Автор: Тарасова Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 5 "Родничок"
Населённый пункт: пгт. Песковка
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация интегрированной программы "Мастер Клякса" как эффективное средство развития творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование
«Реализация
интегрированной
программы
«Мастер
Клякса»
как
эффективное средство развития творческих способностей детей»
«Вы хотите, чтобы ваши дети были
способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги
по ступенькам творчества, но …
не опоздайте» Б.П. Никитин
Искусство - одна из важнейших областей духовной жизни человечества,
художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание
мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих
духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в
движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно
этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и
образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль
на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном
возрасте. По словам Я.А.Коменского «Искусство является той сферой, где
возможно проявление способностей и дарований человека»
Художественно-
эстетические
чувства,
как
и
моральные,
не
являются
врождёнными. Они требуют специального обучения и воспитания. Организуя
последовательно
усложняющуюся
систему
заданий,
обучая
детей
художественному, танцевальному и театральному искусству можно добиться
не просто механического выполнения того или иного действия, а проявления
творческой
самостоятельности,
самовыражения
в
различных
видах
творчества.
В
связи
с
этим
возникла
необходимость
организации
специальной деятельности для реализации творческих проявлений детей,
роль
которой,
на
мой
взгляд,
успешно
выполняет
изобразительная
деятельность.
Так,
как
она
тесно
связана
с
другими
видами
искусства
необходимость
систематизировать её в едином педагогическом процессе, очевидна.
Таким
образом,
возникла
идея
создания
программы
на
основе
синтеза
искусств.
Ознакомившись
с
содержанием
и
идеями
работы
выдающихся
педагогов
в
области
художественно
–
эстетического
развития
ребёнка
и
основываясь на собственном опыте работы, мною была создана программа
«Мастер Клякса». В основу её создания легли идеи Т.А.Копцевой (программа
«Природа и художник»), С Л Слуцкой (программа «Танцевальная мозаика») и
Е.В.Мигуновой
(методическое
пособие
«Организация
театральной
деятельности
в
детском
саду»)
Программа
имеет
художественно
–
эстетическую направленность, рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста, на два года обучения.
Целью программы является эмоционально-творческое развитие посредством
интегративного
воздействия
искусств:
изобразительного
искусства,
танца,
театра.
Работ а
проводилась
в
соответ ствии
с
четырьмя
о с н о в н ы м и
взаимосвязанными этапами.
1.Диагностический:
- выявление основных компонентов развития творческих способностей детей
дошкольного
возраста
на
основе
анализа
методико-педагогической
литературы;
- диагностика для выявления творческих способностей детей.
2. Теоретический:
- изучение теоретических вопросов проблемы
- предварительная работа, сбор материалов;
- организация работы творческой студии «Родничок»
3.Практический:
- оформление методических пособий, разработка программы;
- наработка практического материала;
- установление взаимосвязи в работе с социумом;
- разработка педагогических проектов.
4. Итоговый:
- диагностика результатов работы
- выступление с обобщённым опытом на совете педагогов.
Новизна
программы
заключается
в
синтезе
искусств,
в
интеграции
содержания разных образовательных областей, видов детской деятельности.
Ведущую роль в реализации поставленной цели выполняет изобразительная
деятельность.
Структура
программы
состоит
из
четырёх
тематических
блоков.
В первом блоке используются средства живописи, танца, театрализованной
игры, которые помогают раскрыть детям сущность человека, осознать свою
индивидуальность,
познакомить
с
жанром
живописи
–
портретом,
с
творчеством известных художников – портретистов. Даются знания о законах
цветоведения.
Во втором блоке раскрываются темы живой и неживой природы у детей
формируется представлени о понятии «флора» и «фауна». Дети знакомятся с
жанром
живописи
-
пейзаж,
натюрморт;
с
творчеством
художников-
анималистов, учатся при
помощи художественных средств, танца, игр –
драматизаций передавать повадки, пластику движения животных, составлять
композицию, подбирать колорит изображения.
В
третьем
блоке
дети
знакомятся
с
творением
рук
человеческих,
с
особенностями
национальной
культуры,
архитектуры,
со
скульптурой
больших
и
малых
форм;
с
фольклорными
танцами,
разнообразием
национальных танцевальных ритмов, театров.
В
четвёртом
блоке
дети
знакомятся
с
творчеством
художников
–
иллюстраторов и современными направлениями в
искусстве:
авангард,
боди- арт, хип – хоп, мини –мюзикл.
Темы блоков реализуются в трёх направлениях: обучение детей живописи,
художественно-театральный
дизайн,
танцевально-игровая
хореография.
Образовательная
деятельность
организуется
в
виде
интегрированных
кружковых занятий и проводится во вторую половину дня один раз в неделю.
В направлении «Маленький художник» реализуются задачи по обучению
детей изобразительному искусству, а для усиления эмоционального
воздействия используется музыка, танцевальные этюды, приёмы театральной
деятельности.
В направлении художественно – театрального дизайна «Сказочная мода»
работа строится на ознакомлении с художественной литературой,
театральной деятельностью и дизайн – деятельностью. Дети учатся создавать
художественные образы и изделия декоративно – прикладного искусства для
героев сказок, занятия сопровождаются музыкой, танцами, театральными
миниатюрами.
На занятиях игровой ритмики «Танцевальная мозаика», где дети получают
азы танцевально- игровой хореографии, включаются театральные игры,
используются нетрадиционные приёмы рисования.
Закрепление
знаний
по
тематическому
блоку
проходит
на
итоговых
мероприятиях,
которое
включает
в
себя
интеграцию
детских
видов
деятельности, по окончанию, которого оформляется тематическая выставка
детского творчества.
Работа по реализации программы организуется в двух направлениях. Первое
направление это дети. Второе направление это взрослые. Сюда входит работа
с кадрами и родителями. Наиболее продуктивной формой взаимодействия с
педагогами являются мастер - классы. Где происходит передача
личного
опыта работы своим коллегам. Особенный интерес у родителей вызывает
такая форма работы, как семейные тематические выставки, где они очень
активно самовыражаются.
К программе разработано тематическое планирование по изобразительному
искусству,
перспективное
по
ритмике;
подобрана
картотека
театрально
–
музыкальных
игр,
этюдов,
упражнений;
изготовлены
игры,
атрибуты,
костюмы.
Важным результатом реализации программы является создание предметно-
пространственной
среды
в
ДОУ
(мини-изостудия,
выставочные
галереи,
дизайн ДОУ, в группах уголки творчества).
Программа
апробирована
и
даёт
положительные
результаты
в
развитии
творческих
способностей
детей.
За
активное
участие
в
общественных
мероприятиях посёлка, района дети и родители отмечены благодарностями и
грамотами.
В перспективе планируется создание рабочей тетради к программе.
Таким образом, если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства,
основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности
ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и
жизни; воспитывать стремления самому участвовать в преобразовании
окружающего мира по законам красоты, то будет достигнута ключевая роль
эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой,
эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием,
задатками художественной культуры, творческими способностями к
индивидуальному самовыражению через различные формы творческой
деятельности.