Напоминание

Рабочая программа учебного курса "Я читатель"


Автор: Табакаева Анна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8 г.Горно-Алтайска"
Населённый пункт: г.Горно-Алтайск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа учебного курса "Я читатель"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа по учебному

курсу «Я читатель»

2- 3 класс

Составитель: Табакаева А.П.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу «Я-читатель» для обучающихся 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные

недели) и разработана в соответствии:

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.

Книга – достояние человеческой цивилизации. Без чтения книги невозможно

стать развитым, грамотным, успешным человеком.

Психологи считают, что потребность в чтении формируется к двенадцати годам. Позже с этим у человека будут проблемы. Хорошо, если все

заинтересованные взрослые: родители (бабушки и дедушки, конечно, тоже), учителя, библиотекари – объединят усилия по сохранению

книжной культуры в нашем обществе. Очень важно младшим школьникам научиться правильно выбирать книги для чтения по содержанию,

различным темам. Программа «Я – читатель» знакомят детей с разными видами книг, с известными детскими писателями и поэтами.

Цель программы: заинтересовать ребенка чтением книг, способствовать расширению кругозора юных читателей, уважению к

древнейшему источнику знаний – книге, привить навыки пользования библиотекой и библиотечной книгой.

Задачи программы: развивать навыки самостоятельного чтения, дать понятия о разных видах и жанрах детской литературы, познакомить с

творчеством детских писателей и наличием их произведений в школьной библиотеке.

Форма занятий: урок-беседа с использованием печатных материалов и материалов на электронных носителях. После прохождения каждой

темы занятия – мини-тестирование, создание проектов и презентаций.

1. Роль и место

учебного курса

Назначение

учебного

курса

«Я-читатель»

в

начальной

школе

состоит

в

том,

чтобы

заложить

основу

формирования

функционально

грамотной

личности

и

коммуникативной

компетенции

младших

школьников,

обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся 3-х классов общеобразовательных школ

3. Соответствие

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования

Содержание учебного курса «Я-читатель» для 3 класса отражает основные направления работы:

1. Круг детского чтения.

2. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

3. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

4. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

4. Программное

обеспечение

Для реализации программы используются:

Художественная литература разных русских и зарубежных детских писателей, имеющихся в школьной и городской

библиотеках.

5. Требования к

знаниям и умениям

обучающихся к

окончанию 3 класса

К

окончанию

курса

обучающиеся

научатся:

знать/понимать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

уметь:

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

демонстрировать осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;

пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

понимать смысл заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных;

создавать небольшой устный текст на заданную тему;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

уметь делить текст на части, озаглавливать части;

уметь выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану

Получат возможность научиться:

продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и cлушание как

эффективные стратегии учения;

работая в парах или группах,

высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем

захотелось подумать), свое понимание авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор);

участвовать в коллективном обсуждении произведения, его главной мысли, характера и поступков героя;

публично выступать с чтением произведений наизусть, в диспутах, в инсценировании произведений

6. Предметные

результаты освоения

основной

образовательной

программы начального

общего образования

по русскому языку

Предметными результатами изучения учебного курса «Я-читатель» является сформированность следующих

умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно

озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

– размышлять о характере и поступках героя;

– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать

народную и литературную (авторскую) сказку;

– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои>помощники, нейтральные

персонажи);

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

7. Универсальные

учебные действия.

Личностными результатами изучения учебного курса «Я-читатель» являются следующие умения:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать

конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений.

Метапредметными результатами изучения учебного курса «Я-читатель» является формирование универсальных

учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит

технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книги.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– выразительно читать и пересказывать текст;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение договариваться с одноклассниками

совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).\

- постановка вопросов для поиска и сбора информации;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать

собеседников.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в

парах и малых группах.

7. Целевая установка

Цель учебного курса «Я-читатель» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный

читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная

потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения,

приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской

деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание

личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и

коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, –

через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности).

8. Принципы,

лежащие в основе

построения

программы

Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и

народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного

развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей:

дружба

доброта

взаимопонимание

уважение к старшим, к Родине

9. Специфика

программы

В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа

правильной читательской деятельности, при котором работа с текстом проходит в три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1.

Чтение

фамилии

автора

и

названия

произведения,

рассматривание

иллюстрации,

чтение

опорных

слов,

высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;

2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

2. Выявление первичного восприятия.

3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное

воздействие текста, углублять понимание прочитанного.

4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о

герое и его характере).

III. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.

2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;

3. Работа с заглавием, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);

5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).

Специфика учебного курса «Я-читатель» заключается и в его тесной интеграции с литературным чтением и

русским языком. Эти три предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению

сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению

предполагает

работу

по

совершенствованию

навыка

чтения,

развитию

восприятия

литературного

текста,

формированию читательской самостоятельности.

10. Объем и сроки

изучения

В соответствии с учебном планом школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в учебный год (1 час в

неделю).

Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Я-читатель» в 3 классе (34 часа)

п/п

Тема урока

Количество

часов

Элементы содержания

Дата

Примечание

Самое великое чудо на свете (2 ч)

1

Рукописные книги Древней Руси

1

Дать знания о рукописных книгах.

Знакомство

с

деятельностью

первопечатника

Ивана Федорова.

Обобщение

знаний

по

теме

«Самое

великое

чудо на свете»

2

Первопечатник Иван Федоров

1

Устное народное творчество (3 ч)

3

Русские народные песни.

Небылицы. Докучные сказки.

1

Углубить знания о русском фольклоре.

Знакомство с докучными сказками.

Знакомство с народной сказкой; формировать

навыки беглого выразительного чтения

Обобщение знаний по теме «Устное народное

творчество»

4

Русская народная сказка

«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»

1

5

Поле чудес. Обобщение по теме

«Устное народное творчество»

1

Русские поэты (5 ч)

6

Как научиться читать стихи. Ф. И.

Тютчева.

1

Знакомство с поэзией Тютчева.

Знакомство со стихотворением Фета.

Выразительное чтение.

7

А. А. Фет и его стихи об осени.

1

Знакомство с жизнью и творчеством Никитина,

с его стихотворением «Полно, степь моя, спать

беспробудно…»

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова.

Выразительное чтение.

Обобщение знаний по теме «Русские поэты».

8

И. С. Никитин о природе.

1

9

Поэзия И. З. Сурикова

1

10

Урок – путешествие в

Литературную страну

1

Великие русские писатели (11 ч)

11-

12

А. С. Пушкин о родной природе.

Стихи о разных временах года.

2

Знакомство с жизнью и творчеством Пушкина.

Познакомиться со сказкой Пушкина; развивать

умение передавать настроение;

Знакомство с жизнью и творчеством Крылова

Формировать умение определять басню как

жанр литературы по характерным признакам,

находить мораль в произведении.

Формировать умение определять басню как

жанр литературы по характерным признакам,

находить мораль в произведении.

Знакомство с жизнью и творчеством Толстого.

Обобщение пройденного по разделу.

13-

14

Сказки А.С. Пушкина.

2

15

И. А. Крылов Басня «Мартышка

и очки»

1

16

И. А. Крылов «Зеркало и

Обезьяна».

1

17-

18

М. Ю. Лермонтов. «Горные

вершины…», «На севере диком

стоит одиноко…». М. Ю.

Лермонтов. «Утес»

2

19

Л. Н. Толстой «Акула».

1

20

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

24

Урок-путешествие: « По

страницам детских

произведений»

1

Литературные сказки (4 ч)

25

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к

«Аленушкиным сказкам»

1

Знакомство с жизнью и творчеством

Д.Мамина-Сибиряка

Развивать умение анализировать текст,

понимать поступки героев, их эмоциональное

состояние.

Обобщение пройденного.

26

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про

храброго зайца – длинные уши,

косые глаза, короткий хвост»

1

27

Викторина на тему:

«Литературные сказки».

1

28

Экскурсия в библиотеку

«Разнообразие литературных

сказок».

1

Рассмотреть разнообразие книг в школьной

библиотеке.

Люби живое. (6 ч)

29

М. Пришвин «Моя Родина».

1

Знакомство с жизнью и творчеством

М.Пришвина

Знакомство с рассказом Б. Житкова; обучать

составлению сжатого пересказа.

30

Б. Житков «Про обезьянку»

1

31

А. Платонов «Цветок на земле».

«Ещё мама».

1

Знакомство с творчеством А. Платонова, М.

Зощенко, Н. Носова.

32

М. Зощенко «Золотые слова».

1

33

Рассказы Н.Носова.

1

34

Обобщение пройденного.

Создание книжки-раскладушки

«Мои любимые произведения».

1

Содержание программы 2 класса (34 часа)

Книга и ее значение в истории человечества (4 ч)

Знакомство с книгой. Составные элементы книги (обложка, страницы, иллюстрации, шрифты, переплет, титульный лист и др.) Первые

книги в истории цивилизации: их формы и материалы для изготовления. Виды книг в школьной библиотеке. Загадки, поговорки, пословицы

о книге. Выбор книг в библиотеке. Правила пользования библиотечной книгой. Создание проекта.

Знакомство с библиотекой (8 ч)

Первые библиотеки в истории человечества. Устройство библиотеки (читательский абонемент, читальный зал, читательский формуляр и

др.) Правила поведения в библиотеке. Самостоятельный выбор книг в библиотеке по темам, жанрам, содержанию. Понятие о книжной

выставке. Знакомство со школьной и городской библиотеками. Экскурсии. Тематические посещения. Какие новые книги появились в

библиотеке.

Первые книги на Руси (4 ч)

Составление славянской азбуки. Кирилл и Мефодий – составители славянской азбуки и просветители славянских народов. Письменность и

первые книги на древнерусском языке. Первые библиотеки на Руси. Рукописные и печатные книги. Начало книгопечатания. Иван Федоров –

первый русский книгопечатник. Знаменитые люди (писатели, ученые) работавшие в библиотеках.

Творческая мастерская (3 ч)

Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.

Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей.

Праздник книги (1 ч)

Викторина по темам пройденных занятий. Присвоение звания «Юный книголюб» по итогам викторины.

Многообразие библиотечного фонда в школьной библиотеке (4 ч)

Разнообразие изданий, имеющихся в библиотеке школы. Виды печатных изданий: книги, периодические издания. Электронные издания.

Учебная

литература.

Художественная

литература.

Справочная

литература.

Умение

ориентироваться

в

многообразии

фонда

школьной

библиотеки.

Как стать грамотным читателем (4 ч)

Начитанность – одно из достоинств человека. Что читать и как читать. Чтение по интересам. Что читают мальчики и что читают девочки.

Семейное чтение. Обсуждение прочитанного. Воспитание навыков грамотного читателя. Умение объяснить свой читательский интерес и

запрос. Навыки общения с книгой. Громкие чтения отдельных произведений. Создание проекта.

Любимые с детства книги (4 ч)

Знакомство с самыми читаемыми книгами. Знакомство с творчеством самых известных детских писателей. Отечественная и зарубежная

детская литература. Жанры детской литературы. Поэзия и проза. Темы и содержание детского чтения. Создание проекта (презентации).

Я дружу с книгой (2 ч)

Почему болеют книги. Друзья и враги книги. Лечение заболевших книг.

Заключительная тест-викторина по пройденному материалу. Призы для самых активных школьников.

Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Я-читатель» во 2 классе

(34 часа)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

Домашнее задание

Книга и её значение в истории человечества (4 ч)

1

Знакомство с книгой. Из чего состоит любая книга.

1

Приготовить

сообщение

о

первых книгах

2

Первые книги в истории цивилизации: их формы и

материалы для изготовления.

1

Подобрать загадки,

поговорки, пословицы о

книге

3

Виды книг в школьной библиотеке

1

Написать

мини-сочинение

« К а к и е

к н и г и

м е н я

интересуют»

4

Правила

пользования

библиотечной

книгой.

Начало

создания

проекта:

«Какие

книги

любят

читать

второклассники»

1

Провести

анкетирование

среди других классов

Знакомство с библиотекой (8 ч)

5

Первые

библиотеки

в

истории

человечества

и

их

устройство.

1

Нарисовать

библиотеку-

мечту

6

Правила поведения в библиотеке.

1

Создание памятки.

7

Знакомство со школьной библиотекой.

1

Н апис ат ь

соч инение

о

любимой библиотеке.

8-9

Самостоятельный выбор книг в библиотеке по жанрам,

темам,

содержанию.

Экскурсия

в

городскую

библиотеку.

2

Приготовить

сообщение

о

памятных датах.

10-

11

Те м ат и ч е с к и е

э кс ку р с и и

п о

п р и гл а ш е н и ю

библиотекарей.

2

Исследовательская

работа:

«Новые книги:

12

Какие

новые

книги

появились

в

библиотеке.

Продолжение проекта.

1

Нарисовать

обложки

к

самым любимым книгам.

Первые книги на Руси (4 ч)

13

Составление

славянской

азбуки.

Со ставители

славянской азбуки.

1

Б и о г р а ф и я

К и р и л л а

и

Мефодия

14

Появление первой азбуки. Видоизменение азбуки со

временем.

1

Нарисовать азбуку

15-

16

Самые старые книги в библиотеке. Чтение русских

народных сказок.

2

Дополнить

читательский

дневник

Творческая мастерская (3 ч)

17

Создание небольших историй, комиксов о героях или с

героями читаемых произведений.

1

Дописать

и

оформить

свои

истории

18-

19

О ф о р м л е н и е

к н и г - с а м о д е л о к

с

д е т с к и м и

произведениями.

2

Д о о ф о р м и т ь

к н и к у -

самоделку

20

Праздник книги.

1

Как стать грамотным читателем (4 ч)

21

Что читать и как читать. Что значит быть начитанным

человеком?

1

22

Исследование:

Что

читают

мальчики

и

что

читают

девочки?

1

Прове сти

опро с

с р е д и

других классов

23

Семейное чтение.

1

П р о ч и т а т ь

в м е с т е

с

р о д и т е л я м и

л ю б о е

произведение и обсудить его

содержание

24

Навыки

общения

с

книгой.

Как

воспитать

в

себе

грамотного читателя?

1

Сочинение

«Я

грамотный

читатель».

Любимые с детства книги (4 ч)

25

Знакомство с творчеством самых известных детских

русских писателей.

1

Биография любого писателя

26

Отечественная и зарубежная детская литература.

1

Р и с у н о к

к

л ю б о м у

произведению

27

Жанры детской литературы. Поэзия и проза. Темы и

содержание детского чтения.

1

В ы у ч и т ь

л ю б о е

стихотворение и рисунок

28

Ка лейдо скоп

дет ских

пис ателей.

С о з д а н и е

презентации.

1

Начало

конкурса

«Я-

читатель».

Многообразие библиотечного фонда в школьной библиотеке (4 ч)

29

Экскурсия в библиотеку. «Разнообразие жанров».

1

Нарисовать рисунок «Как я

ходил в библиотеку».

30-

31

Составление проекта «Самые интересные книги».

2

С о б и р а т ь

н у ж н у ю

информацию

32

Защита проектов.

1

33

Поведение итогов конкурса «Я-читатель».

1

Подготовиться к празднику.

34

Праздник «Я люблю читать».

1



В раздел образования