Автор: Кравченко Татьяна Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №36 Населённый пункт: пос.Октябрьский Ейский район Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Система информационной работы ДОУ с семьей Раздел: дошкольное образование
Система информационной работы ДОУ с семьей .
Консультация для педагогов ДОО
Кравченко Т.В., старший воспитатель МБДОУ ДСКВ №36 пос.Октябрьский
МО Ейский район
"В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с
семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через
суждения, оценку и поступки родителей".
В. А. Сухомлинский
Современная семья является одним из главных действующих институтов
формирования
личности
ребенка,
формирование
у
него
нравственно-
положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт
социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их
характер,
расширяется
кругозор,
закладываются
исходные
жизненные
позиции.
Поэтому
одной
из
основных
задач
детского
сада,
является
установление
положительных
взаимоотношений
между
педагогами
и
родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды
педагогических
знаний,
привлечение
внимания
родителей
к
ребенку
и
освещение последствий негативных отношений в семье.
Основную
роль
в
работе
с
родителями
играют
воспитатели.
Они
-
главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них
родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них
лежит
основная
ответственность.
Воспитатели
находятся
в
постоянном
взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок
-
родитель
-
педагог»
понимая,
что
домашняя
среда
имеет
основное
воспитание и формирующее значение.
Основной
целью
взаимодействия
является
создание
единого
образовательного
пространства
«Семья
-
детский
сад»,
в
котором
всем
участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет
комфортно.
В
его основе лежит сотрудничество педагогов и родителей,
предполагающее
равенство
позиций
партнеров,
уважительное
отношение
друг
к
другу
с
учетом
индивидуальных
возможностей
и
способностей.
Сотрудничество
предполагает
не
только
взаимные
действия,
но
и
взаимопонимание,
взаимоуважение,
взаимодоверие,
взаимопознание,
взаимовлияние.
Активная
совместная
работа
педагогов
и
родителей
позволяет
лучше
узнать
друг
друга,
способствует
усилению
их
взаимоотношений.
Наивысшей
точкой
взаимодействия
ДОУ
с
семьёй
является
содружество,
которое
подразумевает
объединение
кого-либо,
основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде
всего, открытость навстречу друг другу.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было, есть
и
остается актуальным вопросом, и процесс общения не всегда проходит
гладко. В любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во
взаимоотношениях педагогов и родителей.
Важным
моментом
в
предупреждении
возникновения
проблемных
ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем,
ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему
научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из
других источников, например от других родителей, детей группы. Такая
информация может носить искаженный характер и привести к развитию
конфликтной ситуации.
Сегодня мы с вами остановимся на информационной работе с семьей и
разберем,
какие
формы
относятся
к
ней
и
как
создать
систему
информационной работы с семьей.
1
. Наглядно-информационные
-
играют
роль
опосредованного
общения между педагогами и родителями. К ним относятся:
-
информационные
консультации,
размещаемые
в
уголках
для
родителей;
-
папки
–
передвижки
с
подборками
методических
рекомендаций,
составленных воспитателями, специалистами;
- тематические памятки, буклеты, в т.ч. и по обеспечению безопасности
ребенка;
- санитарные бюллетени по вопросам сохранения и укрепления здоровья
детей (выпускаются старшей медсестрой);
- выпуск стенгазет;
- выпуск газет, журналов.
Устный педагогический журнал . Журнал состоит из 3—6 страниц, по
длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность
составляет
не
более
40
минут.
Непродолжительность
во
времени
имеет
немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во
времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому
важно,
чтобы
достаточно
большой
объем
информации,
размещенный
в
относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес
для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое
может
быть
проиллюстрировано
дидактическими
пособиями,
рисунками,
фотографиями
поделок,
книг.
Примерные
темы
Устных
журналов,
предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений»,
«Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы
темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить
наиболее важные вопросы воспитания детей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить
свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо
новом,
пополнить
знаниями
друг
друга,
обсудить
некоторые
проблемы
развития детей.
Педагогические
беседы
с
родителями .
Оказание
родителям
своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из
наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть
как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,
например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.Цель
педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее
особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может
возникать
стихийно
по
инициативе
и
родителей
и
педагога.
Последний
продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их
подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя
тематику
бесед,
надо
стремиться
к
охвату
по
возможности
всех
сторон
воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания
по
вопросам
обучения
и
воспитания
дошкольника.
Кроме
того,
беседы
должны отвечать определенным требованиям:
-
быть конкретными и содержательными; -
давать родителям новые
знания по вопросам обучения и воспитания детей; - пробуждать интерес к
педагогическим
проблемам;
-
повышать
чувство
ответственности
за
воспитание детей.
Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно
приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется
детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа
индивидуальна
и
адресуется
конкретным
людям.
Воспитателю
следует
подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку,
располагающую
«излить»
душу.
Например,
педагог
хочет
выяснить
особенности
воспитания
ребенка
в
семье.
Можно
начать
эту
беседу
с
положительной
характеристики
ребенка,
показать,
пусть
даже
незначительные
его
успехи
и
достижения.
Затем
можно
спросить
у
родителей,
как
им
удалось
добиться
положительных
результатов
в
воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания
ребенка,
которые,
на
взгляд
воспитателя,
еще
необходимо
доработать.
Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание
трудолюбия,
самостоятельности,
закаливание
ребенка
и
др.».
Дать
конкретные советы.
2. Информационно-аналитические
призваны
выявлять
интересы,
потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности. К
ним относятся: проведение социологических срезов, опросов с помощью
различных анкет и опросников.
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование
письменных
форм
общения
с
родителями.
Так,
первым
шагом
к
взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё
стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о
том,
как
родители
могут
облегчить
предстоящую
адаптацию
ребенка
в
детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая
к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках
создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и
дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это
служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит
детей и родителей быть внимательными друг к другу.
«Спрашивайте - отвечаем» - это почтовый ящик для личных вопросов
родителей.
3.
Информационно-коммуникационные.
(ИКТ)
в
различных
сферах
деятельности
стало
частью культуры и
необходимой
нормой.
Владение
информационно-компьютерными
технологиями
помогает
педагогу
чувствовать себя комфортно
в
новых
социально-экономических
условиях,
а
образовательному
учреждению
–
перейти
на
режим
функционирования
и
развития
как
открытой
образовательной системы.
Для
достижения
полноты
и
качества
использования
научных
и
практических
знаний
в
образовательной
деятельности
дошкольных
учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов
эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо,
чтобы качественно заработал каждый ее элемент.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки
информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения,
средством
коммуникации,
необходимыми
для
совместной
деятельности
педагогов, родителей и дошкольников.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые
возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых
методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию
инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Процесс
информатизации
в
учреждениях
дошкольного
образования
обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое
нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более
производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех
информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных
связей
Интернет.
В
соответствии
с
Концепцией
внедрения
новых
информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен
стать
в
детском
саду
ядром
развивающей
предметной
среды.
Он
рассматривается
не
как
отдельное
обучающее
игровое
устройство,
а
как
всепроникающая
универсальная
информационная
система,
способная
соединиться
с
различными
направлениями
образовательного
процесса,
обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о
проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут
найти
информацию
о
детском
саде,
о
реализуемых
педагогическим
коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в
детский сад и необходимых для этого документах. Также родители могут
посмотреть
фото,
видеосюжеты
и
задать
интересующие
их
вопросы
по
воспитанию и обучению детей.
Презентация
дошкольного
учреждения.
Это
осовремененная
в
соответствии
с
открывшимися
компьютерными
возможностями
форма
рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с
уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают
полезную
информацию
о
содержании
работы
с
детьми,
платных
и
бесплатных услугах.
Разрабатывая систему взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников,
педагогическому
коллективу
следует
руководствоваться
нормативно-
правовыми документами современного образования.
В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия
целесообразна
разработка
конкретных
программ
работы
с
родителями
и
педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо
проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно
формы
организации
консультаций
для
родителей
были
бы
наиболее
эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей
в образовательный процесс дошкольного учреждения.