Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Экология в жизни детей
Раздел: дошкольное образование
«Экология в жизни ребенка».
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду находишь чему учиться»
Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира
диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по
формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования.
Начинать ее следует уже в детском саду — первом звене системы непрерывного
образования.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время
одним
из
приоритетных
направлений.
Чем
раньше
начинается
формирование
основ
экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать
красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные
знания в области экологии — главные задачи экологической работы в ДОУ.
Дошкольное
детство
—
один
из
важнейших
этапов
формирования
личности,
ее
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
В
основе
содержания
экологического
воспитания
лежит
формирование
у
ребенка
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают
его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Подобное
отношение
строится
на
чувственном
восприятии
объектов
природы,
эмоциональном
отношении
к
ним
и
знании
особенностей
жизни,
роста
и
развития
отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от
факторов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сообществ. Экологическая
образованность и воспитанность дает ребенку возможность лучше понимать отдельные
аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно
реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами
объяснить
ту
или
иную
ситуацию
или
понять
объяснения
родителей
и
педагогов;
самостоятельно или совместно со взрослыми, учитывая потребности живого существа,
выполнить определенные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение
жизни растений и животных.
Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:
самостоятельные наблюдения; проведение опытов; чтение рассказов с дальнейшим их
обсуждением; выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры,
импровизации, уход за животными и растениями).
Важнейшими задачами являются:
—формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
—руководство чувственно-эмоциональными детскими реакциями на окружающую среду;
—воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического,
целенаправленного общения с окружающим миром;
-
формирование
осознанного
понимания
взаимосвязей
в
природе
и
учета
этого
в
практической деятельности;
- воспитание эстетических и патриотических чувств;
- укрепление дружеских отношений между детьми;
- установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их
родителями;
- экологизация быта и семейных традиций.
Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:
1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую - работу экологических
знаний дошкольников:
- организовать «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети -изучают первые навыки
по уходу за растениями и животными, взрослые личным примером демонстрируют им
правильное отношение к объектам природы;
-
собрать
демонстрационный
материал,
способствующий
уточнению
и
закреплению
знаний
о
природе
(«живые
картинки»,
гербарии,
коллекции;
картинки,
иллюстрации,
альбомы;
картотеки
пословиц,
поговорок,
народных
примет
о
природе;
слайды,
диафильмы).
2. Осуществлять ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в
повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы) .
3. Регулярно планировать и проводить тематические прогулки,
экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и
природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.
4. Активно использовать развивающие, познавательные игры,
дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию
личности.
5. Осуществлять интегрированный подход при составлении занятий по экологической
тематике, т. е. включать элементы экологических знаний в другие занятия.
6.
Проводить
просветительскую
работу
по
вопросам
экологического
воспитания
дошкольников среди родителей, используя - различные ее формы: беседы, лекции об
экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д.