Дидиактические игры по ознакомлению с родным городом
Автор: Ильина Вероника Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "ДС "Берёзка" Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО. г. Новый Уренгой Наименование материала: методическая разаработка Тема: Дидиактические игры по ознакомлению с родным городом Раздел: дошкольное образование
Ознакомление дошкольников с родным краем
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно
сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в
значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на
детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде
всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у
детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического
чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или,
точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).
Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и
по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть
привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и
поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и
проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому
чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и
природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту
непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на
благо Родине, его необходимо научи добросовестно выполнять трудовые
поручения, привить ему любовь к труду.
Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через
понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:
отношение к природе родного края, родной страны;
отношение к людям, населяющим республику, страну;
отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
отношение к государственному устройству.
Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы
с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми
педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов
детей.
Воспитателю
важно
не
упустить
момент,
когда
потребность
в
получении
информации,
географиче ском,
историче ском
и л и
культурологическом
исследовании
исходит
от
самих
детей,
когда
она п р е в р а щ а е т с я
в
м о т и в
к о л л е к т и в н о -
распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с
детьми
обсуждают
и
выясняют,
как
выглядели
раньше
дома,
а
затем
с о о р у ж а ю т
и
у к р а ш а ю т
м а к е т
д е р е в е н с к о й
и з б ы .
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение
личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного
края,города,села,деревни.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
обогащать знания детей о родном крае;
воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
В содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят
следующие темы:
мой дом, моя улица, мой детский сад;
город (село), где мы живем (растительный и животный мир, основные
производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения
культуры, люди и т. д.);
наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд
людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи,
язык, народные промыслы, традиции), столица республики (области);
Россия
(столица,
герб
и
гимн,
национальные
традиции,
защитники
Родины; дружба народов);
знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.
В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми
по ознакомлению с родным краем:
экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к
храмам, на предприятия, организация наблюдений;
чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
походы в кинотеатры, театры, кафе;
туристические походы, организация наблюдений за природой;
просмотр слайдов;
оформление альбома на заданную тему;
праздники, концерты, вечера дружбы;
изготовление атрибутов к этим праздникам;
оформление в помещении детского сада интерьера избы;
фольклорные занятия;
рассматривание изделий народного прикладного творчества;
изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
художественная самостоятельная деятельность детей;
беседы и разговоры с детьми.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению
д о ш к о л ь н и к о в
с
и с т о р и е й
р о д н о г о
г о р о д а
( с е л а ) ,
е г о
достопримечательностями.
Чтобы
детям
было
интересно,
необходимо
преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того
что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, посте-пенно
расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в
младшей
группе не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо
знания об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями с детьми за
событиями, происходящими на ближайших улицах, беседами с ними о том,
где
им
приходилось
бывать
в
городе,
что
они
видели,
что
запомнили.
В
средней
группе
уже
можно
организовать знакомство с
главной
достопримечательностью
города
(села),
с
республикой
(областью),
чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города (села),
родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми, которые жили
очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано
руками мастеров.
Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного
города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия
города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села).
Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по
ознакомлению
дошкольников с достопримечательностями родного города
желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в
следующей последовательности:
история
возникновения
города
(села):
рассказ
об
истории
возникновения
города
(села)
воспитатель
начинает
с
его
местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где
для
жизни
были
благоприятные
условия:
вода,
леса,
плодородная
земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя
или имена тех, кто город (село) основал;
история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц
нашла
отражение
история
города
(села)
и
страны.
Особо
следует
рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и
находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых
городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто
селились все вместе, целой улицей (кузнецы – Кузнецкая и т.п.);
здания города (села): начать следует с того, что в городе (селе) много
разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы,
магазины, больницы и другие. Рассмотреть музей, вокзал, театр, и т.
п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их
создания, указать на их отличие от современных зданий;
люди, которые прославили свой город, свою страну; рассказать детям о
наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена
память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в этих
людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном
уголке группы были фотографии (портреты);
места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе
(селе)
расположены
эти
места,
причем,
сначала
предложить
детям
самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно.
Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их
города
(села),
объяснить,
что
такое
музей,
для
каких
целей
он
создается, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи, и
только после этого можно перейти к рассказу о музеях родного города
(села) – краеведческом, картинной галерее и др.
Самым
сложным
в
работе
по
знакомству
с
родным
краем
является
составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе
таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными
для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно
учитывать следующее:
рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом;
это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы,
рисунки мелом на доске и др.;
рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т.
е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или
иными
вопросами, активизировать
их
внимание,
вызывая
интерес,
любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о
чем-то догадаться самому;
воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о
чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала.
Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда
ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или «
Это
было
очень-очень-очень
давно,
когда
ваших
мам,
бабушек
и
дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что
они не современники рассказанных событий;
язык
рассказа
должен
быть
очень
простым;
если
встречаются
незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать
архитектуру, использовать специальную терминологию.
Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу, то
есть к 7 годам, имеет следующие показатели развития:
обладает
некоторыми
культурно-историческими
представлениями
об
истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки
и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей и т. п.), об истории
улицы, района и города (села), культуре;
знает
основные
символы
своего
города
(села),
республики
и
государства;
проявляет
интерес
и
доброжелательно
относится
к
проявлениям
других, отличающихся от родной, культур.
В
основу
ознакомления
с
родным
краем,
таким
образом,
закладывается
принцип
тематического
планирования
по
циклам.
Темы,
входящие
в
определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет,
постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с
возрастными возможностями. Тематика
циклов непосредственно связана с
уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.
Работ а
в
этом
направлении опирается
на
гармонию
семейных
отношений. Детям необходимо дать знания о том, что семейный очаг – светло
и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. C помощью бесед,
колыбельных песен, песен о старших детям прививаются любовь к матери,
бабушке,
отцу,
дедушке.
Использование
устного
народного
творчества
в
беседах
с
детьми
помогает
воспитать
любовь
и
уважение
к
близким,
сформировать у ребенка представление о себе как о представителе своего
рода.
В беседах,
играх,
особенно
сюжетно-ролевой
игре
"Семья",
происходит
игровое освоение традиций общения в семье, отношений к матери, отцу и
другим
членам
семьи. При
со ставлении
вме сте
с
род ит е ля м и
генеалогического дерева (четыре и более поколений), дети узнают сведения о
предках, о знатных людях своего рода, их занятиях. Проводятся экскурсии на
место работы родителей, организуются совместные с взрослыми праздники,
мероприятия и игры. Дети рассказывают о досуге семьи. Через народные
сказки,
легенды,
пословицы
и
поговорки ребенок
узнает
героев
эпоса.
Совместно с родителями составляет альбомы «Мои имя и фамилия», «Члены
моей семьи, их имена и профессии». Традиционно каждый месяц отмечаются
дни
рождения
детей.
На
них
обязательно
приглашаются
родители
именинников, которые угощают детей национальными блюдами.