Напоминание

Формирование патриотического воспитания у дошкольников на основе ознакомления с родным городом Нижним Новгородом


Автор: Кужеватова Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №230"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование патриотического воспитания у дошкольников на основе ознакомления с родным городом Нижним Новгородом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация города Нижнего Новгорода

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 230»

Семинар

«Формирование патриотического воспитания у дошкольников на основе

ознакомления с родным городом Нижним Новгородом».

Дата:27.10.2014г

План семинара:

1.Выступлеие «Значение патриотического воспитания дошкольников в

воспитании гражданина России .Краеведение - как средство патриотического

воспитания дошкольников».

Старший воспитатель МБДОУ д/с. №230

Кужеватова Светлана Викторовна

2.Представление плана по реализации проекта « Край родной – Нижегородский».

Воспитатель старшей лог.гр. МБДОУ д/с. №230

Ундалова Марина Владимировна.

Ход семинара.

1.Теоретическая часть.

Выступление.

Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к

себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики. В

«Толковом словаре» В.Даля «патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к

своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства». Педагогический

энциклопедический словарь рассматривает категорию «патриотизм» как «любовь к отечеству, к

родной земле, к своей культурной среде». Государственная программа "Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации " указывает, что «патриотическое воспитание - это

систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и

организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности

своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных

обязанностей по защите интересов Родины».

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов

общественного сознания, основой жизнеспособности любого общества и государства,

преемственности поколений. На современном этапе формирование личности невозможно без

воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего

времени. За последние годы в нашей стране произошли изменения, касающиеся нравственных

ценностей, отношения к событиям нашей истории. Искажены представления о патриотизме,

доброте, великодушии, изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные

ценности доминируют над духовными.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового

демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих

высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация

такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. В

различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни

общества и господствующей в нем идеологии в патриотическое воспитание вкладывали

различные аспекты. О патриотическом воспитании, как становлении готовности к сознательному

служению Родине писали Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, В.Г.Белинский, Герцен, А.Н. Радищев,

Н.А. Добролюбов. Этнопедагогические основы патриотического воспитания К.Д.Ушинского,

Л.Н. Толстого обосновывались на принципе «народности» воспитания. Политический аспект

патриотизма прослеживался в педагогических исследованиях советского периода.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский заложили фундамент теории и практики

основ патриотического воспитания, рассмотрели принципы патриотического воспитания –

принцип расширения связей ребенка с окружающим миром через малое к большому, принцип

приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-

чувственную сферу дошкольника.

Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала,

что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та

общественная среда, в которой они живут . А.С. Макаренко отмечал огромную роль семьи в

патриотическом воспитании детей . В.А. Сухомлинский указывал, что «любовь к Отечеству

становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с

родным краем…» .

Особенно актуально решение проблемы патриотического воспитания применительно к детям в

дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего

становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них

патриотических чувств и развития духовности, нравственности, началом формирования

личности.

В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в

исследованиях М.И.Богомоловой, К.Ю.Белой, Н.Ф.Виноградовой А.Д. Жарикова,

Р.И.Жуковской, Е.Казаевой, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Л.В.Кокуевой, О.Л. Князевой,

М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой и др.

А.Д. Жариков отмечает, что «Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к

любым подвигам во имя Отечества – это и есть патриотизм…Но патриотическое чувство не

возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного

воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста» .

Р.И. Жуковская, А.М. Виноградова, С.А. Козлова базой формирования патриотизма считают

воспитание чувства любви к своей земле, определяют педагогические условия воспитания

патриотизма: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество

воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к

решению проблем воспитания патриотизма детей.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова раскрывают некоторые особенности развития старших

дошкольников как предпосылки патриотического воспитания - опосредованное освоение знаний,

выходящее за пределы личного опыта детей, проявление устойчивого интереса к социальным

явлениям. Авторы указывают, что «воспитание у старших дошкольников чувства любви к родине

осуществляется на основе неразрывного единства чувств, сознания и поведения» .

В.С. Мухина отмечает, что в период старшего дошкольного возраста происходит

формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов

социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-

психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и

поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании

патриотизма.

Современные исследования воспитания любви к родному городуН.В.Алешиной, И.Рыбаловой,

Г.Корняевой основаны на принципах патриотического воспитания, принципе синтеза чувств,

сознания и поведения. Исследователи отмечают, что краеведческий подход в образовании

дошкольников способствует формированию социальной компетенции ребенка, дает возможность

гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников

не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане, т.е. накапливаемый

опыт касается как познания и преобразования действительности, так и отношения к ним.

Таким образом, анализ исследований сущности патриотического воспитания

свидетельствует: вопросы патриотического воспитания всегда имели большое значение в

воспитании молодежи. В современной России идея патриотического воспитания приобрела

государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

С учетом положений государственной программы 30 апреля 2014 года вышло

постановление №301правительства Нижегородской области об утверждении государственной

программы «Развитие образования Нижегородской области», где выделен раздел 2.1.6.

Патриотическое воспитание граждан

в Нижегородской области.

Патриотическое воспитание является важной частью комплекса наук: философии, психологии,

педагогики. В качестве основополагающего фактора патриотического воспитания

рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на

воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Эти качества

закладываются в период дошкольного детства и составляют основу патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и

культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет

ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим,

природно-экологическим своеобразием своего региона.Знакомство с родным городом, его

достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми,

которые строили город, имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и

нравственного развития детей дошкольного возраста.

К сожалению, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не всегда уделяют

внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о

родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное

отношение к малой Родине.

Вывод.

Обзор ряда комплексных и парциальных программ по патриотическому воспитанию

дошкольников демонстрирует понимание значения патриотического воспитания дошкольников

в воспитании гражданина России, при этом особое внимание уделяется краеведению как средству

патриотического воспитания дошкольников.

Следовательно, данную проблему можно считать актуальной не только для одного детского

сада, но и для общества в целом.

2. Практическая часть.

В работе были использованы методические разработки и программы:

«Край ты мой, любимый!»Дополнительная образовательная программа

объединения «Юный нижегородец».

Автор-разработчик: Очеретина С.В. педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДДТ Информационно-исследовательский центр «Истоки».

«Мой родной дом» .Т.И.Оверчук . Содержание программы систематизировано по

тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте: «Мой родной дом – семья» (4-й год

жизни), «Мой родной дом – детский сад» (5-й год жизни), «Мой родной дом – Нижегородский

край, город, родной поселок» (6-й год жизни), «Мой родной дом – Россия»(7-й год жизни). К

каждому разделу и возрастной группе прописаны задачи. Одним из путей решения

поставленных задач авторы определили взаимодействие с родителями.

«Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» .Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Методическое

пособие.

Проект рассчитан на два года. Работа ведется с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

При ознакомлении детей с родным краем создаются благоприятные условия, при которых у них

расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и

развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества, что важно

при работе в логопедической группе.

Положительного результата можно достичь длительным, систематическим и целенаправленным

воздействием на ребенка при условии активного взаимодействия с окружающим миром

эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд,

обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольникам с учетом возрастных требований.

Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней

родителей. Т.к. родители часто не имеют достаточных знаний об истории родного города, его

традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям, необходимо создание

такой системы работы, которая позволит активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание

детей и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Развитие представлений детей о родном крае зависит от:

материала (количество, содержание, доступность для восприятия и понимания)

используемых методов

организации предметно – развивающей среды в группе.

Содержание материала, с которым знакомятдетей, должно соответствовать возрасту, быть ярким,

образным, конкретным, вызывающим интерес. Необходимо продумать, что целесообразнее показать и

рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности , улицы, района.В

каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет

формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится

детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших

улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что

все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и

город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют,

в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,

своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у

каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Республики, со

столицей, с гимном, флагом и гербом государства.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по темам: Работа по каждой теме должна

включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам -

праздники.Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми

знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в

каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность,

следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным

событиям и праздникам.

В работе по ознакомлению с Нижним Новгородом используются разные методы и приемы:

Наглядные

целевыепрогулки, экскурсии, прогулки выходного дня, совместно с родителями;

- рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, карт, репродукций картин, фотографий;

- просмотр видеофильмов, слайдов;

- выставки рисунков, поделок, изготовление макетов;

- посещение музеев;

- совместная работа с библиотекой им. Чапаева;

- организация уголка краеведения, минивыставок: «Нижегородские промыслы», «Они прославили

наш город»;

- Создание «Библиотечки нижегородца»( литература о Нижнем Новгороде и пр-я нижегородских

авторов);

- Оформление информационной папки для родителей «Это интересно» (сменная информация о

городе , его историческом прошлом).

Словесные

- чтение художественных произведений;

- разучивание стихотворений, считалок, скороговорок;

- беседы, рассказывание;

- сочинение сказок, рассказов;

- прослушивание аудиоматериалов.

Практические

- нод;

- дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры;

- экспериментирование;

- изобразительная деятельность;

- вечера досуга, викторины;

- изготовление поделок, альбомов;

- проведение народных праздников с элементами фольклора;

- анкетирование

и др.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по темам: Работа по каждой теме должна

включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам -

праздники.Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми

знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в

каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность,

следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным

событиям и праздникам

Сентяб

рь

Международный календарь

01.09.День Знаний.

Тематический план по ознакомлению

с окружающим .

III-IV Мое Отечество Россия

Тематический план по ознакомлению



В раздел образования