Приёмы развития у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы
Автор: Мухина Валентина Радомировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ЧОУ "Экономический лицей города Гуково" Населённый пункт: город Гуково Ростовской области Наименование материала: выступление на заседании городского методобъединения Тема: Приёмы развития у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы Раздел: полное образование
Приемы
развития
у
учащихся
способностей
эстетического
восприятия
и
оценки
произведений
литературы
.
«Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти
с учениками от простого чтения к чтению сознательному
и вдумчивому, а отсюда – к изучению и анализу образцов
художественной литературы без потери того наслаждения,
которое дает человеку искусство»
С. Маршак
Учителя
средней
школы
все
чаще
и
чаще
сталкиваются
с
нежеланием
ребенка
читать
произведения
классической
литературы.
Для словесников это настоящая беда, ведь если ученики не читают
текст, то, как его изучать?
Проблему эту можно решить, если развивать интерес детей к
языку. На уроках очень часто вне поля зрения остается важнейшая
сторона – эстетическая функция языка, которая наиболее ярко и полно
проявляется в произведениях художественной литературы.
Чтобы
душа
ребенка
отозвалась
на
проникновенные
и
авторитетные высказывания ценителей русского языка, чтобы чтение
классики вызывало удовольствие, надо на каждом уроке найти место
любованию языком.
Положительные
эмоции:
радость,
наслаждение,
удивление
–
союзники учителя-словесника.
Воспитать
вкус
к
языку
можно
с
помощью
герменевтики.
Герменевтика – это проникновение в текст, в его содержание, в его
красоту,
его
глубину.
Без
этого
не
существует
полноценной
коммуникации.
Именно
герменевтика
помогает
понимать
текст,
вскрыть его содержание, приблизить читателя к авторскому замыслу,
насладиться красиво и точно используемыми средствами языка.
Весело и интересно пускаться в экспедицию по тексту – задача
словесника
на
каждом
уроке.
Учитель
во
все
времена
стремился
использовать лучшие образцы литературного творчества для обучения
учащихся
языку
и
речи.
Однако,
при
этом,
не
ставилась
задача
систематического
и
целенаправленного
формирования
у
школьников
навыков
лингвистического
анализа
художественного
текста
и
его
фрагментов,
способности
оценить
эстетическую
ценность
текста,
объяснить языковые истоки его образности и выразительности.
Значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются
художественные
способности
детей,
чувство
языкового
вкуса,
воспитывается
читательская
культура,
способность
не
только
замечать
и
воспринимать
образность
и
выразительность
образцов
художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается
истинная любовь к родному языку как к культурному достоянию нации,
гордость за него.
Чтобы все это реализовать на практике, необходимо начинать
активную исследовательскую деятельность вместе с ребенком с самого
младшего возраста, когда дети знакомятся с произведениями
???? и
литературными
сказками.
Художественное
слово
эмоционально
окрашивает произведение, поэтому его содержание вызывает остроту
мысли и чувства, благотворно воздействует на ребенка.
Язык литературного произведения является наилучшей, наивысшей
формой литературной речи, которой дети стремятся подражать.
В
младших
классах
они
способны
осознать
лаконичность
и
точность
слова;
в
стихах
улавливают
музыкальность,
напевность,
ритмичность; народные сказки раскрывают перед ребенком меткость и
выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором,
образными
сравнениями,
меткими
выражениями.
Поэтому
нельзя
сводить
изучение
произведения
в
этом
возрасте
только
к
усвоению
основной линии сюжета.
Одним
из
приемов
исследования
текста,
развития
его
эстетического восприятия, который я использую на уроках в 5 классе,
является так называемая «словесная игра». Игровой процесс естественен
для
природы
ребенка.
Благодаря
ему
общение
с
литературным
произведением
становится
радостным,
желанным.
Играя
со
сказкой
можно
придумывать
несколько
вариантов
ее
окончания,
используя
языковые средства, которые дети заметили в ее содержании.
Если воображение не работает во время чтения, смысл текста
чаще
всего
остается
непонятным,
т.к.
понять
содержание
художественного произведения – это значит увидеть и пережить его.
Можно
предлагать
детям
дорисовывать
отдельные
эпизоды,
детали, дополнить авторские картины, но так, чтобы эти дополнения
были в духе авторских описаний, чтобы не уводили от них, а помогали
лучше их представить.
Обсуждение устно нарисованных картин, беседы о расхождениях с
автором
приносят
несомненную
пользу:
они
развивают
остроту
читательского зрения, учат быть внимательными к художественному
тексту.
Значительный
эффект
достигается
тогда,
когда
детям
предлагается нарисовать не одну, а ряд картин в движении. Устное
рисование способствует пробуждению интереса к творчеству.
Развивать воображение, уметь использовать в описании точные по
смыслу
слова
и
образные
выражения
помогает
устное
рисование.
Накопление языкового материала (образных выражений, специфических
литературных оборотов, образных слов) служит ребенку для написания
собственной сказки, придумывания загадки. Это является продолжением
работы,
связанной
с
устным
рисованием.
Сочиненные
детьми
произведения
мы
оформляем
в
маленькие
книжечки,
которые
они
сопровождают иллюстрациями. Ребятам постарше можно предложить
создание
рукописного
детского
журнала.
Такие
виды
работ
способствуют
развитию
речи.
Таким
образом,
смыслом
уроков
литературы
становится
живое,
непосредственное
читательское
восприятие чувством и мыслью самой словесной плоти произведения, его
художественности, поэтической формы.
Для
того
чтобы
пробудить
у
ребят
на
уроках
литературы
духовность, я использую методику И.И.Аркина, которая помогает мне
направить деятельность класса на погружение в текст. Многие задания
трудны, но отказаться от них, предпочесть упрощенность, означает
уйти от литературы, ее ?????. Трудность не означает недоступность.
Я согласна с И.И.Аркиным, который полагает, что если учить
ребят с 1 класса читать и воспринимать литературное произведение как
явление
искусства,
оценивать
его
эстетическими
критериями,
разумеется, языком детей, учить их отличать подлинное искусство от
суррогата, подделки, которых сегодня так много; если в этом ключе
заниматься литературой на протяжении обучения в начальной школе,
пятикласснику
будет
доступно
полноценное
прочтение
не
только
народной сказки, но и пушкинских и гоголевских шедевров, а ученикам 6 и
7 классов произведений Гомера, Достоевского.
Чем раньше к детям придет гениальный художник, трудная книга,
тем больше надежд на их читательское взросление.
Методический
инструментарий,
предлагаемый
И.И.Аркиным,
содержится в его планировании системы уроков литературы с 5 по 9
класс,
разработанных
в
едином
ключе,
с
непрерывно
возрастающим
уровнем
трудности,
который
учитель
может
соизмерять
с
художественной
природой
произведения
и
оптимальными
возможностями участников обучения.
Структура
и
содержание
уроков,
задания
для
учащихся
предполагают
варьирование,
избирательность
в
зависимости
от
своеобразия класса и учительского видения темы. Не смотря на то, что
планирование было составлено в 1993 – 1996 годах, некоторые приемы,
предложенные в нем ученым, актуальны и по сей день.
Основа
литературного
образования
–
обучение
особому
виду
монологической речи – читательскому высказыванию, на основе которого
строится сочинение.
В связи с этим, на каждом уроке необходимо уделять внимание
развитию
речи.
В
5
классе
дети
овладевают
особой
эмоциональной
лексикой, соответствующими речевыми конструкциями. Если на уроке
предстоит рассказывание о незабываемом, на доске появляются модели:
Помню, как…
Мне не забыть…
А однажды…
Навсегда осталось в памяти…
Если
же
предстоит
поделиться
читательскими
признаниями,
оценить
выразительное
чтение
одноклассников,
учитель
предлагает
воспользоваться другим набором моделей:
Мое любимое произведение…
Самые яркие страницы…
Незабываемый эпизод…
Читая его, я испытывал…
Меня тронуло чтение…
Удачно прочитано…
Взволнованно, выразительно…
Необычно прочитал…, по-своему…
Сумел передать…, перевоплотиться…
Артистично…
В 6 классе в речи детей появляются эмоционально-полемические
конструкции:
Мне ближе…
Я выбрал эту страницу, потому что…
Я предпочитаю...
А на мой взгляд…
Не понимаю тех, кто…
От урока к уроку речевой запас растет. В 7 классе учащиеся
используют
в
своих
монологах
лексику
со
значением
«национальная
самобытность».
Попутно
составляются
тематические
словарики.
Например, «о стихотворении»:
Песенно-сказовый склад;
Народный стих;
Антитеза;
Постоянная лексика;
Созвучия, белый стих;
Разговорная интонация;
Свобода, раскованность;
Повествования;
Поэма, сага, легенда и т.д.
В 9 классе учащиеся овладевают лексикой творческого процесса:
Художник охвачен вдохновением;
Его коснулось вдохновенье;
Вглядывается, отзывается;
Потрясен, сопричастен;
лексикой с синтаксическими формами самоанализа:
Чувствую в себе;
Я стал иным;
Не заметил, как переменился;
с
субъективно-полемическими
формами
речи
со
значением
читательского и эстетического выбора:
Мне интересны;
Я предпочитаю;
с литературоведческой лексикой:
Оба стихотворения художественны, но мера их ??? различна…
Произведение
поражает
своими
художественными
открытиями…
Таким образом, работая над развитием речи в системе, можно
получить положительный результат. В старших классах речевой запас
становится шире. Это сказывается на творческих работах, сочинения
ребят становятся более содержательными и интересными.
Формирование гармонично развитой языковой личности немыслимо
без живого, образного рассказа учителя о судьбе писателя, о личности его
и
событиях
жизни,
вызвавших
то
или
иное
создание,
без
беседы
о
художественном мире писателя. ????
Эмоциональная речь учителя на уроке выполняет важную функцию,
она является средством развития ума и воспитания чувств школьника,
об этом нельзя забывать, ведь обучение искусству слова должно быть
диалогичным.
Поэтому восприятие речи учителя учеником – одна из важнейших
проблем
обучения.
И
рассказ,
беседу
на
уроке
необходимо
строить
с
учетом того, что и как в их содержании усвоят ученики, только тогда
можно добиться максимального словесного воздействия на учащихся.
Успешно
решать
проблему
восприятия
речи
можно
и
нужно,
соблюдая преемственность в обучении.
Учитель
начальных
классов,
обучая
детей
чтению,
развивая
их
речь, должен видеть следующий этап обучения и в соответствии с этим
строить методику занятий.
Учителю
средней
школы
необходимо
знать,
что
происходит
в
начальной
школе,
чтобы
опираться
на
тот
опыт
элементарного
литературного анализа, который дети приобрели в начальной школе.