Напоминание

"Формирование вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством выразительного пения"


Автор: Конюхова Лариса Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 53 "Теремок"
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством выразительного пения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО - ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ПЕНИЯ.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями

психоэмоционального развития, к которым относятся: эмоциональная неустойчивость,

враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во

взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так

называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво –

негативном поведении.

Многие передовые общественные деятели утверждали, что развитие

эмоциональной сферы возможно посредством выразительного пения. Н. Г. Черны-

шевский относил пение к «высшему совершеннейшему искусству», и подчеркивал

«пение первоначально и существенно подобно разговору». Исполнение песни,

воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет выразить не только свои

чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик , сочувствие, понимание. Все чаще

говорится о необходимости формирования личности через выразительное пение - о

воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать

ценности мировой музыкальной культуры. Но в реальной жизни дети воспитываются, в

основном, на упрощенном музыкально – песенном репертуаре, не имеющем подлинной

художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную

музыку. В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не

может постичь, подобно освоению родного языка, тонкости выразительности голоса. Так

как голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, ему подвластна и

передача информации, и интонационно – чувственная окраска, без которой невозможно

общение.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация

слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного

ощущения. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются

воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух

контролирует правильность звукоподражания.

Анализируя несовершенное качество детского пения, мы видим, что голосовой

аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий,

нежный, связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Голосовой

аппарат укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием вокальной

мышцы. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания

только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе

бережного отношения. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное

обучение пению. А в основном, при подготовке к праздникам и развлечениям, акцент

ставится на постановке зрелищных, ярких номеров и разучивание современных,

эффектных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребенка,

поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время

пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Эта проблема актуальна еще и потому, что

связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребенка средствами музыки

через самый активный и доступный вид музыкальной деятельности, каковым является

пение. Именно поэтому в детском дошкольном учреждении необходимо уделять большое

внимание развитию выразительного пения, так как оно оказывает незаменимое влияние на

воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Работа над развитием эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

происходит на каждом музыкальном занятии, однако выразительному пению отводится

особая роль. Основная цель – развивать эмоционально – чувственную сферу ребенка,

формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в

искусстве. Эмоциональная отзывчивость является показателем интереса, вкуса,

представления об идеале прекрасного, эмоционально – оценочного отношения к музыке,

творческой активности, выразительности исполнения. По мнению З. Кодая – знаменитого

венгерского композитора и педагога, «человеческий голос – это прекрасный и доступный

каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для

формирования общей музыкальной культуры».

На своих музыкальных занятиях я уделяю большое внимание подбору песен по

содержанию, в соответствии с возрастными особенностями детей и их вокально –

голосовым диапазоном. И как бы ребенок не любил музыкальные занятия, какое бы

удовольствие не получал от пения, он должен чувствовать востребованность в своих

результатах и иметь возможность не только самому получать радость от любимого

занятия, но и дарить радость окружающим. Поэтому наши дети с удовольствием

выступают на праздниках, развлечениях, концертах – поют всей группой, вокальным

ансамблем и солистами. Такие выступления являются для детей дополнительным

стимулом для развития выразительного пения и для больших достижений.

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем

эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Сами взрослые

должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной

культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения

ребенка в мир музыки. Поэтому мы рекомендуем родителям поощрять певческие

проявления дошкольников, направлять интересы детей на исполнение песен, доступных

по содержанию и музыкальному языку: небольшие по объему, яркие мелодии в удобном

для детского голоса диапазоне, стараться оградить детский голос от излишних нагрузок,

как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой).

Таким образом, совершенствуя голосовой аппарат детей, опираясь на примарный

диапазон звучания, я стараюсь привить детям культуру исполнения: выразительность в

зависимости от содержания песни, умение слушать друг друга, удовольствие от пения в

коллективе. У детей появляется заинтересованность в занятиях музыкой, развивается

эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, которые они исполняют и

слушают, желание заниматься импровизацией.



В раздел образования