Автор: Аверина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКУ "Центр "Перспектива"
Населённый пункт: п. Новоандросово Железногорский р-он Курская обл.
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно -исторических традиций России
Раздел: дошкольное образование
«Центр психолого – педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному
устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»
Воспитатель: Аверина Светлана Николаевна
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы
и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы
ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
Н.А. Рубакин.
Тема: «Формирование ЗОЖ у дошкольников через использование
культурно – исторических традиций России»
«Здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала
занимать
во
всём
мире
приоритетные
позиции,
поскольку
любой
стране
нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Подписанное
Президентом
Российской
Федерации
Постановление
«О
повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни населения» как нельзя лучше свидетельствует об этом. Быть
здоровым - естественное стремление человека. Здоровье – означает не только
отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, создание
здоровье сберегающей среды. Нормой жизни и поведения каждого человека
должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к
общественной ценности. Бесспорно, что уровень продолжительности жизни
человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью
поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса
является
формирование
у
детей
культуры
здоровья,
как
части
общей
культуры
человека
–
осознание
его,
как
жизненно
важной
ценности,
воспитание
ответственного
отношения
к
своему
здоровью,
а
также
окружающих его людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья детей. Именно в этот период идёт
интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,
отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются
основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это
самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в
сочетании с обучением приведут к положительным результатам.
Определяющей и направляющей в работе с дошкольниками является
Программа
воспитания
и
образования.
Цель
программы
–
создание
благоприятных условий
для
полноценного
проживания
ребёнком
дошкольного
детства,
формирование
основ
базовой
культуры
личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
подготовка
к
жизни
в
современном
обществе,
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
дошкольника.
Особое
внимание
уделяется
развитию
личности
ребёнка,
сохранению
и
укреплению
здоровья,
формирование
элементарных
представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в
том
числе
привычки
к
здоровому
питанию,
потребности
в
физической
активности. А также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная
жизненная позиция, творческий подход к решению различных жизненных
ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Проблема. В настоящее время ухудшение здоровья детей в России стало
не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой, так как
замедляет
психическое
и
физическое
развитие
детей,
снижает
уровень
обучаемости,
вызывает
отклонения
в
их
социальном
поведении,
мешает
гармоничному развитию личности. До недавнего времени, в практике работы
в
дошкольных
учреждениях
практиковалось
увеличение
двигательной
активности детей, повышение моторной плотности физкультурных занятий,
но не осознанного отношения к своему здоровью.
Формирование здорового образа жизни у детей является актуальной
необходимостью, как и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это
связано
с
негативной
тенденцией
к
ухудшению
состояния
здоровья
всех
социально-демографических
групп
населения
России
и
особенно
детей
дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей,
имеющих
отклонения
в
здоровье,
наблюдается
тенденция
непрерывного
роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой
негативных
явлений
современной
жизни:
тяжелыми
социальными
потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития
института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения,
наркомании;
слабой
системой
здравоохранения
и
воспитательной
базы
образовательного
учреждения
и
семьи.
От
уровня
психического
и
физического
положения
населения,
от
состояния
его
здоровья
зависит
благополучие
общества
в
целом,
поэтому
проблема
формирования
представлений
детей
о
здоровом
образе
жизни
детей
представляется
в
современном обществе актуальной.
Данная проблема особенно значима в работе с воспитанниками детского
дома. Как правило, у родителей
этих детей
отсутствует мотивация к
здоровому образу жизни. Они ведут аморальный образ жизни, страдают
алкоголизмом,
не
способны
должным
образом
исполнять
обязанности
воспитания своих детей. Дошкольники, поступающие в наше учреждение,
имеют резидуальное поражение центральной нервной системы, отклонения в
физическом и психическом развитии. Наблюдается недостаточная масса тела,
несоответствие возраста и роста, нарушение осанки, координации движений,
ориентировка
в
пространстве,
замедленность
или
чере змерная
расторможенность,
энурез,
задержка
речевого
развития,
несоблюдение
правил и норм культурного поведения, общения, выполнения гигиенических
процедур, соблюдения режима дня, правильного рационального питания..
Несмотря на то, что дети находились в неблагополучных семьях, они очень
тяжело
переживают
разлуку
со
своими
родными
и
близкими.
Поэтому
наблюдается
отсутствие
аппетита,
беспокойный
сон,
частая
смена
настроения, плаксивость, раздражительность, ситуации конфликта с другими
детьми и взрослыми. В таких обстоятельствах
важно создать атмосферу
доброжелательности, помочь осознать ребёнку его значимость как личности,
дать нужный запас знаний, научить необходимым правилам поведения в
обществе. Всё это будет способствовать успешной социализации в обществе,
формированию полноценного физического и психического статуса на всех
последующих этапах развития и обучения.
Работа. Учитывая, что
дошкольный период детства – наиболее
благоприятный
для
активного
развития
познавательных
процессов
и
личности
ребенка,
его
представлений
об
образе
жизни,
основным
направлением в своей работе с дошкольниками я выбрала формирование
здорового
образа
жизни
через
использование
культурно
–
исторических
традиций России. Считаю, что опыт русского народа является источником
духовности. Пословица гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Через
народные игры, элементы устной речи – пословицы и поговорки, потешки,
колыбельные
песни,
приобщение
к
русской
народной
кухни
можно
сформировать
гармонично
развитую
личность.
Над
данной
проблемой
работаю второй год.
Цель: Формировать у детей основы здорового образа жизни, добиться
осознанного
выполнения
правил
здровьесбережения
и
ответственного
отношения к своему здоровью, на основе возрождая традиции и укрепления
народных ценностей.
Задачи:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
Активизировать
поиск
нетрадиционных
подходов,
форм
и
методов
оздоровления детей;
Приобщать дошкольников к ценностям здорового образа жизни путём
сохранения народных традиций;
Искать эмоционально – привлекательные для детей формы получения
информации о здоровом образе жизни;
Воспитывать гармонично развитую личность.
Предполагаемые
результаты: Осознание
необходимости
и
значимости
здорового
образа
жизни,
сформированность
знаний
о
культуре
здоровья,
развитие ценного отношения к народным традициям, развитие интереса к
совместной деятельности.
Для правильной организации работы по данному направлению, я
изучила методическую литературу:
«Твоё здоровье. Укрепление организма» Зайцев Г.К., Зайцев А.Т., «Здоровый
ребёнок в социуме» Чумах И.К., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю., «Здоровый
дошкольник. Социально – оздоровительная технология XXI века» Антонов
Ю.А., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.,
«Физкультурное
воспитание
дошкольников»
Шебеко
Г.С.,
Ермак
И.Н.,
Шишкина В.А.,
«Народные игры в детском саду. Методические рекомендации» Литвинова
Л.Ф.,
«Русские народные подвижные игры» Тимошкина Н.А.,
«Методика
использования
русских
народных
игр
в
ДОУ
(старший
дошкольный возраст)» Федотова Г.П.
Поставленные задачи реализовала в процессе разнообразных видов
детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно –
исследовательской,
продуктивной,,
музыкальной,
чтении
художественной
литературы.
Особое внимание уделила следующим компонентам: занятиям
физической
культуры
и
прогулке,
рациональному
питанию,
соблюдению
личной
гигиены,
закаливанию
и
оздоровлению,
созданию
условий
для
спокойного
сна,
дружелюбного
отношения
друг
к
другу,
бережному
отношению
к
окружающей
среде
и
природе,
медицинскому
воспитанию,
формированию понятия «не навреди себе сам».
В начале работы я провела диагностирование уровня двигательной
деятельности и качества выполнения. На её основе составила план работы,
подобрала
комплексы
утренней,
бодрящей,
дыхательной,
пальчиковой
гимнастики,
физминутки,
подвижные,
в
том
числе
и
народные
игры,
считалки, заклички.
Пополнила предметно – развивающую среду группы.
Изготовила для спортивного уголка мешочки с песком для профилактики
правильной
осанки,
следы
с
ребристой
поверхностью
для
профилактики
плоскостопия.
Спортивное
игровое
оборудование
находится
в
групповой
комнате,
это
даёт
детям
возможность
самостоятельно
организовать
физкультурную
деятельность,
реализовать
индивидуальные
интересы,
потребности.
Организованная образовательная деятельность дошкольников проводится
инструктором по физическому воспитанию в физкультурном зале группы или
спортивном
зале
детского
дома.
Для
проведения
занятий
имеется
необходимый
спортивный
инвентарь.
Ведётся
тесная
совместная
работа
воспитателя
и
инструктора.
При
взаимодействии
были
проведены
физкультурные занятия:
«Пирамида Здоровья» - цель: знакомство с составляющими «Здоровья» –
закаливание, питание, гигиена, спорт.
«ФизкультУРА!
- заниматься есть права»
- цель: формирование
правовой защиты, в том числе через занятия спортом. (Диплом II степени
Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов)
По моему мнению, здоровье и благополучное пребывание ребёнка в
группе
во
многом
зависит
то
правильно
организованного
режима
дня,
проведения режимных моментов. В своей работе я использую народные
потешки,
которые
способствуют
спокойному
пробуждению,
выполнению
гигиенических процедур. «Водичка, водичка, умой моё личко», «Расти, коса,
до пояса».
Спокойная, размеренная речь, обогащают чувства, формируют
отношение
к
окружающему
миру.
Наиболее
значимы
в
этом
народные
пословицы
и
поговорки.
Их
использование
применимо
во
всех
видах
деятельности.
Они
доступно
сообщают
детям
необходимые
знания
о
здоровом образе жизни, продуктах питания, гигиене тела и жилища. «Береги
платье снову, а здоровье смолоду», «Лук – от семи недуг».
Произведения устного народного творчества использую и при проведении
пальчиковых упражнений, бодрящей гимнастики в кровати после дневного
сна, физминутках в ходе проведения занятий.
Во время проведения утренней гимнастики использую музыкальное
сопровождение.
Музыка
способствует
эмоциональной
отзывчивости,
пластичности,
грациозности
выполняемых
упражнений,
позволяет
менять
темп, ритм движений, повышает двигательную активность. В летний период
утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе. Привлекаю детей к
показу упражнений, это повышает их самооценку, дисциплинирует. Деловое
сотрудничество «На зарядку, становись», «Выше ноги, шире шаг».
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет прогулка.
Пребывание детей на свежем воздухе благотворно влияет на здоровье детей,
их
психо
–
эмоциональное
состояние.
Стараюсь
проводить
прогулки
максимально
насыщено.
Использую
совместные
подвижные,
народные,
спортивные,
игры
соревновательного
характера.
«Лиса
в
курятнике»,
«Красные ворота», «Мяч через сетку», «Чья команда впереди». Провожу
индивидуальные
упражнения
на
закрепление
физических
упражнений
с
использованием спортивного и игрового оборудования. «Через
скакалку»,
«Попади в цель».
Во время прогулок провожу физкультурные, спортивные развлечения:
«Мы растём сильными и смелыми», «К гармонии через движения», «В стране
«Спортландия».
Регулярно,
в
каждое
время
года,
организую
«Праздник
Здоровья». Совместные игры с детьми старших групп: «Вместе – дружная
семья», «Весёлые ребята». Такие мероприятия учат детей активному отдыху,
формируют культуру общения, развивают физически.
Экскурсии в разное время года в лес, к озеру развивают физическую
выносливость.
Преодолевая
длительное
расстояние,
у
детей
тренируются
мышцы
ног,
формируется
правильная
осанка.
Свежий
чистый
воздух
благоприятно
влияет
на
работу
внутренних
органов
организма,
эмоциональное
состояние.
Рассматривание
и
наблюдение
природных
объектов расширяет кругозор, воспитывает интерес и любовь к природе,
бережное отношение, осознание себя как части природы.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников через
использование культурно – исторических традиций России наиболее полно
раскрывается в процессе
досуговой деятельности. Праздник – это всегда
радость,
а
вместе
с
тем
и
деятельность,
направленная
на
«душевную
разрядку», реализацию творческого потенциала детей. Приобщаю детей к
праздничной
культуре
государственных
праздников:
«Богатырские
состязания», «Гордимся славою Защитников». Знакомлю с православными
праздниками:
«Рождество»,
«Святая
Пасха».
Вовлекаю
в
процесс
подготовки, изготовления
атрибутов. Такая работа создаёт предкушение
праздника,
подпитывает
эмоционально,
способствует
сплочению
детского
коллектива,
улучшения
микроклимата
в
группе.
Планируя
досуговую
деятельность,
учитываю
направление
своей
работы,
включаю
игровые
упражнения,
способствующие
физическому
развитию,
формированию
осознанного отношения к своему здоровью.
Досуг «Банные посиделки» - цель: развитие ценностного отношения к
народной культуре, осознание необходимости и значимости здорового образа
жизни.
(Диплом
I
степени
Всероссийского
дистанционного
конкурса
работников образования).
Досуг «Капустные посиделки» - цель: приобщать детей к ценностям
здорового
образа
жизни
путём
сохранения
народных
традиций.
(Свидетельство
о
публикации
методического
материала
в
электронном
сборнике «Педагог и творчество»). В ходе проведения данных мероприятий
использовала мультимедийный экран, презентацию материала.
В целях и повышения результативности работы, мною использовались
здоровьесберегающие
технологии:
точечный
массаж,
для
профилактики
простудных заболеваний, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. В
холодный период использовала чесночно – луковую терапию.
Вывод. Проводимая мной работа по формированию здорового образа
жизни у детей
через использование культурно – исторических традиций
России дала положительные результаты. У детей сформированы первичные
представления
о
здоровом
образе
жизни.
Улучшился
уровень
развития
физических качеств, выполнения упражнений, отмечен устойчивый интерес к
двигательной активности. Отмечено снижение заболеваемости простудными
заболеваниями. Сформировались культурно – гигиенические навыки. А это
значит, что
главная задача – заложить ценности здорового образа жизни,
воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко
адаптироваться в обществе выполнена.
В связи с тем, что списочный состав группы почти полностью
изменился, цели, задачи по формирования основ здорового образа жизни у
дошкольников
решила
оставить
прежними,
уделяя
большее
внимание
использованию инновационных средств подачи информации, чаще применять
презентацию материала, посетить поселковый музей старины, познакомить с
предметами, используемые по уходу за телом.
План работы
по формированию здорового образа жизни у дошкольников через
использование культурно – исторических традиций России
Месяц
Содержание работы
Форма проведения
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
-
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Питание и здоровье»
Закрепить представление о
пользе для здоровья
употребления овощей и
фруктов.
Знакомить с правилами
полноценного питания.
Расширять представления
детей о русской народной
кухне, способах заготовки и
хранения урожая.
Воспитывать бережное
отношение к народным
традициям.
Диагностика направлена на выяснение
элементарных представлений детей о здоровье и
ЗОЖ.
1.Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты».
2.Сбор урожая на участке.
3.Пальчиковые упражнения: «Капуста», «Грибы»
4.Русская народная подвижная игра «Горячая
картошка».
5.Дидаетические игры: «Что разрушает
здоровье, что укрепляет?», «Сделай
правильный выбор», «Угадай витамин».
6. Дрмматизация русской народной сказки
«Репка».
7. Знакомство с народными пословицами и
поговорками о здоровой пищи.
8.Занятие «Откуда хлеб пришёл».
9. Раскрашиваем продукты, полезные для
здоровья.
10.Игра-демонстрация «Собираем урожай».
11.
Обсуждение с детьми «Законов питания».
12.Практическая часть занятия «Огород на
подоконнике» (выращивание лука).
13.Загадки об овощах и фруктах.
14. Спортивные соревнования «Сентябрины»
15.Художественно – музыкальный досуг
«Капустные посиделки».
Н
О
Я
Б
Р
Ь
-
Д
Е
К
«Чистота и здоровье»
Формировать представления
детей о значимости
санитарно-гигиенических
процедурах для здоровья.
Закреплять навыки
выполнения культурно -
гигиенических процедур,
ухода за своим телом.
Знакомить с народными
традициями сохранения
здоровья, используя
природные факторы.
1.Беседа: «Всё о русской бане»
2.Загадки о предметах личной гигиены.
3.Подготовка атрибутов для «Банных посиделок»
4.Оздоровительная минутки - самомассаж для
профилактики простудных заболеваний.
5.Советы врача.
6. Чтение потешек: «Водичка – водичка», «Расти,
коса до пояса».
7. Знакомство с народными пословицами и
поговорками об опрятности и чистоте.
8.Русские народные игры: «Красна – девица»»,
«Платочек», «Гори, гори, ясно».
А
Б
Р
Ь
9.Чтение русской народной сказки «Про ленивицу
и рукодельницу».
10.Упражнение «Чистые ладошки», «Чтоб смеялся
роток и кусался зубок».
11. Обсуждение темы «Наше здоровье – наша
забота»
12. Игровая ситуация «Надо, надо умываться…»
13. Занятие на тему:
«Учимся чистоте,
аккуратности и опрятности».
15.
Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас
красивый», «Угадай, кто позвал».
16 Спортивно – музыкальный досуг «Банные
посиделки».
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Здоровье и безопасность»
Формировать основы личной
безопасности, заботы о своём
здоровье.
Закреплять представления о
признаках здоровья и болезни.
Воспитывать культуру
здорового образа жизни.
1.Беседы: «Наше здоровье – наша забота»,
«Весёлое настроение – отличное здоровье»
2.Игровые ситуации: «Забавные страхи и
смешные ужасы», «Вера в своё Я».
3.Обсуждение проблемных ситуаций: «Как
кататься с горки», «Осторожно – гололёд».
4.Дидактические игры: «Назови предметы»,
«Доктора природы», «Вопросы-ответы».
5. Экспериментирование «Растаявший снег».
6. Рисование плаката «Чего не должно быть!».
7. Зарядка «Чтобы нам не болеть».
8.Знакомство с народными пословицами и
поговорками о безопасном повелении.
9. Развлечение «Коляда».
10 Зимний праздник Здоровья.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
-
М
А
Р
Т
«Физкультура и здоровье»
Формировать представления
детей о возможности
укрепления здоровья с
помощью физических
упражнений.
Закрепление знакомых детям
упражнений, элементов
спортивных и народных игр.
Воспитывать потребность в
активном занятии
физическими упражнениями и
спортом
1.Беседа по теме:
«В здоровом теле – здоровый
дух».
2.Утренняя гимнастика.
3.Бодрящая гимнастика в постели.
4.Физкультминутки: «Прогулка в лес», «Доброе
утро», «Ванька - встанька», «Ласточка».
5.Интегрированное занятие: «Физкульт – УРА-
заниматься есть права!»
6.Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»,
«Блины», «Силачи», «Сорока - воровка».
7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в
лес».
8
Русские народные игры
: «Снежный бой»,
«Перетяни канат», «Петухи», «Совушка –
сова».
9.Игровая программа «Ступени здоровья»,
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»,
«Масленица».
10.
Дидактические игры:
: «Про воздух», «Про
воду», «Какой вид спорта», «Что к чему
относится».
11. Физкультурный праздник «Богатырские
состязания».
12.Спортивные развлечения: «Мы растем
сильными и смелыми», «Кулики».
А
П
Р
Е
Л
Ь
-
М
А
Й
«Здоровье и окружающий
мир»
Закреплять представления о
влиянии природных факторов
окружающей среды на
здоровье.
Формировать позитивное
отношение детей к природе.
Воспитывать необходимость
следования народным
традициям и обрядам.
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья».
2.Дидактические игры: «Растения – лекари»,
«На воде», «Помоги природе», «Как вырасти
здоровым?», «Городок здоровья».
3.Поход по экологической тропе.
4.Коллективные детские рисунки «Защитники
природы»
5. Народные пословицы и поговорки о
значимости здорового человека для Родины.
6. Интегрированное занятие «Вот здесь
начинается Родина».
7.Кукольное представление «Как природа нам
помогает здоровыми быть».
8.Народные подвижные игры: «Городки»,
«Красные ворота», «Гуси - лебеди», «Назови по
порядку», «Разложи по порядку».
9.Экскурсии в лес и на озеро.
10.Совместные игры с детьми старших групп
«Вместе – дружная семья».
11. Заучивание народных считалок.
12. Народный календарь: «Вербное
воскресенье», «Святая пасха», «Великая
Троица»
13. Спортивные развлечения: «К гармони через
движения», «В стране «Спортландия»
!4 Выставка детских работ по изобразительной
деятельности «Здоровый образ жизни».
И
Ю
Н
Ь
-
И
Ю
Л
Ь
-
А
В
Г
У
«Здоровье и отдых»
Приучать детей заниматься
активным отдыхом.
Расширить и закрепить
представление о взаимосвязи
человека и природы.
Воспитывать осознанное
отношение к здоровому
образу жизни.
1.Беседы: «Летом весело играем – летом с
пользой отдохнём», «Лето дышит ветерком – на
прогулку мы идём», «На солнечной поляночке».
2. Развлекательная программа «Детства –
счастливая пора», «День народного танца».
3. Игры с водой «Иван – Купало», «Илья –
пророк».
4. Игры с песком: «Замок из песка», «Угощенье
детворе», «Чудеса в решите».
5. Спортивные развлечения: «Будем спортом
заниматься», «Летний день Здоровья», «Сила,
ловкость, красота».
6. Народные подвижные игры: «У медведя во
бору», «Карусель»,
7. Музыкальные народные игры: «По малину в
лес пойдём», «Завивайся, плетень».
8. Поход по экологической тропе.
9. Экскурсии в лес и на озеро.
10. Дидактические игры: «На воде и у воды»,
«Если знаешь – быстро называешь», «Проверь
С
Т
себя».
10. Совместные игры с детьми старших групп.
11
Спортивно – музыкальный досуг
«Лето
красное, прощай».