Раздел: дошкольное образование
«Играя, обучаем»
Иванова Людмила Викторовна,
воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода
Невозможно
переоценить
развитие
элементарных
математических
представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку? Во-пер-
вых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего позна-
ния окружающего мира. Во-вторых, он познает пространственные отношения
между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с фор-
мой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в даль-
нейшем логическое мышление.
Формированию у ребенка математических представлений способствует
использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобрета-
ет новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприя-
тия,
внимания,
памяти,
мышления,
развитию
творческих
способностей,
направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников используются и
направляются в целях решения определенных программных задач. Игра будет
являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педа-
гогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспита-
тель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на
сознание, на волю и на поведение в целом.
Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навы-
ки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышле-
ния, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом. Дошкольный возраст – это возраст игры. Общеизвест-
но, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают за-
дание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни
дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический
опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая устано-
вила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников
имеет решающее значение.
Однако, надо заметить, что существуют проблемы в игровой деятельно-
сти даже у детей, развивающихся в норме.
Мы изучили возможности игры как средства эффективного воздействия
на дошкольников (старший дошкольный возраст) при развитии математиче-
ских способностей. Так как игра является основной деятельностью дошколь-
ника, то для детей старшего дошкольного возраста игровая деятельность
сохраняет свое значение как необходимое условие развития, психических
процессов и личности в целом при подготовке к школе.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сю-
жетно-ролевая игра. Дети старшего дошкольного возраста в силу своих пси-
хологических особенностей не требуют значительно большего участия взрос-
лых в игровой деятельности. Они уступчивы, поэтому могут играть коллек-
тивно, самостоятельно примеряя на себя роли и определяя сюжет и действия.
Интерес к игре у них устойчив.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является созда-
ние воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле».
В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные
отношения,
стимулирующие
детей
к
общению.
Воспроизведение
в
игре
отдельных сторон окружающей действительности требует активного при-
менения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отноше-
ний, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.
Задача окружающих ребенка взрослых людей заключается в организа-
ции руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию име-
ющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и
ее воспитательная ценность, повышается при условии планирования воздей-
ствий педагога. Способствуя игровой деятельности детей старшего дошколь-
ного возраста, педагоги, прежде всего, планируют задачи наблюдения за иг-
2
рой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставлен-
ные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно
возрастающих математических способностей в контексте игр. Для этого вос-
питателями разрабатывается перспективный план сюжетно-ролевых игр на
основе математических представлений на учебный год.
Кроме того, развивающая среда должна обязательно включать в себя
игровой
материал
разного
уровня
сложности.
Среди
дидактических
игр,
прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным
свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свой-
ствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по
различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была воз-
можность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разно-
образным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реаль-
ных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное
сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – «ово-
щи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор».
Понятие «математические способности» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимо-
обусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, ко-
личестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирова-
ния у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться
в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей
в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:
на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Список использованной литературы
1.
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для сту-
дентов высш. пед. учебных заведений / А.С. Белкин. – М.: Изд. центр
«Академия», 2005. – 235 с.
3
2.
Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспи-
тателей детских садов. – М., 2001. – 236 с.
3.
Сорокина, А.И Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. –
М., 2003. – 251 с.
4