Напоминание

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи


Автор: Ценькова Марина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1 "Родничок" г.Охи
Населённый пункт: г.Оха Сахалинской области
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1»Родничок» г. Охи

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«

Условия повышения эффективности сотрудничества семьи и ДОУ в

процессе организации здоровьесберегающего пространства

«Детский сад – Семья»

2017.г.Оха

Тема: ««Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи».

Самый лучший компас в детстве – родительские советы.

Л. Фейхтвангер

Цель:

Повышение

профессиональной

компетентности

педагогов

в

области

организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

1.

Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с

родителями. Провести мини-диагностику знаний педагогов в этой области.

2.

Активизировать

педагогическое

мышление

воспитателей

как

основу

использования

нетрадиционных

форм

работы

с

родителями

в

ДОУ,

стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3.

Поддержать

интерес

педагогов

к

дальнейшему

изучению

данной

темы.

План семинара.

1.Вступительное слово. зам зав по ВМР Ценьковой М.А.

«Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи».

2. Интеллектуальная разминка.

3. «Принципы партнёрства ДОУ и семьи» Ценькова М.А.

4. Командная игра

5. Рефлексия.

Ход проведения семинара.

1. Вступительное слово.

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему, –

В этом высший подвиг цветка!

Басе

Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название

“детский сад”? Ф. Фребель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность её

“питания”,

“возделывания”

завещал

нам,

садовникам

и

садовницам,

нежное

обращение с детьми.

Каким же должен быть детский сад, чтобы не нанести вред ранимой детской

душе,

чтобы

подарить

растущему

человеку

яркие,

светлые

образы

детства?

Ученые

разработали

перечень

важнейших

требований,

которым

он

должен

соответствовать:

сердечно

и

дружелюбно-настроенные

к

детям

и

родителям

воспитатели,

умеющие заинтересовать и завлечь ребят в различные игры и занятия;

регулярное чередование активных игр и спокойных занятий;

поощрение детей;

безопасное оборудование помещений;

разнообразие игровых занятий и материалов для них;

вкусная полноценная пища;

участие родителей в жизни детского сада;

предоставление детям возможности выбора вида активности;

постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

Самое важное заключается в качестве ухода за детьми, то есть в обеспечение

полноценного физического, умственного, социального и эмоционального развития.

Для

этого

необходимы

образованные,

последовательные

в

своих

действиях

воспитатели, любящие и понимающие детей.

Для того чтобы дети не страдали, чтобы как можно мягче открывалось окно в

мир, и ребенок попадал в “цветущий сад”, важно:

понимать

значение

происходящего

в

пространстве-времени

дошкольного

детства;

понимать уникальность ролей значимых взрослых – родителей и воспитателей,

– которые встретились на дороге жизни, чтобы состоялась личность ребенка;

понимать, что только взаимодействие значимых для ребенка взрослых позволит

своевременно увидеть и поддержать друг друга в решении и предупреждении

возможных проблем “отцов и детей”!

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего

будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы

услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны

родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные

ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение

возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что

"детский сад всему научит", и их основная обязанность теперь - обеспечивать материальное

существование своего чада. Негативные же отношения могут произрастать из уже

полученного ранее негативного опыта взаимодействия с дошкольным учреждением родителей

или их знакомых.

Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей

символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда

воспитатель говорит о ребенке, делает какие-то рекомендации, родитель очень часто

ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.

Причем как оказывается, у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они

воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их

работу.

Когда обращаешься к воспитателям, многие высказываются о трудностях работы с

родителями. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно

найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что "тушуются" перед

родителями, т.к. неуверенны в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать

лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

В нашем дошкольном учреждении постоянно ведется работа по оптимизации взаимодействия

воспитателей с родителями, но стало ясно, что педагогам необходима отработка конкретного

практического навыка.

Но прежде чем начать разбирать эти причины, предлагаю вам небольшую интеллектуальную

разминку.

2. Интеллектуальная разминка

1)

Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза:

“…. дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь

важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных

институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное

воспитание в пользу семейного”

(Из Концепции дошкольного воспитания).

2)

Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями.

(Конференция)

3)

Основной метод изучения семей воспитанников.

(Наблюдение).

4)

Один из приемов активизации родителей.

(Игра).

5)

….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его

заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по

определенной программе.

(Анкета)

6)

…… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами,

родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью

быта, взаимной моральной ответственностью.

(Семья)

7)

Традиционная форма проведения родительского собрания.

(Лекция)

8)

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.

(Аукцион)

9)

Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги

ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального

развития личности ребенка в младенческом возрасте”.

(Закон РФ об образовании)

10)

Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…..

– воспитание детей в условиях семьи;

– более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;

– управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми,

направленная на достижение желаемых результатов;

– средство семейного образования;

– форма общеобразовательной подготовки родителей.

11)

Назвать метод не относящийся к методам изучения семейной истории:

– наблюдение;

– беседа;

– анкетирование;

– интервью с родителями;

– лабораторный эксперимент.

12)

Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями? –

собрания;

– конференции;

– конкурсы;

– информационные стенды;

– беседы.

13)

Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?

– телефон доверия;

– ток-шоу;

– конкурсы;

– викторины;

– консультации.

14)

Какие формы работы выделяются во взаимодействии педагогов с семьей?

– индивидуальные;

– подгрупповые;

– коллективные;

– традиционные/нетрадиционные

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И

РОДИТЕЛЯМИ: Заполнение анкет (1-2 мин);

По результатам анкетирования было выделено 7 основных причин.

1.Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.

2.Недостаточная компетентность многих воспитателей.

3.Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и,

соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.

4.Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.

5.Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием,

информационными стендами.

6."Закрытость" дошкольного учреждения.

7.Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

Делимся на три группы, каждая берет себе к разбору (методом жеребьевки) по две

выявленные ПРИЧИНЫ

Поиск путей преодоления трудностей (стандартные, нестандартные, комплексная работа

детского сада в целом, частная работа каждого педагога и пр.).

Выступление групп.

Совместный анализ 7-го вопроса.

Задача педагогов заполнить таблицы по доставшимся им вопросам:

- обосновать влияние причин (в пользу "Да или "Нет")

- найти пути решения (что можно сделать?):

Совместный анализ 7-го вопроса:

На доске маркером в форме мозгового штурма записывают ответы группы на вопрос: Из чего

состоит (от чего зависит) статус воспитателя (педагога).

От кого зависит каждое из перечисленных качеств? (от каждого из нас, подвести к мысли

"статус воспитателя зависит от самого воспитателя").

Игра "Встречают по одежке" (15 мин).

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою

социальную "маску".

Участники разворачиваются друг к другу по трое человек. Один получает карточку с

надписью, например:

"Я так устала",

"Какие сегодня неуправляемые дети",

"Что же сделать на ужин",

"Когда переведут зарплату",

"Сейчас придет лучший родитель на свете",

"У этого родителя самый необыкновенный ребенок",

"Я все умею",

"Пожалейте меня",

"Знали бы вы, что я еще не все про вашего ребенка рассказываю, жалею вас" и т.п.

Карточки держат так, чтобы никто не смог их прочесть. Обладатель карточки пытается

прочувствовать состояние, описанное в карточке, и только лишь выражением глаз и лица

демонстрировать его ("посылать"), главное, постоянно думать о том, что написано в карточке.

Оба других участника тройки наблюдают за первым, пытаются отследить свои ощущения в

этом контакте и насколько можно, прочесть состояние партнера.

После 2-х минут, участники возвращаются в общий круг.

Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы (в тройках):

Опишите свое состояние те, кто наблюдал и пытался оценить то, что демонстрировали

обладатели карточек?

Как вы думаете, что демонстрировали обладатели карточек?

Покажите карточки?

Что помешало почувствовать, отгадать?

Что вызывало ощущения (негативные, позитивные)?

3.

«Принципы партнёрства ДОУ и семьи»

Данные принципы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать

ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

1.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем

самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов

группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны

категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями

ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к

детскому саду в целом. (Каждодневное доброжелательное взаимодействие

педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо

проведенное мероприятие).

2.

Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Общаясь с родителями воспитатель, должен чувствовать ситуацию и

настроение родителей. Здесь очень важно человеческое и педагогическое

умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать,

как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.

Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители люди грамотные и осведомленные, хорошо

знающие, как воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и

пропаганда педагогических знаний вряд ли принесет положительные

результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи

и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада в проблемах семьи и

искреннее желание помочь.

4.

Динамичность.

Детский сад должен находиться в режиме развития, представлять собой

мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава

родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В

зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с

семьей.

5.

Открытость.

Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и

развивается его ребенок.

Установление личного контакта педагога с родителем является важным

моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций. Важно

ежедневно информировать родителей о том, как ребенок провел день, чему

научился, каких успехов достиг. Использование разнообразных форм работы с

семьями воспитанников ДОУ даст положительные результаты: изменится

характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут

активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками

воспитателей. Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать

родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,

заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не

потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития

их собственного ребенка.

4.Командная игра.

Деление на команды проводится на основе геометрических фигур.

Команда

получает

запечатанный

конверт

с

заданием.

После

того,

как

команды разместятся, они начинают обсуждение.

Родительское собрание с элементами деловой игры

Этап

Содержание

1

Тема

2

Возраст детей

3

Цель

4

Задачи

5

Оборудование

6

Алгоритм проведения

7

Решение

Организация заседания педагогической гостиной

Этап

Содержание

1

Тема

2

Возраст детей

3

Цель

4

Задачи

5

Оборудование

6

Алгоритм проведения

7

Решение

Организация заседания родительского клуба

Этап

Содержание

1

Тема

2

Возраст детей

3

Цель

4

Задачи

5

Оборудование

6

Алгоритм проведения

7

Решение

Рефлексия, выводы.

Обратная связь

Имя участника________________________________________________________

1. Степень включенности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешает Вам быть более включенным в занятие?

_____________________________________________________________________

2. Самые значимые полезные для Вас эпизоды:

_____________________________________________________________________

3. Что Вам не понравилось? Почему?

_____________________________________________________________________

4. Ваши мысли после семинара __________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Ваши замечания и пожелания (по содержанию, по форме занятия и т.п.)

_____________________________________________________________________



В раздел образования