Автор: Логанова Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России
Населённый пункт: Рязнаская область, г. Михайлов
Наименование материала: статья
Тема: "Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими студентами и их родителями"
Раздел: среднее профессиональное
«Программа деятельности классного руководителя со
слабоуспевающими студентами и их родителями»
преподаватель ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России
Логанова Т.С.
Думать легко, а превращать мысли
в действие – самая трудная вещь на свете.
И.В.Гете
Федеральное
казённое
профессиональное
образовательное
учреждение
Михайловский
экономический
колледж-интернат
принадлежит
к
системе
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Предназначен
для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями
здоровья (обслуживающих себя), но есть и возможность обучения на договорной
(платной) основе.
В колледже получают базовый и углубленный уровень подготовки по трём
разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской
Армии.
Здесь
они
проходят
социально-психологическую,
медицинскую
и
профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.
Среднее профессиональное образование – наиболее востребованный в нашем
обществе
уровень
образования.
Профессиональные
средние
знания
в
России
должны
стать
основным
звеном
в
профессиональной
деятельности,
а
средние
профессиональное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и
должна
быть
направлена
модернизация
СПО.
От
выпускника
среднего
профессионального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения
и
навыки,
осознанность
решений,
быстрота
и
точность
выполнения
действий,
ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент
должен
ответственно
относиться
к
учебе,
а
преподаватели
должны
помогать
студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами и сотрудничать с их
родителями.
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на
удовлетворительном
уровне
за
отведённое
время
знаниями,
предусмотренными
учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин.
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых
к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем
умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель
мог
выявить
процесс
неуспеваемости
у
студентов,
ему
необходимо
знать
ряд
типологий неуспевающих студентов.
Как же помочь нашим детям в нелёгком процессе обучения?
слабоуспевающим и неуспевающим
детям с ослабленным здоровьем, и имеющим очень много пропусков?
Каждый
из
нас
может
привести
примеры
из
своей
личной
жизни,
педагогической практики, или просто из истории, так, например, “из-за полной
бездарности” был исключен из школы Эдисон; знаменитый химик Либих, в 14 лет
по неспособности оставил школу, а 21 год стал профессором.
Моя работа с неуспевающими студентами в группе 33 – б, в которой я была
классным руководителем, начиналась с анализа причин неуспеваемости:
Если вы помните, группа была полностью бюджетной, т.е. все ребята имели
группу инвалидности, поэтому основной причиной неуспеваемости было состояние
здоровья.
Да и, по мнению самих студентов выясняя у них причины, которые мешают им
хорошо учиться, были такие причины как: отсутствие мотивации, слабое развитие
волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.
Работу с неуспевающими студентами в группе 33-б, мне было проводить в
принципе очень просто, так как я у них была и классным руководителем и ведущим
преподавателем. Работа с ними проводилась в следующих направлениях:
1.
Педагогическая
профилактика
–
поиски
оптимальных
педагогических
систем,
в
том
числе
применение
активных
методов
и
форм
обучения,
новых
педагогических технологий.
Проводила с ними со 2 курса уроки-презентации, уроки – игры, а в прошлом
году
вместе
с
с
преподавателем
УД
«Налоги
и
налогооболожение»
провели
бинарный урок по бухучету и налогам.
2. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания,
определении вариантов контрольных работ.
3.
Педагогическая
диагностика
–
систематический
контроль
и
оценка
результатов
обучения,
своевременное выявление
пробелов.
Причем
отдельному
студенту больше подходил тот или иной вид контроля. Например, с Георгием А.
чаще общались устно, так как в силу состояния здоровья каллиграфия у него была
никакая. А вот Адели Г. и Игорю Р. больше подходил письменный вид контроля.
4.
Педагогическая
терапия
–
меры
по
устранению
отставаний
в
учебе
(дополнительные занятия). Нередко с ними оставались после пар для проработки
непонятных моментов
5. Закрепление сильных студентов за слабоуспевающими. Так Екатерина Ш.
всегда оказывала помощь Георгию А. и Сергею К., а Александра К. приходила на
помощь в работе с Игорем Р. И Аделей Г.
6.
Специальная
система
домашних
заданий.
Учитывая
индивидуальные
способности и возможности студентов, я задания повышенного уровня сложности
предоставляла студентам, с сильными сторонами учебной деятельности, а задания
пониженного уровня сложности выполняли студенты со слабой стороной учебной.
7.
Воспитательное
воздействие
–
с
неуспевающими
студентами
должна
проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает
и работу с семьей студента.
Необходимость и важность взаимодействия классного руководителя и семьи
очевидны. Социально – психологическая защищенность, успешность достижений
студента зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени
студенты проводят в колледже и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов
и
родителей
не
противоречили
друг
другу,
а
положительно
и
активно
воспринимались воспитанником.
Это
осуществимо,
если
педагоги
и
родители
станут
союзниками
и
единомышленниками,
согласованно
и
заинтересованно
будут
решать
проблемы
воспитания. Что и было в моей практике с группой 33. По результатам работы за
месяц
родители
слабоуспевающих
студентов
звонили
мне
и
справлялись
о
положении
их
чад.
Вместе с
родителями
мы разрабатывали
наши
дальнейшие
действия. Если положение отдельных студентов было крайне тяжелое, то родители
по зову классного руководителя и администрации приезжали в колледж. И уже
проводились индивидуальные беседы с родителями в присутствии их детей. При
которых
мы
совместно
разрабатывали
мероприятия,
по
устранению
задолженностей по тем или иным дисциплинам.
Педагогика
сродни
терапии:
она
всегда
должна
возвращать
ребенку
его
физическое и психическое здоровье. Но всегда ли мы все делаем правильно?
Во время учебного процесса преподаватель и студент попадают в своего рода
треугольник, а мы знаем, что треугольник фигура “жесткая”, то есть неподвижная.
Чаще всего в колледже студент находится, говоря математическим языком, в
“жестком треугольнике”:
студент – родители – преподаватель;
студент – родители – классный руководитель;
студент – родители – администрация;
студент – родители – однокурсники;
студент – классный руководитель – однокурсники.
Какой же выход из создавшейся ситуации?
Как помочь студенту, преподавателям и родителям выйти из “неподвижного
треугольника”?
Если говорить языком математики: “неподвижный треугольник” надо заменить
подвижной фигурой, то есть “ четырехугольником, параллелограммом, а лучше
ромбом”.
Таким
образом,
рождается
идея
создания
индивидуальной образовательной
программы работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих студентов.
Формы организации работы классного руководителя
со слабоуспевающими
студентами и их родителями заключается в следующем:
1.
Проведение
диагностики
в
начале
года
с
целью
выявления
уровня
обученности студента.
2. Использование на занятиях различных видов опроса (устный, письменный,
индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Регулярные и систематические опросы, своевременное выставление оценок,
причем не допускать скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не
имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть
не менее 5-7 студентов).
4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы
студент мог их устранять в дальнейшем)
5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе
контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний
6. Выявление причин неуспеваемости студента через индивидуальные беседы,
при
необходимости
прибегать
к
помощи
психолога,
социального
педагога,
заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей,
собеседование). В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска
уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная,
неуважительная)
7.
Организация
еженедельных
индивидуальных
бесед
родителей
и
преподавателей.
8.
Организация
индивидуальной
беседы
родителей
и
преподавателей
в
присутствии студента.
9. Выполнение индивидуальных домашних заданий по
учебным пособиям,
карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации
успеха.
Причем
выполнение
этих
домашних
работ
следует
контролировать
и
родителям.
10.
Создание
коррекционных
тетрадей.
При
помощи,
которых
будет
происходить обмен информацией между классным руководителем и родителями
студента.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном
раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое
качество
уроков,
реальная
помощь
и
тесный
контакт
всех
членов
семьи
с
педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко
поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути,
для
достижения
высокой
успеваемости
и
прочных
знаний
учащихся
разного
интеллектуального уровня.
Список литературы:
1.
Олешков
М.Ю.,
Уваров
В.М.
Современный
образовательный
процесс:
основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +, 2006
2.
Сергеев
И.С.
Основы
педагогической
деятельности.
–
Санкт-Петербург:
ПИТЕР, 2004
3.
Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. –
М., 2003. – 432 с.
4.
Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М.:
Издательство «Совершенство», 1998.- 42 с.