Автор: Лапоть Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №125
Населённый пункт: Город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нестандартного физкультурного оборудования при организации и наполнении центров детской активности в пространстве группы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И НАПОЛНЕНИИ
ЦЕНТРОВ ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ
ГРУППЫ ДОУ
Лапоть Ольга Николаевна,
воспитатель МБДОУ №125 г. Мурманска
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования одна из основных задач дошкольного
образовательного учреждения – охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей.
Организация образовательного пространства и разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Использование
правильно подобранных и размещенных физкультурных и спортивно-
игровых пособий способствует эффективной организации педагогического
процесса, позволяющего успешно решать задачи образовательной
программы:
удовлетворение потребности дошкольников в движении;
формирование двигательных умений и навыков детей в соответствии с
их индивидуальными особенностями;
развитие физических качеств;
предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
воспитание положительных нравственно-волевых черт личности,
активности, самостоятельности;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной
содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Размещение и наполнение физкультурных центров, организованных
во всех возрастных группах ДОУ, соответствуют предъявляемым
требованиям.
1.
Безопасность размещения и использования физкультурного
оборудования. Все пособия соответствуют гигиеническим требованиям,
правилам охраны жизни и здоровья детей. Для размещения
физкультурного центра выбирается место, удаленное от окон, дверей,
уголка природы и зоны самостоятельной художественной деятельности
детей.
2.
Эстетичность оформления. При выборе форм, цвета физкультурного
оборудования решается задача по формированию у воспитанников
художественного вкуса.
3.
Расположение по принципу целесообразности.
4.
Периодическая сменяемость материала, стимулирующая двигательную
активность детей.
5.
Доступность в использовании каждым ребенком.
6.
Соответствие оборудования, материалов возрастным возможностям
детей и содержанию образовательной программы.
Для размещения физкультурного оборудования в группах младшего
дошкольного возраста используется секционная мебель, передвижные
тележки «Физкультурный уголок». Учитывая, что у малышей быстро
падает интерес к одним и тем же пособиям, воспитатели вносят их
постепенно, чередуя и обновляя. Мелкое физкультурное оборудование
хранится в открытых ящиках или корзинах, чтобы дети могли им свободно
пользоваться. Все пособия подбираются и размещаются таким образом,
чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.
В среднем дошкольном возрасте дети стремятся к выполнению
движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
Физкультурные центры пополняются атрибутами для подвижных игр,
иллюстрированными материалами о спорте, обогащаются картотеки
подвижных и малоподвижных игр, разных видов гимнастик. Для
поддержания интереса к разным видам упражнений пособия в центре
периодически заменяются, обновляется, варьируется их местоположение.
Для старших дошкольников мы создаем вариативные, усложненные
условия для выполнения разных видов физических упражнений с
использованием пособий. Знакомим детей с важнейшими событиями
спортивной жизни страны и помещаем соответствующий материал в
физкультурном центре (иллюстрации, фотографии, открытки, значки, игры,
и т. д.) Физкультурный уголок активно используется детьми в течение дня в
самостоятельной и организованной деятельности.
Организуя физкультурные центры в группах ДОУ, педагоги
учитывают рекомендации по подбору оборудования, которые представлены
в книге Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой «Физкультурное
и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных
учреждений».
1.
Теоретический материал:
Картотеки игр: подвижных, малоподвижных, пальчиковых.
Картотеки гимнастик: артикуляционных, дыхательных, утренних,
бодрящих.
Картотеки физкультминуток.
Картотеки считалок (вторая младшая группа во второй половине года).
Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта
(средняя группа во второй половине года).
Символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя
группа во второй половине года).
Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие
группы).
Схемы выполнения физических упражнений, проведения подвижных
игр.
2.
Настольные игры (средние и старшие группы): дидактические игры о
спорте, спортивные игры: бильярд, хоккей, футбол, баскетбол и др.
3.
Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски,
полумаски, шапочки, колпачки.
4.
Предметы для общеразвивающих упражнений: погремушки, флажки
цветные, платочки, ленты, кубики.
5.
Оборудование и пособия для профилактики плоскостопия, развития
мелкой моторики: ребристые доски, коврики и дорожки массажные,
валики мягкие, гимнастические палки, мешочки с крупой разной формы
для стоп и рук, бросовый материал для развития мелкой моторики
(шишки, каштаны, пробки, футляры от Киндер сюрпризов и др.),
массажные мячи, эспандеры (средний и старший возраст).
6.
Оборудование для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи,
шнуры разной длины, бруски.
7.
Оборудование для игр и упражнений с лазанием: стойки для
подвешивания шнура, сетки, дуги, воротики, кегли.
8.
Оборудование для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
кольцебросы, мячи резиновые разных размеров, мячи и мешочки с
песком для метания (средний и старший возраст), корзины для метания,
навесные мишени для метания (старший возраст), кегли, шары
пластмассовые.
9.
Моторно-спортивные игрушки: тележки, каталки.
10. Нестандартное физкультурное оборудование.
Стремясь расширить развивающую спортивно-игровую среду,
педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют свои творческие
замыслы, создают новое, нестандартное физкультурное оборудование.
Используемое нетрадиционное оборудование многофункционально,
красочное, отвечает педагогическим, эстетическим и гигиеническим
требованиям.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие и эффект
новизны при выполнении детьми знакомых движений, позволяет педагогам
варьировать задания для успешного решения разнообразных задач
физического развития дошкольников, помогает поддержать у детей интерес
к спорту, здоровому образу жизни.
В нашем ДОУ педагогами изготовлены следующие нетрадиционные
физкультурные пособия:
флажки из цветной самоклеющейся пленки для выполнения
общеразвивающих упражнений и подвижных игр;
разноцветные тканевые платочки для подвижных игр и выполнения
общеразвивающих упражнений;
вязаные мячи для метания, подвижных игр;
султанчики из лент для выполнения дыхательной гимнастики;
кубы – вкладыши из фанеры для спрыгивания, перешагивания;
скаты из картонных труб для катания мячей, шаров;
стойки из пластиковых бутылок для прыжков и перешагивания,
подпрыгивания к подвешенным на шнуре предметам;
воротики из футляров от Киндер-сюрпризов для подлезания и
прокатывания мяча;
тоннели из плотной ткани для пролезания;
вертикальные мишени из фанеры;
горизонтальные мишени из пластиковых банок и самоклеющейся
пленки;
Бильбоке из пластиковых бутылок;
подвесные игрушки из футляров от Киндер-сюрпризов;
гантели из пластиковых бутылок, наполненные цветным песком;
эспандеры из футляров от Киндер-сюрпризов;
«Веселые человечки» из бутылок из-под йогурта и самоклеющейся
пленки для выполнения общеразвивающих упражнений, игр-эстафет;
шнуры из плотной бельевой веревки и футляров от Киндер-сюрпризов
для подвижных игр с бегом и прыжками;
парус-парашют из плащевки для подвижных игр и упражнений на
развитие согласованности движений;
набивные фигуры животных из плащевки и дерматина: змея, удав,
крокодил, черепаха, божья коровка для подвижных игр и упражнений на
развитие координации движений;
«Веселый ветерок» - настольная деревянная стойка с подвешенными на
нитках фигурками из бумаги для упражнений на развитие дыхания;
Пособия для развития мелкой моторики пальцев рук: «Пианино»,
«Пальцеход» из поролоновых губок с пришитыми на них пуговицами и
пластиковыми колечками; «Цветочные бусы» из цветного шнура и
пуговиц;
разнообразные виды массажных дорожек для работы по профилактике
плоскостопия и нарушения осанки. Дорожки выполнены из плащевки
или дерматина с прикрепленными на них различными предметами:
стельки, вырезанные из кожи и резины, пуговицы разного размера,
пробки от бутылок, морские камешки, ракушки, губки, палочки,
использованные фломастеры и другой бросовый материал.
Нетрадиционное физкультурное оборудование способствует
повышению двигательной активности детей. Дети с интересом выполняют
упражнения, играют в подвижные игры с использованием необычных
пособий.
Правильно организованные физкультурные центры в группах нашего
ДОУ позволяют каждому малышу самостоятельно выбирать и
использовать физкультурное пособие с учетом его желаний и
возможностей, что способствует успешному решению задач всестороннего
развития дошкольников.
Список используемой литературы:
1.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и
спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных
учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 80 с.
2.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. –
СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128 с.
3.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский
центр «Академия», 2006. – 368 с.