Автор: Рабаданова Джума Курбановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №5" Левокумского муниципального района Ставропольского края
Населённый пункт: п. Кумская Долина, ул. Скокова, 1
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Программа по основам безопасности жизнедеятельности "Любознайка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Принята на педагогическом совете Утверждаю:
№1 от 26.08.2016г. Заведующий МКДОУ
«Детский сад №5»
_______ Н.А. Петрова
Программа
по основам безопасности жизнедеятельности
«Любознайка»
для детей 5 – 7 лет
срок реализации – 1год
Разработана
воспитателем
Рабадановой Д. К.
п. Кумская Долина
2016г.
I. Содержательный раздел.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением
человека
на
земле.
Многие
правила безопасности формировались
с
древнейших
времен.
Со
временем
изменились
условия жизни
человека,
изменились
и
правила безопасности
жизнедеятельности.
Теперь
все
что
нас окружает: движение транспорта на улицах, большое скопление людей,
компьютеризация,
животные
и
растения,
представляет
уг розу
для жизнедеятельности.
Повышенная
ответственность
педагогического
коллектива
за
полноценное
развитие,
эмоциональное
благополучие
и жизнь каждого
ребенка
требует
работы
по
приобщению дошкольников
к
основам
безопасности жизнедеятельности.
П р о г р а м м а
п о
о с н о в а м
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности «Любознайка» разработана
в
соответствии
с
ФГОС
ДО, «Конвенции
о
правах
ребенка»,
«Законом
РФ «Об
образовании» и
предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Главной целью программы является формирование основы безопасного
поведения дошкольников и культуры безопасного поведения у дошкольника в
окружающей среде.
Программа реализует следующие задачи:
Формировать
у детей самостоятельность
и
ответственность
за
свое
поведение;
Научить детей
выполнять
основные
правила
безопасного
поведения:
предвидеть
опасность,
по
возможности
избегать
опасности,
при
необходимости – действовать.
О р г а н и з а ц и я
р а б о т ы
п о программе р а с п р е д е л е н а
п о
тематическим блокам:
Первый блок «Ребенок на улице»
В освоении этого блока ребенок должен изучить правила дорожного
движения,
ребенок
учится
правильно
называть
н ап р а вл е н и е ,
местонахождение предметов, использовать терминологию. Дети знакомятся с
дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ДПС.
Второй блок «Ребенок на природе».
В
реализации
этого
блока
ребенок
знакомится
с
природными
опасностями, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и
здоровья людей. Дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей
среды, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и
живой природе. Педагог учит детей ответственному бережному отношению к
природе. Воспитанники знакомятся с ядовитыми растениями и грибами, учат
правила поведения с животными.
Третий блок «Ребенок дома».
В этом блоке воспитанники знакомятся с предметами домашнего быта,
которые
являются
источниками
опасности
для детей.
Ребенок
должен
усвоить, что некоторыми предметами должен пользоваться только взрослый.
Дети
учатся
действовать
в
экстремальных
ситуациях
в
быту
(уметь
пользоваться телефоном, умение привлечь внимание взрослых и позвать на
помощь
и
др.).
В
рамках
работы
по
ознакомлению детей
с
пожарной
безопасности.
Четвертый блок «Береги здоровье».
Дошкольникам даются представления о том, что здоровье- это одна из
главных
ценностей жизни.
Педагог
способствует
формированию
у детей
здорового образа жизни, развитию представлений полезности физической
активности и личной гигиены. Дошкольники знакомятся с правилами первой
медицинской помощи.
Пятый блок «Береги ребенка»
Реализация
данного
блока
состоит
в
работе
с
родителями,
так
как
эффективность
работы
по
формированию основ
безопасного
поведения
дошкольников обусловлена
положительным
примером
в з р о с л ы х .
Данная программа направлена
на
привлечение
родителей
к
работе
по
формированию у детей навыков безопасного поведения. В данной работе
организуются консультации различного характера, встречи с сотрудниками
ведомственных организаций, праздники и развлечения, выставки пособий и
игр.
Организация
работы
строится
с
учетом
принципов,
которые
взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Принцип системности (работа проводится систематически, весь учебный
год, при гибком распределении материала в течение недели).
Принцип индивидуального подхода (учет индивидуальных особенностей
группы).
Принцип
преемственно сти
взаимодействия
с
ребенком
в
условиях дошкольного учреждения и семьи.
Реализация
содержания программы п р е д с т а в л е н а
в
н а и б о л е е
приемлемых формах работы с детьми дошкольного возраста:
дидактические игры; прогулки; беседы; экскурсии; игры- инсценировки;
игры- беседы, НОД.
Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему
воспитательно-
образовательной
работы
по программе «От
рождения
до
школы» под
редакцией
Веракса,
В.
В.
Гербовой,
Т.
В.
Комаровой.
Материал программы систематизирован и представлен в виде перспективных
планов с приложением конспектов. Разработанное содержание интегрируется
в
различные
виды
детской деятельности:
изобразительную,
театральную,
досуговую.
II. Организационный раздел.
Реализация программы рассчитана на один год курс обучения, который
охватывает следующие возрастные периоды дошкольного возраста.
Возрастная группа, возраст детей, количество мероприятий в месяц.
1 Старшая группа, 5- 6 лет
2 Подготовительная к школе группа, 6- 7 лет
В перспективном планировании включены все пять блоков.
Перспективный
план
работы
с
детьми старшей
группе (5-6
лет).
Месяц, тема, программное содержание
Блок «Ребенок на природе»
Сентябрь
1.
Беседа
на тему: «Умеешь
ли
ты
обращаться
с
животными».
Дать
знания
о
правилах
поведения
при
встрече
с
различными
домашними
животными
и
при
общении
с
ними;
учить детей понимать
состояние
и
поведение животных.
Игра беседа «Берегись насекомых» Дать детям знания правил поведения
при встрече с разными насекомыми.
Октябрь
1
Игра
бе с еда «Съедобные
и
несъедобные
грибы» Закреплять
знания детей о съедобных и несъедобных грибах
2
Теневой
театр «Осторожно,
ядовито!» Учить детей внимательно
относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть
ядовитые. Учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
Блок «Ребенок на улице»
Ноябрь
1 Прогулка «Знакомство
с
улицей
Уточнить
представления детей
об
улице,
дороге,
тротуаре,
о
грузовых
и
легковых
автомобилях;
дать
элементарные знания о поведении на улице.
2 Наблюдение за светофором Познакомить детей с работой светофора
Декабрь
1 Беседа «Волшебные полоски» (рисование «зебры»)
Познакомить детей с пешеходным переходом, помочь запомнить для чего
он нужен, где его можно увидеть.
2
Беседа «Катание
на
велосипеде,
самокате,
роликах» Рассмотреть
различные
ситуации,
которые
могут
возникнуть
при
катании детей
на
велосипеде, самокате, роликах. Научить детей правилам поведения в таких
ситуациях.
Блок «Ребенок дома»
Январь
1.
Игра-эстафета «Тушим
пожар» Формировать
у детей элементарные
знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожара.
Познакомить с тушением пожара. Воспитывать ловкость и выносливость.
2
Беседа «Не
ходи
с
чужими
людьми
и
не
разговаривай
с
ними».
Воспитывать у детей чувство самосохранения.
Февраль
1.
Беседа «Не
включай
электрическую
плиту» Знакомить детей
с
предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, учить осторожно
обращаться с электроприборами. Воспитывать привычку слушать старших.
2
Чтение
стихотворения
С.
Маршака «Рассказ
о
неизвестном
герое» Продолжать
знакомить детей
с
таким
явлением,
как
пожар.
В о с п и т ы в а т ь
у в е р е н н о с т ь
в
с в о и х
д е й с т в и я х .
О б о г а щ а т ь
словарь детей новыми понятиями и словами.
Март
1 НОД «Один дома»
Научить детей определять незнакомых людей, как вести себя, если кто-то
звонит в дверь или по телефону; помочь детям запомнить номер полиции.
Развивать у детей навыки безопасного поведения дома (если ребёнок
остался один дома, восприятие, мышление, внимание, память, речь.
Воспитывать у детей чувство самозащиты.
2
НОД «Его
величество-
электричество» Обобщать
знания детей
об
электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и
как
оно
помогает
человеку;
закрепить
правила безопасного поведения
в
обращении с электроприборами в быту.
Блок «Береги здоровье»
Апрель
1.
Игра-
беседа «Спорт
–
это
здоровье» Дать
представления
об
Олимпийских играх. Развивать интерес к различным видам спорта, желание
заниматься физкультурой. Совершенствовать навыки лепки из пластилина.
2
Развлечение «В
гостях
у
Айболита» Закреплять
знания детей о
культурно- гигиенических навыках, о назначении предметов личной гигиены.
Май
1 НОД «Машенька заблудилась»
Закрепить у детей понятие «заблудился».
Воспитывать основы безопасного поведения в общественных местах.
Развитие связанной речи.
2
Д о с у г « Д о р о г а
к
д о б р о м у
з д о р о в ь ю » Формировать
у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Выделить
навыки
культурно-
гигиенического
поведения.
Закрепить
полученные знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены.
Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Перспективный
план
работы
с
детьми
подготовительной
к
школе
группы (6-7 лет).
Месяц, тема, программное содержание
Блок «Ребенок на природе»
Сентябрь
1.
Беседа: «Кошка
и
собака
наши
соседи».
Формирование
у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности.
2
КВН «Не
зная
броду,
не
суйся
в
воду» Обобщать
знания
правил
п о в е д е н и я
в
э к с т р е н н ы х
с и т у а ц и я х ,
з а к р е п л е н и е
правил безопасности поведения во время игр в разное время года.
Октябрь
1 Игра «Ядовитые грибы и ягоды» Дать представления о съедобных и
ядовитых грибах и ягодах. Научить различать грибы по картинкам и тем
признакам, которые приводятся в загадках и в объяснениях педагога.
2
Беседа «Что
надо
знать,
чтобы
избежать
опасности
во
время
грозы» Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы
Блок «Ребенок на улице»
Ноябрь
1
Игротека «Страна
Светофория» Закрепить
умение
применять
полученные знания на практике.
2 «Зачем нужны дорожные знаки» Закрепить знания детей о правилах
поведения на улице, вспомнить дорожные знаки.
Декабрь
1 КВН на тему «Знатоки правил дорожного движения» Обобщить и
конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения,
повышать
интерес
к
изучению
правил
дорожного
движения,
способствовать
усвоению
детьми
норм
и
правил
поведения
на
дороге,
развивать чувство взаимопомощи, развивать речь детей.
2
Н ОД «Правила
дорожного
движения» Обобщить
знания детей о
правилах
дорожного
движения,
повышать
интерес
к
изучению
правил
дорожного
движения,
способствовать
усвоению
детьми
норм
и
правил
поведения на дороге.
Блок «Ребенок дома»
Январь
1.
Викторина «Юные
пожарные» Закрепить
знания
п р а в и л
пожарной безопасности, развивать память, сообразительность, находчивость.
2
Игра-
беседа:
«Службы «01» «02» «03» Продолжать
знакомить
со
службами спасения, учить детей распознавать по предложенным картинкам,
по впечатлениям из личного опыта.
Февраль
1.
Беседа: «Что
мы
будем
делать,
когда
остались
дома
одни?».
Предостеречь детей от
контактов
с
незнакомыми
людьми,
способствовать
развитию осторожности в общении с незнакомыми людьми.
2
Н О Д «В
мире
опасных
предметов» Формировать
умение
сосредотачивать
внимание детей
на
опасных
предметах,
встречающихся
в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему
организму.
Обогащать
опыт детей в
умении
использовать
различные
предметы
по
назначению.
Продолжать
расширять
и
активизировать
словарный
запас детей.
Развивать
внимание,
логическое
мышление.
Воспитывать
умение
слушать
воспитателя
и
делать
простейшие
умозаключения.
Март
1
Драматизация «Спичка-
невеличка» Углуб ит ь
и
з а к р е п и т ь
знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков
правильного обращения с ним.
2
Дидактическая
игра «Если
возник
пожар» Продолжать
учить детей
правилам пожарной безопасности.
Блок «Береги здоровье»
Апрель
1. Беседа «Советы Доктора Айболита» Познакомить детей с правилами
здорового
образа жизни.
Развивать
логическое
мышление,
обогащать
речь детей. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Формировать
у детей первоначальные
навыки
охраны жизни
и
здоровья.
Воспитывать
чувство
взаимовыручки,
стремление
оказать
помощь.
Продолжать
учить
находить
и
называть
геометрические
фигуры.
Воспитывать
интерес
к
художественной литературе.
2
Игровая
ситуация «Таблетки
растут
на
ветке,
таблетки
растут
на
грядке» Познакомить детей с понятием «витамины». Закреплять знания об
овощах и фруктах, об их значении в питании.
Май
1 «Сохрани свое здоровье сам» Учить детей самостоятельно следить за
своим
здоровьем,
знать
несложные
приемы
самооздоровления,
уметь
оказывать
себе
элементарную
помощь.
Прививать любовь к
физическим
упражнениям и самомассажу.
2 Досуг «В здоровом теле - здоровый дух» Формировать у детей любовь
к здоровому образу жизни
Итоги освоения программы:
• Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение,
понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в
быту, на улице, в природе.
• Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами
под присмотром взрослого.
•
В
совместной
деятельности
с
детьми
в
детском
саду
и
на
улице
соблюдает
правила
безопасного
поведения:
учитывает
настроение,
эмоциональное
и
физическое
состояние
партнеров
по
совместной
деятельности.
• Ребенок владеет основание безопасного поведения. Знает, как позвать
на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес; избегает
контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные
и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с
животными,
соблюдает
правила
дорожного
движения;
поведения
в
транспорте.
Педагогическая оценка усвоения программы проводится на основании
систематических
и
целенаправленных
наблюдений
педагога,
результатов
практической
деятельности.
А
также
с
помощью
методик
«Понимание
сюжетных картинок», «Незаконченные истории».
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы.
Работ а
с
родителями
предполагает:
п а п к и - р а с к л а д у ш к и ,
информационные
стенды,
индивидуальные
консультации,
анкетирование,
буклеты, памятки, совместные с детьми развлечения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского
сада.
Предложенная
программа
является
вариативной,
то
есть
при
возникновении
необходимости
допускается
корректировка
содержания
и
форм занятий.
Методическое обеспечение программы
Организация предметно-развивающей среды
• уголок безопасности
• разметка на участке детского сада
• светофор
• настольно-печатные, дидактические игры
• иллюстрированный материал
• машины, велосипеды
• маски для инсценировок
• познавательная литература
• раскраски
• художественная литература
• наглядная информация для родителей.
Методы:
• метод убеждения
• игровые и развивающие методы
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
Приемы:
• Рассказ
• Беседа
• Ролевая игра
• Дидактические игры
• Чтение рассказов, стихов
• Рассматривание иллюстраций
• Наблюдение
• Экскурсии
• Целевая прогулка
Виды деятельности:
• Занятие
• Игры различных видов
• Разрешение проблемных ситуаций
• Развлечение и спортивные мероприятия
• Целевые прогулки, экскурсии.
Литература:
1.
Авдеева,
Н.
Н.
Безопасность:
учеб.пособ.
По
основам
безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева [и
др. ]. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
2. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с
правилами дорожного движения) / Т. Ф. Саулина. – Издательство Мозаика-
синтез, 2010.
3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука
безопасности»,
конспекты
занятий,
игры
/
авт.
-сост.
Н.
В.
Коломеец.
–
Волгоград: Учитель, 2011.
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста /
Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007.
5.
Аромштам,
М.
Дети
смотрят
мультфильмы.
Психолого-педагогические
заметки / М. Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006.
6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. –
М. : Просвещение, 2001.
7. Бойченко, Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н. А. Бойченко. –
Киев: Радянска школа, 1982.
8. Галич, Г. В. Творческие подходы к процессу обучения детей правилам
дорожного движения с использованием интегрированных занятий (из опыта
работы педагогического коллектива МОУ ДО «Детского сада №3204» САО г.
Омска) / Г. В. Галич, З. И. Ермолова. – Омск, 2003.
9. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф.
Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. Комлева, Л. А. Дорога и дети / Л. А. Комлева. – М. : Калан, 1998.
11. Кононова, И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников /
И. В. Кононова. – 3-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2008.
12. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-н/Д. :Феникс, 2008.
13.
Малашенкова,
В.
А.
Программа
«Природа
и
человек»
/
В.
А.
Малашенкова. – Омск, 1994.
14. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986.
15. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / авт. -сост. О. В.
Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2006.
16. Сайкина, Е. Г. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических
упражнений для дошкольников и школьников: учебно-методическое пособие
для педагогов школьных и дошкольных учреждений / Е. Г. Сайкина, Ж. Е.
Фирелева. – СПб. : Детство-Пресс, 2005.
17. Усачев, А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. Усачев. – М.
:Аст, 1997.
18.
Шинкарюк,
С.
А.
Правила
безопасности
дома
и
на
улице
/
С.
А.
Шинкарюк. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.
19. Шипицына, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицына. – СПб. : Детство-
Пресс, 1998.