Напоминание

Программа по основам безопасности жизнедеятельности "Любознайка"


Автор: Рабаданова Джума Курбановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №5" Левокумского муниципального района Ставропольского края
Населённый пункт: п. Кумская Долина, ул. Скокова, 1
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Программа по основам безопасности жизнедеятельности "Любознайка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Принята на педагогическом совете Утверждаю:

№1 от 26.08.2016г. Заведующий МКДОУ

«Детский сад №5»

_______ Н.А. Петрова

Программа

по основам безопасности жизнедеятельности

«Любознайка»

для детей 5 – 7 лет

срок реализации – 1год

Разработана

воспитателем

Рабадановой Д. К.

п. Кумская Долина

2016г.

I. Содержательный раздел.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением

человека

на

земле.

Многие

правила безопасности формировались

с

древнейших

времен.

Со

временем

изменились

условия жизни

человека,

изменились

и

правила безопасности

жизнедеятельности.

Теперь

все

что

нас окружает: движение транспорта на улицах, большое скопление людей,

компьютеризация,

животные

и

растения,

представляет

уг розу

для жизнедеятельности.

Повышенная

ответственность

педагогического

коллектива

за

полноценное

развитие,

эмоциональное

благополучие

и жизнь каждого

ребенка

требует

работы

по

приобщению дошкольников

к

основам

безопасности жизнедеятельности.

П р о г р а м м а

п о

о с н о в а м

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности «Любознайка» разработана

в

соответствии

с

ФГОС

ДО, «Конвенции

о

правах

ребенка»,

«Законом

РФ «Об

образовании» и

предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Главной целью программы является формирование основы безопасного

поведения дошкольников и культуры безопасного поведения у дошкольника в

окружающей среде.

Программа реализует следующие задачи:

Формировать

у детей самостоятельность

и

ответственность

за

свое

поведение;

Научить детей

выполнять

основные

правила

безопасного

поведения:

предвидеть

опасность,

по

возможности

избегать

опасности,

при

необходимости – действовать.

О р г а н и з а ц и я

р а б о т ы

п о программе р а с п р е д е л е н а

п о

тематическим блокам:

Первый блок «Ребенок на улице»

В освоении этого блока ребенок должен изучить правила дорожного

движения,

ребенок

учится

правильно

называть

н ап р а вл е н и е ,

местонахождение предметов, использовать терминологию. Дети знакомятся с

дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ДПС.

Второй блок «Ребенок на природе».

В

реализации

этого

блока

ребенок

знакомится

с

природными

опасностями, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и

здоровья людей. Дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей

среды, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и

живой природе. Педагог учит детей ответственному бережному отношению к

природе. Воспитанники знакомятся с ядовитыми растениями и грибами, учат

правила поведения с животными.

Третий блок «Ребенок дома».

В этом блоке воспитанники знакомятся с предметами домашнего быта,

которые

являются

источниками

опасности

для детей.

Ребенок

должен

усвоить, что некоторыми предметами должен пользоваться только взрослый.

Дети

учатся

действовать

в

экстремальных

ситуациях

в

быту

(уметь

пользоваться телефоном, умение привлечь внимание взрослых и позвать на

помощь

и

др.).

В

рамках

работы

по

ознакомлению детей

с

пожарной

безопасности.

Четвертый блок «Береги здоровье».

Дошкольникам даются представления о том, что здоровье- это одна из

главных

ценностей жизни.

Педагог

способствует

формированию

у детей

здорового образа жизни, развитию представлений полезности физической

активности и личной гигиены. Дошкольники знакомятся с правилами первой

медицинской помощи.

Пятый блок «Береги ребенка»

Реализация

данного

блока

состоит

в

работе

с

родителями,

так

как

эффективность

работы

по

формированию основ

безопасного

поведения

дошкольников обусловлена

положительным

примером

в з р о с л ы х .

Данная программа направлена

на

привлечение

родителей

к

работе

по

формированию у детей навыков безопасного поведения. В данной работе

организуются консультации различного характера, встречи с сотрудниками

ведомственных организаций, праздники и развлечения, выставки пособий и

игр.

Организация

работы

строится

с

учетом

принципов,

которые

взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Принцип системности (работа проводится систематически, весь учебный

год, при гибком распределении материала в течение недели).

Принцип индивидуального подхода (учет индивидуальных особенностей

группы).

Принцип

преемственно сти

взаимодействия

с

ребенком

в

условиях дошкольного учреждения и семьи.

Реализация

содержания программы п р е д с т а в л е н а

в

н а и б о л е е

приемлемых формах работы с детьми дошкольного возраста:

дидактические игры; прогулки; беседы; экскурсии; игры- инсценировки;

игры- беседы, НОД.

Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему

воспитательно-

образовательной

работы

по программе «От

рождения

до

школы» под

редакцией

Веракса,

В.

В.

Гербовой,

Т.

В.

Комаровой.

Материал программы систематизирован и представлен в виде перспективных

планов с приложением конспектов. Разработанное содержание интегрируется

в

различные

виды

детской деятельности:

изобразительную,

театральную,

досуговую.

II. Организационный раздел.

Реализация программы рассчитана на один год курс обучения, который

охватывает следующие возрастные периоды дошкольного возраста.

Возрастная группа, возраст детей, количество мероприятий в месяц.

1 Старшая группа, 5- 6 лет

2 Подготовительная к школе группа, 6- 7 лет

В перспективном планировании включены все пять блоков.

Перспективный

план

работы

с

детьми старшей

группе (5-6

лет).

Месяц, тема, программное содержание

Блок «Ребенок на природе»

Сентябрь

1.

Беседа

на тему: «Умеешь

ли

ты

обращаться

с

животными».

Дать

знания

о

правилах

поведения

при

встрече

с

различными

домашними

животными

и

при

общении

с

ними;

учить детей понимать

состояние

и

поведение животных.

Игра беседа «Берегись насекомых» Дать детям знания правил поведения

при встрече с разными насекомыми.

Октябрь

1

Игра

бе с еда «Съедобные

и

несъедобные

грибы» Закреплять

знания детей о съедобных и несъедобных грибах

2

Теневой

театр «Осторожно,

ядовито!» Учить детей внимательно

относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть

ядовитые. Учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Блок «Ребенок на улице»

Ноябрь

1 Прогулка «Знакомство

с

улицей

Уточнить

представления детей

об

улице,

дороге,

тротуаре,

о

грузовых

и

легковых

автомобилях;

дать

элементарные знания о поведении на улице.

2 Наблюдение за светофором Познакомить детей с работой светофора

Декабрь

1 Беседа «Волшебные полоски» (рисование «зебры»)

Познакомить детей с пешеходным переходом, помочь запомнить для чего

он нужен, где его можно увидеть.

2

Беседа «Катание

на

велосипеде,

самокате,

роликах» Рассмотреть

различные

ситуации,

которые

могут

возникнуть

при

катании детей

на

велосипеде, самокате, роликах. Научить детей правилам поведения в таких

ситуациях.

Блок «Ребенок дома»

Январь

1.

Игра-эстафета «Тушим

пожар» Формировать

у детей элементарные

знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожара.

Познакомить с тушением пожара. Воспитывать ловкость и выносливость.

2

Беседа «Не

ходи

с

чужими

людьми

и

не

разговаривай

с

ними».

Воспитывать у детей чувство самосохранения.

Февраль

1.

Беседа «Не

включай

электрическую

плиту» Знакомить детей

с

предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, учить осторожно

обращаться с электроприборами. Воспитывать привычку слушать старших.

2

Чтение

стихотворения

С.

Маршака «Рассказ

о

неизвестном

герое» Продолжать

знакомить детей

с

таким

явлением,

как

пожар.

В о с п и т ы в а т ь

у в е р е н н о с т ь

в

с в о и х

д е й с т в и я х .

О б о г а щ а т ь

словарь детей новыми понятиями и словами.

Март

1 НОД «Один дома»

Научить детей определять незнакомых людей, как вести себя, если кто-то

звонит в дверь или по телефону; помочь детям запомнить номер полиции.

Развивать у детей навыки безопасного поведения дома (если ребёнок

остался один дома, восприятие, мышление, внимание, память, речь.

Воспитывать у детей чувство самозащиты.

2

НОД «Его

величество-

электричество» Обобщать

знания детей

об

электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и

как

оно

помогает

человеку;

закрепить

правила безопасного поведения

в

обращении с электроприборами в быту.

Блок «Береги здоровье»

Апрель

1.

Игра-

беседа «Спорт

это

здоровье» Дать

представления

об

Олимпийских играх. Развивать интерес к различным видам спорта, желание

заниматься физкультурой. Совершенствовать навыки лепки из пластилина.

2

Развлечение «В

гостях

у

Айболита» Закреплять

знания детей о

культурно- гигиенических навыках, о назначении предметов личной гигиены.

Май

1 НОД «Машенька заблудилась»

Закрепить у детей понятие «заблудился».

Воспитывать основы безопасного поведения в общественных местах.

Развитие связанной речи.

2

Д о с у г « Д о р о г а

к

д о б р о м у

з д о р о в ь ю » Формировать

у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Выделить

навыки

культурно-

гигиенического

поведения.

Закрепить

полученные знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены.

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Перспективный

план

работы

с

детьми

подготовительной

к

школе

группы (6-7 лет).

Месяц, тема, программное содержание

Блок «Ребенок на природе»

Сентябрь

1.

Беседа: «Кошка

и

собака

наши

соседи».

Формирование

у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности.

2

КВН «Не

зная

броду,

не

суйся

в

воду» Обобщать

знания

правил

п о в е д е н и я

в

э к с т р е н н ы х

с и т у а ц и я х ,

з а к р е п л е н и е

правил безопасности поведения во время игр в разное время года.

Октябрь

1 Игра «Ядовитые грибы и ягоды» Дать представления о съедобных и

ядовитых грибах и ягодах. Научить различать грибы по картинкам и тем

признакам, которые приводятся в загадках и в объяснениях педагога.

2

Беседа «Что

надо

знать,

чтобы

избежать

опасности

во

время

грозы» Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы

Блок «Ребенок на улице»

Ноябрь

1

Игротека «Страна

Светофория» Закрепить

умение

применять

полученные знания на практике.

2 «Зачем нужны дорожные знаки» Закрепить знания детей о правилах

поведения на улице, вспомнить дорожные знаки.

Декабрь

1 КВН на тему «Знатоки правил дорожного движения» Обобщить и

конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения,

повышать

интерес

к

изучению

правил

дорожного

движения,

способствовать

усвоению

детьми

норм

и

правил

поведения

на

дороге,

развивать чувство взаимопомощи, развивать речь детей.

2

Н ОД «Правила

дорожного

движения» Обобщить

знания детей о

правилах

дорожного

движения,

повышать

интерес

к

изучению

правил

дорожного

движения,

способствовать

усвоению

детьми

норм

и

правил

поведения на дороге.

Блок «Ребенок дома»

Январь

1.

Викторина «Юные

пожарные» Закрепить

знания

п р а в и л

пожарной безопасности, развивать память, сообразительность, находчивость.

2

Игра-

беседа:

«Службы «01» «02» «03» Продолжать

знакомить

со

службами спасения, учить детей распознавать по предложенным картинкам,

по впечатлениям из личного опыта.

Февраль

1.

Беседа: «Что

мы

будем

делать,

когда

остались

дома

одни?».

Предостеречь детей от

контактов

с

незнакомыми

людьми,

способствовать

развитию осторожности в общении с незнакомыми людьми.

2

Н О Д «В

мире

опасных

предметов» Формировать

умение

сосредотачивать

внимание детей

на

опасных

предметах,

встречающихся

в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему

организму.

Обогащать

опыт детей в

умении

использовать

различные

предметы

по

назначению.

Продолжать

расширять

и

активизировать

словарный

запас детей.

Развивать

внимание,

логическое

мышление.

Воспитывать

умение

слушать

воспитателя

и

делать

простейшие

умозаключения.

Март

1

Драматизация «Спичка-

невеличка» Углуб ит ь

и

з а к р е п и т ь

знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков

правильного обращения с ним.

2

Дидактическая

игра «Если

возник

пожар» Продолжать

учить детей

правилам пожарной безопасности.

Блок «Береги здоровье»

Апрель

1. Беседа «Советы Доктора Айболита» Познакомить детей с правилами

здорового

образа жизни.

Развивать

логическое

мышление,

обогащать

речь детей. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Формировать

у детей первоначальные

навыки

охраны жизни

и

здоровья.

Воспитывать

чувство

взаимовыручки,

стремление

оказать

помощь.

Продолжать

учить

находить

и

называть

геометрические

фигуры.

Воспитывать

интерес

к

художественной литературе.

2

Игровая

ситуация «Таблетки

растут

на

ветке,

таблетки

растут

на

грядке» Познакомить детей с понятием «витамины». Закреплять знания об

овощах и фруктах, об их значении в питании.

Май

1 «Сохрани свое здоровье сам» Учить детей самостоятельно следить за

своим

здоровьем,

знать

несложные

приемы

самооздоровления,

уметь

оказывать

себе

элементарную

помощь.

Прививать любовь к

физическим

упражнениям и самомассажу.

2 Досуг «В здоровом теле - здоровый дух» Формировать у детей любовь

к здоровому образу жизни

Итоги освоения программы:

• Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение,

понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в

быту, на улице, в природе.

• Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами

под присмотром взрослого.

В

совместной

деятельности

с

детьми

в

детском

саду

и

на

улице

соблюдает

правила

безопасного

поведения:

учитывает

настроение,

эмоциональное

и

физическое

состояние

партнеров

по

совместной

деятельности.

• Ребенок владеет основание безопасного поведения. Знает, как позвать

на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес; избегает

контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные

и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с

животными,

соблюдает

правила

дорожного

движения;

поведения

в

транспорте.

Педагогическая оценка усвоения программы проводится на основании

систематических

и

целенаправленных

наблюдений

педагога,

результатов

практической

деятельности.

А

также

с

помощью

методик

«Понимание

сюжетных картинок», «Незаконченные истории».

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы.

Работ а

с

родителями

предполагает:

п а п к и - р а с к л а д у ш к и ,

информационные

стенды,

индивидуальные

консультации,

анкетирование,

буклеты, памятки, совместные с детьми развлечения.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского

сада.

Предложенная

программа

является

вариативной,

то

есть

при

возникновении

необходимости

допускается

корректировка

содержания

и

форм занятий.

Методическое обеспечение программы

Организация предметно-развивающей среды

• уголок безопасности

• разметка на участке детского сада

• светофор

• настольно-печатные, дидактические игры

• иллюстрированный материал

• машины, велосипеды

• маски для инсценировок

• познавательная литература

• раскраски

• художественная литература

• наглядная информация для родителей.

Методы:

• метод убеждения

• игровые и развивающие методы

• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости

• метод эвристических и поисковых ситуаций.

Приемы:

• Рассказ

• Беседа

• Ролевая игра

• Дидактические игры

• Чтение рассказов, стихов

• Рассматривание иллюстраций

• Наблюдение

• Экскурсии

• Целевая прогулка

Виды деятельности:

• Занятие

• Игры различных видов

• Разрешение проблемных ситуаций

• Развлечение и спортивные мероприятия

• Целевые прогулки, экскурсии.

Литература:

1.

Авдеева,

Н.

Н.

Безопасность:

учеб.пособ.

По

основам

безопасности

жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева [и

др. ]. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.

2. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с

правилами дорожного движения) / Т. Ф. Саулина. – Издательство Мозаика-

синтез, 2010.

3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука

безопасности»,

конспекты

занятий,

игры

/

авт.

-сост.

Н.

В.

Коломеец.

Волгоград: Учитель, 2011.

4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста /

Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007.

5.

Аромштам,

М.

Дети

смотрят

мультфильмы.

Психолого-педагогические

заметки / М. Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006.

6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. –

М. : Просвещение, 2001.

7. Бойченко, Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н. А. Бойченко. –

Киев: Радянска школа, 1982.

8. Галич, Г. В. Творческие подходы к процессу обучения детей правилам

дорожного движения с использованием интегрированных занятий (из опыта

работы педагогического коллектива МОУ ДО «Детского сада №3204» САО г.

Омска) / Г. В. Галич, З. И. Ермолова. – Омск, 2003.

9. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф.

Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

10. Комлева, Л. А. Дорога и дети / Л. А. Комлева. – М. : Калан, 1998.

11. Кононова, И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников /

И. В. Кононова. – 3-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2008.

12. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного

возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-н/Д. :Феникс, 2008.

13.

Малашенкова,

В.

А.

Программа

«Природа

и

человек»

/

В.

А.

Малашенкова. – Омск, 1994.

14. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного

возраста / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986.

15. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / авт. -сост. О. В.

Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2006.

16. Сайкина, Е. Г. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических

упражнений для дошкольников и школьников: учебно-методическое пособие

для педагогов школьных и дошкольных учреждений / Е. Г. Сайкина, Ж. Е.

Фирелева. – СПб. : Детство-Пресс, 2005.

17. Усачев, А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. Усачев. – М.

:Аст, 1997.

18.

Шинкарюк,

С.

А.

Правила

безопасности

дома

и

на

улице

/

С.

А.

Шинкарюк. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.

19. Шипицына, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицына. – СПб. : Детство-

Пресс, 1998.



В раздел образования