Напоминание

"Ребёнок из семьи мигрантов в ДОУ"


Автор: Чистякова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида"
Населённый пункт: село Рождествено, Гатчинский район, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ребёнок из семьи мигрантов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чистякова Л.И.

РЕБЁНОК ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ В ДОУ

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными

изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Резкое

изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую

страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к

дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. С каждым годом

количество детей-мигрантов в дошкольных учреждениях увеличивается.

Прибывшим детям, как правило, присущи чувства подавленности,

психической неуравновешенности. Все это порождает неадекватные

защитные реакции детей-мигрантов. Стресс может быть настолько велик, что

у ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, он становится нервным.

Обычно он находит себе взрослого, который его лучше понимает, и старается

проводить с ним как можно больше времени, перестает бояться, учится от

него первым словам на новом языке.

В решении этой проблемы в группе особая роль была отведена работе с

родителями.

Были использованы следующие формы работы с родителями:

I. Знакомство с семьей.

Знакомство с семьей, изучение ее ценностей, запросов, традиций

II. Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Как показывает практика при работе с семьями мигрантов предпочтительнее

уделять больше внимание устным формам информирования.

III. Образование родителей

С семьями мигрантов мы использовали различные формы совместных

мероприятий - индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, .

С этой целью мы провели: мастер-класс «Мама, папа, я – играющая семья»

(с использованием словесных игр)

IV.

Совместная деятельность

Родителям предлагали «Маршрут выходного дня», где предполагалось

посетить, то или иное мероприятие, побывать в исторических местах нашего

села Рождествено.

Цель таких мероприятий - освоение русского языка детьми-мигрантами и их

родителями, социализация детей и овладение ими основными навыками

коммуникативной культуры через освоение традиций, культуры и истории

нашего села.

Перед приходом ребенка в группу детского сада, наряду с обычными

вопросами о здоровье и психологических особенностях ребенка, мы

выясняли следующие данные:

- откуда приехала семья;

- какие там традиции обращения друг к другу;

- как говорят с мальчиками и девочками;

- насколько хорошо он говорит на родном языке;

- насколько хорошо родители и сам ребенок овладели русским языком;

- какая у них профессия;

- каковы религиозные традиции и убеждения семьи;

- какую еду ребенок привык (может или любит) есть, а какую – нет;

- чего ждет семья от детского сада;

- почему выбрали именно в этот детский сад?

Самое главное в первые дни в детском саду – ребенку должно быть

комфортно , хотя бы физиологически.

Мы старались сформировать у детей доброжелательное, уважительное

отношение к представителям других этнических коллективов, приобщение к

культурным ценностям разных народов. Был создан этнический мини-музей

«Народы мира».

Ребенку предлагаем выступить на родном языке, надеть на праздник

национальный костюм. Читаем на русском языке в переводе национальные

сказки и истории.

Мы пытаемся помочь ребенку войти в детское сообщество, знакомим с

российскими традициями, даём родителям рекомендации по воспитанию и

развитию ребенка.

В связи с этим проводились мероприятия: знакомство с Российской

геральдикой, традициями русской культуры (Пасха, масленица), участие в

акции «Бессмертный полк»

Игра также выступает как одна из форм речевого развития ребенка из семьи

мигрантов.

Еще Л.С. Выготский указывал на то, что " игра есть арифметика социальных

отношений».

Иноязычные дети любят рассказывать о своих братьях, сестрах и других

родственниках. Например, говоря о своих заветных желаниях, дети стараются

сделать хорошее всем своим родным и в последнюю очередь хотят что-

нибудь для себя.

Каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать

условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой,

национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать

полноценными членами общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования определяет проблему позитивной социализации детей

дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных

дошкольных образовательных организациях.

Использованные источники:

О.В. Афанасьева, Тольяти «Колобок идет по свету.»

Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.,

Туманова

Г.В.

Программы

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для

детей

с

нарушениями речи. – М., 2009.

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике

Каргалова М. Мигранты и проблемы социальной адаптации

Т.Д. Шапошникова «К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в

современном социокультурном пространстве» «Начальная школа. Плюс»



В раздел образования