Автор: Насонова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г. Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: " Значение сказки в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Насонова Светлана Григорьевна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ № 83
г. Мурманск
Значение сказки в дошкольном возрасте
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое,
обусловленное
возрастными
психическими
особенностями
видение
мира.
Все
многообразие
мира
дети
воспринимают
не
так
как
взрослые,
они
мыслят
вещами,
предметами внешнего мира. Их мысли связаны только с конкретными образами.
Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания,
осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
Ирина Токмакова говорит, что "никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут
пользу,
поскольку
ребенок
по
существу
своей
психики
прежде
всего
и
более
всего
эмоционален, а сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека".
Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность,
становясь
как
бы
соучастником
описываемых
и
воспринимаемых
событий.
Сказка
является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за
пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким
спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую
речевую среду.
Сказка является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования
личности. Как справедливо отмечала Ю.А.Лебедева, "любая сказка ориентирована на
социально
–
педагогический
эффект:
она
обучает,
воспитывает,
предупреждает,
учит,
побуждает к деятельности и даже лечит".
Е.А.Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не
любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит
себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами.
Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности
ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков,
понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль,
которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить
морально – этические нормы поведения в обществе.
Передовые
русские
педагоги
всегда
были
высокого
мнения
о
воспитательном
и
образовательном
значении
сказок
и
указывали
на
необходимость
их
широкого
использования в педагогической теории. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о
сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.
Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность
народного
творчества
соответствуют
таким
же
свойствам
детской
психологии.
"В
народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает
детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".
Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение "слушать" формируется
у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает
все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление
детей,
обогащается
их
словарь,
развивается
воображение.
Поэтому
педагогика
рассматривает
воспитание
детей
средствами
художественной
литературы
и
устного
народного
творчества
в
неразрывной
связи
с
развитием
различных
сторон
личности
ребенка.
Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка
никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному
персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды
навсегда делаются частью его мироощущения.
В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и
пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того
чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему,
как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица
попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для
того, чтобы показать истинные, характерные свойства.
Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство
эстетического
и
нравственного
воспитания
детей.
Она
влияет
на
формирование
нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия
и эстетических чувств.
Об
использовании
сказки
для
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
говорилось
выше.
Общеизвестно
воздействие
сказки
на
умственное
и
эстетическое
развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей.
На
важность
приобщения
детей
к
красоте
родного
языка,
родного
слова,
развитие
культуры
речи
указывали
многие
психологи,
педагоги
и
лингвисты
(К.Д.Ушинский,
Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Максаков и др.).
Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и
объясняет
ребенку
жизнь
общества
и
природы,
мир
человеческих
чувств
и
взаимоотношений.
Она
развивает
мышление
и
воображение
ребенка,
обогащает
его
эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя
знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение
тонко чувствовать форму и ритм языка.
Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом,
воспринимает его мысли и чувства. Значение сказки для усвоения детьми словаря в
единстве
с
грамматическим
строем
языка
трудно
переоценить.
Сказка
дает
готовые
языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует
ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться.
Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу "Грамматика фантазии",
где описал приемы, способствующие развитию детей. Д. Родари подчеркивал, что "дети
долго остаются в отношении сказок консервативными; они не хотят что – либо менять в
них, настаивают на том, чтобы сказка рассказывалась одним и тем же образом и почти
одними и теми же словами". Потом, по его мнению, наступает момент, когда рождается
потребность в новых впечатлениях от старой сказки. И тогда дети придумывают для нее
новый конец или наделяют героя новыми свойствами, что способствует развитию у детей
связной
речи,
пониманию
возможности
подбирать
слова
со
сходным
или
противоположным значением.
Следует подчеркнуть, что чувственная сторона восприятия ребенком произведения ни в
коей мере не умаляет роли языка и мышления и, тем более, художественного слова,
которое ведет ребенка по линии чувственно – образного и абстрагирующего мышления.
А.М.Леушина справедливо утверждает: "Наглядное представление о ситуации рассказа
или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех
речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик.
Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и,
обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже
мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной
контекстной речи".
Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма
дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает.
Е.А.Флерина
также
говорит
о
целесообразности
использования
сказок
для
развития
связной монологической речи дошкольников. Она считает, что "лучшим образцом формы
рассказывания
являются
русские
народные
сказки,
на
которых
следует
учиться
как
технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия,
ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество
действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность
языка".
Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее
несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он
пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как
рассказ о чем-то интересном и захватывающим.
Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку.
Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос
"Почему?". В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным
принципом.
Если
же
сравнить
сказку
с
реалистическим
рассказом,
то
становится
ясно,
что
он
психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще не подготовлено
для восприятия реальности в чистом виде.
Литературное
произведение
должно
привлечь
внимание
ребенка,
возбудить
его
любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект,
помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.
Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках,
имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.