Автор: Вецвагарис Анна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г. Курганинск, Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра "Мы выбираем жизнь!" (профилактика употребления наркотических веществ, для учащихся 8-9 классов)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества г.
Курганинска
Деловая игра:
(профилактика употребления наркотических веществ)
для учащихся 8 – 9 классов
Разработала:
Вецвагарис А.В.
социальный педагог
2015 г
Цель:
1.
научить учащихся отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со
стороны кого бы то ни было;
2.
формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми вещей, в т.
ч. сигареты, алкоголя, наркотиков;
3.
выработать отрицательное отношение к попытке попробовать дурманящие вещества.
Задачи:
1.
дать представление учащимся о наркотических средствах;
2.
научить детей оценивать последствия своих действий;
3. показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека
4.
развитие умения сказать: «Нет! – наркотикам»;
5. развить мотивы, умение аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
мультимедийная
установка
(слайды
демонстрируются
по
ходу
мероприятия); микрофоны;
демонстрационные стенды для размещения плакатов;
стулья по количеству участников;
7 столов; карточки с названиями групп: педагоги,
родители,
подростки;
бумага, карандаши для каждой команды и гостей;
2 столика для упражнений с оборудованием: 3 стакана; емкости с солью,
гр.
орехами,
горохом,
сахаром
(песком),
водой;
бутылочка
«Пепси
-
Колы», столовая ложка.
1 Этап: Регистрация, встреча (для каждой школы, команды)
Разминка: перед входом в зал каждая группа проходит тест и упражнение, настраивающие
их на сотрудничество.
Цель: получение информации об отношении подростков к употреблению наркотиков,
создание позитивного настроя на взаимодействие.
Тест «Давайте сделаем свой выбор!» (твоё отношение к наркотикам) (
дети подходят
к столу по одному
)
- Выбери карточку того цвета, на котором написана фраза, отражающая твоё отношение к
наркотикам. (
Ответственный раскладывает их по цвету и по окончании регистрации подсчитывает их
количество).
Упражнение на сплочённость «Держим равновесие»
-
Встаньте
парами,
спиной
друг
к
другу
и
«прикрепитесь»
лопатками.
Необходимо
присесть и встать, не держась руками друг за друга и сохраняя «сцепку».
Анализ
упражнения:
в
зависимости
от
результата
(
сопровождающим
рекомендуем
включить ребят, успешно выполнивших упражнение в состав рабочих групп
).
Команды
занимают
места
в
зале
и
за
рабочими
столами
(в
соответствии
с
табличками).
2
Этап
:
Вступление
.
Сообщение темы и цели мероприятия.
Красная
Я против наркотиков
Желтая
Мне все равно
Розовая
Жизнь коротка и надо успеть попробовать все
Фиолетовая
От судьбы не уйдешь, будь, что будет
Голубая
Я – личность, все в моих руках
СЛАЙД 1
- Здравствуйте ! Наша встреча проходит накануне всемирного Дня здоровья. Мы
пригласили вас на уже ставшую традиционной встречу для того чтобы объединить наши
усилия в деле сохранения нашего здоровья и здоровья окружающих нас людей.
(представление гостей и участников)
На нашу встречу мы пригласили:
- иерей Свято – Вознесенского храма отец Роман
- психолог наркологической службы, Кнауб Юлия Андреевна
- зав. воспитательным отделом МБОУ РИМЦ, Уколова Наталья Анатольевна
3
этап: Введение в тему.Послушайте одну историю.
Притча. Несколько веков назад на территории Юго-Восточной Азии обитало племя
маньчжуров.
В
XVIII
веке,
завоевав
обширную
территорию
нынешнего
Китая,
они
основали знаменитую династию Цинн. Со стороны Японии наблюдались многочисленные
попытки завоевания этого народа. Но безуспешно. Тогда японские власти пошли на
хитрость. В результате, не пролив ни капли крови, они смогли спокойно занять всю
страну.
–
В
ч ё м
з а к л ю ч а л а с ь
э т а
х и т р о с т ь ?
На
территории
страны,
засланные
японские
торговцы
открыли
дешёвые
курильни
опиума,
где
посетителям-маньчжурам,
включая
подростков
и
детей,
предлагали
различные наркотики, в том числе и алкоголь. При этом самим японцам было запрещено
посещать подобные места под знаком смерти.
- Как им это удалось? Как вы считаете, эта история правдива? Количество наркоманов
в нашей стране и крае растет. Сегодня никто не застрахован от этой беды. Об этом мы
должны знать и говорить, иначе будет поздно.
Наши
помощники
подсчитали
ваши ответы
на
вопросы,
которые
были
предложены вам во время регистрации.
ОТВЕТЫ:….
Несмотря на это некоторые ребята пробуют наркотические вещества.
- Предлагаю вашему вниманию несколько кадров о том, что
ждёт человека, решившего попробовать наркотик.
СЛАЙД 2 - 3
Наркоманы страдают от опиумной горячки, вирусного воспаления
печени, гнойных инфекций и шрамов кожи и тканей, у них воспаляются и
изменяются вены, но в первую очередь, страдают головной и спинной
мозг.
Меняется и психика подростков. Они становятся мнительными,
подозрительными.
Им свойственно чувство паники и страха, они безответственны и
пассивны, не проявляют интереса к семье, учебе, теряют друзей.
В период ломки наркоманы агрессивны и склонны к неадекватному поведению
- Это только часть информации. Что бы бороться с врагом, нужно знать масштабы
его
распространения.
Посмотрите
на
следующий
слайд
с
цифрами.
Я
буду
задавать
вопросы, а вы постарайтесь найти ответ на слайде. Блиц – опрос: СЛАЙД 4
Когда началось массовое употребление наркотиков в Европе и в России? (в 19
веке, во время Первой мировой войны)
Какова
средняя
продолжительность
жизни
человека,
употребляющего
наркотические вещества? (21 год)
Сколько
человек
(в
процентах),
употребляющих
наркотические
вещества,
доживают до 30 лет? (13 %)
Сколько
наркоманов
(в
процентах)
погибает
через
полгода
после
начала
приема наркотических веществ? (50%)
Сколько
человек
(в
процентах),
употребляющих
наркотические
вещества,
доживают до 40 лет? (1 %)
Ведущий: - Цифры впечатляют. Существуют определённые мифы о наркотиках, слово для
их раскрытия даём специалистам (специалисты анализируют мифы) СЛАЙД 5
М и ф
1 .
От
очередного
употребления
наркотика
всегда
можно
отказаться.
Факт.
Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика приводит к
зависимости.
М и ф
2.Наркотики
дают
ни
с
чем
несравнимое
ощущение
удовольствия.
Факт.
Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при
выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория 3-4 дозы
быстро
исчезает
и
в
дальнейшем
наркотики
принимают,
чтобы
снять
мучительное,
болезненное
о щ у щ е н и е
( л о м к у )
и
п р о с т о
п р о с у щ е с т в о в а т ь
е щ ё
о д и н
д е н ь .
Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не
в ы з ы в а ю щ и й
п р и в ы к а н и я .
Факт.
Все
наркотики
вызывают
привыкание.
Любой
наркотик
убивает,
это
только
вопрос
времени
.
Миф 4. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.
Факт.
Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений
и с к у с с т в а
с о з д а н н о г о
п о д
« к а й ф о м » .
М и ф
5 .
Н а р к о м а н а м и
с т а н о в я т с я
т о л ь к о
с л а б ы е
и
б е з в о л ь н ы е .
Факт.
Зависимость
от
наркотиков
–
это
заболевание,
и,
как
и
любое
заболевание,
оно
не
имеет
о т н о ш е н и я
к
с и л е
в о л и .
М и ф
6 .
Л у ч ш е
б р о с а т ь
п о с т е п е н н о .
Факт.
Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю
жизнь.
М и ф
7 .
Е с л и
н а р ко т и к и
н е
в в од и т ь
в
в е н у,
п р и в ы к а н и я
н е
б уд е т.
Факт.
Любой
способ
потребления
наркотиков
приводит
к
зависимости.
Существует
закон
дозы:
с
меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон без
исключения.
Ведущий: Посмотрите как это происходит: демонстрация: в стакан с «Пепси-колой»
насыпаем ложечку соли.
- Какая реакция? Насыпаем ещё, такая же реакция? Почему?
Вывод: так и организм человека привыкает и требует увеличить дозу.
Из всего сказанного о наркотиках, какой вывод делаем? Опасны ли наркотики или их
опасность преувеличена?
СЛАЙД 6
4
Этап: Деловая игра « Мы выбираем жизнь»
Ведущий: У нас с вами есть возможность выразить свое отношение к данной
проблеме
и
попытаться
найти
единомышленников.
Для
этого
мы
предлагаем
вам
поработать
группами
и
составить
список
своих
предложений,
для
решения
проблем,
связанных с наркоманией.
Созданы 3 рабочие группы: (по 5 человек от школы)
СОШ № 1, № 2 - Родители
СОШ № 5, № 3 – Педагоги
СОШ № 4, № 19 - Подростки
Время работы: 10 – 12 минут.
СЛАЙД 7
Вопросы для обсуждения:
Родители: Что руководит подростком, желающим попробовать наркотик? Как уберечь его
от этого?
Подростки: Почему подростки, зная о последствиях употребления наркотиков решаются
попробовать их? Как найти выход из трудной ситуации? От чего можно в жизни получить
удовольствие без вреда для жизни?
Педагоги: Что руководит подростком, желающим попробовать наркотик? Как уберечь его
от этого? Как педагоги могут «защитить молодёжь от наркотиков?»
Во время работы групп с остальными участниками проводится
Упражнение «Банка жизни».
- Я хотела бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке? (она
пустая)
- Наполним её грецкими орехами, теперь банка полная? (да)
(добавляем горох, сахар, воду, после каждой добавки задавая тот же вопрос).
- Банка - это наша жизнь, орехи - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья,
это наши дети, наши любимые, здоровье, все то, что имеет для нас огромное значение;
горох
-
это
те
вещи,
которые
не
так
значимы
д л я
нас, это может быть дорогой костюм или
машина и т.д.; а
песок
-
это
все
самое
мелкое
и
не
значительное
в
нашей жизни, все те мелкие проблемы,
которые
сопровождают
нас
на
протяжении
все
нашей
жизни.
А
если
мы
сделаем
наоборот,
сначала
будем
наполнять
нашу
жизнь
мелким
и
не
нужным,
уделяя этому своё время?
Ответы детей.
Вывод: никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая
вам глаза на более важные вещи.
- Подведём итоги деловой игры (обсуждение предложений от каждой рабочей группы):
сначала все 3 группы отвечают на вопрос Почему?,
затем на вопрос Как уберечь?
(К
аждая группа должна обосновать свой выбор)
- Просим передать Ваши предложения специалистам, для подведения итогов работы групп.
- Об отношении православной церкви к сложным жизненным ситуациям расскажет иерей
Свято – Вознесенского храма отец Роман.
5 Этап
Тренинг: «Умей сказать НЕТ!
- Неоспоримая истина в том, что наркотики – это зло!!! А зло не приходит к нам в
откровенном облике зла – оно маскируется под добро. Никто не предложит вам: “Стань
наркоманом!” Вам скажут: “Попробуй разок!”
- Где вы можете получить предложение попробовать наркотик?
Ответы детей.
Дополнение к ответам.
Друг подростка вместо обычных сигарет, которые у них принято курить, предлагает
ему импортные, от которых у подростка возникают неведомые ранее ощущения и
беспричинный смех.
Друзья подстрекают его словами: “Не будь трусом”, “Ты что, слабак?”. Ситуация
усугубляется
присутствием
в
компании
симпатичной
девушки.
Подростку
приходится уступить
Первая проба наркотиков происходит в хмельной компании, когда возбужденный и
утративший
настороженность
подросток
(пьяному
море
по
колено)
без
всякого
нажима со стороны соглашается.
Морально устойчивых и отвергающих наркотики подростков, особенно девушек,
стремятся завлечь в компанию “своих”. Там, как правило, после выпивки, жертву
удерживают за руки и за ноги и вводят ей наркотик шприцем.
Друг предлагает парню, от которого ушла любимая девушка и который мучительно
переживает разрыв, “уколоться и забыться”..
- Где бы, в какой ситуации вы ни оказались - скажите себе твердо и решительно:
НАРКОТИКУ - НЕТ! Как это сделать нам расскажет психолог наркологической службы.
СЛАЙД 8
- Существует алгоритм двух «О» (алгоритм «Оптимального Отказа»):
Я - сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение
(«Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная
встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Далее учащиеся делятся на пары, один из них
уговаривает другого ( за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается,
используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.
Обсуждение упражнения
Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось?
Кому не удалось? Почему?
Какие чувства испытывали, играя разную роль?
Что было проще, уговаривать или отказываться?
Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?
СЛАЙД 9
6 этап Итог:
Озвучивание Памятки, составленной на основе анализа предложений рабочих групп.
- Какие новые знания получены?
- Что будете использовать в своей жизни?
- Оправдались ли ваши ожидания?
Ведущий: Обращаюсь к вам, ребята, и очень надеюсь,
что после сегодняшнего разговора вы задумаетесь, насколько
это серьёзно. Будьте благоразумны, не губите свою жизнь,
делайте
правильный
выбор.
Надежда
есть
всегда,
как
сказано в Библии: “Просите и дано будет Вам, ищите и
обрящете…”
Спасибо всем за вашу работу!