Автор: Косолапова Нина Ефимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Творческий подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации проекта "В мире интересных профессий" по ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Творческий подход к развивающей предметно-пространственной
среде в рамках реализации проекта «В мире интересных профессий» по
ранней профориентации дошкольников».
Косолапова Нина Ефимовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Детский сад № 69
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды
ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением
нового
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется
как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду
как
условие
оптимального
саморазвития
личности,
считают,
что,
через
предметно-пространственную
среду
ребенок
сам
может
развивать
свои
индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в
правильном
моделировании
такой
среды,
которая
спо собствует
максимальному
развитию
личности
ребенка.
Насыщение
окружающего
ребенка
пространства
должно
претерпевать
изменения
в
соответствии
с
развитием
потребностей
и
интересов
детей
младшего
и
старшего
дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в
активную речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных
воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
группах
нашего
дошкольного образовательного учреждения организуется так, чтобы каждый
ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Предметно-пространственная
среда
имеет
характер
открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря,
среда
не
только
развивающая,
но
и
развивающаяся.
При
любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий
ребенка,
пополняется
и
обновляется, адаптируясь к возрастным новообразованиям.
Большое
внимание
в
нашем
дошкольном
учреждении
уделяется
созданию
пространства
для
сюжетно-ролевых
игр.
Воспитателями
продумываются
интересные
сюжеты
для
развертывания
ролевых
игр
в
соответствии с возрастом, сезонностью и мероприятиями, проводимыми в
дошкольном учреждении.
Интерес
педагогического
коллектива
к
организации
и
проведению
сюжетно-ролевых
игр
послужил
созданию
совместной
с
ФГБОУ
ВПО
«Башкирский государственный университет» образовательной деятельности
по профориентационной работе с дошкольниками в условиях ДОУ.
Обновление
системы
дошкольного
образования
ставит
перед
современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок
«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей
себя
в
профессиональной
среде,
обладающей
чертами:
исследователей,
изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им
первоначальных
представлений
социального
характера,
в
том
числе
и
ознакомлением
с
профессиями. У человека все закладывается с детства и
профе ссиональная
направленно сть
в
том
числе. Как
правило,
профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных
школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень
предлагаемых
профессий
мал,
знания
о
них
минимальны
и
даются
эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в
начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало
подготовки
ребенка
к
выбору
будущей
профессии
заключается
не
в
навязывании
ребенку
того,
кем
он
должен
стать,
по
мнению
родителей
(потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы
познакомить
ребенка
с
различными
видами
труда,
чтобы
облегчить
ему
самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в
дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о
разных
профессиях.
В
зависимости
от
способностей,
психологических
особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития
ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях,
интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни,
его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей
труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна
носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а
также
включать
совместное
обсуждение
мечты
и
опыта
ребенка,
приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо
развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний
будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и
навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать
свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы
профессиональной
деятельности
им
еще
трудно
понять,
но
в
каждой
профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных
образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную
наглядную
основу,
на
которой
в
последующем
будет
базироваться
дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким
образом,
для
того,
чтобы
расширить
кругозор
старших
дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную
работу уже на этапе дошкольного возраста, творческой группой педагогов
МАДОУ Детский сад № 69 был разработан педагогический проект «В мире
интересных профессий».
В
проекте
представлен
системный
подход
по
профориентации
дошкольников
среднего
и
старшего
возраста.
Разработаны
конспекты
игровых
занятий,
бесед
с
дошкольниками,
разные
виды
игр,
чтение
художественных
произведений
с
последующим
обсуждением.
Отобран
материал
для
работы
с
родителями
воспитанников
по
данной
проблеме.
Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в
практической деятельности можно использовать при разработке программ по
профориентации дошкольников.
Педагоги дошкольного учреждения с большим интересом работают по
данной
теме.
Надеемся,
что
результаты
совместной
педагогической
деятельности принесут большое удовлетворение как педагогам, наставникам,
так и дошкольникам нашего дошкольного учреждения.