Авторы: Сосновская Лариса Викторовна, Корешкова Анжелика Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель математики
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат полиции"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся
Раздел: полное образование
Роль классного руководителя в организации гражданско-
патриотического воспитания учащихся
Сосновская
Лариса
Викторовна/Sosnovskaja
Larisa
Viktorovna-
учитель
русского
языка
и
литературы,
высшая
квалификационная
категория,
ГБ
НОУ
«Губернаторская
кадетская
школа
–
интернат
полиции» г.Кемерово.
Корешкова Анжелика Анатольевна/Koreshkova Anzhelika Anatol’evna-
учитель
математики,
высшая
квалификационная
категория,
ГБ
НОУ
«Губернаторская кадетская школа – интернат полиции» г.Кемерово.
Аннотация: статья
посвящена
роли
классного
руководителя
в
организации
гражданско-патриотического
воспитания
учащихся.
Идея
воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня
задачей
государственной
важности. Гражданско-патриотическое
воспитание занимает особое место в работе классного руководителя
нашей
школы,
поскольку
имеет
огромное
значение
в
социально-
гражданском и духовном развитии личности кадета.
Ключевые слова: патриотизм, классный руководитель, гражданско-
патриотическое воспитание, школа, гражданин, Отечество.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала
сегодня задачей государственной важности. В государственной программе
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2011–
2015
годы»
подчёркивается,
что
«система
образования
призвана
обеспечить
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную
и
религиозную
терпимость»,
т.е.
под
патриотическим
воспитанием
понимается
постепенное
и
неуклонное
формирование
у
граждан
высокого
патриотического
сознания,
чувства
верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
гражданского
долга
и
конституционных обязанностей по защите Родины.
Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к
Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам
и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и
любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи
с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей
страны.
На
личностном
уровне
патриотизм
выступает
как
важнейшая
устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении,
нравственных идеалах, нормах поведения.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою
Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане
невозможно переоценить.
Гражданско-патриотическое
воспитание
занимает
особое
место
в
работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное
значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета.
Оно
направлено
на
развитие
интереса
к
воинским
специальностям
и
формирование
готовности
кадет
к
достойному
служению
обществу
и
государству.
Патриотическое
воспитание
в
современных
условиях
-
это
целенаправленный,
нравственно
обусловленный
процесс
подготовки
подрастающего
поколения
к
функционированию
и
взаимодействию
в
условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в
управлении
социально
ценными
делами,
к
реализации
прав
и
обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический,
нравственный
и
правовой
выбор,
за
максимальное
развитие
своих
способностей
в
целях
достижения
жизненного
успеха.
Духовно-
нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и
развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей
страны.
В
последнее
десятилетие
в
российском
обществе
произошли
изменения,
серьезно
повлиявшие
на
социальную
активность
людей,
требования
к
реализации
личностного
потенциала,
определение
жизненных
позиций.
Глобальные
изменения
приоритетов
в
государственном устройстве России, ориентированном на восстановление
духовных
и
интеллектуальных
ценностей
личности
обусловили
формирование
социального
заказа
на
возрождение
Кадетского
образования.
В
традиционном
русском
понимании
слово
«кадет»
трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души,
воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической
истории нашего Отечества.
В школе реализуются следующие программы:
Программа «Мое Отечество»
Цель:
осознание
обучающимися
ценности
причастности
к
судьбе
Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
По данному направлению проводятся
-тематические классные часы по изучению истории «большой» и «малой»
Родины,
-встречи с почетными жителями города Кемерово и Кемеровской области,
ветеранами войн, тружениками тыла, знаменитыми гражданами края,
-литературно-музыкальные композиции «Эхо войны»,
-сбор информации по темам «Родной край в годы войны», «Из семейного
архива».
Программа «Я горжусь тобой, Сибирь»
Цель: воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой
Родине.
Эта
программа
предполагает
организацию
деятельности
по
изучению
национальных
традиций,
этнических
культур,
деятельности
детских
общественных
организаций,
воспитание
любви
к
родному
краю,
патриотических
и
гражданских
чувств,
участие
в
управлении
воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию
трудовой
и
профориентационной
деятельности
обучаемых,
воспитание
трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Героико-патриотическое
направление
было
и
остается
одним
из
главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего
поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности,
одним их важных элементов общественного сознания.
Героико-патриотическое
воспитание
-
это
основная
часть
патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических
профессий и знаменательных и исторических дат нашей истории. А также
данное
направление
является
частью
гражданского
воспитания,
базирующегося,
прежде
всего
на
сложившейся
правовой
базе
между
гражданином и государством. Патриотическое
чувство не возникает у
людей
самопроизвольно.
Среда,
образ
жизни
в
семье,
отношения
в
школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Воспитание кадет в
духе
патриотизма
является
основной
частью
воспитательной
работы
в
школе-интернате.
Программа « Я - Гражданин»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности,
активной жизненной позиции.
В условиях становления и развития российского демократического
общества
гражданское
образование
превращается
в
одну
из
самых
актуальных задач школы. Воспитание гражданина своей страны- одно из
главных условий возрождения нации.
Гражданин России - это человек, знающий историю своей
страны,
любящий Родину, активно выполняющий социальные роли, готовый встать
на защиту своего Отечества.
Понятие
«гражданственность»
предполагает
реализацию
личностью
своих
прав
и
обязанностей
по
отношению
к
Отечеству,
своей
малой
Родине, обществу, самому себе. Важно воспитать настоящего гражданина
своей страны, человека с активной жизненной позицией. Программа «Я –
Гражданин» способствует формированию гражданской позиции подростка,
создает условия для его самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Система занятий и мероприятий, проводимых в рамках
реализации
данной
программы,
способствует
усвоению
таких
понятий,
как
патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, правовое поведение.
Содержание
программы
способствует
формированию
социальной
активности
подростков,
формированию
у
них
гражданско-правовой
компетенции,
что
в
свою
очередь
будет
способствовать
складыванию
гражданской компетентности.
Программа «Милосердие»
Цель: приобщение к моральным и духовным ценностям, волонтерская
помощь ветеранам.
Для
достижения
желаемых
результатов
в
данном
направлении
необходимо формирование гражданского сознания и деятельных позиций
личности через активное вовлечение в социальную деятельность, через
изменение школьного климата, развитие самоуправления.
Четыре раза в год для кадет организуются полевые выходы, в рамках
которых каждый из них может получить возможность проверить уровень
своей
физической
подготовки
и
получить
навыки
обращения
со
стрелковым оружием. Нередко полевые занятия проводятся в непростых
условиях - дождь, ветер, однако это не мешает получить необходимые
первоначальные знания по основам военной службы.
Воспитание милосердного отношения к ветеранам войны и труда, к
старшему
поколению,
восстановлению
исторических
событий
в
своем
регионе,
участие
в
сохранении
и
увековечении
памяти
защитников
Отечества
–
все
это
прививается
на
классных
часах
и
внеклассных
мероприятиях.
Литература
1.
Горбунов, В. Школьный музей и воспитание патриотизма [Текст] /
В. Горбунов // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С.17.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской
Федерации
на
2011–2015
годы»,
утвержденная
постановлением
Правительства
РФ
от
5
октября
2010
г.
№795
3 . Евтушенко,
С.
В.
,
Хамитова,
Е.
В. Воспитываем
будущего
гражданина [Текст] / С. В. Евтушенко, Е. В. Хамитова // Учитель
К у з б а с с а .
–
2 0 0 7 .
–
№ 1 .
–
С . 3 2 .
4. Зяблова,
В. Поисковое
движение
как
фактор
гражданско-
патриотического
воспитания
[Текст]
/ В.Зяблова //
Воспитание
ш к о л ь н и к о в .
–
2 0 0 8 .
–
№ 8 .
–
С . 3 .
5. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная
символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б. Н.Серов. – М.: ВАКО,
2005. –
1 9 2
с .
6.
Степанов
П.В.,
Григорьев,
Д.В.
Диагностика
и
мониторинг
процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М.
Л и з и н с к о г о .
-
М . :
А П К
и
П Р О ,
2 0 0 3 . -
8 3 с .
7. Халанская, С. М. Структура работы классного руководителя по
патриотическому воспитанию [Текст] / С. М.Халанская // Классный
руководитель. – 2004. – №3. – С. 15.
8. Печатная версия. Сосновская Л.В., Глухарева А.А., Болтунова С.П.
Роль
классного
руководителя
здоровьесберегающей
педагогике
//
П р о б л е м ы
п е д а г о г и к и .
2 0 1 5 . № 1(2).С..26-31