Напоминание

"Простые чудеса из соленого теста"


Автор: Даций Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 64
Населённый пункт: г. Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Простые чудеса из соленого теста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ КРУЖКА «ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА» Составила: Светлана Михайловна Даций, воспитатель высшей квалификационной категории старшей логопедической группы «Русские узоры», МБДОУ детский сад № 64 г. Новочеркасска. 2017 г.
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мне хочется поделиться своим опытом работы кружка «Простые чудеса из соленого теста». Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделка). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. В результате проведенной диагностики по усвоению детьми образовательных областей по программе было выявлено, что у детей слабо развита мелкая моторика рук, творческие и речевые способности, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, способность договариваться, на низком уровне эмоциональная отзывчивость. По этому, передо мной встал вопрос об организации в группе кружка изобразительной деятельности по формированию у детей речевых и творческих способностей, развитию мелкой моторики рук. Кроме того изобразительная деятельность позволит развить у детей умственную активность, художественный вкус, умение договариваться, помогать друг другу и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Выбирая направление для своей кружковой работы, я остановила свой выбор на тестопластике. Это искусство создания объемных рельефных изделий из соленого теста, которое используется как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто имеет ряд преимуществ: сделано из экологически чистых материалов, его можно приготовить в любой момент, не липнет к рукам, очень легко отмывается, безопасно при попадании в рот (если не добавлен клей) прекрасно лепится, мягкое, пластичное, приятное на ощупь, сушится как в духовке, так и на воздухе. Очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука,
следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Кружок «Простые чудеса из соленого теста» основанный на основе программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» цель которого: «Развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изобразительной деятельности с применением нетрадиционных приемов лепки в технике тестопластики». Совместную деятельность с детьми по программе проводила в форме совместной партнерской работы, в группе создавала обстановку мастерской. Пособия и оборудования находились всегда на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигались по группе, брали тот или иной материал, тихо общались между собой и с любым вопросом могли обратиться ко мне. На занятиях использовала игры и игровые приемы, которые создавали непринужденную творческую атмосферу, способствовали развитию воображения. Диалоги на занятиях между мной и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагали активное участие обеих сторон. Применяла беседу так как это один из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждала ребенка к осмысливанию объекта. Мне это нужно было для того чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет. Большое внимание уделяла творческим работам. Это позволило соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, сформировать у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовала наглядные пособия. Это способствовало сокращению времени на изложение теории. Широко используя в работе с детьми сюрпризные моменты, физминутки, самоконтроль и самооценку позволило мне проводить занятия интересно и насыщено. Приходя в кружок, дети, как ни на каком другом занятии снимали свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производили такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. А ведь всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхолегочных заболеваний! Занятия лепкой одновременно являлись и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом вела непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулировало их речевую активность, вызывало речевое подражание, а в дальнейшем организовывало настоящий диалог с
игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Начинали с элементарных колбасок и колобков, самолётов и солнышка, до грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Из солёного теста очень удобно лепить плоские предметы, например ёлочку, корзинку, колобка вырезая контур самостоятельно стекой или используя шаблон. Затем стали делать более сложные поделки. Украшали их бисером, паетками, использовали природный материал, черный перец, зубочистки, чеснокодавку… Готовые изделия дарили детям младших групп, родителям на праздники. Чтобы получить от детей желаемый результат, я обыгрывала поделки, оживляла персонажи, читала стихи, потешки, иногда включала звукозапись, которая звучала на протяжении всего занятия, что способствовало релаксации и поддержанию в группе спокойной атмосферы. Наличие интереса побуждало к творчеству, приносило радость. Занятия лепкой помогли мне решить такие задачи как: - развить эстетическое восприятие и интерес к лепке из соленого теста; - умение сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки; - развить технические навыки; учить передавать в лепке выразительные образы, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях); - развить мелкую моторику пальцев рук и оптимального тонуса в них; развить разговорную речь детей; - учить украшать, вылепленные изделия при помощи стеки; - использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки...); - учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом; В результате работы у детей раскрылись творческие способности, эмоциональная отзывчивость, повысилась сенсорная чувствительность к восприятию формы, фактуры, пластики, умение экспериментировать, придумывать и создавать композиции. По результатам проведенной диагностики дети получили высокий уровень умений и навыков. Что позволило детям принимать активное участие во всех творческих конкурсах детского сада, оформлении коридоров учреждения, всей подгруппой участвовать во Всероссийском конкурсе поделок «Шедевры из теста» и «Божья коровка» и занят первое и третье места соответственно. Даша С. заняла третье место во Всероссийском конкурсе за поделку из теста «Подарок маме». На городском уровне наши дети неоднократно выходили в победители. Это способствовало активному познанию окружающего мира, позволило развить в детях умственную активность, творче ство, художественный вкус, чувство коллективизма. Гордости и удовлетворения результатами труда.
Работу кружка всегда вела в тесной связи с родителями (законными представителями) воспитанников. Мною всегда предоставлялась информация о работе кружка (выставки поделок в раздевальной комнате), фото – отчеты, проводила индивидуальные беседы, давала рекомендации, советы с моей стороны, и по просьбам со стороны родителей. Проводила совместную работу детей и родителей. А на праздник «Матери, матери- казачки» устроили посиделки. По результатам кружка разместила отчет на странице детского сада в «Одноклассниках». В следующем учебном гаду планирую продолжить развитию у детей мелкой моторики рук, активному познанию окружающего мира посредством кружка: «Простые чудеса из соленого теста». Сейчас я хочу показать вам фрагмент работы детей «Подсолнушек». На перед этим мне хочется познакомить Вас с легендой о нем. Подсолнух – символ солнца, радости и оптимизма. Однажды водяная нимфа по имени Клития была выброшена из прохладных глубин на берег песчаного острова. Очарованная ярким светом, она отдыхала на берегу и удивленно наблюдала за невидимым ею дотоле золотым солнечным шаром, который передвигался по небу. Это зрелище так завлекло ее, что она пожелала всегда любоваться солнечным с в е т ом . Мольбы Клитии были услышаны. Ее русалочий хвост ушел в песок, приковав ее к месту, ее серебряные волосы свернулись в лепестки вокруг ее лица, а из ее пальцев выросли зеленые листья. Нимфа превратилась в подсолнух - цветок солнца, чей цвет отражает золото солнечного диска и каждый день следует за его движением. Считается, что подсолнух являлся травой откровенности. Многие в давние времена верили, что если положить подсолнух под подушку на ночь, то он вызовет пророческие сновидения. Цветок помогал человеку проявить свои лучшие качества, оградиться от врагов, очень многие верили в добрую силу подсолнуха и сохраняли эту традицию несколько веков подряд. По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом радости и оптимизма, а также-верности… Если Вы захотите подарить кому-либо из своих знакомых букет подсолнухов, это означает, что вы выделяете этого человека, как особенную и уникальную личность и гордитесь своим знакомством с ним. Подсолнухи принято дарить людям неординарным, ярким и впечатлительным. Букет подсолнухов подойдёт также для выражения искренней благодарности. Спасибо за внимание.


В раздел образования