Напоминание

элективный курс "Основы здорового образа жизни"


Автор: Филипповская Людмила Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: элективный курс "Основы здорового образа жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО Заместитель Руководитель МБОУ

______/Фазлутдинова Р.Г. директора по УВР СОШ № 3

Ф. И. О. МБОУ СОШ №3 __/Кручинкина Е.В.

Протокол № ______ от ______/Яковлева С.В.

«_____»_________20__г. Приказ № _______от

«____» ____________20__г. «____»_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Основы здорового образа жизни», 5 класс

Рабочую программу

по учебному курсу разработала

Филипповская Л.В.,

учитель биологии

МБОУ СОШ №3

высшей категории

2016-2017 учебный год

I.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КУРСА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» 5

КЛАСС

Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Основы здорового

образа жизни» О.Б.Носаченко, г.Новосибирск, 2013 год.

Цели курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной

реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к

возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для

создания

семейных

отношений

и

воспитания

детей,

формирование

потребности

в

здоровом

образе

жизни,

навыков

гигиены

и

профилактики

заболеваний,

ухода

за

больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Школьный

курс «Основы здорового образа жизни» ставит следующие задачи:

- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому

и нравственному самосовершенствованию.

Введение (1 ч)

Здоровый образ жизни и пути его формирования. Понятие о ЗОЖе. Кто такой здоровый человек.

Основные понятия: здоровье; ЗОЖ; здоровый человек.

1. Основы рационального питания (9 ч)

Питание и здоровье. Составление суточного рациона. Витаминная и минеральная азбука.

Вода и напитки. Переедание и ожирение. Как правильно приготовить пищу. Продукты

питания в магазинах и на рынке. Полезная еда. ГМ-продукты. Культура приёма пищи.

Основные

понятия: рациональное питание; суточный рацион; витамины; минералы;

консервирование; переедание; ожирение.

Практическая работа №1 «Составление суточного пищевого рациона школьника»

Практическая работа №2 «О чём может рассказать упаковка»

2. Личная гигиена (5 ч)

Личная

гигиена.

Секрет

чистых

рук.

Кожа

и

её

функции.

Профилактика

кожных

заболеваний. Ногти, волосы и уход за ними. Органы ротовой полости. Гигиена полости

рта.

Основные

понятия: гигиена; ротовая полость; молочные и постоянные зубы; кариес;

поры кожи; эпидермис; дерма; пигмент.

Практическая работа №3 «Найди человека»

3. Режим дня, учёбы и отдыха (2 ч)

Режим дня школьника. Сон и его значение для здоровья.

Основные понятия: режим, или распорядок дня; сон; сновидения; фазы сна.

Практическая работа №4 «Составление режима дня»

4. Значение закаливания и физкультуры для сохранения здоровья (7 ч)

Влияние высоких температур на организм. Влияние низких температур на организм.

Вирусные инфекции и их профилактика. Закаливание. Физическая культура и здоровье.

Гигиена позвоночника. Травматизм и его профилактика.

Основные

понятия: термические и химические ожоги; тепловой и солнечный удары;

переохлаждение;

обморожения;

травма

и

травматизм;

осанка;

сколиоз;

закаливание;

гиподинамия; грипп; вакцина.

Практическая работа №5 «Определение гибкости позвоночника»

5. Безопасность в быту и окружающей среде (6 ч)

Отравление и его профилактика. Что нужно знать о лекарствах. Правила безопасного

поведения

на

воде.

Предосторожности

при

общении

с

животными.

Животные-

переносчики заболеваний. Внутренняя боль и её опасность.

Основные понятия: отравление; утопление; непрямой массаж сердца; искусственное

дыхание; бродячие животные; внутренняя боль.

6. Вредные привычки и здоровье (3 ч)

О вреде курения. О вреде алкоголя. О наркотической зависимости.

Основные понятия: табакокурение; зависимость; алкоголизм; наркомания; токсикомания.

Обобщающее занятие (1 час)

Обобщение и систематизирование знаний учащихся.

Формы организации учебных занятий

урок, учебная экскурсия, практикум с использование лабораторного оборудования,

справочников, Интернета, «метод проектов»

Технологии обучения: личностно-ориентированные, разноуровневого обучения,

социально-коммуникативные, игрового обучения, ТРКМ, организация

исследовательской деятельности, ИКТ-технология.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя,

пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в

парах, работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Основные виды учебной деятельности

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск

и

выделение

необходимой

информации;

применение

методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное

и

произвольное

построение

речевого

высказывания

в

устной

и

письменной форме;

выбор

наиболее

эффективных

способов

решения

задач

в

зависимости

от

конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

смысловое

чтение;

понимание

и

адекватная

оценка

языка

средств

массовой

информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую

группу

общеучебных

универсальных

действий

составляют

знаково-

символические действия:

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную

предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ;

синтез;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера.

III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество практических работ – 5

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Введение

1

1

Здоровый образ жизни и пути его формирования. Понятие

о ЗОЖе.

1

1. Основы рационального питания

9

2

Питание и здоровье. Составление суточного рациона.

П / р

№ 1 «Составление

суточного

пищевого

рациона

школьника»

1

3

Витаминная и минеральная азбука.

1

4

Вода и напитки.

1

5

Обжора Робин Бобин Барабек.

1

6

Как правильно приготовить пищу.

1

7

Продукты питания в магазинах и на рынке.

П/р №2 «О чём может рассказать упаковка»

1

8

Полезная еда.

1

9

Что такое ГМО?

1

10

Культура приёма пищи.

1

2. Личная гигиена

5

11

Личная гигиена. П/р №3 «Найди человека»

1

12

Секрет чистых рук.

1

13

Кожа и её функции. Профилактика кожных заболеваний.

1

14

Ногти, волосы и уход за ними.

1

15

Органы ротовой полости. Гигиена полости рта.

1

3. Режим дня, учёбы и отдыха

2

16

Режим дня школьника.

П/р №4 «Составление режима дня»

1

17

Сон и его значение для здоровья.

1

4.

Значение

закаливания

и

физкультуры

для

сохранения здоровья

7

18

Влияние высоких температур на организм.

1

19

Влияние низких температур на организм.

1

20

Вирусные инфекции и их профилактика.

1

21

Закаливание.

1

22

Физическая культура и здоровье.

1

23

Гигиена позвоночника.

П/р №5 «Определение гибкости позвоночника»

1

24

Травматизм и его профилактика.

1

5. Безопасность в быту и окружающей среде

6

25

Отравление и его профилактика.

1

26

Что нужно знать о лекарствах.

1

27

Правила безопасного поведения на воде.

1

28

Предосторожности при общении с животными.

1

29

Животные-переносчики заболеваний.

1

30

Внутренняя боль и её опасность.

1

6. Вредные привычки и здоровье

3

31

О вреде курения.

1

32

О вреде алкоголя.

1

33

О наркотической зависимости.

1

Обобщающее занятие

1

34

Обобщение и систематизирование знаний учащихся.

1

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Обучающиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

• знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

1) умение наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,

структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить

биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-

популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

по отношению к здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей

позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать

свою позицию.

Предметными результатами освоения программы являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости

здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей

среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,

бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных

привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических

объектов и процессов; постановка биологических

экспериментов и объяснение их результатов.

2.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основ здорового образа жизни;

анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.

З. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,

спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и

размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения

наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Одним из важных методов контроля

ЗУН является планомерное систематическое

лонгитюдное наблюдение за учащимися на уроках и вне

уроков. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к

учащимся путём применения различных методов

обучения и воспитания, проверки ЗУН, составления и реализации индивидуальных

валеологических программ.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих

составляющих, в частности, от:

-

активного участия в этом процессе самих учащихся;

-

создания здоровьесберегающей среды;

-

высокий профессионализм компетентности и грамотности педагогов;

-

планомерной работы с родителями;

-

тесное сотрудничество с социально-культурной сферой города.



В раздел образования