Автор: Кужеватова Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №230"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование патриотического воспитания у дошкольников на основе ознакомления с родным городом Нижним Новгородом
Раздел: дошкольное образование
Администрация города Нижнего Новгорода
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 230»
Семинар
«Формирование патриотического воспитания у дошкольников на основе
ознакомления с родным городом Нижним Новгородом».
Дата:27.10.2014г
План семинара:
1.Выступлеие «Значение патриотического воспитания дошкольников в
воспитании гражданина России .Краеведение - как средство патриотического
воспитания дошкольников».
Старший воспитатель МБДОУ д/с. №230
Кужеватова Светлана Викторовна
2.Представление плана по реализации проекта « Край родной – Нижегородский».
Воспитатель старшей лог.гр. МБДОУ д/с. №230
Ундалова Марина Владимировна.
Ход семинара.
1.Теоретическая часть.
Выступление.
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к
себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики. В
«Толковом словаре» В.Даля «патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к
своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства». Педагогический
энциклопедический словарь рассматривает категорию «патриотизм» как «любовь к отечеству, к
родной земле, к своей культурной среде». Государственная программа "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации " указывает, что «патриотическое воспитание - это
систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и
организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины».
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов
общественного сознания, основой жизнеспособности любого общества и государства,
преемственности поколений. На современном этапе формирование личности невозможно без
воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего
времени. За последние годы в нашей стране произошли изменения, касающиеся нравственных
ценностей, отношения к событиям нашей истории. Искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии, изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные
ценности доминируют над духовными.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация
такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. В
различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни
общества и господствующей в нем идеологии в патриотическое воспитание вкладывали
различные аспекты. О патриотическом воспитании, как становлении готовности к сознательному
служению Родине писали Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, В.Г.Белинский, Герцен, А.Н. Радищев,
Н.А. Добролюбов. Этнопедагогические основы патриотического воспитания К.Д.Ушинского,
Л.Н. Толстого обосновывались на принципе «народности» воспитания. Политический аспект
патриотизма прослеживался в педагогических исследованиях советского периода.
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский заложили фундамент теории и практики
основ патриотического воспитания, рассмотрели принципы патриотического воспитания –
принцип расширения связей ребенка с окружающим миром через малое к большому, принцип
приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-
чувственную сферу дошкольника.
Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала,
что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та
общественная среда, в которой они живут . А.С. Макаренко отмечал огромную роль семьи в
патриотическом воспитании детей . В.А. Сухомлинский указывал, что «любовь к Отечеству
становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с
родным краем…» .
Особенно актуально решение проблемы патриотического воспитания применительно к детям в
дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего
становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них
патриотических чувств и развития духовности, нравственности, началом формирования
личности.
В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в
исследованиях М.И.Богомоловой, К.Ю.Белой, Н.Ф.Виноградовой А.Д. Жарикова,
Р.И.Жуковской, Е.Казаевой, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Л.В.Кокуевой, О.Л. Князевой,
М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой и др.
А.Д. Жариков отмечает, что «Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к
любым подвигам во имя Отечества – это и есть патриотизм…Но патриотическое чувство не
возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного
воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста» .
Р.И. Жуковская, А.М. Виноградова, С.А. Козлова базой формирования патриотизма считают
воспитание чувства любви к своей земле, определяют педагогические условия воспитания
патриотизма: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество
воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к
решению проблем воспитания патриотизма детей.
В.И. Логинова, П.Г. Саморукова раскрывают некоторые особенности развития старших
дошкольников как предпосылки патриотического воспитания - опосредованное освоение знаний,
выходящее за пределы личного опыта детей, проявление устойчивого интереса к социальным
явлениям. Авторы указывают, что «воспитание у старших дошкольников чувства любви к родине
осуществляется на основе неразрывного единства чувств, сознания и поведения» .
В.С. Мухина отмечает, что в период старшего дошкольного возраста происходит
формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов
социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-
психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и
поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Современные исследования воспитания любви к родному городуН.В.Алешиной, И.Рыбаловой,
Г.Корняевой основаны на принципах патриотического воспитания, принципе синтеза чувств,
сознания и поведения. Исследователи отмечают, что краеведческий подход в образовании
дошкольников способствует формированию социальной компетенции ребенка, дает возможность
гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников
не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане, т.е. накапливаемый
опыт касается как познания и преобразования действительности, так и отношения к ним.
Таким образом, анализ исследований сущности патриотического воспитания
свидетельствует: вопросы патриотического воспитания всегда имели большое значение в
воспитании молодежи. В современной России идея патриотического воспитания приобрела
государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
С учетом положений государственной программы 30 апреля 2014 года вышло
постановление №301правительства Нижегородской области об утверждении государственной
программы «Развитие образования Нижегородской области», где выделен раздел 2.1.6.
Патриотическое воспитание граждан
в Нижегородской области.
Патриотическое воспитание является важной частью комплекса наук: философии, психологии,
педагогики. В качестве основополагающего фактора патриотического воспитания
рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на
воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Эти качества
закладываются в период дошкольного детства и составляют основу патриотического воспитания.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и
культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет
ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим,
природно-экологическим своеобразием своего региона.Знакомство с родным городом, его
достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми,
которые строили город, имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и
нравственного развития детей дошкольного возраста.
К сожалению, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не всегда уделяют
внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о
родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное
отношение к малой Родине.
Вывод.
Обзор ряда комплексных и парциальных программ по патриотическому воспитанию
дошкольников демонстрирует понимание значения патриотического воспитания дошкольников
в воспитании гражданина России, при этом особое внимание уделяется краеведению как средству
патриотического воспитания дошкольников.
Следовательно, данную проблему можно считать актуальной не только для одного детского
сада, но и для общества в целом.
2. Практическая часть.
В работе были использованы методические разработки и программы:
«Край ты мой, любимый!»Дополнительная образовательная программа
объединения «Юный нижегородец».
Автор-разработчик: Очеретина С.В. педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ДДТ Информационно-исследовательский центр «Истоки».
«Мой родной дом» .Т.И.Оверчук . Содержание программы систематизировано по
тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте: «Мой родной дом – семья» (4-й год
жизни), «Мой родной дом – детский сад» (5-й год жизни), «Мой родной дом – Нижегородский
край, город, родной поселок» (6-й год жизни), «Мой родной дом – Россия»(7-й год жизни). К
каждому разделу и возрастной группе прописаны задачи. Одним из путей решения
поставленных задач авторы определили взаимодействие с родителями.
«Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» .Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Методическое
пособие.
Проект рассчитан на два года. Работа ведется с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
При ознакомлении детей с родным краем создаются благоприятные условия, при которых у них
расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и
развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества, что важно
при работе в логопедической группе.
Положительного результата можно достичь длительным, систематическим и целенаправленным
воздействием на ребенка при условии активного взаимодействия с окружающим миром
эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд,
обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольникам с учетом возрастных требований.
Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней
родителей. Т.к. родители часто не имеют достаточных знаний об истории родного города, его
традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям, необходимо создание
такой системы работы, которая позволит активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание
детей и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Развитие представлений детей о родном крае зависит от:
материала (количество, содержание, доступность для восприятия и понимания)
используемых методов
организации предметно – развивающей среды в группе.
Содержание материала, с которым знакомятдетей, должно соответствовать возрасту, быть ярким,
образным, конкретным, вызывающим интерес. Необходимо продумать, что целесообразнее показать и
рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности , улицы, района.В
каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет
формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится
детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших
улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что
все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и
город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют,
в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,
своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у
каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Республики, со
столицей, с гимном, флагом и гербом государства.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по темам: Работа по каждой теме должна
включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам -
праздники.Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми
знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в
каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность,
следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным
событиям и праздникам.
В работе по ознакомлению с Нижним Новгородом используются разные методы и приемы:
Наглядные
– целевыепрогулки, экскурсии, прогулки выходного дня, совместно с родителями;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, карт, репродукций картин, фотографий;
- просмотр видеофильмов, слайдов;
- выставки рисунков, поделок, изготовление макетов;
- посещение музеев;
- совместная работа с библиотекой им. Чапаева;
- организация уголка краеведения, минивыставок: «Нижегородские промыслы», «Они прославили
наш город»;
- Создание «Библиотечки нижегородца»( литература о Нижнем Новгороде и пр-я нижегородских
авторов);
- Оформление информационной папки для родителей «Это интересно» (сменная информация о
городе , его историческом прошлом).
Словесные
- чтение художественных произведений;
- разучивание стихотворений, считалок, скороговорок;
- беседы, рассказывание;
- сочинение сказок, рассказов;
- прослушивание аудиоматериалов.
Практические
- нод;
- дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- экспериментирование;
- изобразительная деятельность;
- вечера досуга, викторины;
- изготовление поделок, альбомов;
- проведение народных праздников с элементами фольклора;
- анкетирование
и др.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по темам: Работа по каждой теме должна
включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам -
праздники.Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми
знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в
каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность,
следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным
событиям и праздникам
Сентяб
рь
Международный календарь
01.09.День Знаний.
Тематический план по ознакомлению
с окружающим .
III-IV Мое Отечество Россия
Тематический план по ознакомлению