Автор: Чистякова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида"
Населённый пункт: село Рождествено, Гатчинский район, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ребёнок из семьи мигрантов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Чистякова Л.И.
РЕБЁНОК ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ В ДОУ
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными
изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Резкое
изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую
страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к
дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. С каждым годом
количество детей-мигрантов в дошкольных учреждениях увеличивается.
Прибывшим детям, как правило, присущи чувства подавленности,
психической неуравновешенности. Все это порождает неадекватные
защитные реакции детей-мигрантов. Стресс может быть настолько велик, что
у ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, он становится нервным.
Обычно он находит себе взрослого, который его лучше понимает, и старается
проводить с ним как можно больше времени, перестает бояться, учится от
него первым словам на новом языке.
В решении этой проблемы в группе особая роль была отведена работе с
родителями.
Были использованы следующие формы работы с родителями:
I. Знакомство с семьей.
Знакомство с семьей, изучение ее ценностей, запросов, традиций
II. Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Как показывает практика при работе с семьями мигрантов предпочтительнее
уделять больше внимание устным формам информирования.
III. Образование родителей
С семьями мигрантов мы использовали различные формы совместных
мероприятий - индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, .
С этой целью мы провели: мастер-класс «Мама, папа, я – играющая семья»
(с использованием словесных игр)
IV.
Совместная деятельность
Родителям предлагали «Маршрут выходного дня», где предполагалось
посетить, то или иное мероприятие, побывать в исторических местах нашего
села Рождествено.
Цель таких мероприятий - освоение русского языка детьми-мигрантами и их
родителями, социализация детей и овладение ими основными навыками
коммуникативной культуры через освоение традиций, культуры и истории
нашего села.
Перед приходом ребенка в группу детского сада, наряду с обычными
вопросами о здоровье и психологических особенностях ребенка, мы
выясняли следующие данные:
- откуда приехала семья;
- какие там традиции обращения друг к другу;
- как говорят с мальчиками и девочками;
- насколько хорошо он говорит на родном языке;
- насколько хорошо родители и сам ребенок овладели русским языком;
- какая у них профессия;
- каковы религиозные традиции и убеждения семьи;
- какую еду ребенок привык (может или любит) есть, а какую – нет;
- чего ждет семья от детского сада;
- почему выбрали именно в этот детский сад?
Самое главное в первые дни в детском саду – ребенку должно быть
комфортно , хотя бы физиологически.
Мы старались сформировать у детей доброжелательное, уважительное
отношение к представителям других этнических коллективов, приобщение к
культурным ценностям разных народов. Был создан этнический мини-музей
«Народы мира».
Ребенку предлагаем выступить на родном языке, надеть на праздник
национальный костюм. Читаем на русском языке в переводе национальные
сказки и истории.
Мы пытаемся помочь ребенку войти в детское сообщество, знакомим с
российскими традициями, даём родителям рекомендации по воспитанию и
развитию ребенка.
В связи с этим проводились мероприятия: знакомство с Российской
геральдикой, традициями русской культуры (Пасха, масленица), участие в
акции «Бессмертный полк»
Игра также выступает как одна из форм речевого развития ребенка из семьи
мигрантов.
Еще Л.С. Выготский указывал на то, что " игра есть арифметика социальных
отношений».
Иноязычные дети любят рассказывать о своих братьях, сестрах и других
родственниках. Например, говоря о своих заветных желаниях, дети стараются
сделать хорошее всем своим родным и в последнюю очередь хотят что-
нибудь для себя.
Каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать
условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой,
национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать
полноценными членами общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет проблему позитивной социализации детей
дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных
дошкольных образовательных организациях.
Использованные источники:
О.В. Афанасьева, Тольяти «Колобок идет по свету.»
Филичева
Т.Б.,
Чиркина
Г.В.,
Туманова
Г.В.
Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями речи. – М., 2009.
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике
Каргалова М. Мигранты и проблемы социальной адаптации
Т.Д. Шапошникова «К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в
современном социокультурном пространстве» «Начальная школа. Плюс»