Напоминание

"Реализация интегрированной программы "Мастер Клякса" как эффективное средство развития творческих способностей детей"


Автор: Тарасова Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 5 "Родничок"
Населённый пункт: пгт. Песковка
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация интегрированной программы "Мастер Клякса" как эффективное средство развития творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Реализация

интегрированной

программы

«Мастер

Клякса»

как

эффективное средство развития творческих способностей детей»

«Вы хотите, чтобы ваши дети были

способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги

по ступенькам творчества, но …

не опоздайте» Б.П. Никитин

Искусство - одна из важнейших областей духовной жизни человечества,

художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание

мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих

духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в

движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно

этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и

образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль

на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном

возрасте. По словам Я.А.Коменского «Искусство является той сферой, где

возможно проявление способностей и дарований человека»

Художественно-

эстетические

чувства,

как

и

моральные,

не

являются

врождёнными. Они требуют специального обучения и воспитания. Организуя

последовательно

усложняющуюся

систему

заданий,

обучая

детей

художественному, танцевальному и театральному искусству можно добиться

не просто механического выполнения того или иного действия, а проявления

творческой

самостоятельности,

самовыражения

в

различных

видах

творчества.

В

связи

с

этим

возникла

необходимость

организации

специальной деятельности для реализации творческих проявлений детей,

роль

которой,

на

мой

взгляд,

успешно

выполняет

изобразительная

деятельность.

Так,

как

она

тесно

связана

с

другими

видами

искусства

необходимость

систематизировать её в едином педагогическом процессе, очевидна.

Таким

образом,

возникла

идея

создания

программы

на

основе

синтеза

искусств.

Ознакомившись

с

содержанием

и

идеями

работы

выдающихся

педагогов

в

области

художественно

эстетического

развития

ребёнка

и

основываясь на собственном опыте работы, мною была создана программа

«Мастер Клякса». В основу её создания легли идеи Т.А.Копцевой (программа

«Природа и художник»), С Л Слуцкой (программа «Танцевальная мозаика») и

Е.В.Мигуновой

(методическое

пособие

«Организация

театральной

деятельности

в

детском

саду»)

Программа

имеет

художественно

эстетическую направленность, рассчитана на детей старшего дошкольного

возраста, на два года обучения.

Целью программы является эмоционально-творческое развитие посредством

интегративного

воздействия

искусств:

изобразительного

искусства,

танца,

театра.

Работ а

проводилась

в

соответ ствии

с

четырьмя

о с н о в н ы м и

взаимосвязанными этапами.

1.Диагностический:

- выявление основных компонентов развития творческих способностей детей

дошкольного

возраста

на

основе

анализа

методико-педагогической

литературы;

- диагностика для выявления творческих способностей детей.

2. Теоретический:

- изучение теоретических вопросов проблемы

- предварительная работа, сбор материалов;

- организация работы творческой студии «Родничок»

3.Практический:

- оформление методических пособий, разработка программы;

- наработка практического материала;

- установление взаимосвязи в работе с социумом;

- разработка педагогических проектов.

4. Итоговый:

- диагностика результатов работы

- выступление с обобщённым опытом на совете педагогов.

Новизна

программы

заключается

в

синтезе

искусств,

в

интеграции

содержания разных образовательных областей, видов детской деятельности.

Ведущую роль в реализации поставленной цели выполняет изобразительная

деятельность.

Структура

программы

состоит

из

четырёх

тематических

блоков.

В первом блоке используются средства живописи, танца, театрализованной

игры, которые помогают раскрыть детям сущность человека, осознать свою

индивидуальность,

познакомить

с

жанром

живописи

портретом,

с

творчеством известных художников – портретистов. Даются знания о законах

цветоведения.

Во втором блоке раскрываются темы живой и неживой природы у детей

формируется представлени о понятии «флора» и «фауна». Дети знакомятся с

жанром

живописи

-

пейзаж,

натюрморт;

с

творчеством

художников-

анималистов, учатся при

помощи художественных средств, танца, игр –

драматизаций передавать повадки, пластику движения животных, составлять

композицию, подбирать колорит изображения.

В

третьем

блоке

дети

знакомятся

с

творением

рук

человеческих,

с

особенностями

национальной

культуры,

архитектуры,

со

скульптурой

больших

и

малых

форм;

с

фольклорными

танцами,

разнообразием

национальных танцевальных ритмов, театров.

В

четвёртом

блоке

дети

знакомятся

с

творчеством

художников

иллюстраторов и современными направлениями в

искусстве:

авангард,

боди- арт, хип – хоп, мини –мюзикл.

Темы блоков реализуются в трёх направлениях: обучение детей живописи,

художественно-театральный

дизайн,

танцевально-игровая

хореография.

Образовательная

деятельность

организуется

в

виде

интегрированных

кружковых занятий и проводится во вторую половину дня один раз в неделю.

В направлении «Маленький художник» реализуются задачи по обучению

детей изобразительному искусству, а для усиления эмоционального

воздействия используется музыка, танцевальные этюды, приёмы театральной

деятельности.

В направлении художественно – театрального дизайна «Сказочная мода»

работа строится на ознакомлении с художественной литературой,

театральной деятельностью и дизайн – деятельностью. Дети учатся создавать

художественные образы и изделия декоративно – прикладного искусства для

героев сказок, занятия сопровождаются музыкой, танцами, театральными

миниатюрами.

На занятиях игровой ритмики «Танцевальная мозаика», где дети получают

азы танцевально- игровой хореографии, включаются театральные игры,

используются нетрадиционные приёмы рисования.

Закрепление

знаний

по

тематическому

блоку

проходит

на

итоговых

мероприятиях,

которое

включает

в

себя

интеграцию

детских

видов

деятельности, по окончанию, которого оформляется тематическая выставка

детского творчества.

Работа по реализации программы организуется в двух направлениях. Первое

направление это дети. Второе направление это взрослые. Сюда входит работа

с кадрами и родителями. Наиболее продуктивной формой взаимодействия с

педагогами являются мастер - классы. Где происходит передача

личного

опыта работы своим коллегам. Особенный интерес у родителей вызывает

такая форма работы, как семейные тематические выставки, где они очень

активно самовыражаются.

К программе разработано тематическое планирование по изобразительному

искусству,

перспективное

по

ритмике;

подобрана

картотека

театрально

музыкальных

игр,

этюдов,

упражнений;

изготовлены

игры,

атрибуты,

костюмы.

Важным результатом реализации программы является создание предметно-

пространственной

среды

в

ДОУ

(мини-изостудия,

выставочные

галереи,

дизайн ДОУ, в группах уголки творчества).

Программа

апробирована

и

даёт

положительные

результаты

в

развитии

творческих

способностей

детей.

За

активное

участие

в

общественных

мероприятиях посёлка, района дети и родители отмечены благодарностями и

грамотами.

В перспективе планируется создание рабочей тетради к программе.

Таким образом, если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства,

основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности

ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и

жизни; воспитывать стремления самому участвовать в преобразовании

окружающего мира по законам красоты, то будет достигнута ключевая роль

эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой,

эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием,

задатками художественной культуры, творческими способностями к

индивидуальному самовыражению через различные формы творческой

деятельности.



В раздел образования