Напоминание

Роль сказок в обучении детей творческому рассказыванию


Автор: Посельская Саргылана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Ыллык" с Диринг
Населённый пункт: село Диринг, Чурапчинского улуса Республики Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль сказок в обучении детей творческому рассказыванию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тезис к выступлению

Уважаемые

члены

комиссии!

Разрешите

вашему

вниманию

представить работу на тему: «Сказка как средство обучения творческому

рассказыванию детей старшей группы».

Актуальность

исследования. В дошкольном возрасте происходит

очень

важный,

уникальный

для

развития

ребенка

процесс

овладения

родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно

короткий

период

жизни

поразительны.

Ребенок

усваивает

родной

язык,

прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих.

Развитие

речи

детей

о суще ствляется

в

разные

моменты

воспитательно-образовательного

процесса. Словесное творчество –

наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества

есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» -

условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности

творческого

рассказывания

заключаются

в

том,

что

ребенок

должен

самостоятельно

придумывать

содержание

(сюжет,

воображаемые

действующие лица), опираясь на темы и свой прошлый опыт, облекать его в

форму

связного

повествования.

Требуется

также

умения

придумывать

завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача –

точно выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое

рассказывание в какой - то степени родственно настоящему литературному

творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний

отдельные факты, внести элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Цель работы: выявить педагогические условия развития творческого

рассказывания детей старшего дошкольного возраста посредством якутских

народных сказок.

Гипотеза:

развитие

творческого

рассказывания

детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

якутских

народных

сказок

будет

эффективным, если:

-

творчески пересказывать сказки

с использованием наглядного,

практического методов;

- проводить индивидуальную работу с воспитанниками;

- создать предметно-развивающую среду.

Задачи :

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

-

подобрать

серию

якутских

народных

сказок,

способствующих

развитию речи, воображения, фантазии детей;

- разработать методические рекомендации по развитию творческого

рассказывания детей старшего дошкольного возраста посредством якутских

народных сказок.

Новизна: Сокровищница богатейшего якутского языка открывается

перед ними в блестящих произведениях устного народного творчества –

народных сказках. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для

друга

и

поэтому

знакомство

со

сказками

своего

народа

должно

обязательно, входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за

счастье, верования, обычаи, окружающая природа. В большинстве сказок

отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою

и

труде,

безграничная

преданность

народу

и

родине.

Воплощение

в

сказках

положительных

черт

народа

и

сделало

сказки

эффективным

средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому,

что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в

подрастающим

поколении

эти

черты,

народность

оказывается

одно

из

важнейших

сказок.

Нами

проведены

дидактические,

подвижные

игры,

игры драматизации по теме прочитанных сказок.

Нами

проведены

дидактические

подвижные

игры,

игры

драматизации по теме прочитанных сказок.

1 игра: «Сравни сказочных героев»

Цель: Учит сравнивать. Выделяя противоположные признаки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть персонажи сказок.

-

Он

огромный,

злой,

ненасытный….(Алаа

Могус),

а

маленькая,

быстрая, ловкая….(Чыычаах)

- Руки у Алаа Могуса толстые, а у чыычааха ножки (тоненькие). Алаа

Могус

кричит

громким,

грубым

голосом,

а

чыычаах

(тоненьким).

Аналогично можно сравнить и других героев сказок – лису и зайца, волка

и медведя.

2 игра: «Кто назовет больше действий»

Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть,

любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу).

- Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит

дорожки от снега, посыпает их песком.)

- Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.)

- Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать,

наряжать.)

За

каждый

правильный

ответ

воспитатель

дает

ребенку

цветную

ленточку. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

3 игра: «Закончи предложение»

Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: «Оля

проснулась и …(пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку).

Коля

оделся и …(пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу).

Зайчик

испугался

и

(спрятался

в

кусты,

задрожал,

помчался

прочь).

Ира

обиделась

и

(заплакала,

не

стала

разговаривать

с

детьми)».

Незавершенность предложений воспитатель подсказывает интонацией.

В обучении составлению повествовательных текстов большую роль

играет совместное рассказывание. При этом воспитатель должен для себя

составить

схему

рассказа,

которую

дети

будут

заполнять.

Можно

предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети

только что составляли: «Как-то раз Оля … (проснулась, сделала зарядку и

решила пойти в лес). Она … (пригласила на прогулку брата Колю). Дети

взяли с собой … (мячи, прыгалки). На поляке …(они увидели зайчика),

который … (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг ….(заяц побежал

от ребят). А Оле и Коле … (стало очень весело)».

4 игра: «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: Развивать внимание и мышление. Продолжить учить составить

правильное предложение.

1.

Я прочитала книгу.

2.

Я рисую природу

3.

Я буду участвовать в концерте

4.

Мы едим пирожное

5.

Маша собирается в гости

6.

У Сандала папа собирается на охоту

7.

Будем смотреть кино по телевизору.

8.

Будет дождь

9.

Будет теплый день в Дирине

10.Был сильный ветер.

5 игра: «Игра-инсценировка с игрушками»

Цель:

Учить

разыгрывать

инсценировки

по

содержанию

хорошо

знакомых произведений.

Сначала воспитатель читает сказку, затем идет совместный пересказ,

а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Кутэр, чыычаах

икки»,

«Кыпынаас

кутуругун

тобото

хара

буолбута»,

можно

изменить

сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В новом сюжете

дети привлекаются к диалогу между героями сказки.

6 игра: Придумывание названия сказки.

Цель: Развивать воображение детей. Учить придумывать названия

по содержанию сказки.

Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению

рассказов

типа

описания

и

повествования.

Включаются

и

отдельные

элементы рассуждения. Благодаря этому у детей развиваются творческие

навыки. Они понимают задания: ставить рассказ, придумать продолжение,

а затем

окончание сказки, вместе с воспитателем сочинить, описать,

рассказать.

Провели такие работы с помощью разных видов театра:

1. Настольно-печатный театр сказка «Как ворон и сова покрасили

друг друга».

2. Часто использовала прием пересказа по ролям «Куобах туьунан

остуоруйа», и «Старушка Таал-Таал эмээхсин» якутские сказки.

3. Фланелеграф якутскую сказку «Ытык ийэ», «Оной Ботуук».

4. Часто использовали пересказ сказки по частями: Вели беседу «О

своей любимой сказке».

5.

Викторины:

1.

«Вечера

сказок»

со

всей

семьей.

Одна

семья

готовила

свою

любимую

сказку

на

каком-либо

театре

и

рассказывала,

показывая

театр,

а

дети

слушали

и

так

каждая

семья

готовилась

по

субботам и показывала любимую сказку.

6. Вела викторину «Саьыл, боро дьуккаахтыылар»

Демонстрировала

движение

героев

и

инсценировка

сказки

моя

любимая сказка «Дьэрэкээн о5олор», дети по желанию выбирали роли.

7. Рисование «Моя любимая сказка»

Так же создала условие в группе для работы «уголок театра»

с

помощью

родителей

ручные

куклы,

пальчиковые

куклы.

Дети

самостоятельно готовят поделки из природного материала, изготавливают

атрибуту для драматизации сказок.

Для выявления уровня развития творческого рассказывания происходило

по методике 1 А.И.Максакова «Состояния речевой активности», по методике

2 «Изучение выразительности произвольной речи», по методике 3 «Изучение

уровня

развития

воображения»,

по

методике

4

Г.А.Урунтаевой,

Ю.А.Афонькиной «Развития творческого рассказывания детей».

Показатели уровня состояния речевой активности у детей

по методике 1 после обучения

Группа

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

Первая

4

20

4

20

2

10

Вторая

5

25

4

20

1

5

Таблица 2

Показатели уровня развития выразительности произвольной

речи

по методике 2 после обучения

Группа

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

Первая

4

20

2

10

4

20

Вторая

5

25

4

20

1

5

Таблица 3

Уровни развития воображения по методике 3 после обучения

Группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

Первая

3

15%

4

20%

3

15%

Вторая

5

25%

4

20%

1

5%

Итого

8

40%

8

40%

4

20%

Таблица 4

Показатели уровня развития творческого рассказа по методике 4

после обучения

Уровни развития

творческого

рассказывания

Первая группа

Вторая группа

Итого

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

Кол-во

детей

в %

Высокий

5

25%

5

25%

10

50%

Средний

3

15%

5

25%

8

40%

Низкий

2

10%

-

-

2

10%

Итоги выявлению уровней речевой активности у детей по методике 1.

Сравнительный анализ показателей уровней развития творческого

рассказывания в первой и второй группе до и после обучения

Группы

Первая

Вторая

Уровни

развития

До обучения

После

обучения

До обучения

После

обучения

Кол-во детей

(в %)

Кол-во детей

(в %)

Кол-во детей

(в %)

Кол-во детей

(в %)

Высокий

2(20)

5(50)

4(40)

5(50)

Средний

5(50)

3(30)

5(50)

5(50)

Низкий

3(30)

2(20)

1(10)

-

Исходя из результатов работы видно, что якутские народные сказки

эффективно влияют на развитие творческого рассказывания детей старшего

дошкольного возраста.

Констатирующий этап-первый этап

Способами

обследования

явились

наблюдения,

беседы

с

детьми

и

контрольно-

проверочные занятия. В результате выяснилось, что у 20% детей речевая активность

относится к высокому уровню, 25% - к среднему, 5% - к низкому уровню.

На

специальном

контрольно-проверочном

занятии

детям

было

дано

задание:

воспроизвести в пересказе якутскую народную сказку «куобах туhунан остуоруйа». В

процессе ознакомления со сказкой мы придерживались следующего плана:

-

вводная беседа;

-

отгадывание загадки;

-

чтение сказки (рассказывание);

-

работа над текстом сказки (вопросы, показ иллюстраций)

-

повторное чтение отрывков, объяснение трудных слов;

-

заключительная часть – подведение итога;

На следующем занятии дети пересказывали сказку, после некоторых воспоминаний и

повторов.

Анализируя

процесс

рассказывания

детьми

более

простой

сказки,

которую

они

слушали много раз, мы установили, что пересказ у 20 % детей характеризуется достаточно

полной и последовательной передачей текста сказки с использованием образных слов и

выражений.

У

25

%

детей

характеризуются

нарушением

при

воспроизведении

последовательности событий, происходящих в сказке недостаточное использование в речи

отдельных эпитетов. Для 5 % детей характерно передача содержания сказки с пропусками,

непоследовательно, без использования образных слов, «сказочных» выражений, неумение

рассказать сказку до конца.

Показатели уровня состояния речевой активности у детей

по методике 1

Группа

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

кол-во

детей

в %

Первая

3

15

4

20

2

10

Вторая

4

20

5

25

1

5

Обследование речевого развития проводилось в форме беседы с детьми на темы из

личного опыта, рассказывание по картине, иллюстрации, в творческом плане.

Обследование позволило условно выделить следующие уровни речевого развития

детей.

1. Высокий уровень речевого развития.

Он

характеризуется

тем,

что

развитие

речи

ребенка

несколько

опережает

ход

речевого развития сверстников: к старшему дошкольному возрасту такой ребенок не

только произносит все звуки, но и правильно дифференцирует их на слух, лексический

запас у него достаточно высок. Редко отмечаются неточности употребления лексических

средств, грамматические ошибки он допускает лишь в отдельных

трудных случаях.

Ребенок с данным уровнем речевого развития имеет хорошо развитую связную речь:

может поддержать разговор на знакомую ему тему, самостоятельно пересказать хорошо

знакомое художественное произведение, рассказать о событиях из личной жизни, знает

много сказок, рассказов, стихотворений (сверх программы).

1.

Средний уровень речевого развития.

Несовершенства

речи

и

различные

неточности,

обнаруживаемые

в

процессе

речевого высказывания, находятся в допустимых пределах. Ребенок данного уровня

речевого развития легко усваивает материал, правильно произносит звуки родного

языка, имеет хороший речевой слух, т.е. способен овладеть звуковым анализом слов до

поступления в школу. Лексическо - грамматические ошибки не выходят за рамки

возрастных особенностей, он может пользоваться разными типами предложений, хотя

в его речи преобладают простые распространенные, он в состоянии самостоятельно

пересказывать небольшие по объему сказки, рассказы, может составить без помощи

взрослого

небольшой

рассказ

по

картине,

дать

описание

игрушки,

знает

стихи,

рассказы, сказки в пределах программы.

2.

Низкий уровень речевого развития.

Характеризуется

тем,

что

ребенок

недостаточно

полно

усвоил

программный

материал: может в начале учебного года иметь недочеты в произношении, иногда

допускает ошибки в различении звуков, близких по звучанию или по произношению, не

всегда правильно использует выразительные средства. Словарный запас его несколько

ниже, чем у сверстников. В процессе самостоятельного высказывания он не всегда

точно употребляет слова, испытывает затруднения при подборе нужных слов. Ребенок,

имеющий

низкий

уровень

речевого

развития,

чаще

допускает

ошибки

в

грамматическом плане, особенно в словах, которые являются исключением из правил,

например, при употреблении несклоняемых имен существительных, существительных

множественного числа родительного падежа, при изменении разноспрягаемых глаголов.

Ребенок с низким уровнем речевого развития пользуется, в основном, простыми

предложениями. При пересказе художественных произведений он чаще нуждается в

помощи

взрослого,

допускает

перестановки,

пропуски

некоторых

частей

текста,

пропускает авторские слова или заменяет их своими. Часто останавливается в поисках

нужного слова, отчего нарушается плавность высказывания, в разговорной речи особых

затруднений эти дети не испытывают, но в самостоятельном высказывании имеют

лексически

-

грамматические

недочеты,

затруднения

в

свободном

изложении

собственных мыслей проявляются в более выраженной степени. Ребенок часто знает не

все

художественные

произведения,

которые

пройдены

по

программе.

Особых

нарушений в овладении речью эти дети не имеют, и поэтому к ним нельзя относить

детей, имеющих задержку в речевом развитии и нуждающихся в помощи специалиста.

Для выявления особенностей звукопроизношения мы использовали известную методику

М.Ф.Фомичевой. Проверили. Как дети произносят звуки. Не только в отдельных словах. Но и во

фразовой речи. С этой целью мы применяли наборы предметных и сюжетных картинок, в

названиях

которых

проверяемые

звуки

находятся

в

разных

позициях.

При

обследовании

произношения мы отмечали не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность,

особенности темпа речи, речевого дыхания.

Методика 2. Изучение выразительности произвольной речи

Для выявления произвольной речи мы предложили пересказать хорошо знакомую им

сказку.

Обратили внимание на умение детей пользоваться средствами выразительности, интонацией,

паузой,

жестами

и

мимикой,

а

также

на

умение

регулировать

силу

голоса,

темп

речи.

Заключения…



В раздел образования