Напоминание

"Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно -исторических традиций России


Автор: Аверина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКУ "Центр "Перспектива"
Населённый пункт: п. Новоандросово Железногорский р-он Курская обл.
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно -исторических традиций России
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Центр психолого – педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному

устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

Воспитатель: Аверина Светлана Николаевна

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы

и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы

ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

Н.А. Рубакин.

Тема: «Формирование ЗОЖ у дошкольников через использование

культурно – исторических традиций России»

«Здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала

занимать

во

всём

мире

приоритетные

позиции,

поскольку

любой

стране

нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Подписанное

Президентом

Российской

Федерации

Постановление

«О

повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового

образа жизни населения» как нельзя лучше свидетельствует об этом. Быть

здоровым - естественное стремление человека. Здоровье – означает не только

отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, создание

здоровье сберегающей среды. Нормой жизни и поведения каждого человека

должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к

общественной ценности. Бесспорно, что уровень продолжительности жизни

человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью

поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса

является

формирование

у

детей

культуры

здоровья,

как

части

общей

культуры

человека

осознание

его,

как

жизненно

важной

ценности,

воспитание

ответственного

отношения

к

своему

здоровью,

а

также

окружающих его людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья детей. Именно в этот период идёт

интенсивное

развитие

органов

и

становление

функциональных

систем

организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,

отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются

основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это

самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в

сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

Определяющей и направляющей в работе с дошкольниками является

Программа

воспитания

и

образования.

Цель

программы

создание

благоприятных условий

для

полноценного

проживания

ребёнком

дошкольного

детства,

формирование

основ

базовой

культуры

личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями,

подготовка

к

жизни

в

современном

обществе,

обеспечение

безопасности

жизнедеятельности

дошкольника.

Особое

внимание

уделяется

развитию

личности

ребёнка,

сохранению

и

укреплению

здоровья,

формирование

элементарных

представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в

том

числе

привычки

к

здоровому

питанию,

потребности

в

физической

активности. А также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная

жизненная позиция, творческий подход к решению различных жизненных

ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Проблема. В настоящее время ухудшение здоровья детей в России стало

не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой, так как

замедляет

психическое

и

физическое

развитие

детей,

снижает

уровень

обучаемости,

вызывает

отклонения

в

их

социальном

поведении,

мешает

гармоничному развитию личности. До недавнего времени, в практике работы

в

дошкольных

учреждениях

практиковалось

увеличение

двигательной

активности детей, повышение моторной плотности физкультурных занятий,

но не осознанного отношения к своему здоровью.

Формирование здорового образа жизни у детей является актуальной

необходимостью, как и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это

связано

с

негативной

тенденцией

к

ухудшению

состояния

здоровья

всех

социально-демографических

групп

населения

России

и

особенно

детей

дошкольного возраста.

С каждым годом возрастает процент детей,

имеющих

отклонения

в

здоровье,

наблюдается

тенденция

непрерывного

роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой

негативных

явлений

современной

жизни:

тяжелыми

социальными

потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития

института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения,

наркомании;

слабой

системой

здравоохранения

и

воспитательной

базы

образовательного

учреждения

и

семьи.

От

уровня

психического

и

физического

положения

населения,

от

состояния

его

здоровья

зависит

благополучие

общества

в

целом,

поэтому

проблема

формирования

представлений

детей

о

здоровом

образе

жизни

детей

представляется

в

современном обществе актуальной.

Данная проблема особенно значима в работе с воспитанниками детского

дома. Как правило, у родителей

этих детей

отсутствует мотивация к

здоровому образу жизни. Они ведут аморальный образ жизни, страдают

алкоголизмом,

не

способны

должным

образом

исполнять

обязанности

воспитания своих детей. Дошкольники, поступающие в наше учреждение,

имеют резидуальное поражение центральной нервной системы, отклонения в

физическом и психическом развитии. Наблюдается недостаточная масса тела,

несоответствие возраста и роста, нарушение осанки, координации движений,

ориентировка

в

пространстве,

замедленность

или

чере змерная

расторможенность,

энурез,

задержка

речевого

развития,

несоблюдение

правил и норм культурного поведения, общения, выполнения гигиенических

процедур, соблюдения режима дня, правильного рационального питания..

Несмотря на то, что дети находились в неблагополучных семьях, они очень

тяжело

переживают

разлуку

со

своими

родными

и

близкими.

Поэтому

наблюдается

отсутствие

аппетита,

беспокойный

сон,

частая

смена

настроения, плаксивость, раздражительность, ситуации конфликта с другими

детьми и взрослыми. В таких обстоятельствах

важно создать атмосферу

доброжелательности, помочь осознать ребёнку его значимость как личности,

дать нужный запас знаний, научить необходимым правилам поведения в

обществе. Всё это будет способствовать успешной социализации в обществе,

формированию полноценного физического и психического статуса на всех

последующих этапах развития и обучения.

Работа. Учитывая, что

дошкольный период детства – наиболее

благоприятный

для

активного

развития

познавательных

процессов

и

личности

ребенка,

его

представлений

об

образе

жизни,

основным

направлением в своей работе с дошкольниками я выбрала формирование

здорового

образа

жизни

через

использование

культурно

исторических

традиций России. Считаю, что опыт русского народа является источником

духовности. Пословица гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Через

народные игры, элементы устной речи – пословицы и поговорки, потешки,

колыбельные

песни,

приобщение

к

русской

народной

кухни

можно

сформировать

гармонично

развитую

личность.

Над

данной

проблемой

работаю второй год.

Цель: Формировать у детей основы здорового образа жизни, добиться

осознанного

выполнения

правил

здровьесбережения

и

ответственного

отношения к своему здоровью, на основе возрождая традиции и укрепления

народных ценностей.

Задачи:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Активизировать

поиск

нетрадиционных

подходов,

форм

и

методов

оздоровления детей;

Приобщать дошкольников к ценностям здорового образа жизни путём

сохранения народных традиций;

Искать эмоционально – привлекательные для детей формы получения

информации о здоровом образе жизни;

Воспитывать гармонично развитую личность.

Предполагаемые

результаты: Осознание

необходимости

и

значимости

здорового

образа

жизни,

сформированность

знаний

о

культуре

здоровья,

развитие ценного отношения к народным традициям, развитие интереса к

совместной деятельности.

Для правильной организации работы по данному направлению, я

изучила методическую литературу:

«Твоё здоровье. Укрепление организма» Зайцев Г.К., Зайцев А.Т., «Здоровый

ребёнок в социуме» Чумах И.К., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю., «Здоровый

дошкольник. Социально – оздоровительная технология XXI века» Антонов

Ю.А., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.,

«Физкультурное

воспитание

дошкольников»

Шебеко

Г.С.,

Ермак

И.Н.,

Шишкина В.А.,

«Народные игры в детском саду. Методические рекомендации» Литвинова

Л.Ф.,

«Русские народные подвижные игры» Тимошкина Н.А.,

«Методика

использования

русских

народных

игр

в

ДОУ

(старший

дошкольный возраст)» Федотова Г.П.

Поставленные задачи реализовала в процессе разнообразных видов

детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно –

исследовательской,

продуктивной,,

музыкальной,

чтении

художественной

литературы.

Особое внимание уделила следующим компонентам: занятиям

физической

культуры

и

прогулке,

рациональному

питанию,

соблюдению

личной

гигиены,

закаливанию

и

оздоровлению,

созданию

условий

для

спокойного

сна,

дружелюбного

отношения

друг

к

другу,

бережному

отношению

к

окружающей

среде

и

природе,

медицинскому

воспитанию,

формированию понятия «не навреди себе сам».

В начале работы я провела диагностирование уровня двигательной

деятельности и качества выполнения. На её основе составила план работы,

подобрала

комплексы

утренней,

бодрящей,

дыхательной,

пальчиковой

гимнастики,

физминутки,

подвижные,

в

том

числе

и

народные

игры,

считалки, заклички.

Пополнила предметно – развивающую среду группы.

Изготовила для спортивного уголка мешочки с песком для профилактики

правильной

осанки,

следы

с

ребристой

поверхностью

для

профилактики

плоскостопия.

Спортивное

игровое

оборудование

находится

в

групповой

комнате,

это

даёт

детям

возможность

самостоятельно

организовать

физкультурную

деятельность,

реализовать

индивидуальные

интересы,

потребности.

Организованная образовательная деятельность дошкольников проводится

инструктором по физическому воспитанию в физкультурном зале группы или

спортивном

зале

детского

дома.

Для

проведения

занятий

имеется

необходимый

спортивный

инвентарь.

Ведётся

тесная

совместная

работа

воспитателя

и

инструктора.

При

взаимодействии

были

проведены

физкультурные занятия:

«Пирамида Здоровья» - цель: знакомство с составляющими «Здоровья» –

закаливание, питание, гигиена, спорт.

«ФизкультУРА!

- заниматься есть права»

- цель: формирование

правовой защиты, в том числе через занятия спортом. (Диплом II степени

Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов)

По моему мнению, здоровье и благополучное пребывание ребёнка в

группе

во

многом

зависит

то

правильно

организованного

режима

дня,

проведения режимных моментов. В своей работе я использую народные

потешки,

которые

способствуют

спокойному

пробуждению,

выполнению

гигиенических процедур. «Водичка, водичка, умой моё личко», «Расти, коса,

до пояса».

Спокойная, размеренная речь, обогащают чувства, формируют

отношение

к

окружающему

миру.

Наиболее

значимы

в

этом

народные

пословицы

и

поговорки.

Их

использование

применимо

во

всех

видах

деятельности.

Они

доступно

сообщают

детям

необходимые

знания

о

здоровом образе жизни, продуктах питания, гигиене тела и жилища. «Береги

платье снову, а здоровье смолоду», «Лук – от семи недуг».

Произведения устного народного творчества использую и при проведении

пальчиковых упражнений, бодрящей гимнастики в кровати после дневного

сна, физминутках в ходе проведения занятий.

Во время проведения утренней гимнастики использую музыкальное

сопровождение.

Музыка

способствует

эмоциональной

отзывчивости,

пластичности,

грациозности

выполняемых

упражнений,

позволяет

менять

темп, ритм движений, повышает двигательную активность. В летний период

утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе. Привлекаю детей к

показу упражнений, это повышает их самооценку, дисциплинирует. Деловое

сотрудничество «На зарядку, становись», «Выше ноги, шире шаг».

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет прогулка.

Пребывание детей на свежем воздухе благотворно влияет на здоровье детей,

их

психо

эмоциональное

состояние.

Стараюсь

проводить

прогулки

максимально

насыщено.

Использую

совместные

подвижные,

народные,

спортивные,

игры

соревновательного

характера.

«Лиса

в

курятнике»,

«Красные ворота», «Мяч через сетку», «Чья команда впереди». Провожу

индивидуальные

упражнения

на

закрепление

физических

упражнений

с

использованием спортивного и игрового оборудования. «Через

скакалку»,

«Попади в цель».

Во время прогулок провожу физкультурные, спортивные развлечения:

«Мы растём сильными и смелыми», «К гармонии через движения», «В стране

«Спортландия».

Регулярно,

в

каждое

время

года,

организую

«Праздник

Здоровья». Совместные игры с детьми старших групп: «Вместе – дружная

семья», «Весёлые ребята». Такие мероприятия учат детей активному отдыху,

формируют культуру общения, развивают физически.

Экскурсии в разное время года в лес, к озеру развивают физическую

выносливость.

Преодолевая

длительное

расстояние,

у

детей

тренируются

мышцы

ног,

формируется

правильная

осанка.

Свежий

чистый

воздух

благоприятно

влияет

на

работу

внутренних

органов

организма,

эмоциональное

состояние.

Рассматривание

и

наблюдение

природных

объектов расширяет кругозор, воспитывает интерес и любовь к природе,

бережное отношение, осознание себя как части природы.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через

использование культурно – исторических традиций России наиболее полно

раскрывается в процессе

досуговой деятельности. Праздник – это всегда

радость,

а

вместе

с

тем

и

деятельность,

направленная

на

«душевную

разрядку», реализацию творческого потенциала детей. Приобщаю детей к

праздничной

культуре

государственных

праздников:

«Богатырские

состязания», «Гордимся славою Защитников». Знакомлю с православными

праздниками:

«Рождество»,

«Святая

Пасха».

Вовлекаю

в

процесс

подготовки, изготовления

атрибутов. Такая работа создаёт предкушение

праздника,

подпитывает

эмоционально,

способствует

сплочению

детского

коллектива,

улучшения

микроклимата

в

группе.

Планируя

досуговую

деятельность,

учитываю

направление

своей

работы,

включаю

игровые

упражнения,

способствующие

физическому

развитию,

формированию

осознанного отношения к своему здоровью.

Досуг «Банные посиделки» - цель: развитие ценностного отношения к

народной культуре, осознание необходимости и значимости здорового образа

жизни.

(Диплом

I

степени

Всероссийского

дистанционного

конкурса

работников образования).

Досуг «Капустные посиделки» - цель: приобщать детей к ценностям

здорового

образа

жизни

путём

сохранения

народных

традиций.

(Свидетельство

о

публикации

методического

материала

в

электронном

сборнике «Педагог и творчество»). В ходе проведения данных мероприятий

использовала мультимедийный экран, презентацию материала.

В целях и повышения результативности работы, мною использовались

здоровьесберегающие

технологии:

точечный

массаж,

для

профилактики

простудных заболеваний, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. В

холодный период использовала чесночно – луковую терапию.

Вывод. Проводимая мной работа по формированию здорового образа

жизни у детей

через использование культурно – исторических традиций

России дала положительные результаты. У детей сформированы первичные

представления

о

здоровом

образе

жизни.

Улучшился

уровень

развития

физических качеств, выполнения упражнений, отмечен устойчивый интерес к

двигательной активности. Отмечено снижение заболеваемости простудными

заболеваниями. Сформировались культурно – гигиенические навыки. А это

значит, что

главная задача – заложить ценности здорового образа жизни,

воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко

адаптироваться в обществе выполнена.

В связи с тем, что списочный состав группы почти полностью

изменился, цели, задачи по формирования основ здорового образа жизни у

дошкольников

решила

оставить

прежними,

уделяя

большее

внимание

использованию инновационных средств подачи информации, чаще применять

презентацию материала, посетить поселковый музей старины, познакомить с

предметами, используемые по уходу за телом.

План работы

по формированию здорового образа жизни у дошкольников через

использование культурно – исторических традиций России

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

-

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Питание и здоровье»

Закрепить представление о

пользе для здоровья

употребления овощей и

фруктов.

Знакомить с правилами

полноценного питания.

Расширять представления

детей о русской народной

кухне, способах заготовки и

хранения урожая.

Воспитывать бережное

отношение к народным

традициям.

Диагностика направлена на выяснение

элементарных представлений детей о здоровье и

ЗОЖ.

1.Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты».

2.Сбор урожая на участке.

3.Пальчиковые упражнения: «Капуста», «Грибы»

4.Русская народная подвижная игра «Горячая

картошка».

5.Дидаетические игры: «Что разрушает

здоровье, что укрепляет?», «Сделай

правильный выбор», «Угадай витамин».

6. Дрмматизация русской народной сказки

«Репка».

7. Знакомство с народными пословицами и

поговорками о здоровой пищи.

8.Занятие «Откуда хлеб пришёл».

9. Раскрашиваем продукты, полезные для

здоровья.

10.Игра-демонстрация «Собираем урожай».

11.

Обсуждение с детьми «Законов питания».

12.Практическая часть занятия «Огород на

подоконнике» (выращивание лука).

13.Загадки об овощах и фруктах.

14. Спортивные соревнования «Сентябрины»

15.Художественно – музыкальный досуг

«Капустные посиделки».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

-

Д

Е

К

«Чистота и здоровье»

Формировать представления

детей о значимости

санитарно-гигиенических

процедурах для здоровья.

Закреплять навыки

выполнения культурно -

гигиенических процедур,

ухода за своим телом.

Знакомить с народными

традициями сохранения

здоровья, используя

природные факторы.

1.Беседа: «Всё о русской бане»

2.Загадки о предметах личной гигиены.

3.Подготовка атрибутов для «Банных посиделок»

4.Оздоровительная минутки - самомассаж для

профилактики простудных заболеваний.

5.Советы врача.

6. Чтение потешек: «Водичка – водичка», «Расти,

коса до пояса».

7. Знакомство с народными пословицами и

поговорками об опрятности и чистоте.

8.Русские народные игры: «Красна – девица»»,

«Платочек», «Гори, гори, ясно».

А

Б

Р

Ь

9.Чтение русской народной сказки «Про ленивицу

и рукодельницу».

10.Упражнение «Чистые ладошки», «Чтоб смеялся

роток и кусался зубок».

11. Обсуждение темы «Наше здоровье – наша

забота»

12. Игровая ситуация «Надо, надо умываться…»

13. Занятие на тему:

«Учимся чистоте,

аккуратности и опрятности».

15.

Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас

красивый», «Угадай, кто позвал».

16 Спортивно – музыкальный досуг «Банные

посиделки».

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Здоровье и безопасность»

Формировать основы личной

безопасности, заботы о своём

здоровье.

Закреплять представления о

признаках здоровья и болезни.

Воспитывать культуру

здорового образа жизни.

1.Беседы: «Наше здоровье – наша забота»,

«Весёлое настроение – отличное здоровье»

2.Игровые ситуации: «Забавные страхи и

смешные ужасы», «Вера в своё Я».

3.Обсуждение проблемных ситуаций: «Как

кататься с горки», «Осторожно – гололёд».

4.Дидактические игры: «Назови предметы»,

«Доктора природы», «Вопросы-ответы».

5. Экспериментирование «Растаявший снег».

6. Рисование плаката «Чего не должно быть!».

7. Зарядка «Чтобы нам не болеть».

8.Знакомство с народными пословицами и

поговорками о безопасном повелении.

9. Развлечение «Коляда».

10 Зимний праздник Здоровья.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

-

М

А

Р

Т

«Физкультура и здоровье»

Формировать представления

детей о возможности

укрепления здоровья с

помощью физических

упражнений.

Закрепление знакомых детям

упражнений, элементов

спортивных и народных игр.

Воспитывать потребность в

активном занятии

физическими упражнениями и

спортом

1.Беседа по теме:

«В здоровом теле – здоровый

дух».

2.Утренняя гимнастика.

3.Бодрящая гимнастика в постели.

4.Физкультминутки: «Прогулка в лес», «Доброе

утро», «Ванька - встанька», «Ласточка».

5.Интегрированное занятие: «Физкульт – УРА-

заниматься есть права!»

6.Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»,

«Блины», «Силачи», «Сорока - воровка».

7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в

лес».

8

Русские народные игры

: «Снежный бой»,

«Перетяни канат», «Петухи», «Совушка –

сова».

9.Игровая программа «Ступени здоровья»,

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»,

«Масленица».

10.

Дидактические игры:

: «Про воздух», «Про

воду», «Какой вид спорта», «Что к чему

относится».

11. Физкультурный праздник «Богатырские

состязания».

12.Спортивные развлечения: «Мы растем

сильными и смелыми», «Кулики».

А

П

Р

Е

Л

Ь

-

М

А

Й

«Здоровье и окружающий

мир»

Закреплять представления о

влиянии природных факторов

окружающей среды на

здоровье.

Формировать позитивное

отношение детей к природе.

Воспитывать необходимость

следования народным

традициям и обрядам.

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие

друзья».

2.Дидактические игры: «Растения – лекари»,

«На воде», «Помоги природе», «Как вырасти

здоровым?», «Городок здоровья».

3.Поход по экологической тропе.

4.Коллективные детские рисунки «Защитники

природы»

5. Народные пословицы и поговорки о

значимости здорового человека для Родины.

6. Интегрированное занятие «Вот здесь

начинается Родина».

7.Кукольное представление «Как природа нам

помогает здоровыми быть».

8.Народные подвижные игры: «Городки»,

«Красные ворота», «Гуси - лебеди», «Назови по

порядку», «Разложи по порядку».

9.Экскурсии в лес и на озеро.

10.Совместные игры с детьми старших групп

«Вместе – дружная семья».

11. Заучивание народных считалок.

12. Народный календарь: «Вербное

воскресенье», «Святая пасха», «Великая

Троица»

13. Спортивные развлечения: «К гармони через

движения», «В стране «Спортландия»

!4 Выставка детских работ по изобразительной

деятельности «Здоровый образ жизни».

И

Ю

Н

Ь

-

И

Ю

Л

Ь

-

А

В

Г

У

«Здоровье и отдых»

Приучать детей заниматься

активным отдыхом.

Расширить и закрепить

представление о взаимосвязи

человека и природы.

Воспитывать осознанное

отношение к здоровому

образу жизни.

1.Беседы: «Летом весело играем – летом с

пользой отдохнём», «Лето дышит ветерком – на

прогулку мы идём», «На солнечной поляночке».

2. Развлекательная программа «Детства –

счастливая пора», «День народного танца».

3. Игры с водой «Иван – Купало», «Илья –

пророк».

4. Игры с песком: «Замок из песка», «Угощенье

детворе», «Чудеса в решите».

5. Спортивные развлечения: «Будем спортом

заниматься», «Летний день Здоровья», «Сила,

ловкость, красота».

6. Народные подвижные игры: «У медведя во

бору», «Карусель»,

7. Музыкальные народные игры: «По малину в

лес пойдём», «Завивайся, плетень».

8. Поход по экологической тропе.

9. Экскурсии в лес и на озеро.

10. Дидактические игры: «На воде и у воды»,

«Если знаешь – быстро называешь», «Проверь

С

Т

себя».

10. Совместные игры с детьми старших групп.

11

Спортивно – музыкальный досуг

«Лето

красное, прощай».



В раздел образования