Автор: Елькина Светлана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ №171 "ЧЕРНИЧКА" Населённый пункт: НОВОСИБИРСК Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание у детей в детском саду.
Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное
чувство российского человека. Любовь к Родине; преданность своему народу,
готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм -
животворный и неиссякаемый источник развития общества.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и
тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя
своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки,
наши отцы и деды. Российский патриотизм унаследовал лучшие и богатые
традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является
патриотизмом нового, высшего типа.
Чувство патриотизма всегда жило и живет в сердцах россиян, побуждая их
всемерно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжелых испытаний
грудью защищали ее от иноземных захватчиков. Небывалая сила российского
патриотизма особенно ярко проявлялась в суровые годы Великой Отечественной
войны. На защиту нашей Родины поднялись все советские люди, разгромили
ненавистного врага, спасли человечество от фашистского порабощения
.
Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием
идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье,
дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания
патриотизма является составной частью и одной из главных задач
идеологической работы.
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств я веду в своей
группе. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и
должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран,
почему ее называют Россией.
Дошкольник может усвоить обязанность трудиться, знать, как обеспечивается
его счастливое детство. Он может усвоить, что у нашего народа есть враги, что
наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие
люди отдали свои жизни во имя того, чтобы детство детей было беззаботным.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической,
целенаправленной работы у ребенка формируются элементы
гражданственности, ребенок знакомится со словами: Родина, страна, край,
родной город, поселок, улица, дом и т. д.
В своей работе я считаю должным научить ребенка понимать, что такое
обязанность (слово надо) и право (слово можно). Знакомлю детей с героями
воин, объясняю почему они стали героями, почему их именами называют улицы
и воздвигают памятники, знакомлю с героями труда, с разными профессиям.
Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны - это и беседы
о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о хороших людях,
чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор
песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр.
Ну и самое главное - личный пример воспитателя и родителей, работа с
родителями в направлении патриотического воспитания (стенды, беседы). При
этом учитываю возрастные особенности детей. Полезными стали рассказы и
беседы с детьми о российской армии, о защитниках, отечества, любви к родному
краю.
Так же мы в своем садике создали в холле большой патриотический уголок,
куда приводим детей и проводим с ними занятия, там собраны хорошие
материаллы про наш город Новосибирск, каким он был, и каким он стал сейчас.
Также собраны материалы про Великую Отечественную Войну.
Детям это очень интересно слушать и рассматривать.
В процессе ознакомления детей с материалом создаю благоприятные условия
для их дальнейшего умственного развития, детям предлагаю и побуждаю их
анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей среде,
повседневной жизни, то, что они слышат от воспитателя или родителей.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим
воспитанием. Дети понимают, что будущие граждане России должны расти
сильными, ловкими и здоровыми.
Из всего этого можно сделать вывод, что комплексный подход к воспитанию у
дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в
необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса.
Комплексный подход - это также взаимосвязь различных средств и методов
воспитания.
Но свою работу по патриотическому воспитанию, но я связываю и с другими
формами ознакомления детей: это и рассматривание картин, чтение книг,
беседы, рассказы, музыка, сюжетно-ролевые игры, дидактические, загадки,
пословицы и т. д.
Все это помогает детям расширять свои знания и развивать патриотические
чувства. Для того, чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят они
должны знать историю своей страны, в этом им помогают родители, без их
помощи мне - воспитателю сложно было бы работать, поэтому большую
методическую работу я провожу с родителями: это консультации, беседы,
наглядный демонстрационный материал, папки для родителей, выставки
рисунков детей, оформление патриотических уголков в которых есть вся
символика государства: герб, флаг, текст гимна, книги о войне, военная
атрибутика.
И конечно, эффективность работы с родителями зависит от психологического
микроклимата и настроя, который налаживается в повседневном общении
между мной и родителями детей моей группы.
Автор статьи: Елькина Светлана Сергеевна.
Воспитатель старшей группы «Смородинка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 171 «Черничка»
630068, г. Новосибирск ул. Пихтовая 2б,
ds_171_nsk@nios.
ru
т. 327-10-30, 327-10-55, 327-12-77