Напоминание

Экология в жизни детей


Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Экология в жизни детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экология в жизни ребенка».

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду находишь чему учиться»

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира

диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по

формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования.

Начинать ее следует уже в детском саду — первом звене системы непрерывного

образования.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время

одним

из

приоритетных

направлений.

Чем

раньше

начинается

формирование

основ

экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать

красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные

знания в области экологии — главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное

детство

один

из

важнейших

этапов

формирования

личности,

ее

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное

отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

В

основе

содержания

экологического

воспитания

лежит

формирование

у

ребенка

осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают

его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Подобное

отношение

строится

на

чувственном

восприятии

объектов

природы,

эмоциональном

отношении

к

ним

и

знании

особенностей

жизни,

роста

и

развития

отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от

факторов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сообществ. Экологическая

образованность и воспитанность дает ребенку возможность лучше понимать отдельные

аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно

реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами

объяснить

ту

или

иную

ситуацию

или

понять

объяснения

родителей

и

педагогов;

самостоятельно или совместно со взрослыми, учитывая потребности живого существа,

выполнить определенные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение

жизни растений и животных.

Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:

самостоятельные наблюдения; проведение опытов; чтение рассказов с дальнейшим их

обсуждением; выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры,

импровизации, уход за животными и растениями).

Важнейшими задачами являются:

—формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

—руководство чувственно-эмоциональными детскими реакциями на окружающую среду;

—воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического,

целенаправленного общения с окружающим миром;

-

формирование

осознанного

понимания

взаимосвязей

в

природе

и

учета

этого

в

практической деятельности;

- воспитание эстетических и патриотических чувств;

- укрепление дружеских отношений между детьми;

- установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их

родителями;

- экологизация быта и семейных традиций.

Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:

1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую - работу экологических

знаний дошкольников:

- организовать «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети -изучают первые навыки

по уходу за растениями и животными, взрослые личным примером демонстрируют им

правильное отношение к объектам природы;

-

собрать

демонстрационный

материал,

способствующий

уточнению

и

закреплению

знаний

о

природе

(«живые

картинки»,

гербарии,

коллекции;

картинки,

иллюстрации,

альбомы;

картотеки

пословиц,

поговорок,

народных

примет

о

природе;

слайды,

диафильмы).

2. Осуществлять ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в

повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы) .

3. Регулярно планировать и проводить тематические прогулки,

экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и

природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.

4. Активно использовать развивающие, познавательные игры,

дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию

личности.

5. Осуществлять интегрированный подход при составлении занятий по экологической

тематике, т. е. включать элементы экологических знаний в другие занятия.

6.

Проводить

просветительскую

работу

по

вопросам

экологического

воспитания

дошкольников среди родителей, используя - различные ее формы: беседы, лекции об

экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д.



В раздел образования