Автор: Колбун Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1242"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство экологического образования ребенка.
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство
экологического образования ребенка.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям
с предметами, способам и средствам общения. Они занимают большое место в
работе дошкольных учреждений. Используются на занятиях и в самостоятельной
деятельности детей.
Особое внимание дидактической игре экологического содержания придают
педагоги и психологи, занимающиеся детьми дошкольного возраста, такие как
Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, А.В. Усова, В.Н. Аванесова, Г.В.
Кирике, Н.А. Рыжова и др.
Дидактическая
игра
является
важным
средством
экологического
образования
ребенка.
Эти
игры
формируют
у
детей
дошкольного
возраста
правильное отношение к явлениям природы, систематизирует и углубляет знания
о
природе.
Дидактические
игры
с
природным
содержанием
направлены
на
усвоение, уточнение, закрепление этих знаний.
Решая
задачи,
поставленные
в
дидактической
игре,
ребенок
учится
вычленять
отдельные
признаки
предметов,
явлений,
учится
самостоятельно
мыслить,
использовать
полученные
знания,
сравнивать
их,
группировать,
классифицировать
по
определенным
общим
признакам,
чертам.
Дети
учатся
рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется внимание, память,
развивается
произвольное
восприятие.
Ребенок
познает
окружающий
мир,
знакомится
с
сенсорными
эталонами,
расширяет
свою
практическую
ориентировку, осваивает разнообразные способы действий.
Однако
воспитательную
ценность
дидактических
игр
экологического
содержания
нельзя
сводить
только
к
развитию
умственных
способностей
и
расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое
влияние
на
становление
личности
ребенка,
эстетическое
его
развитие.
В
дидактической игре экологического содержания
педагог воздействует на все
стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и
поведение в целом.
В игре экологического содержания происходит формирование умений и
навыков, необходимых для подготовки детей дошкольного возраста к школьному
обучению:
целеустремленность,
умение
придерживаться
правил,
добиваться
результатов и т.д. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются
те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его
учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Эффективным средством экологического образования является игра,
способствующая усвоению, закреплению, обобщению, систематизации знаний,
формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, реализующая
потребность воздействия на мир, как утверждали А.К.Бондаренко, В.Я.Воронова,
В.А.Дрязгунова, Г.К.Казарчук, И.А.Комарова, А.С.Макаревич, С.Н.Николаева, и
др.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод,
обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство
всестороннего воспитания детей. Такая игра содержит учебную задачу, решаемую
ребенком в занимательной форме. Игровое действие регулируется правилами и
направлено на достижение результата.
Дидактические игры активизируют умственную активность детей:
развивают
мышление,
память,
речь,
наблюдательность,
способность
к
умозаключениям.
Для
получения
наибольшего
эффекта
в
плане
активизации
мыслительной деятельности детей необходимо использовать дидактические игры
в сочетании с другими методами и приемами работы.
В
процессе
дидактических
игр
с
природным
материалом
дети
легче,
быстрее и прочнее усваивают сложные понятия о закономерностях в явлениях
природы, учатся обобщать и классифицировать предметы окружающей природы.
В таких играх повышается интерес к растительному миру, желание ухаживать,
охранять, бережно относится к природе, любоваться ее красотой. Формируется
активность, инициативность, самостоятельность дошкольников: дети используют
дидактические игры в повседневной жизни для организации детского коллектива,
берут на себя роль ведущего.
Наибольший интерес у детей вызывают дидактические игры с наглядным,
иллюстрированным материалом и с практическими игровыми действиями.
Необходимо
систематически
использовать
дидактические
игры
природоведческого характера в работе с детьми, начиная с самого младшего
возраста для закрепления и усвоения новых знаний о природе.