Автор: Когут Ирина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №14 "Управления, экономики и права"
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Клубная деятельность как средство реализации внеурочной деятельности"
Раздел: полное образование
"Клубная деятельность как средство реализации внеурочной деятельности"
Автор: Когут И.Ю., учитель высшей категории МАОУ гимназия №14, г. Красноярск,
руководитель литературного клуба «Золотое стило»
Важнейшей
целью
современного
образования
и
одной
из
приоритетной
задач
государства
является
воспитание
нравственного,
ответственного,
инициативного
и
компетентного
гражданина
России.
В
новом
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного
общего
образования
процесс
образования
понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,
составляющую инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и
на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной
среды, включающей урочную, неурочную и внеурочную деятельность и учитывающую
историко-культурную, региональную специфику; формирование активной деятельностной
позиции; выстраивание социального партнерства школы и семьи.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной
среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать
в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как
синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является литературное
творчество.
Литературное творчество:
способствует
внешней
и
внутренней
социализации
ребенка,
т.е.
помогает
ему
легко
входить
в
коллективную
игру,
вырабатывает
чувство
товарищества,
волю,
целеустремленность и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с
социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать и сочинять с удовольствием и
более осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности учащегося.
Работа учителя заключается в создании организованной творческой атмосферы, "когда ты
интересен
всем,
все
интересны
тебе".
Тренировка
внимания
к
окружающим
обеспечивается
в
коллективных
играх
и
творческих
заданиях,
где
каждый
читает
произведения собственного сочинения.
На базе нашей гимназии создан литературный клуб "Золотое стило". Поводом для
создания клуба послужило выявление и развитие писательских способностей учащихся.
На наш взгляд, литературный клуб "Золотое стило" очень востребован: в гимназии немало
детей, интересующихся поэзией и прозой, склонных к сочинению стихов, к литературному
творчеству вообще.
Заседания клуба носят тематический характер, которые проходят раз в месяц и служат не
только развитию творческих способностей, но и способствуют становлению личности
ребенка в целом, формированию толерантности.
Программа
клуба
"Золотое
стило"
реализуется
во
внеурочное
время,
носит
гуманистический
характер,
соблюдает
приоритет
общечеловеческих
ценностей,
свободного развития личности. Содержания программы направлено на помощь детям в
индивидуальном развитии, адаптацию
к жизни, отражения возрастных потребностей
ребенка, мотивацию познания творчества, стимулирование творческой активности.
У учащихся существуют проблемы принятия себя как ценности, укрепления веры в себя
и
свои
силы,
ощущение
своей
уникальности
и
неповторимости,
осознания
своего
жизненного пути и роли своего "я" на этом пути. В наше время все больше появляется
активных предприимчивых людей, главным образом, в экономической сфере. Отношения
в обществе более ориентированы на извлечение материальной выгоды, в духовной же
области
наблюдается
своеобразный
вакуум,
снижение
интереса
к
истинно
высокому
искусству, что отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их духовного
облика. выход из этого положения видится в более активном привлечение гимназистов к
получению знаний в системе сочинительства.
Программа клуба направлена на выявления творческих качеств личности и закрепление
интереса к поэзии и прозе. программа предполагает оказание помощи детям, склонным к
литературному творчеству, пишущим стихи и прозу или желающим научиться этому
мастерству. Конечно, не каждому суждено стать настоящим поэтом или писателем (здесь
еще необходима высокая природная одаренность), но никому не запрещено писать стихи и
рассказы для себя, для того, чтобы выразить свои мысли чувства, поделиться ими с
близкими друзьями. Очень часто начинающим стихотворцам не хватает элементарных
знаний о строении стиха, которые они могут получить на мастер-классах в литературном
клубе "Золотое стило".
Клуб "Золотое стило" способствует приобретению. детьми авторской смелости. Не
секрет,
что
очень
часто
одаренные
в
литературном
отношении
дети
стесняются
предоставить свои произведения широкой аудитории, испытывают робость, обладают
неоправданно заниженной самооценкой.
Знания и умения, полученные учащимися в литературном клубе "Золотое стило" по
данной программе, позволяют им более уверенно чувствовать себя на уроках литературы,
способствуют
развитию
познавательного
интереса
к
искусству
слова,
позволяют
заниматься самостоятельным творчеством.
Программа
соответствует
современным
образовательным
технологиям,
которые
отражены
в
принципах
обучения
(индивидуальность,
доступность,
преемственность,
результативность), в формах и методах обучения: дифференциация обучения, аудиторные
занятия и индивидуальные консультации, сочинительство в группах, участие в конкурсах
различного уровня.
Практическими
результатами
реализации
программы
является
ежегодное
издание
гимназического альманаха "Золотое стило", презентация выпусков данного сборника. В
учебном плане присутствуют сквозные темы практического характера: "Знакомство с
творчеством сверстников", "Изучение литературных жанров", "Уроки сочинительства",
"Обучение выразительному чтению".