Напоминание

"Использование нестандартного физкультурного оборудования при организации и наполнении центров детской активности в пространстве группы ДОУ"


Автор: Лапоть Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №125
Населённый пункт: Город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нестандартного физкультурного оборудования при организации и наполнении центров детской активности в пространстве группы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И НАПОЛНЕНИИ

ЦЕНТРОВ ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ

ГРУППЫ ДОУ

Лапоть Ольга Николаевна,

воспитатель МБДОУ №125 г. Мурманска

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования одна из основных задач дошкольного

образовательного учреждения – охрана и укрепление физического и

психического здоровья детей.

Организация образовательного пространства и разнообразие

материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Использование

правильно подобранных и размещенных физкультурных и спортивно-

игровых пособий способствует эффективной организации педагогического

процесса, позволяющего успешно решать задачи образовательной

программы:

удовлетворение потребности дошкольников в движении;

формирование двигательных умений и навыков детей в соответствии с

их индивидуальными особенностями;

развитие физических качеств;

предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

воспитание положительных нравственно-волевых черт личности,

активности, самостоятельности;

создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной

содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Размещение и наполнение физкультурных центров, организованных

во всех возрастных группах ДОУ, соответствуют предъявляемым

требованиям.

1.

Безопасность размещения и использования физкультурного

оборудования. Все пособия соответствуют гигиеническим требованиям,

правилам охраны жизни и здоровья детей. Для размещения

физкультурного центра выбирается место, удаленное от окон, дверей,

уголка природы и зоны самостоятельной художественной деятельности

детей.

2.

Эстетичность оформления. При выборе форм, цвета физкультурного

оборудования решается задача по формированию у воспитанников

художественного вкуса.

3.

Расположение по принципу целесообразности.

4.

Периодическая сменяемость материала, стимулирующая двигательную

активность детей.

5.

Доступность в использовании каждым ребенком.

6.

Соответствие оборудования, материалов возрастным возможностям

детей и содержанию образовательной программы.

Для размещения физкультурного оборудования в группах младшего

дошкольного возраста используется секционная мебель, передвижные

тележки «Физкультурный уголок». Учитывая, что у малышей быстро

падает интерес к одним и тем же пособиям, воспитатели вносят их

постепенно, чередуя и обновляя. Мелкое физкультурное оборудование

хранится в открытых ящиках или корзинах, чтобы дети могли им свободно

пользоваться. Все пособия подбираются и размещаются таким образом,

чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

В среднем дошкольном возрасте дети стремятся к выполнению

движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.

Физкультурные центры пополняются атрибутами для подвижных игр,

иллюстрированными материалами о спорте, обогащаются картотеки

подвижных и малоподвижных игр, разных видов гимнастик. Для

поддержания интереса к разным видам упражнений пособия в центре

периодически заменяются, обновляется, варьируется их местоположение.

Для старших дошкольников мы создаем вариативные, усложненные

условия для выполнения разных видов физических упражнений с

использованием пособий. Знакомим детей с важнейшими событиями

спортивной жизни страны и помещаем соответствующий материал в

физкультурном центре (иллюстрации, фотографии, открытки, значки, игры,

и т. д.) Физкультурный уголок активно используется детьми в течение дня в

самостоятельной и организованной деятельности.

Организуя физкультурные центры в группах ДОУ, педагоги

учитывают рекомендации по подбору оборудования, которые представлены

в книге Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой «Физкультурное

и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных

учреждений».

1.

Теоретический материал:

Картотеки игр: подвижных, малоподвижных, пальчиковых.

Картотеки гимнастик: артикуляционных, дыхательных, утренних,

бодрящих.

Картотеки физкультминуток.

Картотеки считалок (вторая младшая группа во второй половине года).

Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта

(средняя группа во второй половине года).

Символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя

группа во второй половине года).

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие

группы).

Схемы выполнения физических упражнений, проведения подвижных

игр.

2.

Настольные игры (средние и старшие группы): дидактические игры о

спорте, спортивные игры: бильярд, хоккей, футбол, баскетбол и др.

3.

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски,

полумаски, шапочки, колпачки.

4.

Предметы для общеразвивающих упражнений: погремушки, флажки

цветные, платочки, ленты, кубики.

5.

Оборудование и пособия для профилактики плоскостопия, развития

мелкой моторики: ребристые доски, коврики и дорожки массажные,

валики мягкие, гимнастические палки, мешочки с крупой разной формы

для стоп и рук, бросовый материал для развития мелкой моторики

(шишки, каштаны, пробки, футляры от Киндер сюрпризов и др.),

массажные мячи, эспандеры (средний и старший возраст).

6.

Оборудование для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи,

шнуры разной длины, бруски.

7.

Оборудование для игр и упражнений с лазанием: стойки для

подвешивания шнура, сетки, дуги, воротики, кегли.

8.

Оборудование для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

кольцебросы, мячи резиновые разных размеров, мячи и мешочки с

песком для метания (средний и старший возраст), корзины для метания,

навесные мишени для метания (старший возраст), кегли, шары

пластмассовые.

9.

Моторно-спортивные игрушки: тележки, каталки.

10. Нестандартное физкультурное оборудование.

Стремясь расширить развивающую спортивно-игровую среду,

педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют свои творческие

замыслы, создают новое, нестандартное физкультурное оборудование.

Используемое нетрадиционное оборудование многофункционально,

красочное, отвечает педагогическим, эстетическим и гигиеническим

требованиям.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие и эффект

новизны при выполнении детьми знакомых движений, позволяет педагогам

варьировать задания для успешного решения разнообразных задач

физического развития дошкольников, помогает поддержать у детей интерес

к спорту, здоровому образу жизни.

В нашем ДОУ педагогами изготовлены следующие нетрадиционные

физкультурные пособия:

флажки из цветной самоклеющейся пленки для выполнения

общеразвивающих упражнений и подвижных игр;

разноцветные тканевые платочки для подвижных игр и выполнения

общеразвивающих упражнений;

вязаные мячи для метания, подвижных игр;

султанчики из лент для выполнения дыхательной гимнастики;

кубы – вкладыши из фанеры для спрыгивания, перешагивания;

скаты из картонных труб для катания мячей, шаров;

стойки из пластиковых бутылок для прыжков и перешагивания,

подпрыгивания к подвешенным на шнуре предметам;

воротики из футляров от Киндер-сюрпризов для подлезания и

прокатывания мяча;

тоннели из плотной ткани для пролезания;

вертикальные мишени из фанеры;

горизонтальные мишени из пластиковых банок и самоклеющейся

пленки;

Бильбоке из пластиковых бутылок;

подвесные игрушки из футляров от Киндер-сюрпризов;

гантели из пластиковых бутылок, наполненные цветным песком;

эспандеры из футляров от Киндер-сюрпризов;

«Веселые человечки» из бутылок из-под йогурта и самоклеющейся

пленки для выполнения общеразвивающих упражнений, игр-эстафет;

шнуры из плотной бельевой веревки и футляров от Киндер-сюрпризов

для подвижных игр с бегом и прыжками;

парус-парашют из плащевки для подвижных игр и упражнений на

развитие согласованности движений;

набивные фигуры животных из плащевки и дерматина: змея, удав,

крокодил, черепаха, божья коровка для подвижных игр и упражнений на

развитие координации движений;

«Веселый ветерок» - настольная деревянная стойка с подвешенными на

нитках фигурками из бумаги для упражнений на развитие дыхания;

Пособия для развития мелкой моторики пальцев рук: «Пианино»,

«Пальцеход» из поролоновых губок с пришитыми на них пуговицами и

пластиковыми колечками; «Цветочные бусы» из цветного шнура и

пуговиц;

разнообразные виды массажных дорожек для работы по профилактике

плоскостопия и нарушения осанки. Дорожки выполнены из плащевки

или дерматина с прикрепленными на них различными предметами:

стельки, вырезанные из кожи и резины, пуговицы разного размера,

пробки от бутылок, морские камешки, ракушки, губки, палочки,

использованные фломастеры и другой бросовый материал.

Нетрадиционное физкультурное оборудование способствует

повышению двигательной активности детей. Дети с интересом выполняют

упражнения, играют в подвижные игры с использованием необычных

пособий.

Правильно организованные физкультурные центры в группах нашего

ДОУ позволяют каждому малышу самостоятельно выбирать и

использовать физкультурное пособие с учетом его желаний и

возможностей, что способствует успешному решению задач всестороннего

развития дошкольников.

Список используемой литературы:

1.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и

спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных

учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 80 с.

2.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. –

СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128 с.

3.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /

Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский

центр «Академия», 2006. – 368 с.



В раздел образования