Автор: Штефан Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 1 "Журавушка"
Населённый пункт: г. Чайковский, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание в средней группе "Роль папы в воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в средней группе
«Роль папы в воспитании детей»
“Без хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы, институты и пансионы ”
Н. Карамзин
Цель: формирование у пап дифференцированных представлений об их
роли в воспитании девочек и мальчиков.
Предварительная работа: изготовление приглашений для пап;
разучивание с детьми стихов о папе и песни «Мой любимый папа»;
подготовка к инсценировке сказки «Как лягушонок папу искал»; рисование
портретов пап; оформление выставки портретов «Мой папа»; анкетирование
пап и анализ анкет; видеозапись опроса детей на вопросы о папе.
Материалы и оборудование: проектор и презентация со слайдами,
ширма для выставки рисунков, аудиозапись минусовки песни «Мой любимый
папа», атрибуты для сказки (маски, костюмы, декорации), кукла-девочка и
кукла-мальчик, вырезанные серединки цветов и лепестки, клей-карандаш и
клеенка, магнитная доска и магниты, фломастеры.
Ход.
В зале стоят два стола, на одном из них кукла-мальчик, на другом – кукла-
девочка.
Папы
входят
в
зал
и
рассаживаются
за
отдельные
столы
в
соответствии с тем, кто у них – сын или дочь.
1.
Приветственное слово воспитателя.
Уважаемые папы, очень приятно видеть Вас в нашем зале! Спасибо, что
нашли время посетить наше дошкольное учреждение. Предлагаем вам
посмотреть и послушать ваших детей. Они хотят вам признаться в своих
чувствах! Встречаем детей бурными аплодисментами!
(Дети под музыку вбегают в зал, встают полукругом)
Ребята, отгадайте загадку:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
2.
Стихи детей о папе.
1)Папа, ты самый хороший на свете,
Лучший отец на огромной планете!
Как я тобой восхищаюсь, горжусь!
Крепко за дружбу и руку держусь!
2)Мой папа весёлый,
Но строгий и честный.
С ним в прятки играть
Нам так интересно.
3)Папа, я тебя люблю!
Нет тебя — и я не сплю.
Для меня ты самый главный:
Добрый, умный, сильный, славный.
4)Хочу похожим быть на папу,
Во всём хочу как папа стать.
Как он – носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
5)Быть сильным, умным, не лениться.
И делать всё, как он на пять!
И не забыть ещё жениться!
И… нашу маму в жёны взять.
6)У папы работа!У папы забота!
И некогда с нами ему поиграть.
А мы его любим! А мы его ждём!
Но если наш папа берёт выходной,
Как здорово с ним, он такой заводной!
7)Мой папа находчивый,
Умный и смелый,
Ему по плечу
Даже сложное дело.
8)Может он в футбол играть,
Может книжку мне читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть.
9)Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки.
10)Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Все вместе: Для меня всегда герой -
Самый лучший ПАПА мой!
3.
Песня в исполнении детей «Папа, мой любимый папа»
Дети присаживаются на стульчики.
4.
Игра «Чей портрет?».
На ширме оформлена выставка портретов «Мой папа».
Задача для пап - узнать свои портреты.
Правила игры: воспитатель показывает по очереди на портреты и спрашивает
пап: «Чей портрет?» Папа, узнавший себя на портрете, отзывается.
Если папы затрудняются, воспитатель просит ребенка, который рисовал
портрет, сказать слова-подсказки: «Папа, это ты!» Папы по голосу узнают
своего ребенка и догадываются, кто на портрете.
5.
Сказка в исполнении детей «Как лягушонок искал папу»
Дети покидают зал.
6.
Роль отца в воспитании детей.
В настоящее время дети проводят большую часть времени в окружении
женщин: мама и бабушек, воспитателей и учителей в школе. Мужчины
большую часть времени тратят на зарабатывание денег для семьи. В
результате, воспитание подрастающего поколения носит женский характер.
Какова же роль отца в воспитании детей? Именно этому вопросу
посвящена наша сегодняшняя встреча.
В качестве эпиграфа для собрания я взяла слова Н. Карамзина:
“Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы,
институты и пансионы ”.
Согласитесь, стать отцом биологическим легко и просто, а вот стать
хорошим папой, настоящим отцом очень непросто. Давайте попробуем
разобраться, кто такой «хороший папа»?
Задание № 1. Напишите на лепестках те качества, которые, на ваш
взгляд, характеризуют хорошего отца Прикрепите лепестки к серединке
цветка с помощью клея-карандаша.
Мы с вами сообща вывели некий образ идеального отца. Давайте его
обсудим.
(Воспитатель читает записанные на лепестках качества, родители
высказывают свое мнение, соответствуют ли эти качества образу
идеального папы).
А теперь, вопрос для храбрых… Кто, не кривя душой, может назвать
себя хорошим папой? Кто обладает всеми написанными вами качествами?
Конечно же, ничего идеального в природе не существует. И Вы,
уважаемые папы, не обязаны быть идеальными папами, но стремиться к
идеалу должны.
Подытоживая все ранее сказанное, хочется сказать следующее:
«Хороший папа – это тот, на кого ты смотришь снизу вверх, каким бы
высоким ты ни вымахал».
Итак, почему же папа так нужен и важен в воспитании детей?
Папа - это носитель иных, отличных от мамы, качеств, ценностей,
умений. Именно по этой причине общение с папой наполняет ребенка
другим, неженским, содержанием.
Установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми
моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое
отношение к определенным событиям или поступкам людей, показывая
детям модели поведения и моральную оценку.
Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят
определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за
другие.
Отец очень сильно влияет на развитие таких качеств в ребенке как:
- сдержанность;
- неторопливость;
- эмоциональная уравновешенность;
- безмятежность;
- спокойствие;
- оптимизм;
- исполнительность;
- ответственность.
- Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней
идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному
его пол. Ты девочка! Ты мальчик!
- Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины,
символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической
функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить
представления о себе самом и об окружающих.
- Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и
детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на
укрепление инстинкта защиты у мужчин.
- Роль отца представляет собой определённый пример поведения,
источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и
порядка.
- Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и
технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт
социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку
возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит
малыша по пути к человеческому обществу.
- Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и
противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к
матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять
агрессии окружающих.
- Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей
положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное.
- Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше
самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым
отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию
к социальным условиям.
- Отец - единственный герой для ребенка, который способен разогнать
тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец
всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка.
У всех отцов есть еще одна типичная особенность. Они чаще матерей
употребляют при общении с детьми незнакомые им слова, используют
необычные термины, вызывающие вопросы, и вообще сложнее строят фразы.
Как правило, это стимулирует развитие умственных способностей у детей.
Отцовская манера речи влияет на развитие ребенка сильнее материнской.
Возможно, это вызвано тем, что отцы, реже общаясь с детьми, не знают
точно, какой у них запас слов? А может, они просто считают, что их дети
способны справляться с такими сложными задачами?
Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике,
способствует формированию социально полезных целей и идеалов,
профессиональной ориентации.
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке
дорогой игрушки или вещи. Но гораздо больше даже самой привлекательной
покупки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба,
общность интересов, увлечений.
7.
Анализ анкетирования пап.
8.
Высказывания детей о папах (видео).
Предлагаю послушать ответы ваших детей на вопросы о вас:
1)
Любите ли вы своего папу и за что?
2)
Какой у вас папа: добрый или строгий?
3)
Чем занимается папа после работы дома?
4)
Чем занимаетесь вы вместе с папой в свободное время?
5)
О чем спрашивает вас папа после детского сада?
6)
О чем спрашиваете папу вы?
Задание № 2. Подчеркнуть те из предложенных качеств, которые
прививают сыну или дочке. Обосновать свой выбор.
Мужское достоинство
Гармоничность
Рыцарское отношение к женщине
Терпение
Гибкость
Мудрость
Умение брать на себя ответственность
Уверенность в себе
Нежность
Способность к труду
Женское достоинство
9.
Роль папы в воспитании мальчиков.
Мальчик
не
становится
мужчиной
по
духу
только
потому,
что
он
родился с мужским телом. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и
вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с
тех
мужчин
и
старших
мальчиков,
к
которым
он
чувствует
дружеское
расположение.
Мальчику нужен отец как образец для подражания.
Папа – это пример
,
с которого мальчик «рисует» будущего себя: мужчину, мужа и отца. Не важно,
что говорит папа ребенку, важно, как папа ведет себя при этом, – подражать
мальчик будет только поведению папы.
Папы
всегда
стараются
вырастить
из
сыновей
настоящих
мужчин,
проявляя излишнюю строгость и отстраненность, оправдывая себя фразами
типа
«чтобы
не
вырос «мямлей»,
«не
пристало
настоящим
мужикам
нежничать». Однако излишняя строгость развивает в мальчике страхи.
При наличии же душевной близости между папой и сыном мальчики
вырастают более спокойными и благополучными, даже если с мамой такой
близости не наблюдается. Если отношения с папой теплые, если с сыном
общаются на равных, то сын с большей вероятностью усвоит родительские
ценности
как
свои.
Самый
простой
рецепт
наладить
эту
близость
–
расслабиться, перестать быть только папой и начать получать от общения с
малышом искреннее удовольствие и радость. А для этого отец должен, как
можно больше проводить времени с сыном, давать ему почувствовать свою
гордость и радость за его успехи.
Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не
должен
кричать
на
ребёнка,
когда
тот
плачет,
стыдить
его,
заставлять
заниматься неинтересными делами.
Отец
воспитывает
в
сыне
жизнеспособность
и
понимание
того,
что
в мире существуют правила и нормы. Если папа хочет завоевать авторитет и
воспитать человека, усвоившего нормы, а не лишь внешне подчиняющегося
им из страха, то любые запреты, правила и т. д. должны объясняться, а не
отдаваться в форме приказов.
Ребенок должен понять, что папу нужно слушаться потому, что он знает, что
делать и как будет, и потому, что папа хочет, чтобы сын вырос таким же, а не
потому, что папа сильнее и у него есть ремень.
Но
не
забывайте
соотносить
уровень
своих
требований
и
возрастные
возможности ребенка:
невозможность
исполнить
завышенные
требования
приводит к потере веры в себя.
Мальчишки очень нуждаются в обществе отца, в его любви, дружбе и
понимании.
И
хорошо,
если
дети
имеют
возможность
проводить
много
времени с отцом, по возможности помогать ему.
Хочется пожелать папам сыновей:
Я вам, родители, желаю
Достойно сына воспитать,
Чтоб стал счастливым, подрастая,
Умел по жизни побеждать,
Чтоб наградил Господь терпеньем,
Чтобы сын вам радости дарил,
Чтоб Бог пожаловал везенье –
Для добрых дел, для новых сил!
10.
Роль папы в воспитании девочек.
В развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль.
Отец для девочки – это первый мужчина, с которым она начинает
общаться в своей жизни. Основная потребность дочери – ласка и доброта по
отношению к ней. Для девочек невероятно важен физический контакт с
отцом – поцелуи, объятия растят и подпитывают ее чувство собственного
достоинства. Одобрение со стороны папы
придает девочке уверенность в
себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-
то, что она сделает своими руками.
Многие
девочки,
которым
в
детстве
не
хватает
внимания
отца,
обречены
на
самоутверждение
в
течение
всей
своей
жизни.
Девочки,
с
первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в
собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными. Девочке
нужна та же свобода и пространство, что и мальчику, но нежности и защиты
ей
требуется
больше.
Психологи
и
мудрецы
утверждают
–
настоящую
женщину может воспитать только отец. Заботясь о папе в быту, получая его
ласку и признание, ощущая его защиту, воспринимая его советы, девочка
становится настоящей женщиной.
В то же время нельзя ограничиваться развитием в дочке только женских черт.
Во-первых, «маленькие
королевны»,
часто
весьма
избалованные
и
даже
эгоистичные особы, трудно приспособляются к реалиям жизни. Воспитание
женщины
–
это
не
только
ухаживание
и
потакание
капризам,
но
и
взращивание лучшего, что есть в женщине, – терпения, гибкости, мудрости.
Во-вторых, как правило, успешные в профессии и социуме женщины – это те,
в интеллектуальное развитие которых отцы вкладывали столько же, сколько
обычно
вкладывают
в
сыновей.
Для
дочки,
чтобы
она
выросла
самостоятельной,
также
важна
совместная
деятельность
с
папой,
его
рассказы и советы.
Для
девочки
отец
–
тоже
образец,
только
как
представитель
противоположного пола. От того, как папа ведет себя с ней и мамой, зависит
сценарий будущей жизни дочери. Поведение отца дочь усваивает как образец
мужского отношения к женщинам, его образ становится ее романтическим
идеалом, и в будущем девочка неосознанно ищет подобного отношения к ней.
Ее успех в личной жизни, выбор партнеров и отношения с ними – это зона
отцовской ответственности.
«Всем известно, что мужчина страстно ждет рождения сына,
Только дочь с течением дней обожает все сильней.
Теплый маленький комочек, кружевной смешной кулечек,
Пусть пока в ней мало веса, дочка — папина принцесса.
Пусть же вырастет она и красива, и умна,
Чтоб была ужасно рада, если ей подарят… брата!»
11.Решение проблемных ситуаций.
Оцените ситуацию: в чем прав или не прав папа?
Как разрешить ситуацию с положительным для ребенка итогом?
1)Папа забирает ребенка из детского сада и задает такие вопросы:
-Что ты сегодня ел?
-Как ты спал?
-Ты гулял?
-Чем еще занимался?
2) Папа пришел уставший с работы, смотрит телевизор (играет на
компьютере в игру). Сын просит папу поиграть с ним в конструктор, в
машинки. Папа отказывает сыну со словами: «Мне некогда. Я занят.» Сын
уходит недовольный, расстроенный, обиженный на папу.
3) Папа пришел в детский сад за дочкой, а она вся растрепанная, платье
грязное, колено поцарапанное. Папа начинает при всех ее ругать. Дочка со
слезами на глазах отворачивается, и, не прощаясь с воспитателем, уходит
вслед за папой.
12. Итог собрания.
Закончите предложения: «Для меня было сегодня неожиданным, новым…»
«Я задумался сегодня о…»