Напоминание

"Детские неврозы"


Автор: Дубовикова Любовь Феодосьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1242 до №4
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Детские неврозы"
Раздел: среднее образование





Назад




Детские неврозы

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только

специалистов

в

области

детской

невропатологии,

но

и,

прежде

всего,

родителей,

воспитателей

детских

садов,

учителей.

С

каждым

годом

возрастает

количество

детей,

которым

поставлен

диагноз

какого-либо

нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию

младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления

кроются не только в сложной социальной обстановке, но и на много глубже.

Опасность

этого

заболевания

кроется

не

в

его

тяжести

или

неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию.

Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов

или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает

внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь

незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления

положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам

диагноз

нервного

расстройства

можно

поставить

большинству

детей,

а

фактически

здоровыми

можно

назвать

лишь

единицы.

Если

учесть,

что

невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному

возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то

можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь

характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость

тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в

детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых

действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители

постоянно

внушали,

что

он:

”тюфяк,

разгильдяй,

оболтус”,

то

рано

или

поздно

в

это

начинает

верить.

Но

сначала

внутри

ребенка

происходит

конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается

порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать

ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение,

с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта

решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные

требования

взрослых

и

спрячет

свои

личностные

качества,

но

будет

вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него

способами,

либо

он

будет

сопротивляться,

что

породит

множество

конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному

нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную

политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который

подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Судя

по

масштабу

распространения

этой

проблемы

-

в

недалеком

будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее

в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в

дальнейшем.

Чем

может

обернуться

проблема

детских

неврозов

в

дальнейшем, говорить не приходится.

Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение

здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из

них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они

хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских

нервных

заболеваний

и

стараются

не

допускать

их.

Никто

не

спорит

-

современная

жизнь

стала

сложной,

лишенной

стабильности

и

полна

стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче

только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь

психически.

Определение невроза

Говоря о психопатиях можно перекинуть мостик к психиатрии, которая

называется малой психиатрией (пограничной). Слово малая неоднозначно,

имеется

в

виду

что

в

этой

части

психиатрии

нет

больших

размахов

психопатологической симптоматики - нет бреда, галлюцинаций, расстройств

сознания, психомоторного возбуждения и т.д.

По количеству пациентов,

страдающих

малыми

расстройствами,

эта

психиатрия

во

много

раз

превышает

количество

пациентов

большой

психиатрии.

Лучше

вместо

термина малая употреблять термин пограничная психиатрия.

Пограничная психиатрия - психические расстройства, которые лежат

как бы на границе между здоровьем и болезнью. Вроде бы человек не совсем

здоров, но и нельзя сказать что он тяжко болен. Психопатии также относятся

к малой психиатрии. Различают такое понятие как динамика психопатий -

ведь человек с такими чертами характера может декомпенсироваться, и если

это

человек

с

эпилептоидными

чертами,

у

него

могут

участиться

аффективные вспышки, они могут стать брутальными (жестокими); если это

человек

с

паранояльными

чертами,

то

у

него

может

возникнуть

декомпенсации с возникновением неправильного поведения, сверхценных

идей.

Поэтому

у

психопатов

мы

можем

различать

такие

явления

как

декомпенсация психопатии (те периоды, когда они нуждаются в медицинской

помощи).

Могут

быть

декомпенсации

социально-обусловленные,

декомпенсации обусловленные не какими-то внешними факторами, а могут

быть обусловлены эндогенными факторами (Ганнушкин называл это фазами).

Декомпенсации могут быть частыми, несколько раз в году. У личности с

психопатическими

чертами

может

наблюдаться

развитие

патологической

личности. В этом случае мы имеем дело с неким патологическим процессом -

если

декомпенсации

начинаются

и

заканчиваются,

то

патологическое

развитие личности - это процесс, который где-то имеет начало, а вот конца

уже нет.

Существует большая группы расстройств, к которой мы можем быть

подвергнуты - неврозы.

Само по себе понятие невроз возникло в конце прошлого века. Люди

обращали

внимание,

что

существуют

некоторые

психические

состояния,

которые

время

от

времени

возникают

под

действием

психической

травматизации, а потом проходят. Понятие невроз сформировалось не сразу.

100-200 лет в группу неврозов включали все, что было непонятно. Было

время когда в группу неврозов включали эпилепсию, до тех пор пока не

узнали патогенез. Включали в группу неврозов базедову болезнь и др. Со

временем

группа

неврозом

стала

сужаться,

однако

количество

больных

неврозом стало расширяться. Чем становится тяжелее и интенсивнее жизнь,

чем больше психических и физических затрат жизнь требует от человека, тем

больше количество неврозов. Поэтому четко заметили, что при развитии

страны, резко возрастает количество неврозов. С начала 20 века и по сегодня

количество неврозов увеличилось в 50 раз. В настоящее время нуждается в

помощи психолога, психотерапевта каждый пятый человек

Современное

понятие

неврозов

Неврозы

-

это

функциональные

заболевания нервной системы, вызванные сшибкой основных нервных

процессов - возбуждения и торможения. Основными причинами неврозов

являются психические травмы. Неврозы - это болезненные формы реакций

нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому иначе их

называют психогенными патологическими реакциями.

В

отечественной

литературе

невроз

определяется

как

психоген ное

заболевание

личности.

У

детей

невроз

-

это

психогенное

заболевание

формирующейся

личности,

т.

е.

такое

заболевание,

которое

затрагивает

значимые аспекты формирования личности, систему ее отношений, в первую

очередь,

это

взаимоотношения

в

семье

и

затем

уже

отношения,

со

сверстниками и другими взрослыми.

Невроз

может

возникнуть

после

психического

потрясения,

вызванного

реальной или воображаемой угрозой для жизни ребенка или близких для него

людей. Чаще же невроз не начинается вдруг

внезапно, а развивается в

течение

более

или

менее

продолжительного

времени,

когда

патогенное

психическое

напряжение

или

противоречие

не

находит

выхода,

не

разрешается, а накапливается исподволь, готовое вспыхнуть, при малейшем

поводе, будь то пустячное недоразумение или пережитые раньше обида,

раздражение и страхи.

Наличие острых или хронических психических травм дает основания для

определения

невроза

как

психогенного

заболевания.

Непосредственной

причиной

неврозов

являются

психогении

-

эмоционально

заостренные,

существенные для ребенка переживания, с которыми он не может справиться

из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующего

воздействия или неразрешимых обстоятельств. В большинстве случаев этими

обстоятельствами будут отношение к нему родителей как наиболее значимых

лиц и сама психологическая атмосфера семьи, с которой неразрывно связана

жизнь

ребенка.

Аффективно

насыщенные

и

часто

неразрешимые

из-за

внешних и внутренних преград переживания составляют содержание так

называемого

внутреннего

конфликта

при

неврозах.

Его

мотивацией

(движущей силой) является поиск, нередко драматический, решения личных

проблем,

прежде

всего

самоопределения,

самоконтроля,

самовыражения,

утверждения, признания и понимания себя среди окружающих. Другими

словами, невроз психологически детерминирован проблемами развития и вы-

ражения «я», но не в абстрактном, а в реальном, социальном, человеческом

контексте отношений. Поэтому в широком аспекте неврозы выступают перед

нами как аффективно заостренная проблема формирования себя как человека

или

проблема,

как

быть

собой

среди

других.

Причем

под

другими

подразумеваются в первые годы жизни, в основном, родители, а в старшем

дошкольном возрасте сверстники, родители и остальные взрослые.

.

Наличие

невроза

уже

говорит

об

опосредованном

стрессом

нервно-

психическом

расстройстве

растущего

организма,

приводящем

на

определенном этапе и к болезненному нарушению центральных функций

вегетативной нервной системы. Чем меньше ребенок, тем в большей степени

последствия

невротического

стресса

затрагивают

его

вегетативную

и

соматическую сферу. Чем он старше, тем более очерченными становятся

нервно-психические

и

психомоторные

нарушения.

Соответственно,

и

клиническая картина невроза выражается соматическими, эмоциональными и

психомоторными

расстройствами,

нарушениями

саморегуляции

и

психической астенией. Так что невроз ни в коем случае не притворство, не

симуляция, не уловка, к которым могут прибегать дети с теми или иными

отклонениями в характере, а серьезное заболевание, от которого нельзя из-

бавиться простым усилием воли, «взяв себя в руки». Это заболевание требует

целого комплекса медико-педагогических мероприятий.

Болезненное

действие

психической

травмы

во

многом

определя ется

возрастом ребенка и индивидуальными особенностями нервной системы. В

разном возрасте ребенок по-разному реагирует на психические травмы. Чем

меньше ребенок, тем меньшая психическая травма может вызвать у него срыв

нервной

деятельности.

Для

детей

раннего

возраста

сверхсильными

раздражителями могут оказаться хотя и безобидные, но незнакомые объекты:

новый

человек,

гром,

сильный

гудок

автомобиля

или

поезда

и

т.

п.

Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть помещение

ребенка в ясли, детский сад, госпитализация в больницу. У детей постарше

большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг,

ссоры

между

родителями.

Дети

старшего

возраста

тяжело

реагируют

на

жизненные трудности: распад семьи, смерть близких, школьные неудачи и

т.п.

Особенно

болезненно

реагируют

на

неблагоприятные

факторы

дети,

которые

перенесли

ослабляющие

нервную

систему

заболевания,

дети

со

слабым типом нервной системы и т. д.

Предложено много классификаций неврозов. Наиболее распространенным

является

деление

неврозов

на

неврастению,

невроз

страха,

невроз

навязчивых состояний и истерический невроз.

Неврастения возникает вследствие перенапряжения нервной системы в

связи с чрезмерной умственной или физической нагрузкой. К неврастении

приводят

непосильные

нагрузки,

особенно

в

тех

случаях,

когда

ребенок

наряду

с

обычными

школьными

нагрузками

имеет

добавочные:

изучает

иностранный язык, занимается в музыкальной школе, в различных кружках и

т. п. Часто неврастения развивается у детей, которые длительно находятся в

психотравмирующей их ситуации (разлады в семье, неудача в школе); в

наибольшей степени это относится к детям, которые имеют слабый тип

нервной системы или перенесли длительное истощающее заболевание.

Проявляется

неврастения

в

форме

неустойчивости

настроения,

повышенной возбудимости, раздражительности, плаксивости, утомляемости.

Работоспособность ребенка резко падает, он быстро утомляется; появляются

головные

боли,

вялость,

сонливость,

пассивность.

В

одних

случаях

превалирует

повышенная

раздражительность,

капризность,

нередко

психомоторная

расторможенность;

в

других

случаях,

наоборот,

вялость,

истощаем ость, пугливость, робость. Нередко у детей могут быть выражены

лишь

какие-то

отдельные

симптомы

неврастении:

головные

боли,

расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности и т. д.

Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является

невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как

проявление

болезни,

так

как

повышенная

пугливость

является

их

физиологической

особенностью.

Иногда

же

в

результате

неправильного

воспитания

(запугивание

детей)

или

психической

травматизации

страхи

приобретают

упорный

характер.

При

этом

может

меняться

поведение

ребенка.

Он

начинает

бояться

темноты,

не

может

находиться

один

в

помещении,

боится

новых

людей.

У

маленьких

детей

часто

возникают

ночные страхи. Страхи могут иметь затяжное течение.

Проявлением

невроза

страха

являются

беспокойство

ребенка

о

своем

будущем, боязнь умереть или потерять своих близких. Обычно эти страхи

развиваются у детей с тревожно-мнительным складом характера.

Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов,

характеризуется повторением, может принимать затяжное течение. В этом

случае говорят о навязчивых страхах (фобии).

Одним

из

частых

неврозов

у

детей

является

невроз навязчивых

состояний (иначе - обсессивный невроз, от фр. obsession - одержимость,

навязчивость). Навязчивые состояния чаще развиваются у детей в возрасте

десяти - четырнадцати лет, но могут возникать и значительно раньше - в

возрасте двух с половиной - четырех лет.

Характерными для детского возраста являются навязчивые страхи (фобии)

острых

предметов,

открытых

пространств

(агорафобия),

поражающих

воображение природных и сказочных явлений, смерти, темноты, школьных

ситуаций, боязни заражения.

Невроз навязчивых состояний чаще развивается у детей с истерическим

развитием

(эгоцентрических,

капризных,

требующих

к

себе

особого

внимания,

астеничных,

ослабленных

после

болезни,

утомляемых,

нерешительных).

Эти

дети

уже

в

раннем

возрасте

нередко

отличаются

боязнью всего нового, немотивированными страхами. В школьном возрасте у

них

выявляется

повышенная

мнительность,

боязнь

заразиться,

заболеть.

Нередко навязчивые действия обычно носят характер защитных ритуалов,

которые интимно в своем происхождении связаны с навязчивыми страхами.

Тревожно-мнительный характер формируется под влиянием окружающей

среды,

гиперопеки

со

стороны

родителей,

постоянных

разговоров

о

возможных

болезненных

состояниях

и

исходах.

У

детей

формируется

своеобразная форма мышления, представление об особой трудности жить

обычной реальной жизнью, устанавливать контакт с окружающими. Отсюда

каждое явление обычного жизненного порядка ребенок воспринимает не

просто, а пытается анализировать, искать "корень вещей". Все это приводит к

бесплодному

мудрствованию,

резонерству,

голой

абстракции.

Указанные

качества ведут к отрыву таких детей от реальной жизни. Они становятся

беспомощными,

теряются

при

необходимости

выполнить

ряд

житейских

требований.

Каждый

раздражитель

для

них

является

сверхсильным,

невыполнимым, обусловливающим сшибку нервных процессов.

Навязчивые действия всегда вторичны, они являются как бы защитой от

возможного несчастья.

Невроз навязчивых движений характеризуется появлением каких-либо

излишних

движений

(или

тиков):

шмыганье

носом,

частое

моргание,

гримасничанье, различные движения рукой, плечом и т. п. Эти навязчивые

движения отличаются от гиперкинезов тем, что ребенок может на какое-то

время

подавить

их

усилием

воли;

они

часто

исчезают,

когда

ребенок

находится один или увлечен игрой, чтением. Однако они вновь появляются и

усиливаются при появлении людей, попытках отвечать на уроке и т. п.

В некоторых случаях навязчивые движения принимают характер защитных

ритуалов. Дети говорят себе: «Если это я не сделаю, то случится что-то

плохое».

Эта

форма

невроза

навязчивых

состояний

менее

благоприятна.

Такие неврозы долго не проходят и с трудом поддаются лечению.

Истерия (истерический невроз) у детей характеризуется целым рядом

особенностей. Это, прежде всего повышенная эмоциональность, чрезмерная

впечатлительность, склонность к самовнушению и фантазерству. Для истерии

характерно

большое

многообразие

и

других

симптомов.

Так,

в

легких

случаях истерического невроза патология преимущественно выражается в

особенностях

характера.

Для

истерического

характера

особенно

типичны

выраженный эгоцентризм, желание привлекать внимание окружающих, при

отсутствии такового со стороны окружающих истерик может давать ряд

отрицательных реакций - грубость, аффективные вспышки, плач и т.д. В

более тяжелых случаях истерический невроз сопровождается припадками в

качестве реакции на неудовлетворение требований, а также ослаблением или

исчезновением некоторых двигательных или сенсорных функций (параличи,

парезы, истерическая глухота, слепота), носящих всегда временный характер.

Симптомы истерического невроза у детей не отличаются такой яркостью,

как это можно наблюдать у взрослых. Надо отметить некоторую пестроту

признаков, характеризующих истерические проявления у детей. Так, иногда

истеричность может проявляться в форме повышенной впечатлительности,

особой хрупкости конституции. Такие дети под маской внешней холодности,

безразличия скрывают большой запас эмоциональных переживаний. Каждое

резкое слово, неосторожный намек, жест со стороны окружающих могут

причинить им массу тяжелых страданий. Они привязчивы и требовательны в

дружбе, чрезвычайно обидчивы, ревнивы и подозрительны. Мечтательность,

склонность к фантазии - нередкие свойства их натуры. Им также свойствен

эгоцентризм. Однако он выражается не в грубых примитивных требованиях к

окружающим в смысле признания своего "я", а в чрезмерно болезненно

развитом самолюбии. Отсюда постоянная настороженность, приобретающая

форму своеобразной защитной реакции от возможных ущемлений со стороны

окружающих, иногда болезненно преувеличенных. Именно этим детям и

подросткам (чаще девочкам) свойствен целый ряд неприятных соматических

ощущений: головные боли, тошноты, иногда онемение в различных частях

тела, ощущение клубка в горле, приступы нервной икоты. Наличие особой

хрупкости внутренней конституции таких детей, соединенной с большой

эмоциональностью, может явиться неблагоприятным фоном, особенно в под-

ростковом возрасте, в связи с возникновением сексуальных переживаний,

могущих привести к душевным катастрофам. В отдельных случаях, при

конфликтных

ситуациях,

а

также

в

моменты

психических

травм,

слабая

нервная

система

истерика

не

справляется

и

он

реагирует

истерическим

припадком.

Истерический

припадок

может

развиваться

сразу

на

высоте

аффекта

и

сопровождаться

плачем

или

хохотом.

Больной

падает

(чаще

осторожно), сознание может частично затемняться, появляются судороги и на

лице различные гримасы, иногда больной выгибается, принимает вычурные

(страстные) позы.

В других случаях истерический невроз проявляется в форме повышенной

капризности, слезливости. Такие дети иногда часами могут плакать, требуя,

чтобы окружающие выполнили их желание, бросаться на пол, бить ногами,

кричать, драться. Обычно черты эгоцентризма, свойственные истерикам, в

этих случаях проявляются в желании поставить на своем, привлечь внимание

окружающих, быть в центре внимания, властвовать. Некоторые дети рано

становятся деспотами в семье и, учтя слабость родителей, используют это в

своих интересах в самой грубой форме.

Непризнание

со

стороны

окружающих

их

желания

первенствовать

вызывает

у

них

ряд

агрессивных

действий.

Однако,

будучи

слабыми

натурами, они нередко ищут обходных путей для доказательства сверстникам

своего

превосходства,

своей

исключительности.

Отсюда

наклонность

к

патологической лжи. Выдумываются целые истории, например о своих родст-

венниках, якобы очень известных людях. Приукрашиваются и собственные

поступки

и

способности.

Такая

псевдология,

принимающая

у

некоторых

детей довольно пышный характер, есть своеобразное прикрытие собственной

неполноценности, слабости.

С целью компенсации недостающего внимания, любви и ласки ребенок

начинает жаловаться на беспричинное недомогание, необъяснимые боли в

животе

и

давно

ушедшие

страхи

или

же

происходит

непроизвольное

закрепление (фиксация) каких-либо сопутствующих болезненных состояний

или

реакций, ч т о вынуждает

так

или

иначе

перестраивать

отношение

окружающих в нужную для ребенка сторону. Нередко невроз возникает в

результате

потери

привилегированного

положения

в

семье,

вследствие

рождения

брата

или

сестры

или

конфликтных

отношений

из-за

ребенка

между родителями. Следует подчеркнуть, что все ощущения, о которых дети

говорят, они испытывают фактически. Так, у одной девочки 4 лет часто болел

живот

перед

посещением

детского

сада.

Вызваны

были

эти

боли

не

воспалением желудка или расстройством кишечника, а волнениями из-за

нежелания посещать детский сад, где не реализовалось стремление занять

исключительное положение в группе. Наличие болей, а точнее, нервных

спазмов в области живота дает возможность не посещать детский сад и

оставаться дома, пользуясь безраздельным вниманием взрослых в семье. Сам

же факт легкого возникновения спазмов объясняется невропатией, типичной

у детей с истерическим неврозом. Как и остальные симптомы при неврозах,

боли в животе носят непроизвольный характер и, закрепляясь по условно

рефлекторному

механизму,

появляются

каждый

раз

при

необходимости

отказа от своих субъективно завышенных желаний.

Итак,

каждая

клиническая

форма

невроза

имеет

свой,

присущий

ей

центральный внутренний конфликт. При неврастении имеет место конфликт

между

возможностями

и

потребностями,

когда

потребности

(обычно

со

стороны

родителей)

не

соответствуют

возможностям

формирующейся

психики ребенка и он не может, несмотря на желание, утвердить себя в

каких-то значимых для себя областях или сторонах отношений. Другими

словами, это конфликт самоутверждения.

При неврозе страха - конфликт заключается в не способности защитить

себя, сохранить свое «я» от внутренних и внешних угроз. Это конфликт

самоопределения - уверенности в себе, прочности своего развивающегося «я»

при встречах с воображаемой или реальной опасностью.

Невроз

навязчивых

состояний

психологически

детерминирован

нравственно-этическим, или моральным, конфликтом - наличием каких-либо

несовместимых чувств и желаний в психике ребенка. Например, стремление

мальчика

5

лет

походить

на

отца

пришло

в

противоречие

с

грубым

отношением отца к матери, к которой по-детски эмоционально привязан этот

мальчик. В результате у него возникло неразрешимое противоречие. Или он

должен отказаться от отца как примера для подражания, или же не обращать

внимания на его оскорбления в адрес матери. Но последнее возможно только

тогда,

когда

ребенок

не

будет

испытывать

к

матери

чувство

сильной

привязанности.

Подобные

переживания

непосильны

для

чувствительной

психики ребенка, превышают предел его адаптационных возможностей и

приводят

к

болезненному,

нервному

расстройству.

У

мальчика

это

выразилось навязчивой потребностью постоянно мыть руки, словно он хотел

таким образом освободиться от плохих мыслей.

В более старшем возрасте несовместимыми могут быть чувство долга и

любви,

формирующееся

сексуальное

влечение

и

социальный

запрет.

Внутренний

конфликт

при неврозе

навязчивых

состояний

можно

представить

как

конфликт

между

эмоциональными

и

рациональными

сторонами формирующейся психики ребенка.

При истерическом неврозе - подразумевает конфликт между субъективно

завышенными желаниями и возможностями их реального удовлетворения.

Чаще

всего

данный

конфликт

обусловлен

внешними

препятствиями

для

реализации

заостренной

потребности

в

любви

и

признании

или

доминирования в отношениях с окружающими, подчинения их. Подобное

препятствие создает состояние неразрешимого противоречия. Конфликт на

почве невозможности признания себя является, таким образом, центральным

при

истерическом

неврозе

и

основным

источником

психической

травматизации для этих детей.

Практически перечисленные конфликты взаимно дополняют друг друга и

к

т о м у же

не

перекрывают

весь

спектр

конфликтных

отношений

формирующейся личности ребенка. Общим для всех видов невротического

конфликта является наличие внутреннего или внешнего препятствия на пути

выражения чувств и желаний, неспособность или невозможность разрешить

его собственными силами и возникающие

вследствие этого напряжение и

беспокойство.

Следует

подчеркнуть, ч т о речь

все

время

идет

о

внутреннем,

перманентном и индивидуально проявляющемся конфликте при неврозах,

конфликте, который не виден внешне, психологически «невооруженным»

глазом

и

который

принципиально

отличается о т открытого, конфликтного

противостояния группе при психопатических развитиях личности.

Также

невротическими

проявлениями

у

детей

являются

психогенные

шоковые реакции, ночное недержание мочи, нервная анорексия (отсутствие

аппетита), речевые неврозы.

Психогенные

шоковые

реакции

возникают

при

острых

психических

травмах

(пожар,

авария

на

транспорте,

землетрясение

и

т.

п.).

У

детей

раннего возраста они могут возникать и при безобидных факторах - при

неожиданном резком звуке, крике и т. п. Проявляются психогенные шоковые

реакции

резким

паническим

страхом,

расстройствами

сознания,

психомоторным

возбуждением

-

бессмысленным

метанием

на

месте,

попыткой куда-то бежать или, наоборот, психомоторной заторможенностью

(двигательный

ступор,

мутизм).

При

этом

часто

бывают

выражены

функциональные

расстройства

со

стороны

желудочно-кишечного

тракта

(понос, рвота), возможно повышение температуры тела. Частым проявлением

шоковой реакции бывает мутизм с последующим заиканием.

Довольно

частым

проявлением

неврозов

у

детей

является

ночное

недержание мочи (энурез). Вообще энурез наблюдается у детей очень часто.

Однако

о

невротическом

энурезе

следует

говорить

в

тех

случаях,

когда

ночное

недержание

возникло

в

результате

психической

травмы.

Такое

недержание

мочи

может

вызвать

вторичные

невротические

наслоения

в

результате

переживания

ребенком

своего

«дефекта»,

особенно

если

его

стыдят,

наказывают,

упрекают.

Ребенок

становится

раздражительным,

грубым, робким, замыкается в себе, сторонится товарищей. В дальнейшем

все это может привести к патологическому развитию личности. С возрастом,

однако, энурез исчезает, как правило, и без лечения.

Очень частыми неврозами являются речевые неврозы, или логоневрозы -

заикание, мутизм, сурдомутизм. Причинами невротического заикания чаще

всего являются острые и подострые психические травмы (испуг, внезапные

изменения

привычного

жизненного

стереотипа

-

помещение

ребенка

в

больницу

и

т.

п.).

Предрасполагающими

условиями

для

возникновения

заикания

могут

быть

врожденные

особенности

нервно-психического

развития, семейная отягощенность по заиканию, ослабление организма в

результате различных заболеваний, ошибки воспитания, особенно перегрузки

ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к его

собственной

речи

и

др.

Важное

место

в

возникновении

невротического

заикания принадлежит фактору подражания. В этих случаях заикание легко

закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.

При

невротическом

заикании

ребенок

обнаруживает

(сразу

или

через

некоторое время) характерную реакцию на свой дефект. Эта реакция зависит

от возраста, в котором наступило заикание, а также от особенностей его

высшей нервной деятельности. Ребенок начинает избегать речевого общения,

особенно

с

незнакомыми

людьми.

При

попытках

говорить

у

него

усиливаются

вегетативно-сосудистые

нарушения

и

сопутствующие

движения.

Характерным признаком невротического заикания является логофобия -

страх

речи.

Логофобия

выражена

в

основном

в

школьном

возрасте.

Появление

логофобии

резко

утяжеляет

течение

заикания,

способствует

школьной и социальной дезадаптации и невротическому развитию личности.

Невротическое заикание обычно сопровождается и другими проявлениями в

виде повышенной возбудимости, нарушений сна, иногда ночного недержания

мочи, тиков и т. д.

К

невротическим

формам

речевых

расстройств

относятся мутизм

и

сурдомутизм. Мутизм (немота) может возникнуть после острой, тяжелой

психической

травмы.

В

этих

случаях

он

сочетается

с

другими

невротическими расстройствами. Такое же происхождение

может иметь и

сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм возникает как пассивная реакция

протеста на неблагоприятные воздействия внешней среды. В этих случаях

мутизм

всегда

имеет

определенную

избирательность

и

направленность.

Избирательный,

частичный

мутизм

иногда

называют

элективным

(избирательным). В этих случаях ребенок не разговаривает с определенным

человеком из-за чувства обиды на него, желания ему «отомстить» и т. д.

Иногда ребенок перестает разговаривать только со взрослыми. Считается, что

в основе такого мутизма лежит стремление ребенка освободиться от трудной

для него ситуации.

Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего

школьного

возраста.

У

девочек

мутизм

возникает

вдвое

чаще,

чем

у

мальчиков.

Предрасполагающими

факторами

возникновения

мутизма

являются

остаточные

явления

органического

поражения

центральной

нервной системы, особенности личности ребенка.

Продолжительность мутизма может быть кратковременной (один два дня)

и затяжной (иногда до нескольких лет). В последнем случае необходимо

обследование ребенка у детского психиатра. Мутизм может быть одним из

первых

признаков

психических

заболеваний

частности,

детской

шизофрении).

Мутизм

может

быть

также

проявлением

истерических

реакций.

Далеко

не

всегда

можно

четко

разграничить

неврозы

как по

клинической,

так

и

по

внутренней,

психологической

картине.

Особые

трудности

в этом отношении возникают в первые годы жизни детей, когда

чаще всего приходится иметь дело с клинически не дифференцированной

формой неврозов, или просто неврозом.

Общими для всех клинических форм неврозов является состояние

беспокойства

и

расстройства

вегетативной

регуляции.

Психомоторные

нарушения, представленные излишней подвижностью, тиками, заиканием,

энурезом, также могут быть при любом неврозе.

Лечение и профилактика

Неврозы

являются

заболеваниями,

неопасными

для

жизни

и

характеризуются

обратимостью

болезненных

нарушений,

которые

однако

могут

продолжаться

и

месяцы,

и

годы.

Лечение

больного,

страдающего

неврозом,

не

должно

быть

шаблонным,

оно

должно

учитывать

индивидуальные особенности пациента и те нервные нарушения, которые у

него произошли.

В

лечении

неврозов,

помимо

специальных

методов

(назначение

успокаивающих и других лекарственных средств), имеет большое значение

создание щадящего режима для физического и психического статуса детей.

(нормализация трудового процесса и устранение факторов, способствующих

переутомлению

больного). Профилактика неврозов у детей и подростков

прежде

всего

основана

на

психогигиенических

мерах,

направленных

на

нормализацию

внутрисемейных

отношений

и

коррекцию

неправильного

воспитания.

Учитывая

важную

роль

в

этиологии

неврозов

особенностей

характера

ребенка,

целесообразны

воспитательные

мероприятия

по

психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными

чертами

характера,

а

также

с

невропатическими

состояниями.

К

таким

мероприятиям относятся формирование активности, инициативы, обучение

преодолению

трудностей,

дезактуализация

пугающих

обстоятельств

(темнота,

разлука

с

родителями,

встреча

с

незнакомыми

людьми,

с

животными

и

т.п.).

Важную

роль

играет

воспитание

в

коллективе

с

определенной

индивидуализацией

подхода,

подбором

товарищей

определенного

склада

характера.

Определенная

профилактическая

роль

принадлежит также мерам по укреплению физического здоровья, прежде

всего

занятиям

физкультурой

и

спортом.

Немалая

роль

принадлежит

психогигиене

умственного

труда

школьников,

предупреждению

их

интеллектуальных и информационных перегрузок. Большое значение при

лечении и для профилактики неврозов имеет нормальный сон, особенно у

детей. Нормальный сон для ребенка шести-семи лет - 11-12 часов в сутки;

восьми – десяти лет - 10-11 часов; одиннадцати-двенадцати лет - 9-10 часов;

тринадцати-четырнадцати лет – 9.5-9 часов.

Больной, страдающий неврозом, должен стараться быть на свежем воздухе

не менее 1,5-2 часов ежедневно.

В некоторых случаях требуется проведение психотерапии, коррекционно-

педагогических

мероприятий.

Психотерапии

часто

позволяет

раскрыть

травмирующую

ситуацию,

конфликты

и

устранить

их.

Врач

должен

терпеливо, внимательно выслушать и исследовать больного, проявить к нему

чуткое отношение, завоевать его доверие. Это позволит и в дальнейшем

методически, осторожно и настойчиво убедить больного в том, что он не

страдает тяжелой болезнью, и вселить в него уверенность в возможность

полного выздоровления.

Одним

из

эффективных

методов

лечения

неврозов,

особенно

истерических,

является

гипноз.

Этот

метод

лечения

позволяет

добиться

полной

мышечной

релаксации

психического

успокоения.

Применяемая

психотерапия на фоне этого состояния дает очень хорошие результаты.

Важным

фактором

в

предупреждении

неврозов

являются

здоровый

семейный быт и нормальные взаимоотношения.



В раздел образования