Автор: Важенина Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: "Песок наш друг"
Тема: Использование "Песочной терапии" в работе с дошкольниками с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 241» комбинированного вида
Составил:
Педагог – психолог
Важенина О.В.
г. Новокузнецк
Проективные игры
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры, по
сути, являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне
его
переживаний,
желаний,
умений,
возможностей.
Поэтому
мы
и
назвали
предлагаемые игры ПРОЕКТИВНЫМИ.
Проективные игры можно проводить как индивидуально, так и в группе, с
их
помощью
осуществляются
психологическая
диагностика,
коррекция
и
развитие ребенка.
Индивидуальные игры на песке
Ребенку
предлагается
взять
плоскую
корзинку
или
поднос,
подойти
к
столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, которые привлекают
его внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что
нравится.
Он
может
выбирать
и
«злые»
фигурки,
проецируя
на
них
существующее
в
данный
момент
внутреннее
напряжение.
Каждый
ребенок
должен выбирать фигурки в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает»
фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все
подряд
и
в
неограниченном
количестве
—
значит,
сейчас
ему
важно
«проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не
участвует,
однако
внимательно
следит
за
тем,
что
и
как
выбирает
ребенок.
Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная»
инструкция:
«Представь
себе,
что
ты
Волшебник
(Волшебница).
Ты
долго
путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога
человека.
И,
наконец,
пришел
в
пустыню.
И
задумал
ты,
Волшебник,
превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами...
Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».
Конечно, это не единственный вариант «введения» в мир песочных игр. В
зависимости
от
наших
целей
и
возраста
ребенка
(маленький
ребенок,
как
правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут
звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод
твоего сна», «Создай из песка твою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать и
дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их
можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего
недостает».
Маленькому
ребенку
имеет
смысл
сначала
продемонстрировать
возможности
песочницы:
раскопать
дно,
показать
синий
цвет
—
воду,
2
выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного творчества
необходимо опять все разровнять.
Как только ребенок начнет строить песочную картину, нам важно занять
такое место, где нас не видно, нам же видно все.
Некоторые
дети
начинают
построение
песочной
картины
с
создания
ландшафта: прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины и пр. После
этого населяют свой мир разными существами. У других создание ландшафта
происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи
сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.
Безусловно, порядок и характер заполнения детьми песочного листа тоже может
оказаться
для
нас
важной
информацией.
Дети,
создающие
богатый
разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими,
глубоко и сильно чувствующими (правда, это может быть скрыто от взгляда
поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к некоторой рефлексии,
исследователями по натуре и пр. «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В
работе, поиске путей, сердечной смуте», — пожалуй, эта строчка Б.Пастернака
опишет
их
внутренний
мир
лучше
всего.
А
вот
если
мы
видим
полное
отсутствие ландшафта или же его условность (например, озеро или река выглядят
лишь как небольшое углубление в песке — до синего дна песочницы еще очень
далеко, но автор картины указывает на эту ямку как на водоем), то,
скорее
всего, мы имеем дело с проявлением тенденции к внутренней стабилизации.
По каким-либо причинам в данный момент ребенку не хочется углубляться
в
недра
бессознательного.
Он
желает
сохранить
обретенное равновесие.
«Плоскую»
песочную
картину
часто
можно
встретить
и
у
совсем маленьких
детей.
Последовательность
появления
и
расположение
игровых
фигурок
на
песочном
листе
тоже
даст
нам
немало
интересной
информации.
Например,
игрушка,
поставленная
в
центр,
часто
символизирует
«Я»
ребенка,
его
тенденцию к самоактуализации. Фигурка, которая появляется на листе первой,
является символом чего-то самого важного для ребенка в данный момент.
3
Иногда
фигурки
закапывают.
В
этом
случае
они
символизируют
ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или то, что еще неосознанно. Дети
могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как
вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий
и пр.) и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка:
что это, почему закопано и пр.
Когда
ребенок
заканчивает
создание
своей
сказочной
страны,
мы
при
помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней:
что это за сказочная страна;
какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они
пришли
в
эту
страну
(можно
подробно
расспросить
о
каждой фигурке);
в каких взаимоотношениях они находятся между собой;
всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно
было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;
какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать
дальше?
Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину,
фантазировать,
таким
образом,
проецируя
свои
осознанные
и
неосознанные
желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации — по-
буждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или
менять — ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то,
что
больше не нужно.
Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что
их
все
устраивает
и
им
хочется
оставить
все
«как
есть».
Это
может
быть
связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В
этом случае ребенок желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое
состояние.
То
есть,
можно
сказать,
что
данная
картина
не
содержит
неразрешенного
внутреннего
конфликта.
Для
ребенка
такая
песочная
«диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.
Если ребенок говорит, что в песочной стране есть существо (или существа),
испытывающие дискомфорт, мы спрашиваем: «А что можно сделать для того,
чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы ребенок не только фантазировал, но
и отыгрывал свои фантазии на песке. После каждого нового изменения в картине
4
мы можем спрашивать: «А что будет дальше? А что будет, когда герой придет
туда,
куда
он
направляется?»
и
т.
п.
Игра
продолжается
до
тех
пор,
пока
обиженный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или
же пока ребенок не скажет: «Теперь всем хорошо». Это показатель того, что
имевшееся
на
начало
игры
внутреннее
напряжение
«проработано»
на
бессознательно-символическом уровне.
Если ребенок говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать
нельзя», мы можем предложить ему помощь: «Мы же с тобой в сказке, а в
сказочной
стране
невозможного
не
бывает.
Давай
подойдем
к
волшебному
шкафу, где живут фигурки, и посмотрим — может быть, среди них есть те, кто
нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — сразу их не заметишь. Но
сейчас мы будем с тобой очень внимательны».
Если и после этого ребенок не может найти себе помощника, — это
означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное решение ее
еще «не созрело». В данном случае можно предложить ребенку попытаться хотя
бы защитить страдающее существо. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают
ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш
герой
сам
может
себя
защитить».
Таким
образом,
мы
усиливаем
психологическую устойчивость ребенка, «включаем» бессознательные защитные
механизмы.
Быть
может,
на
третью—пятую
игру
ребенок
уже
сможет найти
помощников уязвленному герою.
Так,
например,
один
пятилетний
мальчик,
страдающий
эпилепсией,
все время строил в большей части песочного листа
сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране
жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части
песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли
спокойно
заниматься своими
делами.
Но
когда
дракон
просыпался
(а
это
всегда
было непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал.
Жителей не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся люди
восстанавливали свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой страны как-то
защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику?», мальчик только
5
отрицательно
качал
головой.
В
течение
пяти
сеансов
дракон
методично все
разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам
и создавал. Наконец мальчик сказал, что, если люди хотят справиться с драконом,
им нужно найти Волшебный камень (в картине появился камень — он был
закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все
разрушил. В следующий раз мальчик заявил, что к камню сможет подойти только
один
герой,
а
когда
он
коснется
камня,
то
узнает
заклинание,
способное
остановить дракона. «Не победить, а остановить», — подчеркнул ребенок. И вот
герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну
вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в
другой,
начал
шептать
заклинание
(это
был сложно воспроизводимым набор
звуков). Было видно, как он переживает, как непросто ему остановить дракона.
Оказалось,
что
«просто
прошептать» заклинание
недостаточно,
его
нужно
произносить
твердо
и
четко.
В
тот
раз дракон
улетел,
не
успев
серьезно
навредить
стране.
После
этого
мальчик выглядел
очень
уставшим.
На
следующий
день
пришла
мама
мальчика
и рассказала,
что
с
ребенком
происходит
«что-то
странное».
Дома
он
стал «кукситься»,
что
обычно
предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму,
конечно, это очень напугало. Однако припадка не последовало. Ребенок свернулся
калачиком и заснул! Он научился произвольно гасить приступ эпилепсии.
Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы ребенка над
заболеванием. Конечно, образ дракона символизировал болезнь, долгое время
безнаказанно разрушавшую позитивную сферу жизни ребенка. Важно, что он сам
пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что
мы пока еще очень мало знаем о бессознательном и его возможностях и, конечно
же, иллюстрирует эффективность игры в песок.
Приведем еще один пример. Другой пятилетний мальчик имел серьезные
проблемы
в
общении
со
сверстниками
и
взрослыми,
а
также
и
общее
недоразвитие речи. Входя в комнату, где были дети, он прятался в шкаф или под
стол, стараясь укрыться от контактов. На песке он построил «Страну Зла»: в
6
центре
его
картины
лежала
большая
ящерица,
ее
окружали
пауки,
змеи,
скорпионы и другие несимпатичные существа, зачастую имеющие щупальца.
Ящерица
была
хозяйкой
страны,
и
ни
у
кого
не
было
силы
и
желания
ее
победить. На вопрос: «Хотел бы ты жить в этой стране?», мальчик ответил:
«Ха! Да я в ней живу!» Когда ему было предложено выбрать себе помощника, он
указал на героя, который не был таким злым, как все, с которым можно было
договориться. Этим существом оказалась Крыса. Потихоньку с помощью Крысы
и помогающего ей Доброго Волшебника (его фигурка находилась за пределами
песочного листа и принадлежала взрослому) мальчик «договаривался» с другими
героями. Кого-то из них «убивал» (закапывая в песок или совсем убирая из
ящика), а кого-то «перетягивал на свою сторону». Так продолжалось из занятия в
занятие.
Причем,
каждый
раз,
когда
начиналась
следующая
игра, он
восстанавливал свою картину (правда, уже с меньшим количеством злых героев)
и говорил: «Будем бороться со злом!» На шестую игру мальчик сказал: «Все,
строить нечего, рассказывать не о чем, Страны Зла больше нет» Это — Добрая
Страна!»
Ящерица
так
и
не
ушла
с
песочного
листа,
но
мальчик
с
ней
«договорился».
Через
некоторое
время
родители
ребенка
отметили,
что
он
очень изменился. Если раньше из него было не вытянуть ни слова, то теперь,
приходя домой, он делился своими впечатлениями, рассказывал о друзьях — они
появились у него впервые в жизни. Мама мальчика заметила: «Такое впечатление,
что мы теперь друг друга понимаем».
Однако вам совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных
картин.
Достаточно
уже
того,
что
вы
выступаете
организатором
среды,
где
ребенок чувствует себя комфортно и защищено, где у него есть собственное
пространство, где он — Творец. Этим вы позволяете ребенку самостоятельно
поработать над своей проблемой, поговорить «с самим собой».
Если вы работаете с не говорящими детьми и взрослыми, язык песочной
картины поможет вам глубже понять внутренние процессы, происходящие в
душе этих людей.
7
Не
забудьте
только,
что
по
окончании
игры
ребенок
САМ
разбирает
песочную
картину,
Таким
образом,
закрепляется
приобретенный
им
на
символически-бессознательном уровне опыт.
Групповые игры на песке
Игры
с
песком
в
группе
направлены
в
основном
на
развитие
коммуникативных
навыков.
То
есть
умения
гармонично
и
эффективно
общаться друг с другом, взаимодействовать.
Группа может состоять из 2, 4 и более детей. Если вы имеете дело со
«сложными» детьми (агрессивные, гиперактивные), лучше не собирать группу
более 3 человек — вы сами будете четвертым.
Детям дается следующая инструкция: «Вы — Волшебники. Вы задумали
отправиться в путешествие, для того чтобы найти землю, где еще никто не
жил,— пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы
выберете себе по ТРИ героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране.
А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома — все, что понадобится вам для
создания сказочной страны».
Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим»: его
«кодекс чести» не позволяет детям ссориться, бросаться песком или разрушать то,
что создает Волшебник рядом, активизирует потенциальные творческие части
личности и др.
Когда дети выберут фигурки, можно предложить им создавать сказочную
страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой
кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его
часть дополняла то, что строят Волшебники рядом». Или: «Все Волшебники по
очереди подходили к пустыне и строили то, что считали нужным, и каждый
следующий
Волшебник
пристраивал
к
новому
миру
что-то
свое.
Так
продолжалось
до
тех
пор,
пока
все
Волшебники
по
очереди
не
построили
сказочную страну, дополняя друг друга».
Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте
друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то — ведомым. Один
будет
играть
обособленно,
другой
«распространится»
на
всю территорию
песочницы.
Вы
заметите,
что
в
песочных
играх
у
детей «включается»
8
механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они
получают
опыт
самостоятельного
разрешения
конфликтов,
совместного
преодоления
трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом,
формируется эмпатия — способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Приложение 1
Определение стиля ситуативной коммуникации
Протокол групповой игры
Специалистам
мы
хотим
предложить
форму
Протокола,
куда
следует
заносить наблюдения за поведением детей и стилем их взаимодействия друг с
другом.
Тема « » г Качественный анализ:
Ф.И.
Ф.И.
Ф.И.
Ф.И.
цвет
состояние
особенности
Количественный анализ:
агрессивность
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
миролюбие
тревожность
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
спокойствие
конформизм
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
лидерство
отстраненность
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вовлеченность
стереотипность
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
креативность
9
индивидуализм
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
сотрудничество
ригидность
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
гибкость
Стиль ситуативной коммуникации:
1.Сотрудничество. 2.Конфронтация. 3.Ассимиляция. 4.«Параллельная игра».
5.«Борьба за территорию». 6.Другое
Комментарии к протоколу
Каждому
ребенку
вы
произвольно
присваиваете
цвет,
которым
впоследствии рисуете его график. Об этом делается пометка в графе «Цвет».
Протокол
количе ственного
ана лиза
по ст ро ен
по
п р и н ц и п у
семантического
дифференциала
и
состоит
из
7
шкал,
включающих
в
себя
полярные качества.
Вам предлагается на основе наблюдений за поведением каждого ребенка
поставить оценку от «0» до «10» баллов.
Балл
«5»
показывает
отсутствие
явной
выраженности
качества.
Баллы
«0»,
«1»
и
«9»,
«10»
задают
систему
от счет а,
с и м в ол и з и ру ют
гипервыраженность качества 1 и поэтому обычно не выставляются.
1. Агрессивность — миролюбие
Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка.
Если
ребенок
демонстрирует
по
отношению
к
другим
разрушительные
или
запугивающие действия: портит или ломает что-то сделанное детьми, толкает их,
перебивает,
кусается,
обзывается,
бросается
песком,
унижает
—
вы
можете
поставить значок (крест или точку) рядом с одной из цифр «2», «3» или «4».
Баллы «5» и «6» показывают ситуативную агрессивность: ребенок совершает
агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы «7» и «8»
указывают
на
натуру
миролюбивую,
скорее
склонную
улаживать
конфликт.
Ребенок не всегда агрессивно реагирует на враждебные действия окружающих.
Крайнее проявление миролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх
конфликта, беззащитность.
2.Тревожность — спокойствие
Шкала отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребенка.
Если ребенок ведет себя беспокойно, то поставит игрушку, то уберет, если он
10
боится
выполнять
задание,
нервничает,
говорит,
что
у
него
ничего
не
получится, если у него наблюдается тремор (дрожание рук, головы и пр.), если во
время
игры
он
склонен
проявлять
сильное
волнение,
высказывать
различного рода опасения, то вы можете поставить значок рядом с одной из
цифр «2» или «3». В процессе песочных игр такой ребенок может вводить в
сказочную
страну
отрицательных
героев.
Даже
когда
проблема
решена,
они
выражают сомнения по этому поводу. Эти дети очень чувствительны к своему
персональному пространству и могут проявлять неадекватную эмоциональную
реакцию,
если
кто-то
резко
вторгается
на
их
«песочную»
территорию.
Но
обычно от сеанса к сеансу у них снижается уровень тревоги и усиливается
уверенность в себе. Если же участник группы спокоен и уверен в себе, вы
можете поставить значок рядом с цифрами «7» или «8». Однако не забывайте, что
гиперспокойствие уже сродни эмоциональной «тупости».
З.Конформизм — лидерство
Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером. Баллы «2», «3» и
«4» указывают на степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к
подчинению,
не
выраженность
собственного
мнения,
потребность
в
опеке,
легкость
отказа
от
своего
желания
или
идеи
и
пр.
Баллы
«5»
и
«6»
соответствуют ситуативному проявлению лидерских качеств: в зависимости от
ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия. Нередко такие баллы
указывают
на
неформального
лидера.
Баллы
«7»
и
«8»
отражают
явную
выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, «пробивать» свои
идеи, подчинять себе; желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл «9»
или даже «10» можно поставить только в том случае, если вы столкнулись с
деспотом, упрямо, иногда истерично навязывающим свою волю вам и другим.
4. Отстраненность — вовлеченность
Шкала показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, интерес
ребенка к работе группы, пассивность или активность его участия в групповом
процессе. Если ребенку не интересно, если он не участвует в групповой работе,
просится
домой,
ноет,
капризничает,
не
проявляет
яркой
эмоциональной
реакции, вял и безынициативен, то вы можете поставить в этой шкале значок
11
рядом цифрой «2» или «3» (в зависимости от выраженности качества). Такая
реакция ребенка, если только она не вызвана его болезнью, может говорить или о
том,
что
для
него
данный
подход
малоэффективен,
или
о
том,
что
предложенные
задания
слишком
сложны;
или
же
это
его
личностная
особенность.
Если ребенок более склонен наблюдать за процессом, чем участвовать, но
вместе с тем вы чувствуете его определенный интерес, можно поставить баллы
«4» и «5». Балл «6» отразит достаточную вовлеченность в процесс и ситуативную
активность), активность проявляется, но довольно осторожно).
Если вы видите, что ребенок очень активно участвует в работе группы,
быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить
значок около цифр «7» или «8».
Однако не забывайте, что активность или пассивность во многом зависят от
состояния ребенка на данный момент. Даже самые активные и подвижные дети,
заболев или оказавшись в непривычной обстановке, могут проявлять вялость и
пассивность.
А
внешне
замкнутые
дети
способны
проявлять активность
тогда,
когда
им
интересно.
Поэтому
для
окончательного
вывода
важно
накапливать серию наблюдений в разные дни и при разных обстоятельствах.
Шкала «Отстраненность — вовлеченность» является одним из серьезных
показателей эффективности вашей работы. Если в начале курса сказкотерапии у
ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере вашей работы они
повышались — это означает, что вы смогли увлечь ребенка и занятия пошли ему
на пользу.
5.Стереотипность—
креативность
Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов.
В
начале
занятий
некоторые
дети
могут
иметь
по
этой
шкале
низкие
оценки.
В
ходе
занятий
по
мере
развития
творческого
мышления
и
воображения
результаты
по
этой
шкале
должны
повышаться.
Проявлением
стереотипных
действий
можно
считать
использование
ребенком
хорошо
известных ему моделей поведения, суждений, идей. Проявлением творческих
действий
(креативности)
могут
считаться
оригинальные
нестандартные
12
предложения,
аргументы,
повороты
сказочного
сюжета,
приводящие
к
успешному результату.
6. Индивидуализм — сотрудничество
Шкала
исследует
коммуникативные
навыки
детей.
Если
ребенок
стремится
быть
один,
неохотно
участвует
в
совместной
деятельности,
предпочитает
индивидуальные
задания,
проявляет
враждебность
при
вовлечении его в общее дело или при «покушении на его территорию», то ему
можно
присвоить
баллы
«2»,
«3».
Если
ребенок
тянется
к
другим,
но
сотрудничает все же неохотно — ставьте баллы «4» или «5».
Балл «6» отражает стремление к сотрудничеству и совместной деятельности.
Баллы «7» и «8» символизируют тенденцию к преимущественно групповому
способу взаимодействия.
7. Ригидность — гибкость
Шкала отражает уровень психологической гибкости ребенка, его умение
переключаться с одного вида деятельности на другой, принимать новое, быть
адекватным ситуации.
Если
ребенок
чрезвычайно
упрям,
его
не
переубедить,
если
он
«зацикливается»
на
чем-то
одном,
не
принимает
новое,
отвергает
любые
изменения
—
мы
можем
присвоить
баллы
«2»
или
«3».
Ситуативному
упрямству
и
негибкому
поведению
соответствуют
баллы
«4»
или
«5».
Достаточная гибкость, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям,
способность
переносить
на
новую
ситуацию
приобретенный
ранее
опыт
соответствуют баллам «6», «7», «8» (в зависимости от степени выраженности
признака).
Отметки
на
шкалах
соединяются
ломаной
линией.
Эта
линия
—
личностный профиль ребенка на данный момент. В заполненном протоколе у вас
будет несколько разноцветных ломаных линий.
Обработка результатов
Обработка
полученных
результатов
наблюдений
требует
большой
осторожности
и
такта.
Важно
помнить
о
ситуативных
причинах,
влияющих
на
поведение
ребенка,
например:
незнакомая
обстановка,
недомогание,
плохое
настроение,
появившееся
из-за
какой-то
ситуации,
возникшей
дома
или
в
группе
детского
сада,
настроение
ведущего,
его
13
состояние, которое не всегда может отследить сам взрослый.
Важно
суметь
отделить
личностные
качества
(те,
которые
проявляются
достаточно
часто
и
в
различных
ситуациях)
от
ситуативных
проявлений
поведения.
Это
можно
сделать,
сравнив
несколько
личностных
профилей
Протокола.
Если
вы
видите,
что
отметки
по
какой-либо
одной
шкале
из
занятия
в
занятие
сохраняются,
то
можно
предположить,
что
данное
качество
у
ребенка
устойчиво.
Это
свойство
его
личности,
оно
будет
проявляться
не
только
на
ваших
занятиях,
но
и
в
других
ситуациях,
в
которых участвует этот ребенок (дома, в группе детского сада, в гостях и т.д.).
Если вы все же поставили оценки «0», «1» и «9», «10», учтите, что такая
отметка означает чрезмерную выраженность какого-либо качества.
Если
подобные
оценки
по
одной
и
той
же
шкале
повторяются
из
занятия
в
занятие,
то
на
этих
детей
нужно
обратить
особое
внимание.
Например,
подобрать
такие
сказочные
ситуации
и
задания,
в
которых
ребенок
сможет
проявить
себя
как-то
иначе.
Можно
поместить
такого
ребенка
в
группу
детей
с
противоположными
или
средними
отметками
по
этой
шкале.
Важно
обратить
внимание
ребенка
на
иные
способы
поведения
(можно
подобрать
сказки,
где
действуют
герои
с
альтернативными
формами
поведения
и
успешно
разрешают
сложные
ситуации,
проявляя
недостающие ребенку качества). Если же эти дети явно дестабилизируют
работу
группы
—
порекомендуйте
им
(и
их
родителям)
индивидуальные
занятия.
Сравнение личностных профилей покажет динамику внутренних
изменений
ребенка.
Вы
можете
проследить,
как
из
занятия
в
занятие
меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную ди-
намику
внутренних
изменений.
У
них
личностный
профиль
плавно
изменяется
из
занятия
в
занятие.
Но
есть
и
такие
дети,
у
которых
на
протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный
профиль. И только на энном занятии наконец произойдут изменения (может
быть даже скачок).
Повышение
показателей по
всем
шкалам
(пожалуй,
кроме резкого
14
возрастания
показателей
по
шкале
«конформизм—лидерство»)
является
критерием успешности вашей работы.
Стиль ситуативной коммуникации
Стиль
ситуативной
коммуникации
(ССК)
отражает
общий
характер
взаимодействий «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели
себя участники группы по отношению друг к другу на всем протяжении занятия,
мы
определяем
ССК
как
сотрудничество,
конфронтацию,
ассимиляцию,
«параллельную игру», «борьбу за территорию». Если же ни один из выделенных
стилей не отражает наблюдаемое вами, можете вписать свое определение ССК в
графу «другое».
Сотрудничество.
Если
в
песочнице
все
участники
группы
внимательно
относились
друг
к
другу
и
тот,
кто
предлагал
свою
идею,
всегда
бывал
выслушан, если члены группы уважали друг друга, мы можем говорить о
СОТРУДНИЧЕСТВЕ.
Конфронтация.
Если
в
группу
попали
два
или
более
лидера,
если
наблюдалось
открытое
или
скрытое
противостояние,
напряжение
или даже
разразился конфликт — группа спонтанно разделилась на подгруппы, — скорее
всего, вы наблюдаете стиль КОНФРОНТАЦИИ.
Ассимиляция.
Если
мы
видим
песочную
картину
с
единым
центром,
где
предложения участников игры как будто объединились в одну общую идею,
а «территории» членов группы не выделены, размыты, если все играющие
подчинены одной идее и между ними царит полное взаимопонимание,
мы имеем дело со стилем АССИМИЛЯЦИИ.
«Параллельная игра». В этом случае на песочной картине можно увидеть
несколько
«параллельных
миров»
—
автономных
стран,
которые
не
мешают
друг
другу.
Иногда
между
ними
есть
какие-либо
средства
коммуникации
(дороги,
мосты,
проходы),
а
иногда
они
отсутствуют
вообще.
Бывает,
что
два
члена
группы
находятся
между
собой
в
конфронтации,
а
другой
(или
двое
других)
спокойно
строят
рядом
свои
«сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это, можно отметить два
стиля
ситуативной
коммуникации:
конфронтация
и
«параллельная
игра».
Однако
иногда
тот,
кто
ведет
«параллельную
игру»,
может
15
потихоньку захватывать территории спорящих.
«Борьба за территорию». В этом случае участники группы, прежде всего,
стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга
«кто
самый»,
как
в
случае
конфронтации.
Идет
борьба
за
власть
и
территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и
конфликтами.
Что делать дальше?
Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3—5
сеансов.
Если
все
это
время
ССК
сохранялся,
можно
говорить
об
его
устойчивости, не ситуативности.
Рассмотрим перечисленные ССК более подробно. Наиболее деструктивный
ССК — «борьба за территорию». В этом случае наиболее сложно бывает «умерить
страсти». Чаще всего члены такой группы плохо совместимы друг с другом. Если в
группе есть явный зачинщик конфликта, имеет смысл поработать с ним (и с его
родителями) индивидуально. Для того чтобы группа сумела перейти от борьбы
к сотрудничеству, от вас потребуется очень много терпения и мастерства. Может
быть,
лучше
даже
вам стать
на
время
одним
из
членов
группы,
задать
тон
позитивной
коммуникации и
посмотреть,
насколько
чутко
участники
группы
реагируют
на
ваше присутствие.
Если
они
продолжают
конфликтовать,
г р у п п у
м о ж н о расформировать
и
рекомендовать
всем
ее
участникам
индивидуальные занятия. Параллельно с индивидуальными занятиями этих детей
можно попытаться включить в другие группы. Если же и в других группах ребенок
демонстрирует деструктивное
поведение
—
значит,
пока
с
ним
следует
заниматься
только
индивидуально.
Сначала
он
может
создавать
песочные
картины один (как в классической индивидуальной форме). Потом вы можете
строить с ним совместные
картины,
«проживая»
различные
модели
позитивной
коммуникации.
И
только
после
этого
его
можно
присоединять
к
детским
группам.
Если
вы
наблюдаете
устойчивую
конфронтацию,
не
нужно
торопиться
приписывать
участникам
группы
недостаточную
степень
развития
коммуникативных
навыков
или
даже
расформировывать
г ру п п у.
16
Противостояние часто является следствием наличия в группе нескольких лиде-
ров,
которые
бессознательно
делят
сферы
влияния.
Иногда
после
периода
трений
лидеры
заключают
перемирие
и
начинают
довольно
успешно
сотрудничать
друг
с
другом.
Если
этого
не
произошло
спонтанно
за
6—8
сеансов,
детям
необходимо
помочь.
Можно
дать
группе
общее
задание:
поставить
на
картину
фигурку
существа,
нуждающегося
в
помощи,
или
же
фигурку
злодея,
от
которого
нужно
спасать
сказочный
мир
и
пр.
Основное
условие:
не
ссориться,
помогать
своему
миру
вместе,
иначе
ничего
не
получится.
Когда
ситуация
благополучно
разрешится,
важно
отметить,
что
именно сотрудничество детей стало залогом их успеха.
Таким образом, конфронтация предполагает обучение участников группы
навыкам
сотрудничества
на
примере
проживания
и
разрешения
конкретных
сказочных ситуаций.
Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки
позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности
группы.
Обычно
эти
ССК
можно
наблюдать
лишь
в
зрелых группах, к ним
приходят через серию занятий.
В
случае
«параллельной
игры»
важно
стимулировать
у
участников
группы
желание
узнать
и
понять
мир
соседа,
стремление
строить
коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети
сами, постепенно узнавая друг друга, превращают «параллельную игру» в общую.
В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек
сказочной
страны
ни
в
коем
случае
не
стоит.
Имеет
смысл
подольше
понаблюдать
за
естественной
динамикой
развития
взаимодействия
в
песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) может
говорить
о
шизоидных
нарушениях.
Если
только
один
или
два
участника
группы
обособляют
свои
миры,
это
может
отражать
их
стремление
к
дополнительной
безопасности,
уязвимость,
ранимость.
Однако
при
достаточной степени доверия в группе, в конце концов, такие дети идут на
взаимодействие. Как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно
предложить совместное задание. Если вам повезло и вы сразу же столкнулись с
17
позитивными
ССК
(сотрудничество,
ассимиляция),
можно
«проигрывать»
с
группой
на
песке
известные
художественные,
психокоррекционные
и
дидактические
сказки,
различные
жизненные
ситуации
и
пр.
Все
это
способствует
значительному
расширению
репертуара
поведенческих
моделей,
накоплению жизненного опыта и развитию познавательной сферы личности.
В
гостях
у
песочной
феи
Иногда случайное прикосновение взрослого человека к песку вызывает в его
душе
эхо
далеких
детских
воспоминаний.
Вот
малышу
впервые
показывают
песочницу, и он замирает, глядя, как песок золотой струйкой течет из ладоней
вниз. Он хочет попробовать это чудо на вкус Маленькие пальчики пытаются
схватить песок, но он ускользает, щекочет коленки. Постепенно, с каждой новой
встречей,
песок
раскрывает
перед
маленьким
человечком
свои
тайны,
свою
могучую и хрупкую прелесть. Податливость песка будит желание создать из него
миниатюрную
картину
мира.
Маленький
человек
становится
в песочнице
«Созидателем, почти Богом». Один жизненный сюжет меняет другой, следуя
законам
Бытия:
все
приходи* и все уходит; нет ничего такого, что было бы
непоправимо разрушено — просто старое превращается в нечто иное новое. При
многократном
переживании
этого
ощущения
человек достигает
состояния
равновесия с миром и собой
Игра
с
песком
—
это
естественная
и
доступная
для ребенка
форма
взаимодействия и преобразования мира
Что же происходит с ребенком, когда он играет с песком? Маленький ребенок,
зачастую, словами не может выразить переживания, страхи, и тут ему на помощь
приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая
картину
собственного
мира
из
песка
ребенок
освобождается от
напряжения.
А
самое
главное,
приобретает обретает
бесценный
опыт
18
символического разрешения множества жизненных ситуаций, «ведь в настоящей
сказке все заканчивается хорошо! (пока глубинный смысл проигранного на песке
ребенком может и не осознаваться). Этот опыт в виде
игры
попадает в
бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в
имеющуюся систему мировоспитания. И наступает момент (срок для каждого
индивидуален)
когда
мы
можем
заметить
в
поведении
ребенка
определи
изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реал
ЬНОСТИ
ПРИМЕНЯТЬ
«песочный»
опыт!
Организация «педагогической песочницы»
Условия
организации
качественной
работы
с
детьми
в
«педагогической
песочнице:
1.
Согласие и желание ребенка.
2.
Специальная подготовка педагога его творческий подход к
проведению занятий в песочнице.
3.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных
заболеваний и порезов на руках.
Оборудование педагогической песочницы:
Водонепроницаемый деревянный
ящик или
пластиковый
таз,
дно
и
борта которых должны быть голубого /синего цвета (дно символизирует воду, а
борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для
подгрупповых занятий — 90 см на 70 см, песок в ней можно разделить на две
части:
сухой
и
мокрый.
Для
индивидуальных
занятий можно
использовать
несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц
были съемные крышки.
1.
П е с о к . Песок
должен
быть
желтого
или светлокоричневого
цвета,
сертифицированным
(такой песок привозят в детские сады в песочницы),
песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика.
19
Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен
(его
нужно
прокалить
в духовке или прокварцевать). Кварцевать песок
необходимо
не
реже
одного
раза
в
неделю
с
обязательным указанием
последней
даты
кварцевания
на бирке,
на
внешней
стенке
песочницы.
Мокрый
песок по окончанию занятия должен быть подсушен, поверхность
сухого песка выровнена и сбрызнута водой.
2.
Набор
игрового
материала (хранится
в
пластиковых
контейнерах
с
отверстиями).
Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки.
Разнообразные
пластиковые
формочки:
разной
величины геометрические
формочки; формочки в виде животных, транспорта, людей; формочки для теста.
Миниатюрные игрушки (высота 5—10 см), изображающие людей разного пола
и возраста; различных животных и растения; транспорт и т.д. (игрушки
из
«киндеров» для занятий первых-вторых младших группах не использовать).
Набор
игрушечной
маленькой
посуды
и
игрушечные
кроватки
(для
игр
«Песочный детский сад» и «Семья»).
Различные здания и постройки.
Б р о с о в ы й
м а т е р и а л :
к а м е ш к и ,
р а к у ш к и ,
в е т о ч к и ,
палочки, большие пуговицы.
Ламинированные/обернутые скотчем картинки, на которых изображены:
—
реальные и сказочные предметы;
—
герои
сказок
и
мультфильмов
и
т.д.
(картинки должны быть цветными,
черно-белыми, силуэтными).
Общая структура занятий
1.
Ритуал
вхождения
в
песочный мир
(сенсорная
стимуляция:
зрительная,
слуховая, обонятельная, тактильная).
20
2.
Домашнее задание (рассказ или рисунок для Песочной Феи).
3.
Новая психолого-педагогическая игра и домашнее задание (в соответствии с
задачами занятия).
4.
Релаксационное упражнение или свободная игра.
5.
Ритуал выхода из песочного мира.
Организация игр-занятий с сухим песком
1.
Ориентировочный этап
(При проведении адаптационных игр-занятий в песне действия и объяснения
воспитателя/психолога соотносятся с возрастом детей.)
Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной большой или
нескольких малых песочницах.
Воспитатель/психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в
играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Коро-
лева песочного Mиpa» и т.п. Игрушка должна быть красивой и интересно 1 для
детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых
исключительных
случаях
на
занятиях
в
группе,
так
как через
эту
игрушку
воспитатель объявляет всё правила поведения, запреты и поощрения.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ приглашает детей к себе в гости, в
песочницу
Дети
внимательно
рассматривают
саму песочницу
(ее
форму,
цвет,
материал,
из
которого сделана песочница), указывается на символическое обозначение неба, воды
и земли. В случае работы со старшими дошкольниками, можно сразу придумать
ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Так же
дети
с
помощью
ПЕСОЧНОЙ
ФЕИ обозначают для себя некоторые правила
поведения в песочнице.
1.
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
21
2.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3.
После игры надо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать все игрушки
НА
свои
места.
4.
После игры в песке надо помыть ручки.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить
удовольствие и радость. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ хвалит каждого высказавшегося ребен-
ка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятие в песочнице заканчивается
ритуалом
прощания.
Для
детей
с
особенностями
в
развитии
обязательны
тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Домашнее задание: для закрепления правил поведения в песочнице дети
могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на
листе бумаги и наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.
Все
описанные
ниже
игры-упражнения
можно
использовать
как
для
индивидуальной
коррекционной работы,
так
и
для
развивающей
работы
с
подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать
пятиминутки свободной игры-отдыха в песк
2.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
(Воспитатель/психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей
на
изменение
тактильных
ощущений,
побуждая
их
высказываться
сравнивать.)
Воспитатель/психолог должен следить за реакцией детей при манипуляциях
с
сухим
и
мокрым песком.
Если какой-то ребенок испытывает неприятные
ощущения
—
нельзя
настаивать
на
продолжении
им упражнения
в
песке.
Воспитатель/психолог
сначала показывает
в
песке
все
движения.
Затем
дети
повторяют. Старшие дети (при желании) предлагают свои варианты движений, а
младшие — выполняют вмести с взрослым — «рука в руке».
Упражнение
«Здравствуй,
песок!»
(снижение психофизического напряжения)
22
Воспитатель от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с
песком» т.е. различными способами дотронуться до песка:
1.
Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом
второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
2.
Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно
высыпает его в песочницу.
3.
Р е б е н о к
д о т р а г и в а е т с я
д о
п е с к а
в с е й
л а д о ш к о й
-
внутренней, затем тыльной стороной.
4.
Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.
5.
В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке
маленькую плоскую игрушку « с тобой захотел поздороваться обитателей
песка —...».
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло—холодно»,
«приятно — неприятие-«колючее, шершавое» и т.д.
Упражнение «Песочный дождик»
(регуляция мышечного напряжения, расслабление)
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и
дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и
ветер. Смотрите, как это происходит».
1.
Р е б е н о к
м е д л е н н о / б ы с т р о
с ы п л е т
п е с о к
и з
с в о е г о
кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
2.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладони с расставленными
пальчиками,
взрослый
сыплет песок
на
какой-либо
палец,
а
ребенок
называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер»
(дыхательное упражнение)
1. Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, затягивая песок в трубочку, а детям
постарше, можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям,
23
подарить пожелание песочной стране
« надувая его в песок», можно также
выдувать углубления. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для
коктейля.
Выдыхая воздух
через
трубочку,
ребенок
может
искать
в
песке
спрятанные картинки или игрушки.
2 . Данное
упражнение
можно
комбинировать
с ароматерапией
(однако,
ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную
подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной
для него ароматической смеси (тонизирующую /расслабляющую). При выдохе
ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы»
(развитие тактильной чувствительности, воображения)
1 «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на
песок.
2.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности
песка, двигаясь в разных
направлениях.
3.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными напряженными пальцами рук
делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4.
«Бегут
жучки-паучки»
—
ребенок
двигает
всеми
пальцами,
имитируя
движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под
песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
5.
«Кроказябла»
—
дети
оставляют
на
песке
самые
разнообразные
следы,
придумывают
название для фантастического животного, которое их «оставило»
(впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной
страны).
Дидактические игры-упражнения
Упражнение «Узоры на песке»
(закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей)
24
1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы
рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами
освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые
дорожки,
заборчики,
лесенки).
Ребенок должен
нарисовать
такой
же
узор
внизу
на
песке
либо
продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на
доске или дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2. Те
же
узоры
на
песке
изготавливаются
путем выкладывания в заданной
последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.
Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я.... Придумай
свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из
треугольников и т.д.»
Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир»
(развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой
и неживой природы, о рукотворном мире человека)
Взрослый
показывает
способы
построения
в
песочнице
разнообразных
живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т.д., а
затем
в
игровой
форме
побуждает
ребенка
строить самостоятельно
и
по
инструкции
разнообразные
природные
и
рукотворные
сообщества
(тема
построений может соответствовать теме занятий в группе).
«Первый урок волшебства. Лес, поляна и их обитатели»
(развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности,
классификация)
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника,
но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует
лес,
она
произнесет
волшебные
слова
«Елки, березки, боровики». Ты должен
закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай.
(Ребенок
закрывает
глаза,
воспитатель
бесшумно
зас аживает
п е с о к
игрушечными
деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри — как
красиво, интересно это нее получилось! У феи есть замечательные помощники—
25
пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает
ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А
теперь ты произнеси такой же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес.
Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес». Если ребенок неправильно
воспроизвел
«волшебные
слова»,
часть
игрушек
взрослый
прячет,
вновь
повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания
ребенку еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например,
название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более 3—4).
«Второй урок волшебства. Море, река, озеро и их обитатели».
Задание
формулируется
аналогично.
Меняются персонажи,
способа
создания
ландшафта,
«волшебные
слова».
Количество
и
сложно сть
запоминаемых слов должна соответствовать возрасту ребенка.
«Третий урок волшебства. Город и его жители, профессии и службы»
«Четвертый урок. Деревня и ее жители»
«Пятый
урок волшебства.
Космическое путешествие. Встреча
с
инопланетянами» (развитие воображения)
Этот
урок
может
иметь
диагностическое
и
коррекционное
значение
в
работе
с
застенчивыми и агрессивными детьми.
Упражнение «Мы едем в гости...»
(развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном
листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только
закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх—низ»)
Взрослый
в
игровой
знакомит
и
закрепляет
знания
ребенка
о
пространственных
представлениях: «верх—низ», «право—лево», «над—под»,
«из-за—из-под» , «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого
пальчиками
«ходит,
прыгает,
ползает» п
о песку,
изображая
различных
персонажей.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет
заяц? {Заяц
живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет
лес? (В правом нижнем углу. Малыши отвечают: «Внизу песочницы».) Кто живет
рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки/картинки
26
диких
животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц
угостил? Что мы пожелаем зайчику?»
Аналогично
выполняются
игры-задания
«Идем
в гости
к
лошадке»
(закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу
дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает и закрепляет знания об особенностях жизни
деятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных
фигурок можно использовать ламинированные картинки).
3.Этап: Игры и упражнения с погружением рук в песок
В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет
последним, так они могут испытывать страх перед полным погружением рук в
песок. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением будут
чередоваться в зависимости от их желания.
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
(развитие тактильной чувствительности, расслабление,
активизация интереса).
Предварительно
необходимо
познакомить
ребенка
с
животными,
обитающими под землей.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот
так. (Взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой» и показывает ре-
бенку
нарисованные
на
костяшках
пальцев
глаза,
нос и
два
зуба.) Хочешь
превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное
секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует
нос и глазки на костяшках его пальцев.) Ну что, погружаемся в песок? Смотри и
делай, как мой крот».
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает
внимание ребенка из изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапы-
вает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они
раскапывают
руки
друг
друга (можно дуть на песок, использовать перышко,
палочки, кисточки).
27
Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать
в песке пальцы друг друга, пожимать их — «кроты здороваются ласково или с
силой пожимают друг другу лапки».
Игра-упражнение «Песочные прятки» как вариант игры «Мина»
(развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, произвольности)
Первый вариант
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Игрушки хотят поиграть с тобой в
песочные
прятки.
Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в
песок, а после того, как я скажу: «открываются глаза, начинается игра», ты
должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками,
использовать палочки, кисточки».
Чтобы
разнообразить
игру
взрослый
показывает
ребенку
игрушку
—
«мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее
ч а с т ь появилась
на
поверхности
песка,
ребенок
должен
остановить
свои
раскопки, и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он
отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки
очень осторожно.
Второй вариант
Д
ЛЯ
игры необходимо иметь ламинированные карлики из разных сказок и
сказочных
персонажей,
их
можно так же изготовить самостоятельно, обернув
скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют
цветные, с четким изображением картинки, на начальном этапе — несложные для
восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности
происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников
изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о
любимых сказках и
героях, о причинах положительно и отрицательного отношения к разным героям.
ПЕСОЧНАЯ
ФЕЯ:
«В
песке
любят
прятаться
так сказки и сказочные герои.
Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные
слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из
28
любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимый уголок
картинки.) Бери кисточку и начинай искать песке эту сказку. Чтобы сказку не
спугнуть
раскапывай
её
немедленно, осторожно. Ты очистил от песка часть
к а р т и н к и ,
к а к
т ы
д у м а е ш ь
к а к а я
э т о
с к а з к а ?
и
т . д . (Ре-
шок постепенно открывает картинку, на каком- то
этапе
он
в
состоянии
назвать сказку или сказочного персонажа.)
Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно
ввести обучающий этапа. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а рослый
откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Организация игр-занятий с мокрым песком
Дополнительные условия организации занятий с мокрым песком:
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием
температуру воды можно постепенно снижать - т.е. происходит дополнительное
закаливание детей.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
1.
Ориентировочный этап
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются
настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы
увлажнения песка:
1. «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой
из кувшинчика.
2. «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого
песка.
Затем
ребенок
самостоятельно
увлажняет
песок
(воды
для
увлажнения
должна
быть
столько,
чтобы излишне
не
залить
песок).
Воду
можно
29
подкрашивать цветными
морскими
солями
для
ванн.
Взрослый
обращает
внимание ребенка на цвет, запах, «настроение» дождя.
2.
Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка
Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете
поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей».
Упражнение «Здравствуй, песок»
Описание игр смотри выше — «игры-занятия с сухим песком».
Упражнение «Необыкновенные следы»
Описание игр смотри выше. Дополнительно ребенку
можно
предложить
игру «Норки-холмики» — ребенок поочередно, затем всеми пальцами сразу де-
лает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики—жилище для
черепашки.
Дидактические игры-упражнения
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки как барельефные, так и горельефные на мокром
песке
можно
делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных,
транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.д. Взрослый и
ребенок
по
очереди
делают
отпечатки
на
мокром
песке.
Затем
ребенок
по
словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию
отпечатков, комментируя процесс.
В
таких
играх
можно
пользовать
задания
на
классификацию предметов,:
например — только геометрические формы, только животные и т.д.
Игра «Песочные строители»
(закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений,
слуховой и зрительной памяти)
ПЕСОЧНАЯ
ФЕЯ:
«Жители
песочной
страны
просят
тебя
помочь
им
построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться
тот или иной дом. Например, ежик любит дома только круглой формы, жираф—
только прямоугольной формы, а слоненок хочет жить в квадратном доме и т.п.
Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить слоненок.
Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает
задание ребенку
«расселить
всех
жителей
песочницы».
Задание можно также
30
усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек
по нарисованному взрослым плану.
Игра «Кто к нам приходил?
(развитие зрительного и тактильного восприятия)
Ребенок
отворачивается,
взрослый
изготавливает
с
помощью
формочек
барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую
использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно
осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания — игра
происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также
путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.
Упражнение «Узоры на песке»
(развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации,
воображения)
Описание игр-упражнений см. выше — занятия с сухим песком.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно
использовать в играх на классификацию.
Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут
только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные
фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно
развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?» На
мокром
песке
можно
рисовать
достаточно
четкие
лица,
обучая
ребенка
графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость,
страх, удивление.
Психопрофилактические игры с песком
Л ю б ы е
с а м о с т о я т е л ь н ы е
и г р ы
д е т е й
в
п е с к е
о бладают
психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком
(пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок и т.п.) до
сложных сюжетно-ролевых игр.
Игра-упражнение «Песочный круг», «Песочные ладони»
Ребенок на песке рисует любым способом круг и украшает его различными
предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т.д. Затем
ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции
31
ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить
историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в
будущем».
Упражнение «Победитель злости»
(модификация «Формообразующей психокоррекции»)
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не
злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет
совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций
вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отноше-
нию к такому советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его
самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за дест-
руктивное поведение.
ПЕСОЧНАЯ
ФЕЯ:
«Сегодня
мы
поговорим
о
настроении.
Какое
оно
бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят
и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка). Твое злое настроение
заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются
взрослые.
А
после
того,
как
злость
ушла,
тебе также
бывает
грустно
или
неприятно. Открою тебе секрет—каждый большой и маленький человек имеет
право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть
так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок.
Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а
потом победить ее:
1.
Если напряжение ребенка слишком велико, можно предложить ему сначала с
силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т.п.
2.
Взрослый,
а
затем
ребенок
делает
из
мокрого песка квадрат, на котором
обозначает углублениями или рисует гротескное подобие «злого лица». «В этом
квадрате теперь живет твоя злость» — данный процесс временно переключает
ребенка, он переносит на вылепленный квадрат свои негативные чувства и вину
з
а «плохое
поведение,
мысли,
чувства».
Старший
дошкольник
может
32
комментировать весь процесс изготовления «квадратного лица», которому в
итоге приписываются все «злые мысли и действия».
3.
Ребенок собирает песочный квадрат в шар или круг, приговаривая «волшебное
заклинание»: «прогоняем
злость,
приглашаем
радость»
—
ребенок
таким
образом трансформирует зрительный образ своих негативных эмоций, дает
выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля
со стороны взрослого, также он получает специфическое
удовольствие
от
разрушения.
4.
Ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней
отпечатки своих ладоней —успокоение, обретение равновесия и контроля над
собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию,
ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке узорами, камешками,
игрушками и т.д. Ребенку можно также предложить создать на этом месте
какую-либо
постройку(красивое и гармоничное строение может свидетель-
ствовать об успокоении ребенка, дисгармоничное — об оставшихся внутренних
негативных переживаниях).
Адаптационные игры и занятия в песке
Игра
в
песок,
особенно
для
малышей
первых-вторых
младших
групп,
является, пожалуй, самым доступным и естественным способом «самотерапии».
Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в
качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в
детском саду.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить
ему все нормы и правила поведения s группе. Также психолог или воспитатель
естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию
поведения ребенка и обучить
его
социально-приемлемым
способам
нервной
разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница
становится своеобразным «театром одного актера, сценой для его внутреннего Я».
33
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается
чувство
доверия,
принятия и успешности.
Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-
обучение в песке способствует решению следующих задач:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между
воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна,
предсказуема и значима, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх
с
песком
происходит
спонтанное
снижение
высокого
уровня
психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего
в
этот
период
нервные
перегрузки.
Это
ведет
к
сокращению
сроков
психофизической адаптации.
3.
В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более
быстро
и
осмысленно
осваивает
нормы
и
правила
поведения
и
общения
в
группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого
проигрывает
психотравмирующую
ситуацию
«расставания
с
родителями,
встречи с неизвестным», осваивает позитивные способы поведения.
5.
Воспитатель
становится
для
ребенка
проводником
в
освоении
умений,
навыков и знаний об окружающем мире и самом себе этом мире.
Общие
рекомендации
по
подготовке и
проведению
адаптационных
игр-
занятий в
«педагогической
песочнице»:
1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при
этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной
подгруппе были дети уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много
игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
2. При
проведении
первых
адаптационных
игр-занятий
не
обязательно
придерживаться
жесткой структуры занятия, возможно также продление времени
игры
в
песке,
если
это
хорошо
стабилизирует
психофизическое
состояние
ребенка.
3. В з р о с л ы й
д о л ж е н
в н и м а т е л ь н о
с л е д и т ь
з а
р е
акцией ребенка при его работ» с песком. В случае появления у ребенка негативного
отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво свершается.
4. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем
34
ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на
четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться
под ребенка.
5. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый
ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук,
песочные часы и т.д.)
На первых 2—3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он
должен
освоить
достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с
помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно,
чтобы
ребенок
принес
из
дома
одну
из
своих
любимых
игрушек (высота ее не более 10— 15 см, она должна хорошо обрабатываться)
либо ребенок выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка
становиться посредником для ребенка в играх с песком.
В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются
взрослым через свою игрушку-посредника «Песочную фею».
1.
Ориентировочный
этап
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой «Песочной феей».
«Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей
очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками» (Дети показывают
игрушки
и
по
возможности
называют
их.) Песочная фея приглашает всех к
себе в гости в песочницу, в свой песочный мир».
Сначала дети осматривают песочный поднос: дотрагиваются до бортиков,
крышки,
тихонько
стучат пальчиками по крышке. «Песочная фея» разрешает
войти
в
ее
песочный
дом
(взрослый
снимает
крышку
с
песочницы).
Дети
осматривают песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они
голубого цвета, как небо», указывает на дно песочницы без песка: «Оно голубое,
как вода в море».
2.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
«Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр
в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком.
35
Упражнение
«Здравствуй,
песок!»
Описание упражнения см. выше («Игры-занятия с сухим песком»).
Упражнение «Песочный дождик и песочный ветер»
Описание упражнения см. выше («Игры-занятия с сухим песком»).
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в
песочнице. Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно
обратить внимание ребенка на это факт.
Правила игры в песочнице для малышей
(чем младше дети, тем короче правила)
«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не
смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок
высыпался
—
покажи
это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в
песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других
детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки
и
носики.
Поиграл
песком — помой ручки и покажи
чистые
ЛАДОШКИ
зеркалу».
Игра-занятие «Песочный детский сад»
В данной игре обыгрывается поэтапно целый день, как в настоящем детском
саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных мо-
ментов (привод ребенка в д/с, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также
все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо
уделить
в
игре
с
фигурками
реальным
проблемам
ребенка,
например,
расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок
при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей иг-
рушки. «Песочная фея» играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения
игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку
игрушке ребенка.
Среди
больших
игрушек
в
группе
выбирается
игрушка,
которая
в
понимании
ребенка
может
символизировать
родителя
для
его
игрушки-
посредника.
От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и
36
демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а
игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Описание действий в игре с игрушкой «родитель» и игрушкой «ребенок»:
родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея
воспитательница. Воспитательница показывает малышу
место,
где
он
будет
переодеваться и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют
ему в кармашке/мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят.
(Взрослый уносит игрушку
из
комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с
малышом
машут
родителям
и
идут
вместе
в
группу
— песочницу,
где
уже
приготовлено место для игровой комнаты — там стоит игрушечный столик с
посудой, спальня—там стоит игрушечная кроватка, туалет - там стоит игрушка
— имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками —
деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее игровой
сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При
многократном
проживании
в
игре
психотрав-мирующей
ситуации,
например, расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение
чувствительности
и
страха
в
реальной стрессовой
ситуации,
так
как
его
песочный опыт
будет
показывать
предсказуемость
и благополучный
исход
реальных
событий: «каждое
утро
ты
идешь
в
детский
сад»,
«на некоторое
время
ты
остаешься
с
другими
детьми
и
взрослыми
без
родителей»,
«ты
можешь весело поиграть с другими детыми», «воспитатель всегда поможет тебе»,
«ты
должен
слушать,
что
говорит
и
просит
сделать тебя
воспитатель»,
«родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
Таким
образом,
многие
психотравмирующие или конфликтные ситуации
можно
проиграть
в
песочнице.
Не
сразу,
но
постепенно
«песочный
опыт»
проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который
он начнет активно использовать в своей реальной жизни.
37
38