Автор: Табакаева Анна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8 г.Горно-Алтайска"
Населённый пункт: г.Горно-Алтайск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа учебного курса "Я читатель"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по учебному
курсу «Я читатель»
2- 3 класс
Составитель: Табакаева А.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Я-читатель» для обучающихся 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные
недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Книга – достояние человеческой цивилизации. Без чтения книги невозможно
стать развитым, грамотным, успешным человеком.
Психологи считают, что потребность в чтении формируется к двенадцати годам. Позже с этим у человека будут проблемы. Хорошо, если все
заинтересованные взрослые: родители (бабушки и дедушки, конечно, тоже), учителя, библиотекари – объединят усилия по сохранению
книжной культуры в нашем обществе. Очень важно младшим школьникам научиться правильно выбирать книги для чтения по содержанию,
различным темам. Программа «Я – читатель» знакомят детей с разными видами книг, с известными детскими писателями и поэтами.
Цель программы: заинтересовать ребенка чтением книг, способствовать расширению кругозора юных читателей, уважению к
древнейшему источнику знаний – книге, привить навыки пользования библиотекой и библиотечной книгой.
Задачи программы: развивать навыки самостоятельного чтения, дать понятия о разных видах и жанрах детской литературы, познакомить с
творчеством детских писателей и наличием их произведений в школьной библиотеке.
Форма занятий: урок-беседа с использованием печатных материалов и материалов на электронных носителях. После прохождения каждой
темы занятия – мини-тестирование, создание проектов и презентаций.
1. Роль и место
учебного курса
Назначение
учебного
курса
«Я-читатель»
в
начальной
школе
состоит
в
том,
чтобы
заложить
основу
формирования
функционально
грамотной
личности
и
коммуникативной
компетенции
младших
школьников,
обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
2. Адресат
Программа адресована обучающимся 3-х классов общеобразовательных школ
3. Соответствие
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
Содержание учебного курса «Я-читатель» для 3 класса отражает основные направления работы:
1. Круг детского чтения.
2. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
3. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
4. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
4. Программное
обеспечение
Для реализации программы используются:
Художественная литература разных русских и зарубежных детских писателей, имеющихся в школьной и городской
библиотеках.
5. Требования к
знаниям и умениям
обучающихся к
окончанию 3 класса
К
окончанию
курса
обучающиеся
научатся:
знать/понимать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
В результате изучения литературного чтения ученик должен
уметь:
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
демонстрировать осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
понимать смысл заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
уметь делить текст на части, озаглавливать части;
уметь выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану
Получат возможность научиться:
продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и cлушание как
эффективные стратегии учения;
работая в парах или группах,
высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем
захотелось подумать), свое понимание авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор);
участвовать в коллективном обсуждении произведения, его главной мысли, характера и поступков героя;
публично выступать с чтением произведений наизусть, в диспутах, в инсценировании произведений
6. Предметные
результаты освоения
основной
образовательной
программы начального
общего образования
по русскому языку
Предметными результатами изучения учебного курса «Я-читатель» является сформированность следующих
умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно
озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
– размышлять о характере и поступках героя;
– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать
народную и литературную (авторскую) сказку;
– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои>помощники, нейтральные
персонажи);
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
7. Универсальные
учебные действия.
Личностными результатами изучения учебного курса «Я-читатель» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать
конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений.
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Я-читатель» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит
технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книги.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– выразительно читать и пересказывать текст;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).\
- постановка вопросов для поиска и сбора информации;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать
собеседников.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в
парах и малых группах.
7. Целевая установка
Цель учебного курса «Я-читатель» – формирование читательской компетенции младшего школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный
читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная
потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской
деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание
личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и
коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, –
через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности).
8. Принципы,
лежащие в основе
построения
программы
Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и
народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного
развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей:
дружба
доброта
взаимопонимание
уважение к старшим, к Родине
9. Специфика
программы
В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа
правильной читательской деятельности, при котором работа с текстом проходит в три этапа:
I. Работа с текстом до чтения.
1.
Чтение
фамилии
автора
и
названия
произведения,
рассматривание
иллюстрации,
чтение
опорных
слов,
высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;
2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
2. Выявление первичного восприятия.
3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное
воздействие текста, углублять понимание прочитанного.
4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о
герое и его характере).
III. Работа с текстом после чтения.
1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.
2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;
3. Работа с заглавием, его осмысление.
4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);
5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).
Специфика учебного курса «Я-читатель» заключается и в его тесной интеграции с литературным чтением и
русским языком. Эти три предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению
сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению
предполагает
работу
по
совершенствованию
навыка
чтения,
развитию
восприятия
литературного
текста,
формированию читательской самостоятельности.
10. Объем и сроки
изучения
В соответствии с учебном планом школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в учебный год (1 час в
неделю).
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Я-читатель» в 3 классе (34 часа)
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Элементы содержания
Дата
Примечание
Самое великое чудо на свете (2 ч)
1
Рукописные книги Древней Руси
1
Дать знания о рукописных книгах.
Знакомство
с
деятельностью
первопечатника
Ивана Федорова.
Обобщение
знаний
по
теме
«Самое
великое
чудо на свете»
2
Первопечатник Иван Федоров
1
Устное народное творчество (3 ч)
3
Русские народные песни.
Небылицы. Докучные сказки.
1
Углубить знания о русском фольклоре.
Знакомство с докучными сказками.
Знакомство с народной сказкой; формировать
навыки беглого выразительного чтения
Обобщение знаний по теме «Устное народное
творчество»
4
Русская народная сказка
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
1
5
Поле чудес. Обобщение по теме
«Устное народное творчество»
1
Русские поэты (5 ч)
6
Как научиться читать стихи. Ф. И.
Тютчева.
1
Знакомство с поэзией Тютчева.
Знакомство со стихотворением Фета.
Выразительное чтение.
7
А. А. Фет и его стихи об осени.
1
Знакомство с жизнью и творчеством Никитина,
с его стихотворением «Полно, степь моя, спать
беспробудно…»
Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова.
Выразительное чтение.
Обобщение знаний по теме «Русские поэты».
8
И. С. Никитин о природе.
1
9
Поэзия И. З. Сурикова
1
10
Урок – путешествие в
Литературную страну
1
Великие русские писатели (11 ч)
11-
12
А. С. Пушкин о родной природе.
Стихи о разных временах года.
2
Знакомство с жизнью и творчеством Пушкина.
Познакомиться со сказкой Пушкина; развивать
умение передавать настроение;
Знакомство с жизнью и творчеством Крылова
Формировать умение определять басню как
жанр литературы по характерным признакам,
находить мораль в произведении.
Формировать умение определять басню как
жанр литературы по характерным признакам,
находить мораль в произведении.
Знакомство с жизнью и творчеством Толстого.
Обобщение пройденного по разделу.
13-
14
Сказки А.С. Пушкина.
2
15
И. А. Крылов Басня «Мартышка
и очки»
1
16
И. А. Крылов «Зеркало и
Обезьяна».
1
17-
18
М. Ю. Лермонтов. «Горные
вершины…», «На севере диком
стоит одиноко…». М. Ю.
Лермонтов. «Утес»
2
19
Л. Н. Толстой «Акула».
1
20
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
1
24
Урок-путешествие: « По
страницам детских
произведений»
1
Литературные сказки (4 ч)
25
Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к
«Аленушкиным сказкам»
1
Знакомство с жизнью и творчеством
Д.Мамина-Сибиряка
Развивать умение анализировать текст,
понимать поступки героев, их эмоциональное
состояние.
Обобщение пройденного.
26
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про
храброго зайца – длинные уши,
косые глаза, короткий хвост»
1
27
Викторина на тему:
«Литературные сказки».
1
28
Экскурсия в библиотеку
«Разнообразие литературных
сказок».
1
Рассмотреть разнообразие книг в школьной
библиотеке.
Люби живое. (6 ч)
29
М. Пришвин «Моя Родина».
1
Знакомство с жизнью и творчеством
М.Пришвина
Знакомство с рассказом Б. Житкова; обучать
составлению сжатого пересказа.
30
Б. Житков «Про обезьянку»
1
31
А. Платонов «Цветок на земле».
«Ещё мама».
1
Знакомство с творчеством А. Платонова, М.
Зощенко, Н. Носова.
32
М. Зощенко «Золотые слова».
1
33
Рассказы Н.Носова.
1
34
Обобщение пройденного.
Создание книжки-раскладушки
«Мои любимые произведения».
1
Содержание программы 2 класса (34 часа)
Книга и ее значение в истории человечества (4 ч)
Знакомство с книгой. Составные элементы книги (обложка, страницы, иллюстрации, шрифты, переплет, титульный лист и др.) Первые
книги в истории цивилизации: их формы и материалы для изготовления. Виды книг в школьной библиотеке. Загадки, поговорки, пословицы
о книге. Выбор книг в библиотеке. Правила пользования библиотечной книгой. Создание проекта.
Знакомство с библиотекой (8 ч)
Первые библиотеки в истории человечества. Устройство библиотеки (читательский абонемент, читальный зал, читательский формуляр и
др.) Правила поведения в библиотеке. Самостоятельный выбор книг в библиотеке по темам, жанрам, содержанию. Понятие о книжной
выставке. Знакомство со школьной и городской библиотеками. Экскурсии. Тематические посещения. Какие новые книги появились в
библиотеке.
Первые книги на Руси (4 ч)
Составление славянской азбуки. Кирилл и Мефодий – составители славянской азбуки и просветители славянских народов. Письменность и
первые книги на древнерусском языке. Первые библиотеки на Руси. Рукописные и печатные книги. Начало книгопечатания. Иван Федоров –
первый русский книгопечатник. Знаменитые люди (писатели, ученые) работавшие в библиотеках.
Творческая мастерская (3 ч)
Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.
Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей.
Праздник книги (1 ч)
Викторина по темам пройденных занятий. Присвоение звания «Юный книголюб» по итогам викторины.
Многообразие библиотечного фонда в школьной библиотеке (4 ч)
Разнообразие изданий, имеющихся в библиотеке школы. Виды печатных изданий: книги, периодические издания. Электронные издания.
Учебная
литература.
Художественная
литература.
Справочная
литература.
Умение
ориентироваться
в
многообразии
фонда
школьной
библиотеки.
Как стать грамотным читателем (4 ч)
Начитанность – одно из достоинств человека. Что читать и как читать. Чтение по интересам. Что читают мальчики и что читают девочки.
Семейное чтение. Обсуждение прочитанного. Воспитание навыков грамотного читателя. Умение объяснить свой читательский интерес и
запрос. Навыки общения с книгой. Громкие чтения отдельных произведений. Создание проекта.
Любимые с детства книги (4 ч)
Знакомство с самыми читаемыми книгами. Знакомство с творчеством самых известных детских писателей. Отечественная и зарубежная
детская литература. Жанры детской литературы. Поэзия и проза. Темы и содержание детского чтения. Создание проекта (презентации).
Я дружу с книгой (2 ч)
Почему болеют книги. Друзья и враги книги. Лечение заболевших книг.
Заключительная тест-викторина по пройденному материалу. Призы для самых активных школьников.
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Я-читатель» во 2 классе
(34 часа)
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
Домашнее задание
Книга и её значение в истории человечества (4 ч)
1
Знакомство с книгой. Из чего состоит любая книга.
1
Приготовить
сообщение
о
первых книгах
2
Первые книги в истории цивилизации: их формы и
материалы для изготовления.
1
Подобрать загадки,
поговорки, пословицы о
книге
3
Виды книг в школьной библиотеке
1
Написать
мини-сочинение
« К а к и е
к н и г и
м е н я
интересуют»
4
Правила
пользования
библиотечной
книгой.
Начало
создания
проекта:
«Какие
книги
любят
читать
второклассники»
1
Провести
анкетирование
среди других классов
Знакомство с библиотекой (8 ч)
5
Первые
библиотеки
в
истории
человечества
и
их
устройство.
1
Нарисовать
библиотеку-
мечту
6
Правила поведения в библиотеке.
1
Создание памятки.
7
Знакомство со школьной библиотекой.
1
Н апис ат ь
соч инение
о
любимой библиотеке.
8-9
Самостоятельный выбор книг в библиотеке по жанрам,
темам,
содержанию.
Экскурсия
в
городскую
библиотеку.
2
Приготовить
сообщение
о
памятных датах.
10-
11
Те м ат и ч е с к и е
э кс ку р с и и
п о
п р и гл а ш е н и ю
библиотекарей.
2
Исследовательская
работа:
«Новые книги:
12
Какие
новые
книги
появились
в
библиотеке.
Продолжение проекта.
1
Нарисовать
обложки
к
самым любимым книгам.
Первые книги на Руси (4 ч)
13
Составление
славянской
азбуки.
Со ставители
славянской азбуки.
1
Б и о г р а ф и я
К и р и л л а
и
Мефодия
14
Появление первой азбуки. Видоизменение азбуки со
временем.
1
Нарисовать азбуку
15-
16
Самые старые книги в библиотеке. Чтение русских
народных сказок.
2
Дополнить
читательский
дневник
Творческая мастерская (3 ч)
17
Создание небольших историй, комиксов о героях или с
героями читаемых произведений.
1
Дописать
и
оформить
свои
истории
18-
19
О ф о р м л е н и е
к н и г - с а м о д е л о к
с
д е т с к и м и
произведениями.
2
Д о о ф о р м и т ь
к н и к у -
самоделку
20
Праздник книги.
1
Как стать грамотным читателем (4 ч)
21
Что читать и как читать. Что значит быть начитанным
человеком?
1
22
Исследование:
Что
читают
мальчики
и
что
читают
девочки?
1
Прове сти
опро с
с р е д и
других классов
23
Семейное чтение.
1
П р о ч и т а т ь
в м е с т е
с
р о д и т е л я м и
л ю б о е
произведение и обсудить его
содержание
24
Навыки
общения
с
книгой.
Как
воспитать
в
себе
грамотного читателя?
1
Сочинение
«Я
грамотный
читатель».
Любимые с детства книги (4 ч)
25
Знакомство с творчеством самых известных детских
русских писателей.
1
Биография любого писателя
26
Отечественная и зарубежная детская литература.
1
Р и с у н о к
к
л ю б о м у
произведению
27
Жанры детской литературы. Поэзия и проза. Темы и
содержание детского чтения.
1
В ы у ч и т ь
л ю б о е
стихотворение и рисунок
28
Ка лейдо скоп
дет ских
пис ателей.
С о з д а н и е
презентации.
1
Начало
конкурса
«Я-
читатель».
Многообразие библиотечного фонда в школьной библиотеке (4 ч)
29
Экскурсия в библиотеку. «Разнообразие жанров».
1
Нарисовать рисунок «Как я
ходил в библиотеку».
30-
31
Составление проекта «Самые интересные книги».
2
С о б и р а т ь
н у ж н у ю
информацию
32
Защита проектов.
1
33
Поведение итогов конкурса «Я-читатель».
1
Подготовиться к празднику.
34
Праздник «Я люблю читать».
1