Авторы: Щуркина Любовь Владимировна, Кобина Ирина Александровна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №18
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексивное пространство в исследовательской деятельности школьника
Раздел: среднее образование
РЕФЛЕКСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬИКА
Л.В. Щуркина, И.А. Кобина
МАОУ Гимназия №18 г. Томска
Общеизвестно, что нельзя двигаться
вперед с головой, повернутой назад, а
потому недопустимо в школе XXI века
использовать неэффективные,
устаревшие технологии обучения, изма-
тывающие и ученика, и учителя,
требующие больших временных затрат и
не гарантирующие качество образования.
М.Поташник
На современном этапе модернизации образования в учебном процессе основное
внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но
и
процессу
осознания
субъектом
образования
своей
деятельности.
Без
понимания
способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут
присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать
получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой
образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою
индивидуальность,
уникальность
и
предназначение.
В
личностно
-
ориентированном
обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на
первый план.
Рефлексия
–
это
механизм,
способствующий
самоорганизации.
Рефлексивные
способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития,
самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношений с миром. Однако еще
более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать
неявное знание явным. Важным механизмом, благодаря которому осуществляется любое
развитие, является контрольная функция рефлексии – переоценка системы собственных
знаний, мышления, деятельности, личности или ее отношений с миром. Умение человека
как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая
вперед, а самое главное - извлекать из глубин управляющие структуры,
обеспечивает
умение не только делать, но и осуществлять контроль за тем, как это делается.
Результатом
рефлексивной
деятельности
является
развитие
и
изменение
обучающегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его
как субъекта деятельности. Так формируется развивающее учение, когда содержание
обучения превращается из цели в средство развития способности учиться, происходит не
просто
передача
способа,
не
просто
создание
ситуации
взаимодействия,
а
создание
условий
для
проявления
творческой
природы
развития
психики,
в
том
числе
через
образовательные ситуации.
Лист рефлексии исследовательской деятельности № 1
Ф.И.
класс
предмет
Инструкция: постарайтесь точно ответить на вопросы.
№
Вопросы
Ответы
1
Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?
2
По какому предмету Вам интересно читать
дополнительную литературу?
3
Какая область знаний Вам наиболее интересна?
4
Занимаетесь ли Вы в кружках..? Каких и где?
5
Считаете ли Вы необходимым создание в школе
научного общества обучающихся?
6
По Вашему мнению, чем оно должно заниматься?
7
Хотели бы Вы участвовать в работе научного
общества учащихся?
8
Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать?
9
Кто из учителей мог бы стать Вашим консультантом?
10
Какие научные темы для исследования могли бы быть
Вам интересны?
Лист рефлексии исследовательской деятельности № 2
Ф.И.
______________ класс
предмет________________
Инструкция: постарайтесь точно ответить на вопросы.
№
Вопросы
Ответы
1
В чем отличие понятий знание и научное знание?
2
Каково соотношение знаний, получаемых в школе
по определенному предмету, с наукой?
3
Можете ли Вы объяснить и доказать, что
преподаваемый в школе предмет – это стимул к
научным исследованиям? (На примере одного
любого предмета).
4
Что побуждает человека к научной работе?
5
Какие цели может преследовать человек,
занимающийся научными исследованиями?
6
Какими качествами должен владеть научный
исследователь?
7
Интерес к научной деятельности это: а) увлечение;
б) образ жизни; в) мода; г) показатель высокого
интеллекта; д) что-нибудь еще?
8
В какой из сфер жизни (знаний) научные
исследования (разработки) представляют, на Ваш
взгляд, наибольшую ценность?
9
Каким образом школа приобщает человека к
научной деятельности?
10
Какой из изучаемых Вами предметов стимулирует к
научной работе?
11
Чем отличаются понятия образованность и
ученость? Каково их соотношение?
12
Когда, на Ваш взгляд, считается , что школьное
образование полноценно? А когда нет?
Лист рефлексии исследовательской деятельности № 3
Ф.И.
___________класс
предмет________________
Инструкция: постарайтесь точно ответить на вопросы.
№
Вопросы
Ответы
1
При выполнении научно – исследовательской работы
не испытываю затруднений.
2
При выполнении научно – исследовательской работы
испытываю затруднения:
а) при выборе темы;
б) при определении актуальности исследования;
в) при определении проблемы исследования;
г) при формулировании гипотезы исследования;
д) при определении цели исследования;
е) при определении задач исследования;
ж) при составлении:
- реферата;
- статьи;
- тезисов;
- доклада;
- презентации.
з) при планировании исследовательской работы
и) при подборе литературы по теме исследования
к) при составлении литературного обзора
л) при работе с поисковыми системами INTERNETа
м) при подборе методов эксперимента
н) при обработке результатов эксперимента
о) при описании результатов эксперимента и способов
их представлений
п) при написании выводов
3
Вам не трудно выступать на аудиторию.
4.
Вам трудно выступать на аудиторию.
Нужен психологический тренинг.
Обучающийся достигает наилучших успехов тогда, когда находится в процессе
самостоятельного
поиска
и
построения
тех
знаний,
которые
ему
лично
необходимы.
Заметим, что процесс этот расценивается как непрерывный и бесконечный, не ограненный
институционально
заданными
рамками.
Это
особенно
важно
сейчас,
когда
профессиональные знания обновляются каждые несколько лет. В результате возникает
рефлексивный тип взаимодействия преподавателя и студента, когда рефлексия происходит
не только в сознании преподавателя, но также и в сознании обучающегося.
Литература
1.
Алексеев Н.Г.Проектирование и рефлексивное мышление. //Развитие личности.-
2002, № 2, с.92-115.
2.
Алексеев Н.Г.Рефлексия и формирование способов решения задач. -М., 2002.
3.
Воронцов
А.В.
Педагогическая
технология
контроля
и
оценки
учебной
деятельности - М, 2002
4.
Максимова В.Н. Управление качеством образования. Акмеология: новое качество
образования. // Завуч. – 2004. - № 3, 6, 7.
5.
Селевко
Г.К.
Современная
российская
гимназия
в
системе
полного
среднего
образования (теория и практические рекомендации)// Завуч. – 2006. - № 6, 7; 2007 -
№1.
6.
Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого
мышления. Запорожье, 1992.
7.
Управление
качеством
образования:
Практикоориентированная
монография
и
методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество
России, 2000. – 448с.