Напоминание

"Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими студентами и их родителями"


Автор: Логанова Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России
Населённый пункт: Рязнаская область, г. Михайлов
Наименование материала: статья
Тема: "Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими студентами и их родителями"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Программа деятельности классного руководителя со

слабоуспевающими студентами и их родителями»

преподаватель ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России

Логанова Т.С.

Думать легко, а превращать мысли

в действие – самая трудная вещь на свете.

И.В.Гете

Федеральное

казённое

профессиональное

образовательное

учреждение

Михайловский

экономический

колледж-интернат

принадлежит

к

системе

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Предназначен

для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями

здоровья (обслуживающих себя), но есть и возможность обучения на договорной

(платной) основе.

В колледже получают базовый и углубленный уровень подготовки по трём

разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской

Армии.

Здесь

они

проходят

социально-психологическую,

медицинскую

и

профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.

Среднее профессиональное образование – наиболее востребованный в нашем

обществе

уровень

образования.

Профессиональные

средние

знания

в

России

должны

стать

основным

звеном

в

профессиональной

деятельности,

а

средние

профессиональное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и

должна

быть

направлена

модернизация

СПО.

От

выпускника

среднего

профессионального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения

и

навыки,

осознанность

решений,

быстрота

и

точность

выполнения

действий,

ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент

должен

ответственно

относиться

к

учебе,

а

преподаватели

должны

помогать

студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами и сотрудничать с их

родителями.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на

удовлетворительном

уровне

за

отведённое

время

знаниями,

предусмотренными

учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин.

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых

к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем

умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель

мог

выявить

процесс

неуспеваемости

у

студентов,

ему

необходимо

знать

ряд

типологий неуспевающих студентов.

Как же помочь нашим детям в нелёгком процессе обучения?

слабоуспевающим и неуспевающим

детям с ослабленным здоровьем, и имеющим очень много пропусков?

Каждый

из

нас

может

привести

примеры

из

своей

личной

жизни,

педагогической практики, или просто из истории, так, например, “из-за полной

бездарности” был исключен из школы Эдисон; знаменитый химик Либих, в 14 лет

по неспособности оставил школу, а 21 год стал профессором.

Моя работа с неуспевающими студентами в группе 33 – б, в которой я была

классным руководителем, начиналась с анализа причин неуспеваемости:

Если вы помните, группа была полностью бюджетной, т.е. все ребята имели

группу инвалидности, поэтому основной причиной неуспеваемости было состояние

здоровья.

Да и, по мнению самих студентов выясняя у них причины, которые мешают им

хорошо учиться, были такие причины как: отсутствие мотивации, слабое развитие

волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Работу с неуспевающими студентами в группе 33-б, мне было проводить в

принципе очень просто, так как я у них была и классным руководителем и ведущим

преподавателем. Работа с ними проводилась в следующих направлениях:

1.

Педагогическая

профилактика

поиски

оптимальных

педагогических

систем,

в

том

числе

применение

активных

методов

и

форм

обучения,

новых

педагогических технологий.

Проводила с ними со 2 курса уроки-презентации, уроки – игры, а в прошлом

году

вместе

с

с

преподавателем

УД

«Налоги

и

налогооболожение»

провели

бинарный урок по бухучету и налогам.

2. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания,

определении вариантов контрольных работ.

3.

Педагогическая

диагностика

систематический

контроль

и

оценка

результатов

обучения,

своевременное выявление

пробелов.

Причем

отдельному

студенту больше подходил тот или иной вид контроля. Например, с Георгием А.

чаще общались устно, так как в силу состояния здоровья каллиграфия у него была

никакая. А вот Адели Г. и Игорю Р. больше подходил письменный вид контроля.

4.

Педагогическая

терапия

меры

по

устранению

отставаний

в

учебе

(дополнительные занятия). Нередко с ними оставались после пар для проработки

непонятных моментов

5. Закрепление сильных студентов за слабоуспевающими. Так Екатерина Ш.

всегда оказывала помощь Георгию А. и Сергею К., а Александра К. приходила на

помощь в работе с Игорем Р. И Аделей Г.

6.

Специальная

система

домашних

заданий.

Учитывая

индивидуальные

способности и возможности студентов, я задания повышенного уровня сложности

предоставляла студентам, с сильными сторонами учебной деятельности, а задания

пониженного уровня сложности выполняли студенты со слабой стороной учебной.

7.

Воспитательное

воздействие

с

неуспевающими

студентами

должна

проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает

и работу с семьей студента.

Необходимость и важность взаимодействия классного руководителя и семьи

очевидны. Социально – психологическая защищенность, успешность достижений

студента зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени

студенты проводят в колледже и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов

и

родителей

не

противоречили

друг

другу,

а

положительно

и

активно

воспринимались воспитанником.

Это

осуществимо,

если

педагоги

и

родители

станут

союзниками

и

единомышленниками,

согласованно

и

заинтересованно

будут

решать

проблемы

воспитания. Что и было в моей практике с группой 33. По результатам работы за

месяц

родители

слабоуспевающих

студентов

звонили

мне

и

справлялись

о

положении

их

чад.

Вместе с

родителями

мы разрабатывали

наши

дальнейшие

действия. Если положение отдельных студентов было крайне тяжелое, то родители

по зову классного руководителя и администрации приезжали в колледж. И уже

проводились индивидуальные беседы с родителями в присутствии их детей. При

которых

мы

совместно

разрабатывали

мероприятия,

по

устранению

задолженностей по тем или иным дисциплинам.

Педагогика

сродни

терапии:

она

всегда

должна

возвращать

ребенку

его

физическое и психическое здоровье. Но всегда ли мы все делаем правильно?

Во время учебного процесса преподаватель и студент попадают в своего рода

треугольник, а мы знаем, что треугольник фигура “жесткая”, то есть неподвижная.

Чаще всего в колледже студент находится, говоря математическим языком, в

“жестком треугольнике”:

студент – родители – преподаватель;

студент – родители – классный руководитель;

студент – родители – администрация;

студент – родители – однокурсники;

студент – классный руководитель – однокурсники.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Как помочь студенту, преподавателям и родителям выйти из “неподвижного

треугольника”?

Если говорить языком математики: “неподвижный треугольник” надо заменить

подвижной фигурой, то есть “ четырехугольником, параллелограммом, а лучше

ромбом”.

Таким

образом,

рождается

идея

создания

индивидуальной образовательной

программы работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих студентов.

Формы организации работы классного руководителя

со слабоуспевающими

студентами и их родителями заключается в следующем:

1.

Проведение

диагностики

в

начале

года

с

целью

выявления

уровня

обученности студента.

2. Использование на занятиях различных видов опроса (устный, письменный,

индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярные и систематические опросы, своевременное выставление оценок,

причем не допускать скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не

имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть

не менее 5-7 студентов).

4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы

студент мог их устранять в дальнейшем)

5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе

контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний

6. Выявление причин неуспеваемости студента через индивидуальные беседы,

при

необходимости

прибегать

к

помощи

психолога,

социального

педагога,

заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей,

собеседование). В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска

уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная,

неуважительная)

7.

Организация

еженедельных

индивидуальных

бесед

родителей

и

преподавателей.

8.

Организация

индивидуальной

беседы

родителей

и

преподавателей

в

присутствии студента.

9. Выполнение индивидуальных домашних заданий по

учебным пособиям,

карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации

успеха.

Причем

выполнение

этих

домашних

работ

следует

контролировать

и

родителям.

10.

Создание

коррекционных

тетрадей.

При

помощи,

которых

будет

происходить обмен информацией между классным руководителем и родителями

студента.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном

раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое

качество

уроков,

реальная

помощь

и

тесный

контакт

всех

членов

семьи

с

педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко

поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути,

для

достижения

высокой

успеваемости

и

прочных

знаний

учащихся

разного

интеллектуального уровня.

Список литературы:

1.

Олешков

М.Ю.,

Уваров

В.М.

Современный

образовательный

процесс:

основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +, 2006

2.

Сергеев

И.С.

Основы

педагогической

деятельности.

Санкт-Петербург:

ПИТЕР, 2004

3.

Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. –

М., 2003. – 432 с.

4.

Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М.:

Издательство «Совершенство», 1998.- 42 с.



В раздел образования