Напоминание

"Играя, обучаем!"


Автор: Иванова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с комбинированного вида № 64
Населённый пункт: Белгородская область, город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Играя, обучаем!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Играя, обучаем»

Иванова Людмила Викторовна,

воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода

Невозможно

переоценить

развитие

элементарных

математических

представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку? Во-пер-

вых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего позна-

ния окружающего мира. Во-вторых, он познает пространственные отношения

между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с фор-

мой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в даль-

нейшем логическое мышление.

Формированию у ребенка математических представлений способствует

использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобрета-

ет новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприя-

тия,

внимания,

памяти,

мышления,

развитию

творческих

способностей,

направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников используются и

направляются в целях решения определенных программных задач. Игра будет

являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педа-

гогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспита-

тель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на

сознание, на волю и на поведение в целом.

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навы-

ки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышле-

ния, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

дошкольника в целом. Дошкольный возраст – это возраст игры. Общеизвест-

но, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают за-

дание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни

дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический

опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая устано-

вила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников

имеет решающее значение.

Однако, надо заметить, что существуют проблемы в игровой деятельно-

сти даже у детей, развивающихся в норме.

Мы изучили возможности игры как средства эффективного воздействия

на дошкольников (старший дошкольный возраст) при развитии математиче-

ских способностей. Так как игра является основной деятельностью дошколь-

ника, то для детей старшего дошкольного возраста игровая деятельность

сохраняет свое значение как необходимое условие развития, психических

процессов и личности в целом при подготовке к школе.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сю-

жетно-ролевая игра. Дети старшего дошкольного возраста в силу своих пси-

хологических особенностей не требуют значительно большего участия взрос-

лых в игровой деятельности. Они уступчивы, поэтому могут играть коллек-

тивно, самостоятельно примеряя на себя роли и определяя сюжет и действия.

Интерес к игре у них устойчив.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является созда-

ние воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле».

В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные

отношения,

стимулирующие

детей

к

общению.

Воспроизведение

в

игре

отдельных сторон окружающей действительности требует активного при-

менения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отноше-

ний, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.

Задача окружающих ребенка взрослых людей заключается в организа-

ции руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию име-

ющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и

ее воспитательная ценность, повышается при условии планирования воздей-

ствий педагога. Способствуя игровой деятельности детей старшего дошколь-

ного возраста, педагоги, прежде всего, планируют задачи наблюдения за иг-

2

рой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставлен-

ные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно

возрастающих математических способностей в контексте игр. Для этого вос-

питателями разрабатывается перспективный план сюжетно-ролевых игр на

основе математических представлений на учебный год.

Кроме того, развивающая среда должна обязательно включать в себя

игровой

материал

разного

уровня

сложности.

Среди

дидактических

игр,

прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным

свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свой-

ствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по

различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была воз-

можность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разно-

образным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реаль-

ных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное

сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – «ово-

щи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор».

Понятие «математические способности» является довольно сложным,

комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимо-

обусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, ко-

личестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирова-

ния у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться

в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей

в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:

на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Список использованной литературы

1.

Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для сту-

дентов высш. пед. учебных заведений / А.С. Белкин. – М.: Изд. центр

«Академия», 2005. – 235 с.

3

2.

Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспи-

тателей детских садов. – М., 2001. – 236 с.

3.

Сорокина, А.И Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. –

М., 2003. – 251 с.

4



В раздел образования