Автор: Ламзенкова Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №86
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Смысловое чтение в процессе решения математических задач
Тема: Смысловое чтение в процессе решения математических задач
Раздел: среднее образование
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего образования, отражающий социальный заказ общества, подчеркивает
важность обучения смысловому чтению. В нем отмечается, что чтение в
современном информационном обществе носит «метапредметный» характер
и
умения
осмысленно
читать
относятся
к
универсальным
учебным
действиям. Это означает, что в процессе обучения математике должна вестись
работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Смысловое
чтение – процесс осмысления чтения, выбор вида чтения,
извлечение необходимой информации из прочитанных источников и умение
правильно воспользоваться полученной информацией.
Цель – научить учащихся правильно находить, извлекать, применять
необходимую информацию. В процессе решения математических задач, дети
часто не могут отличить основную информацию от второстепенной и найти
верное решение задачи.
Гипотеза - Смысловое чтение в процессе решения математических задач
на современном этапе мало изученная и апробированная тема. Достаточно
мало источников, где бы наиболее полно были раскрыты результаты и методы
применения данного чтения, поэтому предполагаю на примере учащихся 8
класса
внести
практическое
применение
чтения
в
процессе
решения
математических задач.
Задачи – сформировать универсальные учебные действия учащихся для
обеспечения развития его способностей, навыков саморазвития для наиболее
полного и правильного решения математических задач. Необходимо, чтобы
учащиеся
понимали
суть
задачи,
умели
находить
верное
решение
и
рассматривали
задание
под
разными
точками
обзора,
умение
мыслить
нестандартно.
Проблемы – при работе в школе, я столкнулась, наверное, с достаточно
известной
проблемой. Ученики не хотят думать самостоятельно. Решая на
уроке и дома задачи из учебника, они скачивают из интернета правильное
решение. В итоге, проверяя домашнюю работу, заметила, что все решения
один в один копируют друг друга. Но когда даешь решать задачу не из
учебника,
количество
правильно
решенных
задач
резко
снижается
и
составляет примерно процентов 20 от общего числа учеников.
Пути
решения - путем применения методов и приемов смыслового
чтения в процессе решения математических задач, научить детей думать,
решать, находить, извлекать правильное решение.
К приемам
смыслового
чтения,
формируемым
в
процессе
решения
математических задач, относятся: «тонкие и толстые вопросы» (вопросы,
требующие односложного или развернутого ответа, вопросы, помогающие
понять
смысл
задания);
составление
краткой
записи
задачи
(выделение
главного,
упорядочение
имеющихся
сведений);
составление
вопросов
к
задаче (что дано, что нужно найти, что будет, если мы рассмотрим задачу по-
другому?); нестандартные вопросы (какие слова встречаются часто, что они
означают? Придумайте новые вопросы к задаче?); работа в парах, мозговой
штурм (каждый ученик предлагает свое решение задачи); кластер (способ
графического оформления, при котором в середине листа пишут основной
смысл
задачи,
а
от
него
отходят
ветви
с
второстепенной
информацией;
выясняется, как дойти до ствола дерева, перебирая факты, осмысляя их и
используя); прием «ключевые слова» (ищем ключевые слова и строим на их
основании
решение
задачи);
прием
«верные
и
неверные
утверждения»
(правильно ли…); синквейн (выделение главной мысли, перефразирование
темы своими словами, поиск нестандартного подхода к решению задачи,
обобщение полученных данных).
Приёмы
смыслового
чтения
на
уроках
математики
способствуют
формированию
метапредметных
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
Смысловое
чтение
расширяет
кругозор
детей,
способствует
общему
развитию,
формирует навыки общения, логики, размышления, учит сравнивать, думать,
анализировать, понимать смысл прочитанного и использовать это в своих
целях.