Напоминание

Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся


Авторы: Сосновская Лариса Викторовна, Корешкова Анжелика Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель математики
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат полиции"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Роль классного руководителя в организации гражданско-

патриотического воспитания учащихся

Сосновская

Лариса

Викторовна/Sosnovskaja

Larisa

Viktorovna-

учитель

русского

языка

и

литературы,

высшая

квалификационная

категория,

ГБ

НОУ

«Губернаторская

кадетская

школа

интернат

полиции» г.Кемерово.

Корешкова Анжелика Анатольевна/Koreshkova Anzhelika Anatol’evna-

учитель

математики,

высшая

квалификационная

категория,

ГБ

НОУ

«Губернаторская кадетская школа – интернат полиции» г.Кемерово.

Аннотация: статья

посвящена

роли

классного

руководителя

в

организации

гражданско-патриотического

воспитания

учащихся.

Идея

воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня

задачей

государственной

важности. Гражданско-патриотическое

воспитание занимает особое место в работе классного руководителя

нашей

школы,

поскольку

имеет

огромное

значение

в

социально-

гражданском и духовном развитии личности кадета.

Ключевые слова: патриотизм, классный руководитель, гражданско-

патриотическое воспитание, школа, гражданин, Отечество.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала

сегодня задачей государственной важности. В государственной программе

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

на

2011–

2015

годы»

подчёркивается,

что

«система

образования

призвана

обеспечить

воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического, социального государства, уважающих права и свободы

личности,

обладающих

высокой

нравственностью

и

проявляющих

национальную

и

религиозную

терпимость»,

т.е.

под

патриотическим

воспитанием

понимается

постепенное

и

неуклонное

формирование

у

граждан

высокого

патриотического

сознания,

чувства

верности

своему

Отечеству,

готовности

к

выполнению

гражданского

долга

и

конституционных обязанностей по защите Родины.

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к

Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам

и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и

любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи

с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей

страны.

На

личностном

уровне

патриотизм

выступает

как

важнейшая

устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении,

нравственных идеалах, нормах поведения.

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою

Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным

страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане

невозможно переоценить.

Гражданско-патриотическое

воспитание

занимает

особое

место

в

работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное

значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета.

Оно

направлено

на

развитие

интереса

к

воинским

специальностям

и

формирование

готовности

кадет

к

достойному

служению

обществу

и

государству.

Патриотическое

воспитание

в

современных

условиях

-

это

целенаправленный,

нравственно

обусловленный

процесс

подготовки

подрастающего

поколения

к

функционированию

и

взаимодействию

в

условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в

управлении

социально

ценными

делами,

к

реализации

прав

и

обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический,

нравственный

и

правовой

выбор,

за

максимальное

развитие

своих

способностей

в

целях

достижения

жизненного

успеха.

Духовно-

нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и

развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей

страны.

В

последнее

десятилетие

в

российском

обществе

произошли

изменения,

серьезно

повлиявшие

на

социальную

активность

людей,

требования

к

реализации

личностного

потенциала,

определение

жизненных

позиций.

Глобальные

изменения

приоритетов

в

государственном устройстве России, ориентированном на восстановление

духовных

и

интеллектуальных

ценностей

личности

обусловили

формирование

социального

заказа

на

возрождение

Кадетского

образования.

В

традиционном

русском

понимании

слово

«кадет»

трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души,

воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической

истории нашего Отечества.

В школе реализуются следующие программы:

Программа «Мое Отечество»

Цель:

осознание

обучающимися

ценности

причастности

к

судьбе

Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

По данному направлению проводятся

-тематические классные часы по изучению истории «большой» и «малой»

Родины,

-встречи с почетными жителями города Кемерово и Кемеровской области,

ветеранами войн, тружениками тыла, знаменитыми гражданами края,

-литературно-музыкальные композиции «Эхо войны»,

-сбор информации по темам «Родной край в годы войны», «Из семейного

архива».

Программа «Я горжусь тобой, Сибирь»

Цель: воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой

Родине.

Эта

программа

предполагает

организацию

деятельности

по

изучению

национальных

традиций,

этнических

культур,

деятельности

детских

общественных

организаций,

воспитание

любви

к

родному

краю,

патриотических

и

гражданских

чувств,

участие

в

управлении

воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию

трудовой

и

профориентационной

деятельности

обучаемых,

воспитание

трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Героико-патриотическое

направление

было

и

остается

одним

из

главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего

поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности,

одним их важных элементов общественного сознания.

Героико-патриотическое

воспитание

-

это

основная

часть

патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических

профессий и знаменательных и исторических дат нашей истории. А также

данное

направление

является

частью

гражданского

воспитания,

базирующегося,

прежде

всего

на

сложившейся

правовой

базе

между

гражданином и государством. Патриотическое

чувство не возникает у

людей

самопроизвольно.

Среда,

образ

жизни

в

семье,

отношения

в

школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Воспитание кадет в

духе

патриотизма

является

основной

частью

воспитательной

работы

в

школе-интернате.

Программа « Я - Гражданин»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности,

активной жизненной позиции.

В условиях становления и развития российского демократического

общества

гражданское

образование

превращается

в

одну

из

самых

актуальных задач школы. Воспитание гражданина своей страны- одно из

главных условий возрождения нации.

Гражданин России - это человек, знающий историю своей

страны,

любящий Родину, активно выполняющий социальные роли, готовый встать

на защиту своего Отечества.

Понятие

«гражданственность»

предполагает

реализацию

личностью

своих

прав

и

обязанностей

по

отношению

к

Отечеству,

своей

малой

Родине, обществу, самому себе. Важно воспитать настоящего гражданина

своей страны, человека с активной жизненной позицией. Программа «Я –

Гражданин» способствует формированию гражданской позиции подростка,

создает условия для его самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Система занятий и мероприятий, проводимых в рамках

реализации

данной

программы,

способствует

усвоению

таких

понятий,

как

патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, правовое поведение.

Содержание

программы

способствует

формированию

социальной

активности

подростков,

формированию

у

них

гражданско-правовой

компетенции,

что

в

свою

очередь

будет

способствовать

складыванию

гражданской компетентности.

Программа «Милосердие»

Цель: приобщение к моральным и духовным ценностям, волонтерская

помощь ветеранам.

Для

достижения

желаемых

результатов

в

данном

направлении

необходимо формирование гражданского сознания и деятельных позиций

личности через активное вовлечение в социальную деятельность, через

изменение школьного климата, развитие самоуправления.

Четыре раза в год для кадет организуются полевые выходы, в рамках

которых каждый из них может получить возможность проверить уровень

своей

физической

подготовки

и

получить

навыки

обращения

со

стрелковым оружием. Нередко полевые занятия проводятся в непростых

условиях - дождь, ветер, однако это не мешает получить необходимые

первоначальные знания по основам военной службы.

Воспитание милосердного отношения к ветеранам войны и труда, к

старшему

поколению,

восстановлению

исторических

событий

в

своем

регионе,

участие

в

сохранении

и

увековечении

памяти

защитников

Отечества

все

это

прививается

на

классных

часах

и

внеклассных

мероприятиях.

Литература

1.

Горбунов, В. Школьный музей и воспитание патриотизма [Текст] /

В. Горбунов // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С.17.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской

Федерации

на

2011–2015

годы»,

утвержденная

постановлением

Правительства

РФ

от

5

октября

2010

г.

№795

3 . Евтушенко,

С.

В.

,

Хамитова,

Е.

В. Воспитываем

будущего

гражданина [Текст] / С. В. Евтушенко, Е. В. Хамитова // Учитель

К у з б а с с а .

2 0 0 7 .

№ 1 .

С . 3 2 .

4. Зяблова,

В. Поисковое

движение

как

фактор

гражданско-

патриотического

воспитания

[Текст]

/ В.Зяблова //

Воспитание

ш к о л ь н и к о в .

2 0 0 8 .

№ 8 .

С . 3 .

5. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная

символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б. Н.Серов. – М.: ВАКО,

2005. –

1 9 2

с .

6.

Степанов

П.В.,

Григорьев,

Д.В.

Диагностика

и

мониторинг

процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М.

Л и з и н с к о г о .

-

М . :

А П К

и

П Р О ,

2 0 0 3 . -

8 3 с .

7. Халанская, С. М. Структура работы классного руководителя по

патриотическому воспитанию [Текст] / С. М.Халанская // Классный

руководитель. – 2004. – №3. – С. 15.

8. Печатная версия. Сосновская Л.В., Глухарева А.А., Болтунова С.П.

Роль

классного

руководителя

здоровьесберегающей

педагогике

//

П р о б л е м ы

п е д а г о г и к и .

2 0 1 5 . № 1(2).С..26-31



В раздел образования