Напоминание

Адаптированная рабочая программа для детей 8 вида по предмету "Письмо и развитие речи"


Авторы: Драничникова Ольга Викторовна, Аврамова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Корниловская СОШ"
Населённый пункт: село Корнилово, Томского района, Томской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Адаптированная рабочая программа для детей 8 вида по предмету "Письмо и развитие речи"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корниловская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

На заседании МО Решением педагогического Директор МБОУ

Протокол№________ совета «Корниловская СОШ»

От «___»______2016 МБОУ «Корниловская СОШ» Томского района

Руководитель МО учителей Томского района _____

Начальных классов Протокол №____ «____»_______2016

___________________ От «____»______2016 Приказ №________

Адаптированная образовательная программа

для детей 8 вида

по предмету

«Письмо и развитие речи»

Составители:

Аврамова О.А.

Драничникова О.В

.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования. Программа составлена с учетом рекомендаций

РПМПК

для

детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида, но

обучающихся в общеобразовательной школе. Программа направлена на обеспечение

коррекции

недостатков

в

физическом

развитии

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении

основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочая

программа разработана на основе авторской рабочей программы В. П. Канакиной и

В, Г .Горецкого «Русский язык» «Просвещение»,2013.Программа построена с

учетом

специфики

усвоения

учебного

материала

детьми

с

ОВЗ.

Представленная

программа,

отличается

тем,

что

предусматривает

коррекционную

направленность обучения. Учебники

позволяют

строить

обучение

с

учетом

психологических

и

возрастных

особенностей

младших

школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается

возможность обучения детей с разным уровнем развития.

«Письмо

и развитие речи » как учебный предмет является ведущим.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает

его

специфику.

Все

знания

учащихся,

получаемые

ими

в

основном

при

выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной

адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой

деятельности

умственно

отсталых

школьников

обусловлена

трудностями

овладения

ими

русской

(родной)

фонетикой,

графикой

и

орфографией,

своеобразием

их

общего

и

речевого

развития,

имеющихся

психофизических

функций.

Цель:

повышение уровня общего развития;

Задачи:

образовательные:

совершенствование техники письма;

обучение некоторым правилам орфографии;

расширение и активизация словарного запаса.

научить

школьников

правильно

и

осмысленно

читать

доступный

их

пониманию текст;

выработать элементарные навыки грамотного письма; повысить уровень

общего и речевого развития учащихся;

научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; формировать нравственные качества

коррекционная:

формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ

(внимания, памяти, логического мышления).

воспитательная:

воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.

Основной формой обучения является урок.

Методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравнение,

работа с учебником, дидактические игры.

Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного

подхода

с

учетом

возрастных

о собенно стей,

уровнем

р а з в и т и я ,

интеллектуальных возможностей учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

«Письмо и развитие речи»

Изучение

русского

языка

в

начальной

школе

представляет

собой

первоначальный

этап

системы

лингвистического

образования

и

речевого

развития учащихся.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его

усвоения

во

многом

зависит

успешность

всего

школьного

обучения.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает

его

специфику.

Все

знания

учащихся,

получаемые

ими,

в

основном

при

выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной

адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой

деятельности

умственно

отсталых

школьников

обусловлена

трудностями

овладения

ими

русской

(родной)

фонетикой,

графикой

и

орфографией,

своеобразием

их

общего

и

речевого

развития,

имеющихся

психофизических

функций.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В

УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Обучение грамоте осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение

ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа

состоит

из

двух

разделов,

соответствующих

добукварному

и

букварному периодам.

Добукварный период составляет один месяц первой четверти.

В этот период начинается работа по формированию у детей обще речевых

навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию

произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких

мышц рук. На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся

к

обучению

письму.

Первоклассники

приобретают

навык

пользования

карандашом,

ручкой,

учатся

рисовать

и

раскрашивать

по

трафарету

геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ

букв, а затем элементы букв. 35

Букварный

период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный

анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения

грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие

тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое

произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию

смешиваемых

звуков.

Буква

изучается

в

следующей

последовательности:

восприятие

общей

ее

формы,

изучение

состава

буквы

(элементов

и

их

расположения),

сравнение

с

другими,

ранее

изученными

буквами.

Важным

моментом является соотнесение звука и буквы.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы:

«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень

требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся

является

первостепенной

задачей

современной

образовательной

системы

и

представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные

ориентиры

начального

образования

на

современном

этапе

относят:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

чувства

сопричастности

и

гордости

за

свою

Родину,

народ

и

историю,

осознания

ответственности

человека

за

благосостояние

общества;

доброжелательности,

доверия

и

внимания

к

людям,

готовности

к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения

к

окружающим

умения

слушать

и

слышать

партнера,

признавать

право

каждого

на

собственное

мнение

и

принимать

решения

с

учетом

позиций

всех

участников;

принятия

и

уважения

ценностей

семьи

и

общества,

школы,

коллектива

и

стремления

следовать

им;

развитие

умения

учиться

как

первого

шага

к

самообразованию

и

самовоспитанию:

ф о р м и р о в а н и е

с п о с о б н о с т и

к

о р г а н и з а ц и и

с в о е й

у ч е б н о й

деятельности

(планированию,

контролю,

оценке);

развитие

готовности

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям,

ответственности

за

их

результаты;

Ведущее

место

предмета

«Русский

язык»

в

системе

общего

образования

обусловлено

тем,

что

русский

язык

является

государственным

языком

Российской

Федерации,

родным

языком

русского

народа,

средством

межнационального

общения.

Изучение

русского

языка

способствует

формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве

человеческого

общения,

явлении

национальной

культуры

и

основе

национального самосознания.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

внутренняя

позиция

школьника

на

уровне

положительного

отношения

к

школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и

принятия образца «хорошего ученика»;

ориентация

в

нравственном

содержании

и

смысле

поступков,

так

и

поступков окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к

образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

установки на здоровый образ жизни реализации ее в реальном поведении и

поступках;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале в сотрудничестве с учителем;

учитывать

установленные

правила

в

планировании

и

контроле

способа

решения с помощью учителя;

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

строить сообщения в устной и письменной форме;

проводить сравнение по заданным критериям;

устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение;

осуществлять сравнение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в

том

числе

сопровождая

его

аудиовизуальной

поддержкой),

владеть

диалогической формой коммуникации,

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных

задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой

речи;

Выпускник получит возможность научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения программы по русскому языку

Раздел «Повторение»

Выпускник научится:

практически строить простое предложение,

составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах,

составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

восстанавливать

нарушенный

порядок

слов

в

предложении,

заканчивать

предложения.

Раздел «Звуки и буквы»

Выпускник научится:

пользоваться алфавитом

употреблять мягкий знак на конце и в середине слова

употреблять разделительный мягкий знак

писать сочетание гласных с шипящими, правописание

жи-ши, ча-ща, чу-щу,

правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов

различать ударные и безударные гласные,

проверять безударные гласные путём изменения формы слова (вода-воды),

безударные гласные путём подбора по образцу родственных слов

писать слова с непроверяемыми написаниями в корне,

пользоваться словарём, данным в учебнике.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять и записывать

рассказ

по серии картинок и подробному

вопроснику,

писать контрольные диктанты,

проверять написание орфограмм путём изменения формы слова и подбора

(по образцу) родственных слов,

проверять слова с безударной гласной в корне слова,

работать с деформированным текстом,

пользоваться словарём, данным в учебнике,

выделять орфограммы.

Раздел «Слово»

Выпускник научится:

называть предметы, действия и признаки, имена собственные,

расширять

круг

имён

собственных,

названия,

рек,

морей,

родственных

словах, общую часть родственных слов (корень),

различать

основные

категории

слов

(названия

предметов,

действий,

качеств).

Выпускник получит возможность научиться:

различать

основные

категории

слов

(название

предметов,

действий,

качеств),

составлять и записывать небольшой рассказ по теме: «Моя квартира»,

составлять

и

писать

под

руководством

учителя

небольшое

письмо

родным, товарищам,

писать почтовый адрес на конверте,

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении,

наблюдать

за единообразием написания гласных и согласных в общей

части родственных слов.

Раздел «Предложение»

Выпускник научится:

вычленять из речи предложения,

употреблять знаки препинания в конце предложения,

находить

подлежащее

и

сказуемое

главные

слова

в

предложении,

второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Выпускник получит возможность научиться:

составлять и записывать небольшой рассказ по сюжетной картинке и

вопросам;

выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится,

что говорится;

правильно ставить знаки препинания в конце предложения;

распространять предложения.

Раздел «Связная речь»

Выпускник научится:

восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;

последовательно располагать данные учителем предложения по смыслу (в

более легких случаях — самостоятельно); отвечать на вопросы по картинке,

по теме, данной учителем

.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять

простые

распространенные

предложения

и

сложные

с

союзом и;

составлять связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных

предложений, по картинному плану (серии картинок).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

1 класс

«Обучение грамоте» ( 165 ч)

Добукварный период (20ч)

Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в

классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и

отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других

классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий

меня мир».

Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть

за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при

желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению

грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. Развитие устной

речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по

словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки

и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные

стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по

иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам,

составлять простые предложения по своим практическим действиям, по

картинкам и по вопросам.

Букварный период (145ч)

Последовательное

изучение

звуков

и

букв,

усвоение

основных

слоговых

структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в

начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче

выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих

слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их.

Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м,

с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно

быстрое

соотнесение

звуков

с

соответствующими

буквами,

определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных

звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-

ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога

(сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л,

а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из

двух слогов.

Письмо

под

диктовку

букв,

слогов

после

предварительного звукобуквенного

анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж,

б, г, д, и, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в

начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими

согласными в начале слога (па, ли, лук, пил).

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ,

ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных

звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами,

изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, иш, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Ученик научится:

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов

разрезной азбуки;

писать строчные и прописные буквы;

списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и

предложения.

Ученик получит возможность научиться:

рукописному начертанию изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в,

г, з, ж, и, б, д.

списывать с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих

из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

писать

под

диктовку

слова

и

предложения

из

двух-трех

слов

с

предварительным анализом.

2 класс (170ч)

Повторение (15ч)

Элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки

у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.

Ученик научится:

соотносить звуки и буквы.

различать гласные ударные и безударные.

различать гласные и согласные в сложных словах.

различать гласные и согласные в сложных словах.

Ученик получит возможность научиться:

анализировать элементарный языковой материал,

обобщать элементарный языковой материал,

Звуки и буквы (61 ч)

Начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и

согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и

безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и

двойных.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова

осуществляется путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных

в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Ученик научится:

различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;

различать гласные и согласные звуки в двусложных словах;

правильно ставить знак ударения.

различать согласные твердые и мягкие.

обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я.

применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Ученик получит возможность научиться:

практически писать слова с разделительными ь и ъ.

Слово (53 ч)

Слова, обозначающие предметы: называние предметов и различение их по

вопросам кто? что?;

Называние

одного

предмета

и

нескольких

одинаковых

предметов (стол —

столы; рама — рамы);

Различение

основных

частей

хорошо

знакомых

предмет о в (стул—

спинка,

сиденье, ножки);

Сравнение

двух

предметов

и

определение

признаков

различия

и

сходства

(стакан— кружка, кушетка)

Ученик научится:

различать

слова

по

их

отношению

к

родовым

категориям (игрушка,

одежда, обувь и др.);

употреблять

большую

букву

в

именах,

фамилиях

людей,

в

кличках

животных;

различать предметы по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

употреблять предлог как отдельное слово;

Ученик получит возможность научиться:

согласовывать

слова,

обозначающие

действия,

со

сл овами,

обозначающими предметы;

раздельно писать предлог со словом, к которому он относится (под

руководством учителя);

Предложение (31 ч)

Практическое знакомство с построением простого предложения:

составление

предложения

по

вопросу,

картинке,

на

тему,

предложенную

учителем;

заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

выделение предложения из текста.

Написание

прописной

буквы

в

начале

предложения

и

точки

в

конце

предложения.

Ученик научится:

составлять предложения из слов;

выделять предложения из текста;

писать

прописную

букву

в

начале

предложения

и

точку

в

конце

предложения.

Ученик получит возможность научиться:

составлять предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную

учителем;

Связная письменная речь (10 ч)

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по

картинкам или после устного разговора с учителем).

Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

Правильное

использование

личных

местоимений

вместо

имени

существительного.

Ученик научится:

располагать два-три коротких предложения в последовательном порядке

(по картинкам или после устного разговора с учителем);

составлять подписи к серии из двух-трех сюжетных картинок.

Ученик получит возможность научиться:

правильно

использовать

личные

местоимения

вместо

имени

существительного.

3 класс

Повторение (15ч)

Употребление

простого

предложения.

Большая

буква

в

начале

предложения,

точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов,

данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Парные

звонкие

и

глухие

согласные.

Написание

звонких

и

глухих

согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова

(гриб— грибы).

Ученик научится:

составлять предложения из слов;

выделять предложения из текста;

писать

прописную

букву

в

начале

предложения

и

точку

в

конце

предложения.

Ученик получит возможность научиться:

составлять предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную

учителем;

Звуки и буквы (58 ч)

Звуки

и

буквы.

Порядок

букв

в

русской

азбуке.

Алфавит.

Расположение

в

алфавитном

порядке

нескольких

слов.

Составление

списков

учащихся

по

алфавиту. Нахождение слов и словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на

слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова

при письме.

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные

ударные и безударные.

Согласные

твердые

и

мягкие.

Различение

твердых

и

мягких

согласных

при

обозначении мягкости буквами и, е, с, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши,

ча, ща, чу, щу.

Ученик научится:

различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;

различать гласные и согласные звуки в двусложных словах;

правильно ставить знак ударения.

различать согласные твердые и мягкие.

обозначать мягкость согласных буквами и, е, ю, я.

применять букву ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Ученик получит возможность научиться:

писать разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и;

правильно писать жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Слово (48 ч)

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.

Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в

тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет

делать?

что

сделает?

правильно

согласовывать

их

в

речи

со

словами,

обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду

действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая?

какое? какие?;

нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное

отнесение их к словам, обозначающим предметы;

подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение

предмета

по

ряду

признаков

(качеств),

сравнение

двух

предметов

по

их

качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

согласование

слов,

обозначающих

признаки,

со

словами,

обозначающими

предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно

со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание

слов

с

непроверяемыми

написаниями

в

корне;

умение

пользоваться словарем, данным в учебнике.

Ученик научится

различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различ-

ных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях

(по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.);

находить слова, обозначающие признаки (качества), в тексте и правильное

отнесение их к словам, обозначающим предметы;

подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и

Ученик получит возможность научиться:

подбирать и называть ряд признаков (качеств) данного предмета ;

определять предмет по ряду признаков (качеств);

сравнивать два предмета по их качествам (снег белый , а уголь черный;

камень твердый, а вата мягкая);

Предложение (36 ч)

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление

предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?),

родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому?

чему?),

предложного

падежа

(где?

с

предлогами

в

и

на,

о

ком?

о

чем?),

творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Ученик научится:

заканчивать предложение или дополнять его по одному-двум вопросам.

Ученик получит возможность научиться:

составлять

предложения

из

слов,

данных

в

начальной

форме (столяр,

строгать, доска);

отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать

ответ.

Связная письменная речь (13 ч)

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в

более легких случаях — самостоятельно).

Коллективное

составление

текстов

изложений

с

последовательной

записью

предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем

Ученик научится:

• располагать данные учителем предложения по смыслу (в более легких случаях

— самостоятельно);

• отвечать на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Ученик получит возможность научиться:

восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

4 класс

Повторение (5ч)

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с

употреблением

слов

в

косвенных

падежах

по

вопросам,

из

слов,

данных

в

начальной

форме;

заканчивание

предложений;

восстановление

нарушенного

порядка слов в предложении.

Ученик научится:

• составлять простые предложения;

• устанавливать связи между словами по вопросам;

• ставить знаки препинания в конце предложения;

Ученик получит возможность научиться:

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Звуки и буквы (73 ч)

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед

гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка

написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных

слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных

гласных путем изменения формы слова (вода— воды) или подбора по образцу

родственных слов (вода — водный).

Ученик научится:

писать разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и;

писать правильно звонкие и глухие согласные в конце и середине слов;

различать ударные и безударные гласные;

Ученик получит возможность научиться:

правильно

писать

безударные

гласные

путем

изменения

формы

слова

(вода— воды) или подбора по образцу родственных слов (вода — водный);

правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Слово (36ч)

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в

тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор,

морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с

другими словами.

Разделительный ь.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание

слов

с

непроверяемыми

написаниями

в

корне:

умение

пользоваться словарем, данным в учебнике.

Ученик научится:

правильно писать имена собственные;

раздельно писать предлоги с другими словами.

Ученик получит возможность научиться:

• различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств)

в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом;

• пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение (45ч)

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих,

о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения

в

составлении

предложений.

Распространение

предложений.

Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки

препинания

в

конце

предложения

(точка,

вопросительный

и

восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены

предложения (без деления на виды).

Ученик научится:

• составлять и распространять предложения;

• устанавливать связи между словами по вопросам;

• ставить знаки препинания в конце предложения;

Ученик получит возможность научиться:

пользоваться алфавитом;

находить слова в словаре в алфавитном порядке.

Связная письменная речь(11ч)

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством

учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику

после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение

под

руководством

учителя

небольшого

текста

(20—30

слов)

по

данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание

несложных

знакомых

предметов

и

картин

по

коллективно

составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным,

товарищам. Адрес на конверте.

Ученик научится:

составлять

и

записывать

небольшой

рассказ

по

серии

картинок

под

руководством учителя и самостоятельно;

составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному

вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Ученик получит возможность научиться:

писать изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30

слов) по данным учителем вопросам;

составлять и писать под руководством учителя небольшого письма родным,

товарищам, адрес на конверте.

Место в учебном плане :

170 часов в год, 5 часов в неделю.

Материально-техническое обеспечение.

Учебники:

Обучение грамоте.

1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Русский язык.

1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

5.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

6.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

7.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Прописи (Обучение грамоте).

1. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 1.

2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 2.

3. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 3.

Рабочие тетради (Русский язык).

1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

5. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

6. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

7. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.

Печатные пособия.

1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы

письменных букв).

2.Касса букв и сочетаний.

3. Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е.

Обучение грамоте . 1 класс.

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.

4. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в

программе по русскому языку.

5.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

6. Словари по русскому языку.

7. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

3. Компьютер



В раздел образования