Автор: Набоких Елена Викторовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Елабужский институт(филиал) Казанского федерального университета
Населённый пункт: РТ г.Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры как средство формирования нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школе.
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры как средство формирование нравственно-волевой
готовности старших дошкольников к школе.
Автор: Набоких Елена Викторовна
Студентка 5 курса
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного
учреждения высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
г. Елабуга
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования,
является
одной
из
центральных
проблем
современной
педагогики.
Формирование готовности дошкольников к обучению в школе выступает в
качестве
одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
дошкольными
образовательными учреждениями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (далее ФГОС ДО) данному направлению работы уделяется особое
внимание,
обусловленное
тем,
что
школа
и
детский
сад
являются
двумя
смежными
звеньями
в
целостной
системе
образования.
Их
взаимосвязь
очевидна: успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и
умений,
сформированных
в
дошкольном
детстве,
от
уровня
развития
интеллектуальной,
познавательной,
мотивационной,
эмоционально-волевой
сферы и т.д.
Важным
направлением
в
деятельности
современных
дошкольных
образовательных учреждений обеспечивающим преемственность дошкольного
и
школьного
образования,
является
подготовка
ребёнка
к
школе,
которая
представляет
собой
длительный
сложный
процесс,
в
рамках
которого
происходит
формирование
физической,
психологической
и
социальной
готовности к школьному обучению. Все эти компоненты являются основными
составляющими
готовности
ребёнка
к
переходу
на
следующую
ступень
образования.
По мнению В. С. Мухиной, готовность к школьному обучению – это
желание
и
осознание
необходимости
учиться,
возникающее
в
результате
социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий,
задающих мотивацию к учебной деятельности [4, с. 38].
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л. А.
Венгера, под которым он понимал определенный набор знаний и умений, в
котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их
развития может быть разным. Составляющими этого набора, прежде всего,
является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя
позиция
школьника»,
волевая
и
интеллектуа льная
го т о в н о с т ь
[1, с. 5].
Таким
образом,
можно
заключить,
что
в
самом
общем
виде
«психологическая
готовность
к
школе»
представляет
собой
набор
1
определённых
личностных
качеств,
уровень
развития
которых
позволяет
сформировать у ребёнка позицию школьника.
Общая
психологическая
готовность
ребёнка
к
обучению
в
школе
складывается из следующих компонентов:
- интеллектуальная готовность ребенка к школе;
- личностная готовность ребенка к обучению в школе;
- нравственно-волевая готовность;
- социально-психологическая (коммуникативная) готовность к
школьному обучению;
- психофизическая готовность;
- мотивационная готовность ребёнка к обучению в школе.
Главным условием подготовки детей дошкольного возраста к школьному
обучению
является
сформированность
всех
компонентов
школьной
психологической готовности.
Одним из наиболее важных компонентом готовности детей к школьному
обучению
среди
перечисленных
выше
является
нравственно-волевой
компонент,
который,
по
мнению
С.
А.
Козловой
включает
два
аспекта:
готовность к обучению и готовность к принятию нового образа жизни [2, с. 49].
Нравственно-волевая готовность к обучению в школе определяется:
-
уровнем
развития
личностных
качеств,
принадлежащих
к
волевой
сфере,
среди
них:
самостоятельность,
дисциплинированность,
послушание,
терпеливость,
умение
доводить
дело
до
конца,
преодолевать
трудности
и
проявлять
способность
к
произвольным
действиям.
Кроме
того,
Я.
Н.
Макаркова на основе изучения различных научных источников, делает вывод о
том, что волевая готовность заключается также в развитии умений управлять
своим поведением, способности включаться в общую деятельность, принимать
систему требований, предъявляемых учителем, школой [3, с. 906].
-
уровнем
развития
нравственных
чувств
ребёнка,
таких
как
дружелюбность,
стремление
помочь
товарищам,
отзывчивость,
вежливость,
сострадание, эмпатия и др., а также уровнем сформированности моральных
качеств личности, норм поведения в социуме.
Таким образом, нравственно-волевая готовность к школьному обучению
представляет
собой
достижение
ребенком
к
моменту
начала
обучения
определенного
уровня
развития
воли,
моральных
чувств,
нравственного
поведения и сознания, которые позволят ему строить на нравственной основе
свои взаимоотношения с одноклассниками и учителем и активно принять свою
новую социальную позицию.
От
того,
насколько
эффективно
ведётся
работа
по
формированию
нравственно-волевой готовности дошкольника к обучению в школе, во многом
зависит не только его успешность в обучении, но и успешность социальной
адаптации к новым для него условиям.
На сегодняшний день, в практике работы дошкольных образовательных
учреждений
по
формированию
нравственно-волевой
готовности
к
школе
накоплен
достаточно
большой
«арсенал»
средств
и
методов,
позволяющих
2
повысить
эффективность
данного
направления
деятельности.
Но,
пожалуй,
одним из самых эффективных средств развития нравственно-волевых качеств
необходимых дошкольнику для успешного обучения и социальной адаптации в
условиях
системного
образования,
выступают
дидактические
игры.
И
это
вполне
обосновано,
так
как
игра
является
ведущим
видом
деятельности
дошкольника,
в
игре
происходит
развитие
высших
психических
функций:
внимания, памяти, мышления, воображения. Играя, ребенок приобретает новые
знания, умения, навыки, развивает различные способности. Особое место в
системе игр занимают дидактические игры, эффективность которых в деле
формирования
нравственно-волевой
готовности
детей
к
обучению
в
школе
доказана опытом зарубежных и российских педагогов.
И. А. Чепайкина отмечает, что дидактическая игра - это специфическая,
полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет
свои побудительные мотивы и свои способы действий. В игре образец действий
может продемонстрировать сам обучающийся. Факт выделения и осознания
правила
свидетельствует
о
том,
что
у
ребенка
появляются
первые
формы
самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень
произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Участие
дошкольников
в
играх
способствует
их
самоутверждению,
развивает
настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В
играх
совершенствуется
мышление,
включая
действия
по
планированию,
прогнозированию,
взвешиванию
шансов
на
успех,
выбору
альтернатив
[8, с. 42].
Психолог
А.
В.
Запорожец,
оценивал
роль
дидактической
игры,
справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая
игра
была
не
только
формой
усвоения
отдельных
знаний
и
умений,
но
и
способствовала
бы
общему
развитию
ребенка,
служила
формированию
его
способностей».
Рассмотрим подробнее роль дидактической игры в системе нравственно-
волевой подготовки дошкольников к дальнейшему обучению на следующей
ступени образования.
О. А. Саввонова рассматривая воспитательную роль дидактической игры,
обращает внимание на то, что в дидактических играх перед детьми ставятся те
или
иные
задачи,
решение
которых
требует
таких
волевых
качеств
как:
сосредоточенность, внимании, умственные усилия, умение осмыслить правила,
определить последовательность действий, преодолеть трудности. Кроме того,
дидактическая игра способствует решению проблем нравственного воспитания.
В процессе игры воспитатель ставит ребенка в такие обстоятельства, которые
помогают
им
мастерски
играть
совместно,
корректировать
собственное
действие, являться объективным и добросовестным, проявлять нравственные
чувства [6, с. 41].
О.
Н.
Расцветаева
утверждает,
что
содержание
дидактических
игр
помогает
формированию
моральных
представлений
и
понятий.
Таковы,
3
например, игры, в которых надо определять «что такое хорошо и что такое
плохо», давать характеристики литературным героям и т.д. [5, с. 171].
С. В. Субботина изучая процесс формирования предпосылок учебной
деятельности у старших дошкольников, отмечает ценность дидактических игр,
в
процессе
которых
у
детей
складывается
активная
позиция,
развиваются
интерес
к
учебе,
произвольность
поведения,
возрастает
познавательная
активность; дошкольники учатся самостоятельно добывать знания. Они учатся
принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы
действия, осуществлять их вариативность, планировать и анализировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты
деятельности, преобразовывать и совершенствовать их [7, с. 58].
Дидактические
игры
позволяют
формировать
и
развивать
у
старших
дошкольников такие нравственно-волевые качества как:
- дружеские взаимоотношения между детьми;
- умение договариваться, играть сообща;
- заботливое отношение к другим игрокам;
- отзывчивость;
- доброжелательность;
- справедливость;
- скромность;
- умение договариваться в ходе совместной игры;
-
следовать
установленным
правилам
поведения
и
положительному
примеру;
- самостоятельность;
- умение ставить цель и достигать её;
- произвольность действий;
- инициативность и т.д.
Ценность
дидактических
игр
в
формировании
нравственно-волевых
качеств личности неоспорима, так как они обладают огромным развивающим и
обучающим потенциалом. В процессе участия в дидактических играх ребёнок
не только реализует свои игровые желания, но и учится взаимодействовать с
другими участниками, проявляет волевые качества для достижения результата.
В
ходе
дидактических
игр
формируются
нравственные
представления
о
бережном
отношении
к
окружающим
предметам,
игрушкам
как
продуктам
труда взрослых. О нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и
взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, происходит
развитие у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда,
защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. Следует также
отметить, что эффективность дидактических игр напрямую зависит от того,
насколько педагог серьёзно подходит к её организации и какие ставит перед
собой цели.
Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством
развития
личности
дошкольника
в
целом
и
нравственно-волевой
сферы
в
частности, они способствуют формированию у детей нравственных и волевых
4
качеств
необходимых
для
успешного
обучения
на
следующей
ступени
образования – в начальной школе.
Библиография
1.
Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе / А. Л. Венгер, Л. А. Венгер. –
М.: Знание, 1994. – 192 с.
2.
Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А.
Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. – М. : Педагогика, 2012.
– 272 с.
3.
Макаркова,
Я.
С.
Характеристика
компонентов
психологической
готовности
к
школьному
обучению
/
Я.
С.
Макаркова
//
Наука
и
образование: новое время. – 2016. – № 2. – С. 904-908.
4.
Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя / В. С.
Мухина. – М.: Просвещение, 1990. –175 с.
5.
Расцветаева, О. Н. Воспитание и обучение дошкольников посредством
дидактической игры / О. Н. Расцветаева // Воспитание и обучение: теория,
методика и практика: сборник материалов V Международной научно-
практической
конференции.
–
Чебоксары:
ООО
Центр
научного
сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. – С. 170-171.
6.
Саввонова, О. А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников / О.
А.
Саввонова
/
Приоритетные
научные
направления:
от
теории
к
практике. – 2016. – № 25. – С. 39-43.
7.
Субботина, С. В. Системный подход к проблеме подготовки детей к
предстоящей
учебной
деятельности
/
С.
В.
Субботина
//
Системная
психология и социология. – 2015. – № 1. – С. 57-63.
8.
Чепайкина,
И.
А.
Дидактическая
игра
как
средство
развития
самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Чепайкина //
Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 4. – С.
42-44.
5