Автор: Филипповская Людмила Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: элективный курс "Основы здорового образа жизни"
Раздел: среднее образование
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО Заместитель Руководитель МБОУ
______/Фазлутдинова Р.Г. директора по УВР СОШ № 3
Ф. И. О. МБОУ СОШ №3 __/Кручинкина Е.В.
Протокол № ______ от ______/Яковлева С.В.
«_____»_________20__г. Приказ № _______от
«____» ____________20__г. «____»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы здорового образа жизни», 5 класс
Рабочую программу
по учебному курсу разработала
Филипповская Л.В.,
учитель биологии
МБОУ СОШ №3
высшей категории
2016-2017 учебный год
I.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
КУРСА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» 5
КЛАСС
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Основы здорового
образа жизни» О.Б.Носаченко, г.Новосибирск, 2013 год.
Цели курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной
реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к
возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для
создания
семейных
отношений
и
воспитания
детей,
формирование
потребности
в
здоровом
образе
жизни,
навыков
гигиены
и
профилактики
заболеваний,
ухода
за
больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Школьный
курс «Основы здорового образа жизни» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому
и нравственному самосовершенствованию.
Введение (1 ч)
Здоровый образ жизни и пути его формирования. Понятие о ЗОЖе. Кто такой здоровый человек.
Основные понятия: здоровье; ЗОЖ; здоровый человек.
1. Основы рационального питания (9 ч)
Питание и здоровье. Составление суточного рациона. Витаминная и минеральная азбука.
Вода и напитки. Переедание и ожирение. Как правильно приготовить пищу. Продукты
питания в магазинах и на рынке. Полезная еда. ГМ-продукты. Культура приёма пищи.
Основные
понятия: рациональное питание; суточный рацион; витамины; минералы;
консервирование; переедание; ожирение.
Практическая работа №1 «Составление суточного пищевого рациона школьника»
Практическая работа №2 «О чём может рассказать упаковка»
2. Личная гигиена (5 ч)
Личная
гигиена.
Секрет
чистых
рук.
Кожа
и
её
функции.
Профилактика
кожных
заболеваний. Ногти, волосы и уход за ними. Органы ротовой полости. Гигиена полости
рта.
Основные
понятия: гигиена; ротовая полость; молочные и постоянные зубы; кариес;
поры кожи; эпидермис; дерма; пигмент.
Практическая работа №3 «Найди человека»
3. Режим дня, учёбы и отдыха (2 ч)
Режим дня школьника. Сон и его значение для здоровья.
Основные понятия: режим, или распорядок дня; сон; сновидения; фазы сна.
Практическая работа №4 «Составление режима дня»
4. Значение закаливания и физкультуры для сохранения здоровья (7 ч)
Влияние высоких температур на организм. Влияние низких температур на организм.
Вирусные инфекции и их профилактика. Закаливание. Физическая культура и здоровье.
Гигиена позвоночника. Травматизм и его профилактика.
Основные
понятия: термические и химические ожоги; тепловой и солнечный удары;
переохлаждение;
обморожения;
травма
и
травматизм;
осанка;
сколиоз;
закаливание;
гиподинамия; грипп; вакцина.
Практическая работа №5 «Определение гибкости позвоночника»
5. Безопасность в быту и окружающей среде (6 ч)
Отравление и его профилактика. Что нужно знать о лекарствах. Правила безопасного
поведения
на
воде.
Предосторожности
при
общении
с
животными.
Животные-
переносчики заболеваний. Внутренняя боль и её опасность.
Основные понятия: отравление; утопление; непрямой массаж сердца; искусственное
дыхание; бродячие животные; внутренняя боль.
6. Вредные привычки и здоровье (3 ч)
О вреде курения. О вреде алкоголя. О наркотической зависимости.
Основные понятия: табакокурение; зависимость; алкоголизм; наркомания; токсикомания.
Обобщающее занятие (1 час)
Обобщение и систематизирование знаний учащихся.
Формы организации учебных занятий
– урок, учебная экскурсия, практикум с использование лабораторного оборудования,
справочников, Интернета, «метод проектов»
Технологии обучения: личностно-ориентированные, разноуровневого обучения,
социально-коммуникативные, игрового обучения, ТРКМ, организация
исследовательской деятельности, ИКТ-технология.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя,
пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в
парах, работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Основные виды учебной деятельности
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в
устной
и
письменной форме;
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое
чтение;
понимание
и
адекватная
оценка
языка
средств
массовой
информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую
группу
общеучебных
универсальных
действий
составляют
знаково-
символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество практических работ – 5
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
проведения
Введение
1
1
Здоровый образ жизни и пути его формирования. Понятие
о ЗОЖе.
1
1. Основы рационального питания
9
2
Питание и здоровье. Составление суточного рациона.
П / р
№ 1 «Составление
суточного
пищевого
рациона
школьника»
1
3
Витаминная и минеральная азбука.
1
4
Вода и напитки.
1
5
Обжора Робин Бобин Барабек.
1
6
Как правильно приготовить пищу.
1
7
Продукты питания в магазинах и на рынке.
П/р №2 «О чём может рассказать упаковка»
1
8
Полезная еда.
1
9
Что такое ГМО?
1
10
Культура приёма пищи.
1
2. Личная гигиена
5
11
Личная гигиена. П/р №3 «Найди человека»
1
12
Секрет чистых рук.
1
13
Кожа и её функции. Профилактика кожных заболеваний.
1
14
Ногти, волосы и уход за ними.
1
15
Органы ротовой полости. Гигиена полости рта.
1
3. Режим дня, учёбы и отдыха
2
16
Режим дня школьника.
П/р №4 «Составление режима дня»
1
17
Сон и его значение для здоровья.
1
4.
Значение
закаливания
и
физкультуры
для
сохранения здоровья
7
18
Влияние высоких температур на организм.
1
19
Влияние низких температур на организм.
1
20
Вирусные инфекции и их профилактика.
1
21
Закаливание.
1
22
Физическая культура и здоровье.
1
23
Гигиена позвоночника.
П/р №5 «Определение гибкости позвоночника»
1
24
Травматизм и его профилактика.
1
5. Безопасность в быту и окружающей среде
6
25
Отравление и его профилактика.
1
26
Что нужно знать о лекарствах.
1
27
Правила безопасного поведения на воде.
1
28
Предосторожности при общении с животными.
1
29
Животные-переносчики заболеваний.
1
30
Внутренняя боль и её опасность.
1
6. Вредные привычки и здоровье
3
31
О вреде курения.
1
32
О вреде алкоголя.
1
33
О наркотической зависимости.
1
Обобщающее занятие
1
34
Обобщение и систематизирование знаний учащихся.
1
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Обучающиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
• знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
1) умение наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными результатами освоения программы являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей
среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основ здорового образа жизни;
анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.
З. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Одним из важных методов контроля
ЗУН является планомерное систематическое
лонгитюдное наблюдение за учащимися на уроках и вне
уроков. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к
учащимся путём применения различных методов
обучения и воспитания, проверки ЗУН, составления и реализации индивидуальных
валеологических программ.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих
составляющих, в частности, от:
-
активного участия в этом процессе самих учащихся;
-
создания здоровьесберегающей среды;
-
высокий профессионализм компетентности и грамотности педагогов;
-
планомерной работы с родителями;
-
тесное сотрудничество с социально-культурной сферой города.