Автор: Турлюк Наталья Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1905 Дошкольное отделение 1
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Сладкая история"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по опытно-экспериментальный деятельности «Сладкая история»
Данное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Ежедневно ребята видят на столе знакомый продукт. Мы решили удивить детей, предложив им
провести опыты с сахаром! Проведенные опыты помогут детям иначе взглянуть на свойства сахара
и приобрести новые знания.
Цель: Познакомить детей с процессом переработки сахарной свеклы в сахар
Программные задачи:
1.Углубить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы;
2.Стимулировать познавательную активность и любознательность, активизировать восприятие
учебного материала;
3.На основе исследования свойств сахара, знакомить с его применением;
4.Выявить полезные и вредные свойства сахара;
5.Познакомить с процессом варения леденцов;
6.Воспитывать уважение к труду взрослых.
Предварительная работа: рассматривание фотоматериала о работе сахарного завода, проведение
НОД по нетрадиционному рисованию «Сладкая снежинка»
Оборудование:
У детей на столах сосуды с водой, сахар-песок, пластиковые ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка, , презентация «Откуда сахар пришел?»,
Ход занятия.
Добрый день, ребята. Давайте друг другу скажем добрый день. Сегодня мы с вами продолжим
нашу исследовательскую деятельность. Давайте с вами пройдем в нашу лабораторию.
Перед работой в лаборатории повторим правила поведения :
- без разрешения ничего не трогать руками;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
А сейчас я хочу рассказать вам , что мы с вами будем исследовать. Перед вами, ребята, лежат
мешочки, возьмите их в руки.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей: песок,
сахар, соль, крупа и т.д.)
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий
сахар? (Предположения детей)
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно семена
сахарной свеклы посадить в землю (слайд). Появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать
от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять. И только к
середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу
специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев.
Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее
моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая
жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар
отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо сахара. Посмотрите на свои лабораторные
столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар
пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно:
сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар
запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)
Каждое свойство сахара подкрепляется символом.
- А что произойдет с сахаром ,если в сахарницу с сахаром попадет вода? (предположения детей)
- Давайте проведем опыт в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики,
возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько
перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте
воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вывешиваются соответствующие
символы.
- Прежде чем мы продолжим наши опыты, давайте отдохнем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Повар».
Повар готовил обед,……………..(ребром ладони бьют по коленям)
А тут отключили свет ………… (имитируют отключение)
Повар рыбу берет
И опускает в компот. …………. (загибают большие пальцы)
Бросает в котел поленья,………(загибают указательные пальцы)
А в печку кладет варенье. …… (загибают средние пальцы)
Мешает суп кочережкой, ……..(загибают безымянные)
Угли берет поварешкой. ……… (загибают мизинцы)
Сахар сыпет в бульон……………(изображают, как сыплют сахар)
И очень доволен он!................(опускают руки, пожимают плечами)
А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру, я хочу поглядеть какие вы внимательные…..
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут. Если вы услышите
название блюда, в которое кладут сахар, - вы поднимаете руки вверх. Не кладут – сидите
спокойно.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба,
винегрет, уха.
Молодцы, ребята, вы внимательно выполняли работу в лаборатории, внимательно слушали
рассказ о сахарной свекле, и правильно отвечали на вопросы игры. Мы с вами узнали о свойствах
сахара, сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с
сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).
Воспитатель держит ложку с сахаром-песком над спиртовкой. Сахар плавится, становиться
жидким. Выливает на тарелочку и сироп застывает;
- обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним
произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
- Что Вам напоминает твердый сахар? (Леденцы).
Воспитатель: Как вы думаете, дети, сладкие продукты полезны или
вредны для здоровья? (Ответы детей).
Воспитатель: Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь
не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.
Польза:
• Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге и улучшает память.
• Сахар предотвращает тромбозы, уменьшает риск развития артритов.
• Сахар помогает наладить работу печени и селезенки.
• Сахар делает нас счастливыми.
• Сахар дает нам энергию.
Вред:
• Сладкое портит фигуру, приводит к ожирению.
• Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
• Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень
зрения, приводит к сонливости.
Специально для вас ,ребята, я приготовила леденцы. Но прежде чем угостить вам леденцами, я
хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы
расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?