Напоминание

" Значение сказки в дошкольном возрасте"


Автор: Насонова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г. Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: " Значение сказки в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Насонова Светлана Григорьевна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ № 83

г. Мурманск

Значение сказки в дошкольном возрасте

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое,

обусловленное

возрастными

психическими

особенностями

видение

мира.

Все

многообразие

мира

дети

воспринимают

не

так

как

взрослые,

они

мыслят

вещами,

предметами внешнего мира. Их мысли связаны только с конкретными образами.

Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания,

осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.

Ирина Токмакова говорит, что "никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут

пользу,

поскольку

ребенок

по

существу

своей

психики

прежде

всего

и

более

всего

эмоционален, а сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека".

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность,

становясь

как

бы

соучастником

описываемых

и

воспринимаемых

событий.

Сказка

является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за

пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким

спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую

речевую среду.

Сказка является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования

личности. Как справедливо отмечала Ю.А.Лебедева, "любая сказка ориентирована на

социально

педагогический

эффект:

она

обучает,

воспитывает,

предупреждает,

учит,

побуждает к деятельности и даже лечит".

Е.А.Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не

любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит

себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами.

Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности

ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков,

понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль,

которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить

морально – этические нормы поведения в обществе.

Передовые

русские

педагоги

всегда

были

высокого

мнения

о

воспитательном

и

образовательном

значении

сказок

и

указывали

на

необходимость

их

широкого

использования в педагогической теории. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о

сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.

Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность

народного

творчества

соответствуют

таким

же

свойствам

детской

психологии.

народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает

детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение "слушать" формируется

у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает

все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление

детей,

обогащается

их

словарь,

развивается

воображение.

Поэтому

педагогика

рассматривает

воспитание

детей

средствами

художественной

литературы

и

устного

народного

творчества

в

неразрывной

связи

с

развитием

различных

сторон

личности

ребенка.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка

никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному

персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды

навсегда делаются частью его мироощущения.

В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и

пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того

чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему,

как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица

попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для

того, чтобы показать истинные, характерные свойства.

Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство

эстетического

и

нравственного

воспитания

детей.

Она

влияет

на

формирование

нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия

и эстетических чувств.

Об

использовании

сказки

для

воспитания

и

обучения

детей

дошкольного

возраста

говорилось

выше.

Общеизвестно

воздействие

сказки

на

умственное

и

эстетическое

развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей.

На

важность

приобщения

детей

к

красоте

родного

языка,

родного

слова,

развитие

культуры

речи

указывали

многие

психологи,

педагоги

и

лингвисты

(К.Д.Ушинский,

Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Максаков и др.).

Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и

объясняет

ребенку

жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

взаимоотношений.

Она

развивает

мышление

и

воображение

ребенка,

обогащает

его

эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя

знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение

тонко чувствовать форму и ритм языка.

Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом,

воспринимает его мысли и чувства. Значение сказки для усвоения детьми словаря в

единстве

с

грамматическим

строем

языка

трудно

переоценить.

Сказка

дает

готовые

языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует

ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться.

Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу "Грамматика фантазии",

где описал приемы, способствующие развитию детей. Д. Родари подчеркивал, что "дети

долго остаются в отношении сказок консервативными; они не хотят что – либо менять в

них, настаивают на том, чтобы сказка рассказывалась одним и тем же образом и почти

одними и теми же словами". Потом, по его мнению, наступает момент, когда рождается

потребность в новых впечатлениях от старой сказки. И тогда дети придумывают для нее

новый конец или наделяют героя новыми свойствами, что способствует развитию у детей

связной

речи,

пониманию

возможности

подбирать

слова

со

сходным

или

противоположным значением.

Следует подчеркнуть, что чувственная сторона восприятия ребенком произведения ни в

коей мере не умаляет роли языка и мышления и, тем более, художественного слова,

которое ведет ребенка по линии чувственно – образного и абстрагирующего мышления.

А.М.Леушина справедливо утверждает: "Наглядное представление о ситуации рассказа

или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех

речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик.

Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и,

обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже

мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной

контекстной речи".

Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма

дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает.

Е.А.Флерина

также

говорит

о

целесообразности

использования

сказок

для

развития

связной монологической речи дошкольников. Она считает, что "лучшим образцом формы

рассказывания

являются

русские

народные

сказки,

на

которых

следует

учиться

как

технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия,

ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество

действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность

языка".

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее

несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он

пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как

рассказ о чем-то интересном и захватывающим.

Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку.

Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос

"Почему?". В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным

принципом.

Если

же

сравнить

сказку

с

реалистическим

рассказом,

то

становится

ясно,

что

он

психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще не подготовлено

для восприятия реальности в чистом виде.

Литературное

произведение

должно

привлечь

внимание

ребенка,

возбудить

его

любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект,

помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.

Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках,

имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.



В раздел образования