Напоминание

Экспериментально-исследовательская деятельность в процессе ознакомления дошкольников с природой


Автор: Агаркова Анна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Экспериментально-исследовательская деятельность в процессе ознакомления дошкольников с природой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 107

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Экспериментально-исследовательская

деятельность в процессе

ознакомления дошкольников с

природой»

воспитатель:

Агаркова А.Г.

Уфа 2017г

Китайская пословица гласит: «Расскажи- я забуду, покажи- и я запомню, дай

попробовать- и я пойму»

«Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

С.П.Рубинштейн

Основными задачами при ознакомлении дошкольников с природой являются:

Формирование представлений о природе и ее основных закономерностях

Расширение кругозора детей о природном и социальном мире

Пополнение словарного запаса детей

Обучать выдвижению предложений, обосновывать их, делать выводы

Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности

Создание условий для продуктивной поисково-исследовательской

деятельности

Развитие самостоятельности, инициативности, повышение познавательной

активность и целеустремленности

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они

участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений,

любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно

искать истину распространяется на все сферы деятельности. Определены основные

направления работы: экспериментирование, наблюдение в природе, «путешествие по реке

времени» и по карте.

Экспериментирование- деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем

сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах и

закономерностях. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот

метод является ведущим, а первые три года- практически единственным способом

познания мира. Главное достоинство применения этого метода в детском саду заключается

в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о

его взаимоотношениях с другими объектами и со средой его обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется мыслительный процесс

Развивается речь, т. к. ребенку необходимо давать отчет об увиденном, делать

выводы

Наблюдение- очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания,

интеллектуальных и волевых усилий. Чем больше органов чувств задействовано в

познании, тем больше выделяет ребенок в исследуемом объекте.

В своей работе можно выделить следующую классификацию детского

экспериментирования:

По характеру объектов ,используемых в эксперименте(опыты: с растениями, с

животными, с объектами неживой природы)

По месту проведения опытов(в групповой комнате, на участке)

По причине их проведения(случайные, запланированные, поставленный ответ на

вопрос воспитанника)

По количеству детей(индивидуальные, групповые, коллективные)

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом(однократные,

многократные, циклические)

По характеру включений в процесс (эпизодические, систематические)

По продолжительности(кратковременные 5-15мин,длительные более 15мин)

Очень важным для достижения поставленных задач, является создание условий для

детского экспериментирования. В нашей группе в уголке экспериментальной деятельности

имеется:

Место для выставки, где размещают различные коллекции, находки, редкие

предметы

Мест для приборов

Место для хранения материалов(природного и «бросового»)

Место для проведения опытов

Так же большое внимание уделяем материалам в уголке экспериментирования:

Книги познавательного характера

Технические материалы(шурупы ,гайки, гвозди, болты и т.д)

Красители(пищевые и непищевые)

Медицинские материалы(пипетки с закругленным концом, колбы, лупы, деревянные

шпатели)

Прочие материалы

С детьми нашей группе проводим множество экспериментов, соответствующих времени года.

Например, зимой дети в игровой форме изготовили цветные украшения изо льда, путем

окрашивания и замораживания воды. Осенью, выкопав картофель, дети узнали, что его можно

не только есть, но и делать из него штампы для печати и увидели реакцию крахмала с йодом.

Особое внимание уделяем экспериментам и циклическим наблюдениям в весенний период.

Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему

конкретных знаний о животных или растениях, которые живут с ним по соседству.

Специальные циклы наблюдений проводим с представителями растительного мира: комнатным

растениями, растениями , произрастающим на территория детского сада, первоцветами.

Пришла весна и пора готовить рассаду цветов для цветника на участке.

В марте мы провели эксперимент «От семян к росточку- к красивому цветочку»Посадка семян

лютика Цель данного эксперимента заключалась в том, что бы дети пополнили знания о цветах,

имели представление о семенах лютика; ознакомились с правилами посадки данного растения,

аккуратно выполняли полив, рыхление; учились высказывать свои предположения и делать

выводы. Все, что находится рядом с детьми привлекает его внимание, вызывает интерес.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов

деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Это игровая и

продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. С помощью

родителей в группе собрана познавательная литература: энциклопедии, рассказы, сказки,

загадки, пословицы и поговорки; исторические сведения о родном крае. Конечно, дети

познают мир в процессе любой своей деятельности, но именно в экспериментально-

исследовательской деятельности дошкольники получают возможность полностью

удовлетворить любознательность(почему, зачем, как устроен мир, возможность наблюдать,

принимать непосредственное участие в эксперименте),практикуются в установление

причинно-следственных связей, пространственных и временных связей между предметами

и явлениями, что позволяет расширять и упорядочивать свои представления о мире.

Так же очень важно выстроить правильные взаимоотношения с родителями детей.

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. Так мы провели

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской

деятельности дошкольников дома»,целью, которой было ,выявить степень участия

родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его

познавательного интереса. По результатам анкетирования мы увидели

заинтересованность родителей в развитии познавательного интереса детей. Кроме

того, родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении

необходимыми материалами и книгами.

-Консультации на тему : «Роль семьи в развитии познавательной активности

дошкольников»

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к

экспериментированию»

Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Совместная детско-взрослая экспериментально-исследовательская

деятельность.

В условиях взаимодействия с семьей в группе могут быть проведены исследования и

эксперименты: «Дом, в котором я живу»,»Осень -вкусное время года», «Что я знаю о

воздухе?» «Расти, расти росток!» и многие другие.

В заключении можно сказать, что экспериментальная деятельность вызывает у ребенка

интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует

познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие

учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами

математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе и т.д.

Проводимая работа по экспериментально-исследовательской деятельности в познании мира

через природу позволила достигнуть поставленных задач. Расширился кругозор детей о

природном и социальном мире, дети научились мыслить критически. Значительно

пополнился словарный запас детей, они стали активнее и увереннее оперировать

понятиями, анализировать и обобщать.



В раздел образования