Напоминание

Дидактические игры как средство формирования нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школе.


Автор: Набоких Елена Викторовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Елабужский институт(филиал) Казанского федерального университета
Населённый пункт: РТ г.Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры как средство формирования нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры как средство формирование нравственно-волевой

готовности старших дошкольников к школе.

Автор: Набоких Елена Викторовна

Студентка 5 курса

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного

учреждения высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

г. Елабуга

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования,

является

одной

из

центральных

проблем

современной

педагогики.

Формирование готовности дошкольников к обучению в школе выступает в

качестве

одной

из

основных

задач,

стоящих

перед

дошкольными

образовательными учреждениями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования (далее ФГОС ДО) данному направлению работы уделяется особое

внимание,

обусловленное

тем,

что

школа

и

детский

сад

являются

двумя

смежными

звеньями

в

целостной

системе

образования.

Их

взаимосвязь

очевидна: успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и

умений,

сформированных

в

дошкольном

детстве,

от

уровня

развития

интеллектуальной,

познавательной,

мотивационной,

эмоционально-волевой

сферы и т.д.

Важным

направлением

в

деятельности

современных

дошкольных

образовательных учреждений обеспечивающим преемственность дошкольного

и

школьного

образования,

является

подготовка

ребёнка

к

школе,

которая

представляет

собой

длительный

сложный

процесс,

в

рамках

которого

происходит

формирование

физической,

психологической

и

социальной

готовности к школьному обучению. Все эти компоненты являются основными

составляющими

готовности

ребёнка

к

переходу

на

следующую

ступень

образования.

По мнению В. С. Мухиной, готовность к школьному обучению – это

желание

и

осознание

необходимости

учиться,

возникающее

в

результате

социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий,

задающих мотивацию к учебной деятельности [4, с. 38].

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л. А.

Венгера, под которым он понимал определенный набор знаний и умений, в

котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их

развития может быть разным. Составляющими этого набора, прежде всего,

является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя

позиция

школьника»,

волевая

и

интеллектуа льная

го т о в н о с т ь

[1, с. 5].

Таким

образом,

можно

заключить,

что

в

самом

общем

виде

«психологическая

готовность

к

школе»

представляет

собой

набор

1

определённых

личностных

качеств,

уровень

развития

которых

позволяет

сформировать у ребёнка позицию школьника.

Общая

психологическая

готовность

ребёнка

к

обучению

в

школе

складывается из следующих компонентов:

- интеллектуальная готовность ребенка к школе;

- личностная готовность ребенка к обучению в школе;

- нравственно-волевая готовность;

- социально-психологическая (коммуникативная) готовность к

школьному обучению;

- психофизическая готовность;

- мотивационная готовность ребёнка к обучению в школе.

Главным условием подготовки детей дошкольного возраста к школьному

обучению

является

сформированность

всех

компонентов

школьной

психологической готовности.

Одним из наиболее важных компонентом готовности детей к школьному

обучению

среди

перечисленных

выше

является

нравственно-волевой

компонент,

который,

по

мнению

С.

А.

Козловой

включает

два

аспекта:

готовность к обучению и готовность к принятию нового образа жизни [2, с. 49].

Нравственно-волевая готовность к обучению в школе определяется:

-

уровнем

развития

личностных

качеств,

принадлежащих

к

волевой

сфере,

среди

них:

самостоятельность,

дисциплинированность,

послушание,

терпеливость,

умение

доводить

дело

до

конца,

преодолевать

трудности

и

проявлять

способность

к

произвольным

действиям.

Кроме

того,

Я.

Н.

Макаркова на основе изучения различных научных источников, делает вывод о

том, что волевая готовность заключается также в развитии умений управлять

своим поведением, способности включаться в общую деятельность, принимать

систему требований, предъявляемых учителем, школой [3, с. 906].

-

уровнем

развития

нравственных

чувств

ребёнка,

таких

как

дружелюбность,

стремление

помочь

товарищам,

отзывчивость,

вежливость,

сострадание, эмпатия и др., а также уровнем сформированности моральных

качеств личности, норм поведения в социуме.

Таким образом, нравственно-волевая готовность к школьному обучению

представляет

собой

достижение

ребенком

к

моменту

начала

обучения

определенного

уровня

развития

воли,

моральных

чувств,

нравственного

поведения и сознания, которые позволят ему строить на нравственной основе

свои взаимоотношения с одноклассниками и учителем и активно принять свою

новую социальную позицию.

От

того,

насколько

эффективно

ведётся

работа

по

формированию

нравственно-волевой готовности дошкольника к обучению в школе, во многом

зависит не только его успешность в обучении, но и успешность социальной

адаптации к новым для него условиям.

На сегодняшний день, в практике работы дошкольных образовательных

учреждений

по

формированию

нравственно-волевой

готовности

к

школе

накоплен

достаточно

большой

«арсенал»

средств

и

методов,

позволяющих

2

повысить

эффективность

данного

направления

деятельности.

Но,

пожалуй,

одним из самых эффективных средств развития нравственно-волевых качеств

необходимых дошкольнику для успешного обучения и социальной адаптации в

условиях

системного

образования,

выступают

дидактические

игры.

И

это

вполне

обосновано,

так

как

игра

является

ведущим

видом

деятельности

дошкольника,

в

игре

происходит

развитие

высших

психических

функций:

внимания, памяти, мышления, воображения. Играя, ребенок приобретает новые

знания, умения, навыки, развивает различные способности. Особое место в

системе игр занимают дидактические игры, эффективность которых в деле

формирования

нравственно-волевой

готовности

детей

к

обучению

в

школе

доказана опытом зарубежных и российских педагогов.

И. А. Чепайкина отмечает, что дидактическая игра - это специфическая,

полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет

свои побудительные мотивы и свои способы действий. В игре образец действий

может продемонстрировать сам обучающийся. Факт выделения и осознания

правила

свидетельствует

о

том,

что

у

ребенка

появляются

первые

формы

самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень

произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Участие

дошкольников

в

играх

способствует

их

самоутверждению,

развивает

настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В

играх

совершенствуется

мышление,

включая

действия

по

планированию,

прогнозированию,

взвешиванию

шансов

на

успех,

выбору

альтернатив

[8, с. 42].

Психолог

А.

В.

Запорожец,

оценивал

роль

дидактической

игры,

справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая

игра

была

не

только

формой

усвоения

отдельных

знаний

и

умений,

но

и

способствовала

бы

общему

развитию

ребенка,

служила

формированию

его

способностей».

Рассмотрим подробнее роль дидактической игры в системе нравственно-

волевой подготовки дошкольников к дальнейшему обучению на следующей

ступени образования.

О. А. Саввонова рассматривая воспитательную роль дидактической игры,

обращает внимание на то, что в дидактических играх перед детьми ставятся те

или

иные

задачи,

решение

которых

требует

таких

волевых

качеств

как:

сосредоточенность, внимании, умственные усилия, умение осмыслить правила,

определить последовательность действий, преодолеть трудности. Кроме того,

дидактическая игра способствует решению проблем нравственного воспитания.

В процессе игры воспитатель ставит ребенка в такие обстоятельства, которые

помогают

им

мастерски

играть

совместно,

корректировать

собственное

действие, являться объективным и добросовестным, проявлять нравственные

чувства [6, с. 41].

О.

Н.

Расцветаева

утверждает,

что

содержание

дидактических

игр

помогает

формированию

моральных

представлений

и

понятий.

Таковы,

3

например, игры, в которых надо определять «что такое хорошо и что такое

плохо», давать характеристики литературным героям и т.д. [5, с. 171].

С. В. Субботина изучая процесс формирования предпосылок учебной

деятельности у старших дошкольников, отмечает ценность дидактических игр,

в

процессе

которых

у

детей

складывается

активная

позиция,

развиваются

интерес

к

учебе,

произвольность

поведения,

возрастает

познавательная

активность; дошкольники учатся самостоятельно добывать знания. Они учатся

принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы

действия, осуществлять их вариативность, планировать и анализировать свою

деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты

деятельности, преобразовывать и совершенствовать их [7, с. 58].

Дидактические

игры

позволяют

формировать

и

развивать

у

старших

дошкольников такие нравственно-волевые качества как:

- дружеские взаимоотношения между детьми;

- умение договариваться, играть сообща;

- заботливое отношение к другим игрокам;

- отзывчивость;

- доброжелательность;

- справедливость;

- скромность;

- умение договариваться в ходе совместной игры;

-

следовать

установленным

правилам

поведения

и

положительному

примеру;

- самостоятельность;

- умение ставить цель и достигать её;

- произвольность действий;

- инициативность и т.д.

Ценность

дидактических

игр

в

формировании

нравственно-волевых

качеств личности неоспорима, так как они обладают огромным развивающим и

обучающим потенциалом. В процессе участия в дидактических играх ребёнок

не только реализует свои игровые желания, но и учится взаимодействовать с

другими участниками, проявляет волевые качества для достижения результата.

В

ходе

дидактических

игр

формируются

нравственные

представления

о

бережном

отношении

к

окружающим

предметам,

игрушкам

как

продуктам

труда взрослых. О нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и

взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, происходит

развитие у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда,

защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. Следует также

отметить, что эффективность дидактических игр напрямую зависит от того,

насколько педагог серьёзно подходит к её организации и какие ставит перед

собой цели.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством

развития

личности

дошкольника

в

целом

и

нравственно-волевой

сферы

в

частности, они способствуют формированию у детей нравственных и волевых

4

качеств

необходимых

для

успешного

обучения

на

следующей

ступени

образования – в начальной школе.

Библиография

1.

Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе / А. Л. Венгер, Л. А. Венгер. –

М.: Знание, 1994. – 192 с.

2.

Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А.

Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. – М. : Педагогика, 2012.

– 272 с.

3.

Макаркова,

Я.

С.

Характеристика

компонентов

психологической

готовности

к

школьному

обучению

/

Я.

С.

Макаркова

//

Наука

и

образование: новое время. – 2016. – № 2. – С. 904-908.

4.

Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя / В. С.

Мухина. – М.: Просвещение, 1990. –175 с.

5.

Расцветаева, О. Н. Воспитание и обучение дошкольников посредством

дидактической игры / О. Н. Расцветаева // Воспитание и обучение: теория,

методика и практика: сборник материалов V Международной научно-

практической

конференции.

Чебоксары:

ООО

Центр

научного

сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. – С. 170-171.

6.

Саввонова, О. А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников / О.

А.

Саввонова

/

Приоритетные

научные

направления:

от

теории

к

практике. – 2016. – № 25. – С. 39-43.

7.

Субботина, С. В. Системный подход к проблеме подготовки детей к

предстоящей

учебной

деятельности

/

С.

В.

Субботина

//

Системная

психология и социология. – 2015. – № 1. – С. 57-63.

8.

Чепайкина,

И.

А.

Дидактическая

игра

как

средство

развития

самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Чепайкина //

Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 4. – С.

42-44.

5



В раздел образования