Напоминание

"Творческий подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации проекта "В мире интересных профессий" по ранней профориентации дошкольников"


Автор: Косолапова Нина Ефимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Творческий подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации проекта "В мире интересных профессий" по ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Творческий подход к развивающей предметно-пространственной

среде в рамках реализации проекта «В мире интересных профессий» по

ранней профориентации дошкольников».

Косолапова Нина Ефимовна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения Детский сад № 69

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды

ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением

нового

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется

как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально

моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду

как

условие

оптимального

саморазвития

личности,

считают,

что,

через

предметно-пространственную

среду

ребенок

сам

может

развивать

свои

индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в

правильном

моделировании

такой

среды,

которая

спо собствует

максимальному

развитию

личности

ребенка.

Насыщение

окружающего

ребенка

пространства

должно

претерпевать

изменения

в

соответствии

с

развитием

потребностей

и

интересов

детей

младшего

и

старшего

дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в

активную речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных

воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

группах

нашего

дошкольного образовательного учреждения организуется так, чтобы каждый

ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Предметно-пространственная

среда

имеет

характер

открытой,

незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда

не

только

развивающая,

но

и

развивающаяся.

При

любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий

ребенка,

пополняется

и

обновляется, адаптируясь к возрастным новообразованиям.

Большое

внимание

в

нашем

дошкольном

учреждении

уделяется

созданию

пространства

для

сюжетно-ролевых

игр.

Воспитателями

продумываются

интересные

сюжеты

для

развертывания

ролевых

игр

в

соответствии с возрастом, сезонностью и мероприятиями, проводимыми в

дошкольном учреждении.

Интерес

педагогического

коллектива

к

организации

и

проведению

сюжетно-ролевых

игр

послужил

созданию

совместной

с

ФГБОУ

ВПО

«Башкирский государственный университет» образовательной деятельности

по профориентационной работе с дошкольниками в условиях ДОУ.

Обновление

системы

дошкольного

образования

ставит

перед

современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок

«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей

себя

в

профессиональной

среде,

обладающей

чертами:

исследователей,

изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им

первоначальных

представлений

социального

характера,

в

том

числе

и

ознакомлением

с

профессиями. У человека все закладывается с детства и

профе ссиональная

направленно сть

в

том

числе. Как

правило,

профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных

школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень

предлагаемых

профессий

мал,

знания

о

них

минимальны

и

даются

эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в

начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало

подготовки

ребенка

к

выбору

будущей

профессии

заключается

не

в

навязывании

ребенку

того,

кем

он

должен

стать,

по

мнению

родителей

(потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы

познакомить

ребенка

с

различными

видами

труда,

чтобы

облегчить

ему

самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в

дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о

разных

профессиях.

В

зависимости

от

способностей,

психологических

особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития

ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях,

интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни,

его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с

ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей

труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна

носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а

также

включать

совместное

обсуждение

мечты

и

опыта

ребенка,

приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо

развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний

будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и

навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать

свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы

профессиональной

деятельности

им

еще

трудно

понять,

но

в

каждой

профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных

образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную

наглядную

основу,

на

которой

в

последующем

будет

базироваться

дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким

образом,

для

того,

чтобы

расширить

кругозор

старших

дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную

работу уже на этапе дошкольного возраста, творческой группой педагогов

МАДОУ Детский сад № 69 был разработан педагогический проект «В мире

интересных профессий».

В

проекте

представлен

системный

подход

по

профориентации

дошкольников

среднего

и

старшего

возраста.

Разработаны

конспекты

игровых

занятий,

бесед

с

дошкольниками,

разные

виды

игр,

чтение

художественных

произведений

с

последующим

обсуждением.

Отобран

материал

для

работы

с

родителями

воспитанников

по

данной

проблеме.

Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в

практической деятельности можно использовать при разработке программ по

профориентации дошкольников.

Педагоги дошкольного учреждения с большим интересом работают по

данной

теме.

Надеемся,

что

результаты

совместной

педагогической

деятельности принесут большое удовлетворение как педагогам, наставникам,

так и дошкольникам нашего дошкольного учреждения.



В раздел образования